metro

Метро Осло - вторая линия (Røabanen - Furusetbanen)

Захотелось немного отвлечься от работы над фотографиями метро Москвы и Стокгольма, начал разбирать фотографии метро столицы Норвегии - Осло.

Прошлый раз в обзорном посте по метро Осло оно было представлено со всех сторон, очень разнообразно: с каждой линии - по-чуть-чуть. Напомню, что метро в Осло (Tunnelbane или T-bane) развивалось с конца XIX века из нескольких несвязанных транспортных систем (пригородные железные дороги, light rail, трамвай, некоторые линии сразу строились по стандартам метро); к концу XX века было завершено объединение всех линий в единую сеть с общим тоннелем под центром города, а через некоторое время центральная часть была замкнута в кольцо, от которого отходят 8 радиусов, из которых сформировано 5 линий с номерами 1..6.

Этот и следующие посты хочу построить по другой схеме - как фотомарафон: каждой линии будет посвящён отдельный пост, в который будет включено по одной фотографии каждой линии, фотографий наиболее интересных станций - по две (так, чтобы не превысить "плёночный" лимит в 36 фотографий).

В качестве самой показательной линии в первую очередь хочу показать линию 2, радиусы которой называются Røabanen и Furusetbanen (или, по конечным станциям, Østerås - Ellingsrudåsen) (на востоке). Линия Røabanen (на западе) - полностью наземная. Первые станции появились в 1912 году, большинство станций было построено с 1935 до 1951 года как пригородная железная дорога, а в 1995 году эта линия была реконструирована и приведена к стандартам метро. Линия Furusetbanen строилась с 1970 до 1981 года сразу по стандартам метро; большинство станций здесь подземные (но прежде чем попасть на новый подземный участок, поезда проходят несколько станций, общих с двумя другими линиями, построенными намного раньше).

Перед просмотром рекоменую ознакомиться со схемой метро Осло на сайте UrbanRail.Net (там же можно прочитать более подробно историю формирования ослинского метро и его линий).

Чтобы не повергнуть зрителей в шок после фотопрогулок по метро Москвы и Стокгольма, сразу предупреждаю, что особой красоты от станций метро Осло не ждите. Подземные станции имеют некоторые элементы художественного оформления, но в целом они очень мрачны (там темно, сыро и несвежо). Наземные станции раньше выглядели очень похоже на платформы наших пригородных электричек; при реконструкции линии многие станции были заново построены из монолитного железобетона, который абсолютно никак не отделан, что в целом выглядит необычно для нашего взгляда, но вполне прилично и практично, и штукатурка нигде не отваливается ввиду её отсутствия.

[ | ]
1. Østerås [Öстерос] (дата открытия - 16.11.1972). Конечная станция в западной части города, около 9 километров от центра города по прямой (реально путь получается несколько больше).


[ | ]
2. Østerås - тупиковая станция, перекрёстный съезд находится перед станцией. Обычно используется только один путь.


[ | ]
3. Lijordet (дата открытия - 03.12.1951).


[ | ]
4. Lijordet - прямо на станции растут вот такие красивые кусты с ягодами. :-)


[ | ]
5. Eiksmarka [А́йксмарка], вид в сторону центра города. Ширины территории, выделенной для метро, не хватило для распололожения двух платформ напротив, вторая платформа расположена со смещением.


[ | ]
6. Eiksmarka, вид в западном направлении.


[ | ]
7. Ekraveien [Экрава́йен] (дата открытия - 22.12.1948).


[ | ]
8. Røa [Рёа] (дата открытия - 24.01.1935). Вид с перехода над путями. До 1948 года станция была конечной.


[ | ]
9. Hovseter [Хувсэтэр] (дата открытия - 24.01.1935).


[ | ]
10. Holmen [Хольмен] (дата открытия - 24.01.1935).


[ | ]
11. Makrellbekken (дата открытия - 24.01.1935). Вид с автомобильного моста над путями.


[ | ]
12. Makrellbekken. Вот так наземные станции метро выглядят "снаружи" - с улиц и пешеходных дорожек (станция - под мостом).


[ | ]
13. Smestad. Эта станция открылась в 1912 году как часть другой линии, а Røabanen ответвилась от неё в 1935 году. В настоящее время эта станция обслуживает линии 2 и 6. Что интересно, развилка между линиями сделана с пересечением путей в одном уровне (к сожалению, не удалось сфотографировать это место, потому что оно находится в середине длинного перегона).


[ | ]
14. Borgen (дата открытия - 17.11.1912, вместе с Smestad).


[ | ]
15. Majorstuen (31.05.1898). Станция, где все западные линии сходятся вместе и уходят под землю в общий центральный тоннель. Эта станция больше похожа не на метро, а на старый железнодорожный вокзал с множеством ветвящихся путей (собственно, им она и являлась в первой половине XX века).


[ | ]
16. Nationaltheatret (28.07.1928) - первая подземная станция метро в Скандинавии. Здесь ограничимся одной фотографией, потом сделаю отдельный подробный пост по шести центральным станциям метро Осло.


[ | ]
17. Stortinget (06.05.1987) (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). Четырёхпутная станция (для некоторых маршрутов она является конечной, но ко 2-й линии это не относится). На этой станции впервые встретились западные и восточные линии, но объединены в единую сеть они были только в 1995 году. Эту станцию потом посмотрим более подробно в отдельном посте по шести центральным станциям метро Осло.


[ | ]
18. Jernbanetorget - "железнодорожная площадь" (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом.


[ | ]
19. Grønland [Грёнланд] (22.05.1966).


[ | ]
20. Tøyen [Тö́йен] (22.05.1966). Станция на три пути. Здесь разветвляются линии маршрутов 1/2/3/4 (на восток) и 5/6 (на кольцо). Эту станцию тоже потом изучим более подробно в отдельном посте.


[ | ]
21. Ensjø [Э́ншё] (22.05.1966). На фото - тоннель в сторону следующей станции - Helsfyr. Рельеф города Осло очень сложен: бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель, а бывает наоборот - пути перед станцией идут по поверхности, а сама станция находится под землёй.


[ | ]
22. Helsfyr (с 18.12.1923 - станция трамвайной линии, метро - с 22.05.1966). Эта станция является конечной для некоторых поездов 1-й линии (некоторые идут дальше, а некоторые не доходят и досюда:), а также промежуточной станцией линий 2, 3 и 4.


[ | ]
23. Brynseng (с 18.12.1923 - станция трамвайной линии, метро - с 22.05.1966) - станция с богатым путевым развитием. Здесь, в восточной части города, разветвляются линии 2/3 и 4. На станции 4 пути и 3 платформы (хотя, казалось бы, можно было обойтись только двумя островными платформами). Разветвление линий выполнено в разных уровнях (на фото 2-й путь подныривает под третьим, примыкающим к первому).


[ | ]
24. Hellerud. С 10.01.1926 это была станция трамвайной линии, которая с 29.10.1967 была преобразована в линию метро (нынешняя 4-я линия). В настоящее время на этой станции разветвляются линии 4 и 2.


[ | ]
25. Hellerud - разветвление 2-й и 4-й линий за станцией.


[ | ]
26. Tveita [Тва́йта] (18.11.1970). Наземная (крытая) или частично подземная станция, встроенная в здание торгового центра.


[ | ]
27. Tveita, поперечный вид.


[ | ]
28. Haugerud (18.11.1970).


[ | ]
29. Trosterud (15.12.1974). Частично наземная (крытая), частично подземная станция, прямо за которой начинается тоннель.


[ | ]
30. Trosterud, наземный конец станции.


[ | ]
31. Lindeberg (19.02.1978) - подземная станция.


[ | ]
32. Lindeberg, элемент декоративного оформления станции.


[ | ]
33. Furuset [Фюрусэ́т] (19.02.1978). Станция с необычайным художественным оформлением в чёрно-белых тонах. Станция, по которой названа эта линия.


[ | ]
34. Furuset, поперечный вид. Хорошо видно декоративное оформление станции.


[ | ]
35. Ellingsrudåsen (08.11.1981) - конечная станция на восточном конце 2-й линии. Уникальна тем, что не имеет выхода на поверхность в привычном смысле: эскалаторов и лестниц нет! Выйти можно только поднявшись на лифтах.


[ | ]
36. Ellingsrudåsen, система ветвящихся наклонных коридоров на выходе со станции.


Вот и всё, самая показательная линия метро Осло осмотрена. В следующих сериях будут аналогичные фотопробежки по остальным линиям метро Осло (некоторые из которых совсем не похожи на эту), а в одной из серий подробно рассмотрим станции центрального тоннеля, общие для всех пяти линий.

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Метро Осло - краткий обзор

Следующая: Станции центрального тоннеля, общие для всех линий


Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Парк скульптур Вигеланда (тысячи обнажённых скульптур мужчин, женщин и детей)

Следующая серия: Крепость Акерсхус

  • Музыка: X-Dream - Screw (The Truth)
Голый монолитный железобетон со следами деревянной опалубки — это не декоративный элемент, а просто неспрятанный элемент конструкции, очень распространённая практика в северной Европе. В метро Копенгагена, например, так выглядят многие наземные станции на эстакаде.

Протечки поверх художественного оформления — стыд, конечно же, но там такое оформление, которого не жалко. :-)