metro

Метро Стокгольма, подземные станции на севере Красной линии — пещерные и классические

Четвёртая серия фотопрогулок по метро Стокгольма посвящена северной части Красной линии (Röda linjen). Здесь есть станции таких же типов, какие встречались в предыдущих сериях — подземные "обычные" и "пещерные".

Эта часть линии строилась в несколько этапов. В 1965-1967 годах была построена ветка Östermalmstorg — Ropsten: 4 станции, 3 из них — подземные, привычного вида, одна — наземная. В 1973–1978 годах было построено ответвление от Östermalmstorg до Ropsten — ещё 6 станций, 5 из которых — пещерного типа (станции вырубленны в гранитных скалах и расписаны разными художниками — каждая по-своему), некоторые из которых — очень красочные.

Начнём прогулку со станции Östermalmstorg (следующая на северо-восток после T-Centralen), где Красная линия раздваивается на две ветки…

[ | ]
Сначала проедем по ветви маршрута T13, ведущей на северо-восток — это более старая и более короткая ветвь (3 станции), затем — по ветви T14, ведущей на север.

[ | ]
1. Östermalmstorg [Ö́стэмальто́рь], 16.05.1965. Подземная станция с двумя боковыми залами и несколькими соединениями между ними. Станция отделана белым и чёрным камнем, путевые стены отделаны монохромными рисунками музыкально-художественной тематики. На этой станции линия разветвляется на две ветки, но, в отличие от всех остальных разветвлений, эта станция имеет не 3 или 4 пути, а всего 2. Впрочем, при 10-минутных интервалах между поездами на ветках, отсутствие дополнительных станционных путей не создаёт никаких проблем.

[ | ]
2. Östermalmstorg.

[ | ]
3. Östermalmstorg, фрагмент оформления путевой стены.

[ | ]
4. Karlaplan [Ка́рлапла́н], 02.09.1967. Подземная станция с двумя боковыми залами и несколькими соединениями между ними. Станция отделана плиткой различных цветов, на одной из путевых стен расположено большое фотопанно в ретро-стиле.

[ | ]
5. Karlaplan, фрагмент оформления одной из путевых стен.

[ | ]
6. Gardet [Йя́дэт], 02.09.1967. Станция аналогичной конструкции. Путевые стены были украшены абстрактными рисунками, а в околоплатформенных стенах была экспозиция всяких жучков, камешков и прочих ископаемых (не знаю, постоянное ли это оформление или экспозиция иногда меняется).

[ | ]
7. Gardet, экспозиция за стёклами в околоплатформенных стенах.

[ | ]
8. Ropsten [Ру́пстэн], 02.09.1967. Конечная станция маршрута T13. Станция частично наземная и надземная, часть станции (на заднем плане) находится внутри скалы

[ | ]
9. Ropsten, фрагмент декоративного оформления станции.

[ | ]
Теперь возвращаемся на станцию Östermalmstorg и далее едем по маршруту T14 — на север. Это более длинная и более новая ветвь, состоящая из 6 станций, 5 из которых — пещерного типа.

[ | ]
10. Stadion [Ста́дион], 30.09.1973. Первая "пещерная" станция в метро Стокгольма. В отличие от пещерных станций Синей линии, освещение здесь смонтировано на низко подвешенной сетке, из-за которой теряется ощущение простора и большого объёма станции. Станция находится рядом с Олимпийским стадионом Стокгольма, построенным к Олимпиаде 1912 года, от которого получила своё название.

[ | ]
11. Stadion, украшение центрального прохода между платформами станции.

[ | ]
12. Tekniska högskolan [Текниска хёгсколан], 30.09.1973. Ещё одна пещерная станция аналогичного типа, но с меньшим расстоянием между платформами. Станция находися рядом с Королевским институтом технологии (Kungliga Tekniska högskolan), от которого получила своё название.

[ | ]
13. Tekniska högskolan, фрагмент художественного оформления станции.

[ | ]
14. Universitetet, 12.01.1975. Следующий этап продления Красной линии на север — опять станции пещерного типа. Станция находится рядом с Университетом Стокгольма, по которому получила своё название. Художественное оформление станции — очень красочное, посвящено университету и истории различных наук. Эта станция заслуживает одного отдельного поста, в трёх-четырёх фотографиях показать её невозможно.

[ | ]
15. Universitetet, один из фрагментов художественного оформления станции.

[ | ]
16. Bergshamra [Барьсха́мра], 29.01.1978. Ещё одна пещерная станция, но с более скромным декором. Путевые стены украшены простой цветной градиентной полосой (аналогичное украшение встречалось и на некоторых других станциях), также станция украшена фотографическими панно в ретро-стиле. Своё название станция получила от района, в котором находится.

[ | ]
17. Bergshamra, оформление одного из торцов станции.

[ | ]
18. Danderyds sjukhus [Да́ндэрюдс шюкхю́с], 29.01.1978. Станция мелкого заложения, частично — однопролётная, частично — с одним рядом колонн около одного из выходов. Своё название станция получила по Дандерюдской больнице, рядом с которой она находится.

[ | ]
19. Danderyds sjukhus, колонная часть станции.

[ | ]
20. Mörby centrum [Мо́рбю се́нтрум], 29.01.1978. Конечная станция маршрута T14. Станция пещерного типа. Стены и своды раскрашены в пастельных тонах, на стенах станции — фотографии строительства станций подобного типа.

[ | →]
21. Mörby centrum, один из выходов станции.

PS. Эта фотопрогулка оформлена в формате краткой пробежки — по 2 фотографии на станцию. На Metrowalks.Ru потом пойдёт полная подборка фотографий каждой станции во всех ракурсах. Если какие-то станции особенно заинтересовали — пишите в комментах, посвящу им отдельные внеочередные посты c большим количеством фотографий.

Дополнительная информация: схема метро Стокгольма на сайте UrbanRail.Net

Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Центральные станции Зелёной и Красной линий

Следующая: Станция Университет

Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: Стокгольм, площадь Stortorget — 3D-панорама

Следующая серия: площадь около королевского дворца — 3D-панорама

Ага, там настолько хорошо и приятно, что хочется возвращаться туда снова и снова. В следующем году хочу повторить. И по метро погулять, и не только по метро, сам город мне тоже очень нравится.
1. И снова меня интересует глубина заложения...) В данном случае станций маршрута Т13. Судя по фото, по типу распределений пассажиропотоков они напоминают пилонные без центрального зала (лондонский тип) аналогичные Чистым прудам и Лубянке до апгрейта, однако имеют почти плоские или сильно приплюснутые потолки свойственные у нас в стране мелкому заложению...

2. Судя по последнему фото (№21) станция Mörby centrum имеет выход в центре зала? Или у меня сложилось такое обманчивое впечатление из-за ракурса?)

3. Вопрос не по метро. Слышал, что на одной из конечных станций северной части красной линии есть пересадка на линию трамвая на которой эксплуатируются старые вагоны. Правда ли это, и если да, то на какой именно? Кстати, сам на этом трамвае не ездил?
1. Ага, ты уже спрашивал. Я тогда ответил, что не знаю, протупил и не выходил там на поверхность. Мне кажется, что поглубже, чем совсем мелкое заложение. Но форма свода — как при строительстве открытым способом. Надо будет съездить ещё раз и проверить.

2. Точно уже не помню. В одном конце там точно нет выхода, а где этот — ровно посередине, или смещён к другому концу станции, но не совсем прижат к концу — уже не помню.

3. Да, верно, её видно на схеме Швандля по ссылке в конце поста. Это
Lidingöbanan, начинается от Ropsten. Я там не ездил, потому что приехал в этот конец линии поздним вечером, было уже темно.
Мне тоже часто хочется снова поехать в Стокгольм. Неспеша побродить по городу и по этим пещерам ранним утром или поздним вечером, когда почти нет народа. В этом году не успелось, к сожалению.
Universitetet, не опечатка.
et и en — это определённые артикли, которые в скандинавских языках пишутся после слова, причём, слитно. В других названиях они тоже часто встречаются, обрати внимание.
Torg-et — площадь, Sluss-en - шлюз, и т.д.
Да, не душно и давки нет.
Говорят, что транспорт в Швеции проектируют таким образом, чтобы в час пик почти не оставалось свободных сидячих мест. Я сначала думал, что это шутка, но потом сам убедился, что это почти чистая правда (разве что только кроме самых центральных пересадочных станций). К региональным поездам железной дороги это тоже относится.
Впрочем, это совсем неудивительно для полумиллионного города, в метро которого более 100 станций, а также имеется большое количество трамвайных (light rail) и автобусных маршрутов.