metro

Метро Осло, станции центрального тоннеля, общие для всех линий

Планировал показывать метро Стокгольма и Осло не реже раза в месяц, но с Осло опять получилась задержка сама собой почти в пол-года. Попробую исправиться, подготовил следующую серию…

На сегодняшний день в метро Осло примерно 6 линий и более 100 станций.

Cтроительство транспортных систем, которые впоследствии были преобразованы в метро, было начато на рубеже XIX-XX веков. Однако до совсем недавнего времени эти системы не были одной взаимосвязанной сетью: это были и пригородные железные дороги, проходящие из центральной части Осло по разным берегам Осло-фьорда, и линии light rail / скоростного трамвая, и линии, которые с самого начала строились по стандартам метро. Эти линии не были объединены в общую сеть, на них использовался различный несовместимый подвижной состав, разное энергоснабжение (нижний и верхний токосъём), следы чего сохранились до наших дней. В 80-е годы XX века под центром города был построен центральный тоннель для всех линий метро, однако сквозное движение по нему стало возможным лишь в 90-е годы из-за несовместимости подвижного состава и сигнализации до этого времени.

В настоящее время все эти несовместимости были устранены (на момент этой фотосъёмки — почти, а на момент публикации этого поста, наверное, уже окончательно) и станции общего центрального тоннеля сейчас используются равноправно всеми примерно шестью линиями. Почему "примерно"? Потому что линии 4 и 6 (на момент подготовки этого поста) — это на самом деле одна и та же линия, образующая петлю, поезда которой проходят станции центрального тоннеля даже не один раз, а дважды.

Поскольку центральные станции имеют особое значение в метро Осло, хочу уделить им большее внимание, чем всем остальным станциям в других постах. Этот пост посвящён шести центральным станциям примерно по 6 фотографий на станцию.

[ | ]
1. Majorstuen — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. На запад уходят разветвляющиеся пути наземных линий в западную часть города и на кольцо, на восток — в общий для всех линий центральный тоннель.

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Majorstuen_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Majorstuen</a> — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. На запад уходят разветвляющиеся пути наземных линий в западную часть города и на кольцо, на восток — в общий для всех линий центральный тоннель. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. Majorstuen, вид в западном направлении (в сторону развилки).

Majorstuen, вид в западном направлении (в сторону развилки). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. Majorstuen, вид в западном направлении (в сторону въезда в тоннель, над которым находится здание станции).

Majorstuen, вид в западном направлении (в сторону въезда в тоннель, над которым находится здание станции). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. Majorstuen, турникеты.

Majorstuen, турникеты. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. Вид на станцию Majorstuen с переходного мостика (около турникетов и здания станции с предыдущих фотографий).

Вид на станцию Majorstuen с переходного мостика (около турникетов и здания станции с предыдущих фотографий). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. Nationaltheatret — первая подземная станция метро в Скандинавии, открытая 28.07.1928, когда линия Holmenkollbanen была продлена от станции Majorstuen на задад. Станция находится рядом с Национальным театром Норвегии — крупнейшим в стране.

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Nationaltheatret_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Nationaltheatret</a> — первая подземная станция метро в Скандинавии, открытая 28.07.1928, когда линия Holmenkollbanen была продлена от станции Majorstuen на задад. Станция находится рядом с Национальным театром Норвегии — крупнейшим в стране. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Nationaltheatret, поперечный вид.

Nationaltheatret, поперечный вид. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Nationaltheatret, переход над путями.

Nationaltheatret, переход над путями. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. Nationaltheatret, вид из-под перехода над путями.

Nationaltheatret, вид из-под перехода над путями. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. Stortinget — самая центральная станция метро Осло. Расположена рядом с Парламентом Норвегии, от которого получила своё название. Станция была открыта 06.05.1987 (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). На этой станции впервые встретились западные и восточные линии, но объединены в единую сеть они были только в 1995 году.

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Stortinget_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Stortinget</a> — самая центральная станция метро Осло. Расположена рядом с Парламентом Норвегии, от которого получила своё название. Станция была открыта 06.05.1987 (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). На этой станции впервые встретились западные и восточные линии, но объединены в единую сеть они были только в 1995 году. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Stortinget — четырёхпутная станция, является конечной для некоторых маршрутов. Поезда сквозных маршрутов прибывают на центральные пути (на предыдущей фотографии), а на крайние пути (на этой фотографии) прибывают поезда, оборачивающиеся на этой станции (под основными путями).

Stortinget — четырёхпутная станция, является конечной для некоторых маршрутов. Поезда сквозных маршрутов прибывают на центральные пути (на предыдущей фотографии), а на крайние пути (на этой фотографии) прибывают поезда, оборачивающиеся на этой станции (под основными путями). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
15. Stortinget, проход от центральных путей станции к одному из крайних путей.

Stortinget, проход от центральных путей станции к одному из крайних путей. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. Stortinget, переход над путями (к этому переходу примыкают входы на станцию с улицы).

Stortinget, переход над путями (к этому переходу примыкают входы на станцию с улицы). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. Позитивная отделка станционных стен в центральном зале станции Stortinget.

Позитивная отделка станционных стен в центральном зале станции Stortinget. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. В переходах…

В переходах… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Стены станции в одном из боковых залов станции Stortinget.

Стены станции в одном из боковых залов станции Stortinget. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
21. Jernbanetorget — "железнодорожная площадь" (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом. До открытия станции Stortinget и сквозного движения по центральному тоннелю, станция Jernbanetorget была конечной для западных линий.

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Jernbanetorget_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Jernbanetorget</a> — &quot;железнодорожная площадь&quot; (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом. До открытия станции Stortinget и сквозного движения по центральному тоннелю, станция Jernbanetorget была конечной для западных линий. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
22. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
23. Jernbanetorget, поперечный вид.

Jernbanetorget, поперечный вид. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
24. Короткий поезд первой линии (с возможностью верхнего токосъёма) на станции Jernbanetorget. Историческая фотография, такие поезда скоро перестанут ходить в метро Осло. Возможно, на момент публикации этого поста уже и не ходят: по поступившей информации, первая линия сейчас уже полностью закрыта на апгрейд.

Короткий поезд первой линии (с возможностью верхнего токосъёма) на станции Jernbanetorget. Историческая фотография, такие поезда скоро перестанут ходить в метро Осло. Возможно, на момент публикации этого поста уже и не ходят: по поступившей информации, первая линия сейчас уже полностью закрыта на апгрейд. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
25. Grønland (22.05.1966). Это станция с наименьшим пассажиропотоком среди всех центральных станций, поэтому пассажирам рекомендуется пересаживаться с линии на линию именно на ней (хотя они могут это сделать на любой из шести центральных станций).

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Gronland_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Grønland</a> (22.05.1966). Это станция с наименьшим пассажиропотоком среди всех центральных станций, поэтому пассажирам рекомендуется пересаживаться с линии на линию именно на ней (хотя они могут это сделать на любой из шести центральных станций). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
26. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
27. Grønland, выход со станции.

Grønland, выход со станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
28. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
29. Tøyen (22.05.1966) — самая восточная станция из станций общего центрального тоннеля. Здесь разветвляются линии маршрутов 1/2/3/4 (на восток) и 5/6 (на кольцо).

<a href=&quot;http://en.wikipedia.org/wiki/Toyen_(station)&quot; target=&quot;_blank&quot;>Tøyen</a> (22.05.1966) — самая восточная станция из станций общего центрального тоннеля. Здесь разветвляются линии маршрутов 1/2/3/4 (на восток) и 5/6 (на кольцо). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
30. Tøyen — cтанция на три пути. Из большого (двухпутного) зала отправляются поезда всех маршрутов в восточном направлении и на кольцо и прибывают поезда, следующие с восточных линий.

Tøyen — cтанция на три пути. Из большого (двухпутного) зала отправляются поезда всех маршрутов в восточном направлении и на кольцо и прибывают поезда, следующие с восточных линий. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
31. Tøyen, поперечный вид двухпутного зала станции.

Tøyen, поперечный вид двухпутного зала станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
32. Второй (однопутный) зал станции Tøyen.

Второй (однопутный) зал станции Tøyen. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
33. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
34. Поезд 4-й линии на станции Tøyen.

Поезд 4-й линии на станции Tøyen. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
35. Tøyen, вход на станцию через подземный переход.

Tøyen, вход на станцию через подземный переход. © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
36. Tøyen, кассово-турникетный зал станции. Во время моего визита в Осло турникеты на центральных станциях только начинали устанавливать. Наверное, городское руководство перестало надеяться на честность местных жителей в связи с большим притоком иммигрантов.

Tøyen, кассово-турникетный зал станции. Во время моего визита в Осло турникеты на центральных станциях только начинали устанавливать. Наверное, городское руководство перестало надеяться на честность местных жителей в связи с большим притоком иммигрантов. © Игорь Ванин, 2011

PS. Не забывайте эти станции, они ещё будут упомянуты в отдельных обзорах каждой линии. :-)

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Вторая линия (Røabanen — Furusetbanen)

Следующая: Первая линия — Holmenkollbanen, поднимающаяся в горы почти на 500 метров

Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Осло, крепость Акерсхус — 3D-панорама

Следующая серия: Осло, музей кораблей викингов

Я прекрасно понимаю, что уровень жизни в Норвегии высокий и все такое. Но метро производит удручающее впечатление. Похоже на Восточноевропейскую страну из американских фильмов. На меня просмотр навеял состояние тоски и безисходности.
Я в той поездке отснял Копенгаген, Осло и Стокгольм, и мне тоже в этой тройке Осло понравилось меньше двух других — и метро, и город. На окраинных подземных станциях там ещё и пахнет тёмной сыростью. Но не всё так плохо. Например, мне понравилась первая линия, которая тянется в горы, выходя из тоннеля и поднимаясь на 500 метров над уровнем моря. О ней потом подготовлю отдельный рассказ.
Больше всего, пожалуй, меня впечатлили антиптичьи приспособления на светильниках станции Majorstuen, которые хорошо заметны на первой картинке.
На Грёнланд самый светлый потолок, поэтому и понравилась, наверное. А мне больше других понравилась Stortinget, люблю яркие цвета.
Чистота — да, козырной конёк северной европы. За день-вечер, правда, засирается невообразимо, но там хорошо и своевременно моют-убирают..
Весьма интересно было бы увидеть линию 1. Жаль, что она закрылась на реконструкцию...

На фото 33 в туннеле, если я не ошибся, дорожный знак "кирпич"? :о
Кирпич — это мини-дверь на уровне пояса, закрывающая проход для пассажиров.
1-ю линию покажу в скором будущем в урезанном варианте, без шести самых интересных станций на самом верху линии. К сожалению, они были закрыты за несколько дней до моего визита в Осло, а откроются только в 2011 или 2012 году. Остальные были закрыты уже в этом году, хоть что-то успел отснять на этой исторической линии до реконструкции.
Спасибо за репортаж.

Поезд, оборудованный пантографами, в метро с контактным рельсом выглядит столь же необычно, как и вагоны метро при перегонке по железной дороге.)
Ага. А больше всего впечатляет, когда на одной станции поезд отключается от контактного рельса, поднимает пантограф и идёт дальше как трамвай. :-)
Такие фотографии будут в одной из следующих серий.
А в жизни эту картину уже не увидеть, как я понял.
Очень напоминает Нью-Йоркское метро. По фоткам трудно решить какое хуже. У нас даже кажется повеселее. Но ... всё же в "Ослинском" метро есть потолки, и это с моей точки зрения большой плюс!=))
Мне кажется, что очень тяжело сравнивать метро Осло и Нью-Йорка. Очень разные города, отличающиеся по населению в 10 раз, по форме застройки (высотный мегаполис vs большая деревня, растянутая по большой площади на холмах), и метро в этих городах очень разное.
Станции из этого обзора — самые нетипичные. Смотрите следующие серии.
очень понравились станции. если там еще кое-где пахнет темной сыростью и ползают чудесные старые вагоны - вообще чудо.
кого это удручает - те ничего в жизни не понимают, наверно. не видят красоты ровно половины мира.
Старые вагоны уже не ползают с прошлого года, остались только новые белые Сименсы. А тёмной сыростью на подземных станциях пахнет в прямом смысле этих слов: мне показалось, что там проблемы с гидроизоляцией, не хватает вентиляции и очень мало света. На некоторых станциях даже мох растёт на стенах (не в центре).
Моё мнение где-то посередине. Не считаю это метро выдающейся исторической системой, но и удручающим оно мне не кажется. и свои функции выполняет нормально.
А вот товарищь Каганович, наш подземный командир, сразу сказал - нехуй путевой лоток на станциях гравием засыпать, надо бетонировать, ибо так ыстетичнее ;))



Стенки в переходах раскрашивал наркоман, интересных наземных павильонов совсем не наблюдаеццо.
Наземных павильонов там почти нет. Majorstuen — одно из редких исключений. Обычно вход на подземные станции — через подуличные подземные переходы, на наземные станции — с улицы прямо на платформы.