suomi

Olin Suomessa, matkustin Suomeen laivalla Saimaan kanavan pitkin

Кажется, какая-то высшая сила с помощью всяких поломок и неприятностей уже не первый раз пытается как бы сказать мне: кончай гулять, займись делом, наконец. В предыдущие выходные перед выходом из дома я опять сломал корпус своего GPS-приёмника, едва державшийся на изоленте, умудрился порвать джинсы (повезло, что были запасные, забыл замочить их днём раньше), на улице у меня ветром унесло мою любимую кепочку "Suomi" в дальний угол длинной огороженной парковки (быстро вызволить её не получилось, а лишнего времени не было, поэтому пришлось с ней распрощаться; ну хоть юзерпик остался, и то ладно), а на входе в метро наша доблестная милиция решила проверить у меня документы и регистрацию (первый раз за всю мою жизнь в Питере!), долго тормозя из-за того, что у меня был с собой только загранпаспорт, в котором никакая регистрация не значится в принципе… Я уже мысленно прощался с сорвавшимися планами, но за пару минут до отправления, икая под мысленные проклятия моих пунктуальных друзей eijas и labiva2, всё же, успел заскочить в экспресс-электричку, отправлявшуюся с Финляндского вокзала в Выборг. Через полтора часа мы уже были в Выборге, а ещё через два часа сели на кораблик, отправляющийся из Выборга в Лаппеэнранту по Сайменскому каналу.

Об этом маршруте в России почему-то мало кто знает (большинство пассажиров — финны), но, тем не менее, он открыт для всех желающих. За 45–50€ (плюс всякие портовые и турфирменные сборы) можно совершить увлекательное 5-часовое путешествие по всему Сайменскому каналу и его шлюзам почти из центра Выборга до центра Лаппеэнранты. По пути от Балтийского моря до озера Сайма кораблик проходит 8 шлюзов (5 — на российской территории и 3 — на финской) и поднимается почти на 80 метров. Мне очень понравилось, всем рекомендую. Но лучше плыть не сейчас (до конца навигации осталось несколько дней), а следующим летом, когда будет жарко. Сейчас на верхней палубе, откуда видны все интересности, будет очень холодно, а во внутренних помещениях тесновато для всех пассажиров.

Краткий ликбез о Сайменском канале. Канал был построен финнами в середине XIX века для связи внутренних вод Финляндии через озеро Сайма с Балтийским морем. Длина канала — около 60 километров. Перед 2-й мировой войной эти земли были захвачены у Финляндии Советским Союзом и канал оказался разорванным почти пополам. В 1960-е годы Финляндия взяла канал и прибрежную полосу вокруг него в аренду и провела капитальную реконструкцию канала. На всём протяжении канал обслуживается и финансируется Финляндией. Особый статус этой территории сохраняется до сих пор, в России от Выборга до границы простирается глубокая многокилометровая погранзона из-за близости арендованного канала, пешком и на автомобиле там не попутешествовать… А вот на финском кораблике — запросто.

Кстати, сегодня, 7 сентября, день рождения Сайменского канала — 154 года. Я совершенно случайно попал с этим постом к этой дате, специально не подгадывая. :-)

[ | ]
1. Порт Выборгский находится в Выборге рядом с замком и мостами вокруг него.

[ | ]
2. Финский кораблик Carelia, на котором проходило наше путешествие. Не представляю, как на нём поместилось почти 200 человек. Или слухи наврали?..

[ | ]
3. Выходим из гавани пассажирского порта Выборга. На заднем плане — Выборгский замок. Уже который год стоит в лесах…

[ | ]
4. Так и не выйдя в настоящее открытое море, через несколько минут кораблик заворачивает в Сайменский канал. Многочисленные хреновины, торчащие из воды, обозначают фарватер захода в канал. Этакий слалом получается.

[ | ]
5. Проходим под автомобильным и железнодорожным мостами, ведущими из Выборга. Кстати, этот автомобильный мост сейчас на ремонте, проехать в Финляндию через Выборг невозомжно, можно только по объездной дороге.

[ | ]
6. Третий мост — объездная дорога Выборга. По мосту мчатся в Финляндию многочисленные автомобили…

[ | ]
7. Прошли всего 5 километров, и вот он — первый шлюз. Брусничное (бывш. Juustila). Рядом с одноимённым посёлком Брусничное около Выборга (не путать с МАПП "Брусничное", до него ещё далеко!).

[ | ]
8. Корабль не останавливается перед закрытыми воротами, мост и ворота открываются очень быстро почти перед носом корабля, и он заходит в шлюз без остановки.

[ | ]
9. Кораблик ещё не успел остановиться, а ворота и мост быстро закрываются…

[ | ]
10. …

[ | ]
11. И через несколько минут мы уже подняты почти на 10 метров.

[ | ]
12. Шлюз Брусничное пройден. Рядом кораблики могут заправиться на плавучей заправочной станции "Татнефт".

[ | ]
13. По берегам канала проходит экстремальная автомобильная дорога Выборг — Брусничное — Нуйяма — Лаппеэнранта, известная многим автомобильным путешественникам и шопперам.

[ | ]
14. Ещё через пару километров — следующий шлюз — Искровка (бывш. Särkijärvi).

[ | ]
15. Автомобильный мост над шлюзом — вид снизу.

[ | ]
16. Ворота шлюза крупным планом. Рядом — шкала, по которой виден уровень воды.

[ | ]
17. Шлюз Искровка пройден, движемся дальше.

[ | ]
18. Следующий шлюз — Цветочное (бывш. Rättijärvi). Самый маленький из всех восьми, всего 5.5 метра. Снизу уже виден уровень воды после шлюза.

[ | ]
19. Цветочное, уже наверху.

[ | ]
20. Подходим к четвёртому шлюзу. Илистое (бывш. Lietjärvi). Здесь моста нет. Справа видно старое русло канала до реконструкции 1960-х годов, ныне используемое только как экстренный водосброс.

[ | ]
21. Илистое, вид сверху. Впечатляющая картина: кажется, что позади нас вода заканчивается многометровым обрывом (на самом деле так оно и есть).

[ | ]
22. Последний шлюз на российской территории — Пялли (Pälli). Его имя многим знакомо по названию популярного магазина дьюти-фри около ближайшего погранперехода. В том магазинчике я бывал неоднократно, а вот через шлюз прошёл впервые.

[ | ]
23. Рядом со шлюзом Пялли — паспортный контроль. Автомобильных путешественников и к туристов на этом кораблике он не касается. Вероятно, предназначен он для пассажиров частных судов, которые не проходили пограничный контроль в пассажирском порту Выборга.

[ | ]
24. Пялли, вид сверху.

[ | ]
25. После шлюза Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви (Nuijamaanjärvi) и проходит по нему несколько километров. По этому озеру сейчас проходит граница между Россией и Финляндией.

[ | ]
26. Пока плывём по озеру и на открытой палубе нечего делать, можно посетить караоке по-фински. От русского караоке отличается в корне: нет никаких плазменных панелей с подозрительным репертуаром, всем раздают песенники, ведущий (то есть певец под гитару) называет номер песни, все открывают на нужной странице и поют вместе с ведущим! По-фински, разумеется. Кораблик-то финский. Но некоторые пассажиры поют параллельно и по-русски, если узнают за финскими словами знакомую русскую мелодию. :-)

[ | ]
27. Это уже на финской территории. Тут много таких мостиков: кораблик подходит к нему не тормозя, мост разводится, а после прохода кораблика захлопывается очень быстро. И никакого обслуживающего персонала не видно, в будке видны только камеры и компьютеры, и ни души вокруг.

[ | ]
28. Soskua — шестой шлюз.

[ | ]
29. Этот шлюз был пройден очень быстро. Нам даже показалось, что на финской территории подъём происходит несколько быстрее.

[ | ]
30. Увлекшись финским караоке и чаем с кофе, подход к шлюзу Mustola (Чорное) я пропустил, сфотографировал его только сверху (и изнутри).

[ | ]
31. Подходим к последнему шлюзу — Mälkiä (Мялкиа). Это самый высокий шлюз, высота подъёма — 12.4 метра. Сверху проходит магистральная автомобильная дорога №6. А рядом расположен музей Сайменского канала и прогулочная зона, место семейного отдыха для любителей пофотографировать кораблики, проходящие по каналу. Я там тоже был в прошлом году, покажу в одной из следующих серий.

[ | ]
32. Внутри шлюза Mälkiä. А сверху на мосту остановился велосипедист посмотреть и пофотографировать наш кораблик. На российской части канала такие зрители почти не встречаются, а на финской стороне их очень много.

[ | ]
33. На 12-метровую высоту поднялись очень быстро. Между заходом в шлюз и выходом из него прошло около 10 минут.

[ | ]
34. После шлюза Mälkiä выходим в озеро Saimaa и движемся к порту города Лаппеэнранта. На подходе будет виден торжественно подсвеченный ЦБК на берегу этого озера, но в этот пост он уже не поместился, включу его в одну из следующих серий.

[ | ]
35. Уфф, прибыли в Лаппеэнранту, и почти не замёрзли :-). Первое, что бросилось в глаза — красиво подсвеченный в темноте герб города из цветов на вале крепостной стены. А что ещё мы видели в Лаппеэнранте на следующий день, я покажу в одной из следующих серий.

[ | →]
36. Напоследок — традиционный пруфпик, что я сам там был, а не скачал эти фотографии из альбома Льва :-). Спасибо за внимание!

PS. Сначала хотел включить в этот пост виды Выборга с кораблика, подробные иллюстрации прождения через каждый шлюз, красивые виды берегов канала и прибытие в Лаппеэнранту, но это получилось почти 100 фотографий, поэтому после жёсткой фильтрации осталось только прохождение шлюзов и мостов в кратком виде и совсем чуть-чуть об отправлении. Более подробно покажу Выборг и Лаппеэнранту когда-нибудь позже.

Предыдущая серия путешествий по Финляндии: Музей городской истории Куопио

Следующая серия: Порвоо, 3D-панорама около старинного собора

Кстати, никаких оснований для проверки регистрации тут нет: её может проверять или участковый, или сотрудник паспортной службы при подозрении, что ты проживаешь где-либо более трех месяцев незарегистрированным. Но в метро или на улице (Т.е. там, где это обычно происходит) априори нельзя быть зарегистрированным
Понятно, что нет достаточных оснований и всё это делается ради набивания кошелька. Но от этой коррумпированной и вредительствующей организации я ничего другого не ожидаю и не удивляюсь. Уж сколько раз в жизни приходилось страдать от них, а пользы — ноль.
Но, говорят, какая-то реформа грядёт. Искренне надеюсь, что если в ходе реформы их переименуют в полицию и пошьют им новую форму, ситуация радикальным образом изменится!!!11один
Спасибо за пост. Со стороны все кажется быстро и просто, но для экипажа это достаточно напряженная рутинная работа (я про шлюзование). Сам ходил в моря и не один десяток раз шлюзовался. Хотя, ко всему привыкаешь.
На 26-й картинке "Ладога" с лесом. К скандинавам тоже возили только лес.
Что напряжённая — это точно. От бортов корабля до стен шлюза может оставаться всего по несколько сантиметров, нужно быть предельно точным.
А с лесом там большинство кораблей ходит, как мне показалось. С туристами намного меньше.
Здорово, спасибо за рассказ и фотки! Сразу захотелось туда сплавать.
Буду ждать про Выборг и Лаппеэнранту.
У тебя всегда такие подробные отчеты, что кажется, будто всё видишь своими глазами.

(поправь опечатку в п. 31.)
В следующем году проплывите, вам понравится.
Опечатку поправил, спасибо. Да, ночью надо спать. Хоть и вычитываю текст каждого поста три раза, в такое время внимательность на нуле. %)

Edited at 2010-09-07 16:01 (UTC)
Пятичасовая поездка длилась около пяти часов :-).
По расписанию выход из Выборга в 17:15 (нужно быть в порту за час, чтобы успеть пройти погранконтроль), прибытие в Лаппеэнранту — в 21:45 (по российскому времени это 22:45).
Я тоже недавно о нём узнал, в прошлом году.
На самом деле есть ещё один рейс по этому каналу: Хельсинки — Котка — Лаппеэнранта — Савонлинна, но он не останавливается в российских портах.
Спасибо за фото, довольно познавательно. Сколько по времени занимает вся поездка из Выборга в Лаппеэнранту на этом корабле?

ПС. Сорри за необразованность, Лаппеэнранта это населенный пункт или город?)
Пятичасовая поездка занимает около пяти часов :-). По расписанию выход из Выборга в 17:15 (нужно быть в порту за час, чтобы успеть пройти погранконтроль), прибытие в Лаппеэнранту — в 21:45 (по российскому времени это 22:45).

Лаппеэнранта — большой населённый город. По прошлогодним сведениям из Википедии — 60 тысяч человек, 11-й в стране; по свежим сведениям из Википедии — более 70 тысяч человек, 13-й в стране. Я почему-то не верю в такой прирост населения за год.
Ссылки:
моя фотопрогулка по Лаппеэнранте в прошлом и позапрошлом годах;
статья о Лаппеэнранте в Википедии.
Ага. Эффект усиливают деревья, которые, кажется, растут откуда-то глубоко снизу из-за стен шлюза. Там так получается из-за того, что канал несколько раз круто изгибается с той стороны шлюза.
Пару лет назад тренировались в тех краях на байдарке - решили прохватить и по каналу. дошли до первого шлюза в "Брусничное", объехали тамошние острова.
Неожиданная ситуация возникла, когда вылезли на берег канала перекусить, вытащили байду на камни. Подходит к нам корабль то ли сухогруз, то ли лесовоз, и незаметно так уровень воды поднимается сантиметров на 60-80 и снимает байду с камней. Случайно заметили, метнулись её ловить - и очень вовремя - как только нос корабля прошёл мимо нас уровень воды упал более, чем на метр секунд на 10. То есть корабль, как поршень толкает воду в канале, а за ним, соответственно, разрежение...

Кстати, дополню твой пост своими пятью копейками - Фото этой самой "Карелии" на подходе к шлюзу Цветочный с высоты 80-100 метров:

Ссылка на альбом:
http://fotki.yandex.ru/users/cmapuk-noxa6bl4/album/120351/
Интересная история, поучительная.
Если не секрет, вы на байдарках плавали самостоятельно, или нужна путёвка от какой-нибудь туристско-спортивной организации, завизированная пограничниками? Индивидуальных туристов в погранзоне там не отстреливают?

Фотографии около Цветочного хороши. Видны все разливы вокруг канала и озёр.
Кажется, я знаю точку, откуда велась съёмка. :-)
Обратно — по железной дороге. На станции Вайниккала сели на поезд Хельсинки — Петербург. Но это было на следующий день вечером.
Если надумаешь повторить, имей в виду, что билеты нужно покупать заранее. В Вайниккале нет кассы!
Вот официальный сайт:
http://www.saimaatravel.fi/ru/saimaa_canal.php

Когда гуглил по этой теме, находил и другие тур.агенства, перепродающие билеты на этот кораблик, но все они страдают тем, что набирают группу на какой-то конкретный день раз в месяц. А у "официалов" можно самому купить на любой день.
У меня очень похожие фото есть :) в июне 8-го года проделал тот же маршрут, только с группой и двухдневным туром. Обратно на автобусе привезли. Фото в контакте выложены, адресок могу дать.
спасибо за пост. Прокатиться на кораблике по Сайменской канаве - моя мечта. Может на следующий год...
Кстати, на счёт наблюдающих. Мне кажется, что наличие финнов и отсутсвиие русских обусловленно крайне жёсткими правилами ЭраФии при нахожденее в погранзоне и достаточно лёгкими законами страны тысячи озёр.