2012blackglasses

Путешествие по Вологодской области (краткий обзор)

На прошедшей неделе экипаж в составе one_in, eijas, labiva2 и Дениса-которого-нет-в-ЖЖ совершил долгожданное путешествие по Вологодской области.

Я уже давно планировал прокатиться по Вологодской области до Великого Устюга и обратно, если найдутся дороги — по кругу, чтобы не проезжать по одной и той же дороге дважды. Круга не получилось, но получилась вытянутая-восьмёрка-на-боку из-за небольшого количества дорог в такой большой области: асфальтовых дорог я насчитал всего около шести. Но несмотря на это, путешествие получилось долгим и насыщенным, за 7 дней (вместо планировавшихся пяти) мы проехали более 3600 километров, посетили большую половину районов области и осмотрели районные центры, по большинству которых я планирую в течение этого года подготовить небольшие фотопрогулки в этом журнале.

Маршрут получился примерно таким: (Петербург — Кириши — Тихвин — Бокситогорск) — Чагода — Устюжна — Череповец [ночёвка] — Шексна — Вологда [ночёвка] — Сокол — Тотьма [ночёвка] — Нюксеница — Великий Устюг [ночёвка] — Кичменгский Городок — Никольск — Бабушкино — (повторно Тотьма — Сокол — Вологда [ночёвка]) — Кириллов — Белозерск [ночёвка] — Липин Бор — Вытегра — (Подпорожье — Лодейное Поле — Волхов — Кировск — Петербург). Подробные фотопосты по этим местам подготовлю позже, а пока небольшой обзор…

Кроме путешественно-фотографической части мы изучили покрытие сетей сотовой связи по Вологодской области, но только вдоль нашей трассы, не углубляясь в "теребутинцы" далеко от трассы, иначе не хватило бы никакого разумного времени объехать всю область. Вдоль автотрасс Мегафон и МТС обеспечивали более-менее приемлимое покрытие (но далеко не сплошное, даже при использовании внешних антенн), а вот Билайн и Теле2 абсолютно не порадовали: автотрассы не покрыты абсолютно, локальные базовые станции встречаются только в районных центрах, да и то не во всех. Всего было отмониторено по предварительным подсчётам около двухсот БС, общая информация о которых со временем появится на сайте "Нетмонитор".

[ | ]
1. На въезде в Вологодскую область встретили какой-то встречный автопробег, участники которого выстроились около въездного знака и загородили собой весь пейзаж. :-)

[ | ]
2. Первый районный центр на нашем пути, самый западный в Вологодской области — рабочий посёлок Чагода.

[ | ]
3. Ничего особенно интересного в Чагоде нет, а известен этот посёлок на всю Россию тем, что в нём производят бутылки для пива Балтика, Степан Разин и других — сотни миллионов бутылок ежегодно. Одним глазом мы глянули на этот завод снаружи…

[ | ]
4. Первый город на нашем пути — Устюжна, расположенный на берегу реки Мологи в устье впадающей в неё реки Ижины. Мы уже были там три года назад по пути из Новгородской области, а на этот раз заглянули сюда только убедиться в наличии сети Теле2 и немного погулять по городу.

[ | ]
5. В Устюжне на каждом шагу можно встретить множество старинных церквей и других достопримечательностей. По этим местам обязательно будет отдельная фотопрогулка.

[ | ]
6. А ещё в Устюжне есть необычные плоские светодиодные светофоры. Не в каждой области встретишь такие!

[ | ]
7. Череповецкому району уделили внимание только за пределами города, в сам Череповец заезжали только на ночёвку. Чтобы полноценно погулять по городу, нужен был бы как минимум один отдельный день, которого у нас не было.

[ | ]
8. Следующий районный центр на нашем пути — посёлок Шексна на реке Шексна. На фото — живописный мост в Шексне через Шексну.

[ | ]
9. Если смотреть с верхней части Шексны на нижнюю, вид получается примерно таким. Есть в этом посёлке и невысокие старые домики, утопающие в зелени, но та фотография не уместилась в лимиты, она войдёт в отдельный пост по Шексне.

[ | ]
10. Самое красивое и интересное, что есть в Шексне — это шлюзы на Шексне, входящей в состав Волго-Балтийского водного пути.

[ | ]
11. Вологодский район, так же, как и Череповецкий, мы изучили только за пределами города. В саму Вологду заезжали только на ночёвки (причём, два раза), на город посмотрели совсем чуть-чуть из окна машины.

[ | ]
12. Но около красивого Вологодского кремля мы, всё же, вышли на несколько минут из машины, чтобы сфотографироваться. (Фотографировал сам себя не я сам, поэтому получился с закрытыми глазами и фокус не на мне, а на башне позади:).

[ | ]
13. Следующий город на нашем пути — Сокол. В этом городе аж два ЦБК, а в остальном он показался мне очень унылым и неприятным (давно некрашенные здания с осыпающейся штукатуркой, ужасно разбитые дороги, утопающие в пыли, полное отсутствие чего-либо красивого и интересного), поэтому я там ничего не фотографировал и даже место второй ночёвки мы перенесли из Сокола обратно в Вологду.

[ | ]
14. После Сокола — Тотьма. Но район вокруг Тотьмы — не Тотёмный и Тотьминский, а почему-то удивительно Тотемский. В самом городе есть много интересных и исторических объектов, которые стоит посмотреть, но как их всех запихнуть в одну эту фотографию — не представляю, поэтому посвящу этому городу отдельный пост.

[ | ]
15. Пёсья Деньга — Тотем Тотьмы. :-)

[ | ]
16. После Тотьмы по пути на Великий Устюг мы заехали в село Нюксеница, которое показалось нам очень динамично развивающимся городком.

[ | ]
17. В Нюксенице мы с удивлением обнаружили аэродром с летающими вертолётами компании Газпром-авиа.

[ | ]
18. Самый дальний, северо-восточный город Вологодской области — Великий Устюг.

[ | ]
19. Количество церквей в Великом Устюге поражает воображение: их там несколько десятков! Имеется и множество других объектов культурного наследия. По Великому Устюгу будет отдельный большой пост.

[ | ]
20. Простые здания, не-церкви, в Великом Устюге тоже поражают воображение. Необычно красиво и аккуратно для небольшого дальнего городка.

[ | ]
21. Рядом с Великим Устюгом якобы находится родина Деда Мороза. Не верьте, всё это обман и провокация: за 8 км от Великого Устюга находится некая резервация за забором, пионерлагерь чистой воды, сосны, песчаные дорожки, деревянные и цементные фигурки медведей. И за входной билет в 425 рублей можно среди всего этого гулять, водить хороводы с мужиком с ватной бородой и обучиться ремёслам экспресс-методом. Фуфло редкостное.

[ | ]
22. Что написать про Кичменгский городок (в просторечии — Кич-городок) — пока не знаю. Если наберётся достаточное количество фотографий, потом покажу его в отдельном посте.

[ | ]
23. Никольск. Википедия сообщает: Город живописно расположен в крутой излучине реки Юг. К числу основных достопримечательностей следует отнести: Сретенский собор 1790—1882 гг., действующую Казанскую церковь (конец XIX в.-нач. XX в.), здания бывшего духовного училища (1882) и земского управления (середина XIX в.). Никольский историко-мемориальный музей поэта А. Я. Яшина. Определённый интерес представляют деревянные постройки, определяющие внешний облик населённого пункта. Дома с мезонинами, балконами c резными балясинами (предположительное время постройки конец XIX — начало XX века). Но показывать этот город и уделять ему хоть какое-нибудь внимание абсолютно не хочется, местные жители полностью испортили впечатление о себе и о городе. Оказывается, в некоторых с[т]ранных городах, таких, как Никольск, человек с фотоаппаратом, фотографирующий на главной площади города (церковь, парк, дом культуры, памятник Ленину, автобусная остановка, местная гостиница и прочая херня) приравнивается к террористу и задерживается без объяснения причин. При въезде в районный центр Никольск наш экипаж догнали на ментовской машине и попросили (очень-очень сильно попросили, угрожая забрать документы, а при нежелании — посидеть пару дней, пока приедет угрозыск) проследовать в местное РОВД за фотографирование. На вопрос, "на каком основании?" — боец не нашелся, что соврать, и так и сказал: "Мне главный велел без вас не возвращаться, вот и все основания". Так товарищ майор Никольского РОВД борется с терроризмом. Ему позвонили бдительные работники автобусной остановки и он отреагировал. И эти люди собираются развивать туризм на местах!

[ | ]
24. Село имени Бабушкина, в просторечии — просто Бабушкино. Известно тем, что в нём родился тот самый имени Бабушкин, именем которого названы улица в Петербурге и станция метро в Москве.

[ | ]
25. Тот самый дом, в котором родился тот самый имени Бабушкин.

[ | ]
26. Затем мы вернулись в Вологду (холостой пробег около 250 километров) и направились в северо-западном направлении. В посёлке Феррапонтово мы внезапно осмотрели Ферапонтов монастырь. Красивое и уютное место, обязательно стоит посмотреть.

[ | ]
27. Город Кириллов — один из самых туристических городов Вологодской области. Здесь есть старинный кремль, он же монастырь.

[ | ]
28. А в остальном Кириллов — обычный небольшой городок сельского вида.

[ | ]
29. Далее едем к Белозерску, и неожиданно (на самом деле — ожидаемо:) упираемся в паром через реку Шексну. До этого дня я видел паромные переправы только в Финляндии.

[ | ]
30. Белозерск.

[ | ]
31. Белозерск (не Белозёрск!) — старинный русский город, старше Москвы. В Белозерске есть кремль за высоким крепостным валом и глубоким рвом.

[ | ]
32. На территории белозерского кремля.

[ | ]
33. И ещё один паром! На этот раз — из Белозерска в сторону Липина Бора. Формально — бесплатный, а на деле пришлось заплатить 200 рублей, чтобы не ждать час.

[ | ]
34. Село Липин Бор (а не Вашкино) — районный центр Вашкинского (а не Липиноборского) района. Маленький посёлок, которому я решил не уделять большое внимание из-за отсутствия времени (впереди нас ждала дорога домой в этот день).

[ | ]
35. В заключении поездки мы проехали через город Вытегра, о котором я уже рассказывал (и показывал). В Вытегре я перефотографировал подводную лодку Б-440, которая в прошлом году по недосмотру была сфотографирована не с той стороны :-). Сам музей мы, к сожалению, не посетили, потому что приехали слишком поздно. Подробную экскурсию по музею подводной лодки можно посмотреть в журнале victorborisov.

[ | →]
36. Кстати, самая дальняя точка нашего маршрута — это граница Вологодской и Архангельской областей. Заехали в Архангельскую область буквально на несколько метров. Хотелось бы так же прокатиться и по Архангельской области, но боюсь, что в ближайшее время это неосуществимо.

Предыдущая серия путешествий по Вологодской области: Вытегра — самый северо-западный райцентр Вологодской области

Следующая серия: То не город, то тьма!

Да, интересного немало, и каждая область интересна по-своему.
Сейчас жалею, что в предыдущие годы в аналогичных путешествиях по Новгородской и Псковской областям и по Карелии не фотографировал так много и не писал отчёты о путешествиях.
Очень интересно. С нетерпением жду дальнейших подробных отчётов.
На будущее: если я в компании не помешаюсь, смело зови. Мне ради таких поездок совершенно не лень до Питера доехать, чтобы оттуда куда-нибудь рвануть :)
А ты в каком направлении ездил, когда не доехал до Тотьмы? Наверное, по М8 Москва — Архангельск?
Мы как раз М8 проигнорировали, потому что совсем не по пути (кроме кусочка, без которого не попадёшь из Вологды на дорогу в Тотьму), хотя там немало интересного.
Круто ты начал путешествовать с появлением автомобиля. У меня к тебе миллион вопросов :)

Как тебе дороги от Вологды до Тотьмы и Устюга? :) Интересно, там что-нибудь изменилось в лучшую сторону или нет.
В каком состоянии дорога от Вытегры до Подпорожья, я помню там кусок грейдера достаточно большой (мы с Кольского там через Вознесенье ехали).
Я только сейчас заценил твой проект нетмонитор, я все забыл или ты не рассказывал - мониторинг делается каким-то специально созданным устройством? Я к чему - на мой взгляд очень актуальна информация по тем местам трассы, где нет связи вообще.
Какие ощущения после Витары и такой большой поездки?
> Круто ты начал путешествовать с появлением автомобиля.

На самом деле начал ещё лет 5–6 назад (на старом-добром ВАЗ-2107), но раньше почти не фотографировал и не писал путевые заметки, увлёкся этим делом только пару лет назад. А вообще у нас бывали похожие путешествия по Новгородской и Псковской областям и югу Карелии, только раза в полтора-два короче. Сейчас жалею, что тогда почти не фотографировал и не писал отчёты о путешествиях.
В последние два года на Жигулях почти не ездил (машинке уже больше 20 лет, боязно на ней уезжать за тысячу км), в основном ездили на Корсе одного моего друга и постоянного попутчика. Эта машинка была поновее и понадёжнее, но менее проходимая и более тесная.

> Какие ощущения после Витары и такой большой поездки?

Ощущения совершенно замечательные. Удобная и комфортная машина, в четвером было не тесно. Хорошая проходимость: на тех небольших отворотках, куда мы заезжали, во многих местах на Жигулях и Опелях мы бы не прошли из-за колеи, камешков и уклона.
Очень нравится мягкость хода по плохому асфальту с ямками и неровными заплатками. Большие колёса — это хорошо.
Не очень понравилась тряска на грейдерных грунтовках с гребёнкой / стиральной доской, но уж точно не хуже, чем на старых машинах, хотя я и ожидал лучшего.
В настоящие говны не заезжали (всё высохло на этой жаре), поэтому о возможностях выезда из жижи ничего не скажу. А понижающую передачу несколько раз пробовал, разворачиваясь в узких неровных местах поперек колеи.
Выбирая модель, долго думал, брать с двухлитровым двигателем или 2.4. Выбрал 2.4, не жалею. Когда в машине 1–2 человека, тогда это не так важно, наверное. Но когда в машине четверо и полный багажник вещей, чувствую, что двухлитрового двигателя точно не хватило бы для достаточной динамики на трассе.
> Как тебе дороги от Вологды до Тотьмы и Устюга? :)

На всём протяжении асфальт.
М8 от Вологды до поворота на Тотьму в среднем хороша, за исключением небольшого участка с огромным количеством наслоившихся заплаток в районе Сокола. Прямо сейчас ведутся работы по ремонту (переасфальтирование верхнего слоя), расширению местами до трёх полос, подсыпанию обочин, новое покрытие пока идеальное. Между Вологдой и Соколом высокий трафик (днём ехать некомфортно, ночью — приемлимо), в остальных местах — пустынно.
Дороги Чекшино — Тотьма — В.Устюг, Тотьма — Никольск и В.Устюг — Никольск примерно одинаковые. Местами асфальт приемлимый (несколько раз разгонялись до 130, если задумаешься/заговоришься и не смотришь на спидометр, хотя я не сторонник превышений), местами много ямок и многослойных заплаток, трясучка, тогда скорость получалась 60-80. Витара проходит такой асфальт очень хорошо благодаря большим колёсам, а на более простых легковушках было бы очень некомфортно.
Что интересно: видимо, несколько лет назад эти дороги местами реконструировали с изменением трассировки. По какой-то старой карте в Ozi было видно, что трассировка совпадает меньше, чем на 50%: кое-где трек проходит как нарисовано на картах, а кое-где GPS-трек дороги делает резкий изгиб от изображения на карте и обходит кучу деревень на расстоянии нескольких километров. Это касается не только названных дорог на востоке области, но и дороги Вологда — Кириллов — Липин Бор — Вытегра, например.
Кое-где нам были нужны именно старые участки дорог (спасибо мегафоновскому планировщику по Вологодчине, расставившему почти все БС не вдоль новой дороги, а по деревням). Старые участки прослеживаются, но зарастают и деградируют. В некоторые деревни заезжали с трудом, не всякая легковушка пройдёт.

> В каком состоянии дорога от Вытегры до Подпорожья, я помню там кусок грейдера достаточно большой (мы с Кольского там через Вознесенье ехали).

С прошлого года — без изменений (мы там в прошлом августе ездили, до вашего путешествия на Кольский): есть несколько кусочков хорошего асфальта, но в основном большие участки не очень ухоженного грейдера с гребёнкой / стиральной доской.
Если смотреть "треугольник" на въезде в Вознесенье, то его южная сторона (Вытегра — Подпорожье без заезда в Вознесенье) совсем деградировала и выглядит непроезжей (говорят, там совсем никто не ездит уже), а восточный въезд в Вознесенье очень раздолбался: много глубоких ям, 20-30 км/ч.
> Я только сейчас заценил твой проект нетмонитор, я все забыл или ты не рассказывал - мониторинг делается каким-то специально созданным устройством?

Когда я активно интересовался этим вопросом в 2001—2005, большинство телефонов имело функцию "netmonitor" AKA "developer menu", "field test", etc., заложенную производителем, только нужно знать хитрый способ по её открытию. Обычно показывается более-менее подробная информация по обслуживающей соте, несколько менее подробная информация по соседям, в режиме разговора можно видеть примерное расстояние до БС, этого обычно хватает, чтобы заметить и найти новые станции.
Как с этими возможностями обстоят дела сейчас в современных телефонах — не в курсе, давно не интересовался.
Я для этого дела остановился на Сименсовских телефонах как наиболее удобных. До сих пор использую M55. 55-я серия Сименсов была хороша тем, что для неё есть огромное количество нестандартных патчей к стандартной прошивке. Мы используем возможность чтения любой области памяти телефона через кабель и анализируем в реальном времени на ноутбуке с картами и базой данных по известным станциям.

> Я к чему - на мой взгляд очень актуальна информация по тем местам трассы, где нет связи вообще.

К сожалению, это очень тяжело изобразить на картах. На это влияет не только количество базовых станций по трассе, но и высота подвеса антенн, их направления и углы наклона, ширина луча в горизонтальной и вертикальной плоскости, излучаемая мощность, особенности рельефа местности. Бывает, что в 35 километрах от БС можно звонить и говорить, а бывает, что отъехал от станции на пару километров, и уже никакой связи нет.
Мы в базе учитываем только места расположения БС и направления антенн (ну и идентификационную информацию, разумеется), остальное учесть никаких сил не хватит.
Но вообще обычно понятно, что когда видишь на карте одного оператора БС каждые 10–20 км, а у другого — только в райцентрах через 50 км, наличие дыр у последнего будет очевидным.

Интересный и красочный рассказ получился :) В Устюжне за этот год я уж трижды был - проездом из Новгородской :) Все ищу там сувенирный магазин безуспешно - колоритный магнитик на холодильник купить негде!
Как сейчас дорога между Пестовым и Устюжной? Я там ездил единственный раз в 2007 году, тогда на стыке областей был жуткий танкодром, местами со скоростью не более 10 км/ч. Жуткая бетонка с наложенными поверх многочисленными слоями асфальта, которые очень активно облезали и местами образовывались ямы в асфальте, где можно было запросто посадить машину на брюхо.
А я по этой дороге больше не езжу)) В прошлом году была жесть. Теперь езжу по дороге Устюжна-Сандово (там очень хорошая бетонка), и с нее сворачиваю в сторону Пестово. Моя деревенька там рядом.
Точнее это дорога из Вологодской в Новгородскую, проходящая через Тверскую)) Там действительно большой кусок абсолютно убит, есть и около 2км просто по полевой колее, дорогой это даже не назвать (граница областей). Я так езжу, потому что во-первых - по убитому асфальту ехать не приходится (сначала по бетонке, потом по грейдеру немного), а во-вторых - так короче.

Собственно, вот -

Посмотреть на Яндекс.Картах

так оно понятнее, почему еду по сандовской :)
Мы были зимой в Великом Устюге - это прикольнее :-)
Жеские морозы, снега до фига, пар из деревянных домов и куча замечательных церквей...
В тот год приезжал Путин, но мы в день его приезда успели свалить из города, а то ментов там стало до фига :-)

Фотки и путешествие у вас вышла отличное!
А чего прикольного в жёстких морозах? Лично мне приятнее жаркая солнечная погода и кондиционер, чем дубак и зимняя темнота. А церкви летом не менее замечательные. :-)
Вы на машине ездили или по кривой железной дороге? Сколько времени там провели?
Согласен, что летом путешествовать значительно приятнее и веселее. Но, Великий Устюг - это "родина Деда Мороза". Соответственно, правильнее посещать его зимой, во всей его холодной красе. А то получается, как у нас, в Сочи (летнем курорте) проводить зимние олимпийские игры. Ну не пиздец ли? :-)
Ага, доехал не только до Вологды, но и намного дальше, но, к сожалению, по самой Вологде совсем не гуляли, только покатались на машине около часа по разным районам и у кремля вышли минут на 5–10. Надо будет потом когда-нибудь съездить погулять целенаправленно по Вологде и Череповцу.

Помнил, что ты родом из Вологодской области, но забыл тогда, из Вологды или из другого города, поэтому не знал, из какого города посылать виртуальный привет. :-)
(сегодня за чаем-кофе уже запомнил, теперь не забуду:)

А ты в Кириллове каталась?
Спасибо большое. Получила неимоверное удовольствие. Мои корни в этих землях. Нашла ваш дневник по запросу "имени Бабушкина"; теперь буду читать регулярно)
Не совсем заслуженно обижен город Сокол. Да, это маленький городок (по нынешним меркам, больше похожий на большую деревню), да, у нас ужасные дороги, и кажется, что совсем ничего интересного. Однако, это очень уютный и по-своему милый городок. Здесь хорошо жить семьей (тихо и спокойно). Здесь и люди немного другие, не такие как в большом городе (гораздо чаще помогают и поддерживают друг друга). У нас есть много детских площадок, есть даже два фонтана (пусть и маленькие). Можно очень много перечислять то, что нам нравится в Соколе и за что мы его любим.