metro

Метро Осло - вторая линия (Røabanen - Furusetbanen)

Захотелось немного отвлечься от работы над фотографиями метро Москвы и Стокгольма, начал разбирать фотографии метро столицы Норвегии - Осло.

Прошлый раз в обзорном посте по метро Осло оно было представлено со всех сторон, очень разнообразно: с каждой линии - по-чуть-чуть. Напомню, что метро в Осло (Tunnelbane или T-bane) развивалось с конца XIX века из нескольких несвязанных транспортных систем (пригородные железные дороги, light rail, трамвай, некоторые линии сразу строились по стандартам метро); к концу XX века было завершено объединение всех линий в единую сеть с общим тоннелем под центром города, а через некоторое время центральная часть была замкнута в кольцо, от которого отходят 8 радиусов, из которых сформировано 5 линий с номерами 1..6.

Этот и следующие посты хочу построить по другой схеме - как фотомарафон: каждой линии будет посвящён отдельный пост, в который будет включено по одной фотографии каждой линии, фотографий наиболее интересных станций - по две (так, чтобы не превысить "плёночный" лимит в 36 фотографий).

В качестве самой показательной линии в первую очередь хочу показать линию 2, радиусы которой называются Røabanen и Furusetbanen (или, по конечным станциям, Østerås - Ellingsrudåsen) (на востоке). Линия Røabanen (на западе) - полностью наземная. Первые станции появились в 1912 году, большинство станций было построено с 1935 до 1951 года как пригородная железная дорога, а в 1995 году эта линия была реконструирована и приведена к стандартам метро. Линия Furusetbanen строилась с 1970 до 1981 года сразу по стандартам метро; большинство станций здесь подземные (но прежде чем попасть на новый подземный участок, поезда проходят несколько станций, общих с двумя другими линиями, построенными намного раньше).

Перед просмотром рекоменую ознакомиться со схемой метро Осло на сайте UrbanRail.Net (там же можно прочитать более подробно историю формирования ослинского метро и его линий).

Чтобы не повергнуть зрителей в шок после фотопрогулок по метро Москвы и Стокгольма, сразу предупреждаю, что особой красоты от станций метро Осло не ждите. Подземные станции имеют некоторые элементы художественного оформления, но в целом они очень мрачны (там темно, сыро и несвежо). Наземные станции раньше выглядели очень похоже на платформы наших пригородных электричек; при реконструкции линии многие станции были заново построены из монолитного железобетона, который абсолютно никак не отделан, что в целом выглядит необычно для нашего взгляда, но вполне прилично и практично, и штукатурка нигде не отваливается ввиду её отсутствия.

[ | ]
1. Østerås [Öстерос] (дата открытия - 16.11.1972). Конечная станция в западной части города, около 9 километров от центра города по прямой (реально путь получается несколько больше).


[ | ]
2. Østerås - тупиковая станция, перекрёстный съезд находится перед станцией. Обычно используется только один путь.


[ | ]
3. Lijordet (дата открытия - 03.12.1951).


[ | ]
4. Lijordet - прямо на станции растут вот такие красивые кусты с ягодами. :-)


[ | ]
5. Eiksmarka [А́йксмарка], вид в сторону центра города. Ширины территории, выделенной для метро, не хватило для распололожения двух платформ напротив, вторая платформа расположена со смещением.


[ | ]
6. Eiksmarka, вид в западном направлении.


[ | ]
7. Ekraveien [Экрава́йен] (дата открытия - 22.12.1948).


[ | ]
8. Røa [Рёа] (дата открытия - 24.01.1935). Вид с перехода над путями. До 1948 года станция была конечной.


[ | ]
9. Hovseter [Хувсэтэр] (дата открытия - 24.01.1935).


[ | ]
10. Holmen [Хольмен] (дата открытия - 24.01.1935).


[ | ]
11. Makrellbekken (дата открытия - 24.01.1935). Вид с автомобильного моста над путями.


[ | ]
12. Makrellbekken. Вот так наземные станции метро выглядят "снаружи" - с улиц и пешеходных дорожек (станция - под мостом).


[ | ]
13. Smestad. Эта станция открылась в 1912 году как часть другой линии, а Røabanen ответвилась от неё в 1935 году. В настоящее время эта станция обслуживает линии 2 и 6. Что интересно, развилка между линиями сделана с пересечением путей в одном уровне (к сожалению, не удалось сфотографировать это место, потому что оно находится в середине длинного перегона).


[ | ]
14. Borgen (дата открытия - 17.11.1912, вместе с Smestad).


[ | ]
15. Majorstuen (31.05.1898). Станция, где все западные линии сходятся вместе и уходят под землю в общий центральный тоннель. Эта станция больше похожа не на метро, а на старый железнодорожный вокзал с множеством ветвящихся путей (собственно, им она и являлась в первой половине XX века).


[ | ]
16. Nationaltheatret (28.07.1928) - первая подземная станция метро в Скандинавии. Здесь ограничимся одной фотографией, потом сделаю отдельный подробный пост по шести центральным станциям метро Осло.


[ | ]
17. Stortinget (06.05.1987) (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). Четырёхпутная станция (для некоторых маршрутов она является конечной, но ко 2-й линии это не относится). На этой станции впервые встретились западные и восточные линии, но объединены в единую сеть они были только в 1995 году. Эту станцию потом посмотрим более подробно в отдельном посте по шести центральным станциям метро Осло.


[ | ]
18. Jernbanetorget - "железнодорожная площадь" (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом.


[ | ]
19. Grønland [Грёнланд] (22.05.1966).


[ | ]
20. Tøyen [Тö́йен] (22.05.1966). Станция на три пути. Здесь разветвляются линии маршрутов 1/2/3/4 (на восток) и 5/6 (на кольцо). Эту станцию тоже потом изучим более подробно в отдельном посте.


[ | ]
21. Ensjø [Э́ншё] (22.05.1966). На фото - тоннель в сторону следующей станции - Helsfyr. Рельеф города Осло очень сложен: бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель, а бывает наоборот - пути перед станцией идут по поверхности, а сама станция находится под землёй.


[ | ]
22. Helsfyr (с 18.12.1923 - станция трамвайной линии, метро - с 22.05.1966). Эта станция является конечной для некоторых поездов 1-й линии (некоторые идут дальше, а некоторые не доходят и досюда:), а также промежуточной станцией линий 2, 3 и 4.


[ | ]
23. Brynseng (с 18.12.1923 - станция трамвайной линии, метро - с 22.05.1966) - станция с богатым путевым развитием. Здесь, в восточной части города, разветвляются линии 2/3 и 4. На станции 4 пути и 3 платформы (хотя, казалось бы, можно было обойтись только двумя островными платформами). Разветвление линий выполнено в разных уровнях (на фото 2-й путь подныривает под третьим, примыкающим к первому).


[ | ]
24. Hellerud. С 10.01.1926 это была станция трамвайной линии, которая с 29.10.1967 была преобразована в линию метро (нынешняя 4-я линия). В настоящее время на этой станции разветвляются линии 4 и 2.


[ | ]
25. Hellerud - разветвление 2-й и 4-й линий за станцией.


[ | ]
26. Tveita [Тва́йта] (18.11.1970). Наземная (крытая) или частично подземная станция, встроенная в здание торгового центра.


[ | ]
27. Tveita, поперечный вид.


[ | ]
28. Haugerud (18.11.1970).


[ | ]
29. Trosterud (15.12.1974). Частично наземная (крытая), частично подземная станция, прямо за которой начинается тоннель.


[ | ]
30. Trosterud, наземный конец станции.


[ | ]
31. Lindeberg (19.02.1978) - подземная станция.


[ | ]
32. Lindeberg, элемент декоративного оформления станции.


[ | ]
33. Furuset [Фюрусэ́т] (19.02.1978). Станция с необычайным художественным оформлением в чёрно-белых тонах. Станция, по которой названа эта линия.


[ | ]
34. Furuset, поперечный вид. Хорошо видно декоративное оформление станции.


[ | ]
35. Ellingsrudåsen (08.11.1981) - конечная станция на восточном конце 2-й линии. Уникальна тем, что не имеет выхода на поверхность в привычном смысле: эскалаторов и лестниц нет! Выйти можно только поднявшись на лифтах.


[ | ]
36. Ellingsrudåsen, система ветвящихся наклонных коридоров на выходе со станции.


Вот и всё, самая показательная линия метро Осло осмотрена. В следующих сериях будут аналогичные фотопробежки по остальным линиям метро Осло (некоторые из которых совсем не похожи на эту), а в одной из серий подробно рассмотрим станции центрального тоннеля, общие для всех пяти линий.

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Метро Осло - краткий обзор

Следующая: Станции центрального тоннеля, общие для всех линий


Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Парк скульптур Вигеланда (тысячи обнажённых скульптур мужчин, женщин и детей)

Следующая серия: Крепость Акерсхус

  • Музыка: X-Dream - Screw (The Truth)
1. Имеют ли линии метро в Осло названия или их принято различать по номерам?

2. Насколько глубоко заложение подземных станций метро? При просмотре фотогорафий мне показалось что все подземные станции за исключением Ellingsrudåsen мелкого заложения. Ellingsrudåsen же мне почему-то напомнила станции глубокого заложения Хельсинки вырубленные в скалах.

3. Изходя из фото в Ослинском метро почти все станции (в т. ч. и подземные) принято строить с боковыми платформами? Так ли это? Есть ли в Осло станции с островной платформой? Если есть то насколько их много и различаются ли они по типам (пилонные, колонные, односводчатые)?

Кстати, не заметил второй путь на станции Grønland, она одна из немногих островных на этой линии?

4. Насколько я понял станция Helsfyr является конечной для поездов линии 1, поезда линий 2, 3 и 4 идут дальше. Как оборачиваются на этой станции поезда линии 1?

5. Где находится третий путь на станции Tøyen? Для него построен отдельный зал?

Спасибо за фото, довольно познавательно. С нетерпением жду продолжения...)
1. Названия есть у радиусов (в данном случае - Røabanen и Furusetbanen), но их я видел только в Интернет. Обычно указывается номер маршрута и название конечной станции (на самих поездах, на указателях на станциях, на табло с временем прибытия, и т.п.).
Названия радиусов - исторические и не меняются. Номера линий (маршрутов) могут меняться. Пока не было кольца, нумерация была другой. В будущем (к 2011?) должны построить пути с 5-й линии в северную часть кольца, тогда 3 и 5 линии опять перетасуют между собой.

2. Все подземные - очень мелкие, немного глубже уровня земли. Или один из концов станции выходит на поверхность, а второй - в тоннеле, рельеф города очень сложный. Выход обычно без эскалаторов, по нескольким ступенькам или по наклонному коридору.
Ellingsrudåsen по конструкции не пещерная, там потолки из монолитного железобетона. Предполгаю, что строилась она также открытым способом в котловане, но не уверен. Глубину оценить затрудняюсь, там выход только через лифт.
Есть ещё одна такая же гранитно-бетонная станция на 5-й линии, но там наверх не выходил.

3. Боковые платформы - почти везде. Подозреваю, что это - наследие от бывших пригородных и трамвайных линий.
Станций с островной платформой есть три штуки на кольце (построены в 2003-2006 годах), одна - подземная с одним рядом колонн и плоским потолком (мелкая, значит), две - наземные.
На Grønland второй путь и платформа не видны из-за рекламы справа. :-)

4. На Helsfyr для оборота есть дополнительный путь после зала станции, уже на улице.

5. На Tøyen третий путь в отдельном зале. Туда прибывают поезда с кольца и 5-й линии. Подозреваю, что его пристроили позже, потому что там есть пути и стрелки для прибытия оттуда и в основной зал тоже.
Да, на Ellingsrudåsen во-первых потолок не пищерный, во-вторых сама конструкция станции ближе к односводчатым, поэтому мое сравнение с Хельсинки не вполне удачное... :)

Ещё раз спасибо...)
Спасибо. Оч. интересно. Некоторые станции похожи на наши ДЖД станции )) Может метро таким и должно быть? Зато оно есть. А у нас вот в где ни-будь в Купчино его нет и никогда не будет (
Думаю, что метро Осло - это совсем не то метро, на которое стоит равняться.
Это только недавно они соорудили нечто работоспособное, а до 1995 года у них была несвязанная система с несовместимым подвижным составом даже по энергоснабжению и сигнализации. 15-минутный интервал - это абсолютно не то, что нужно мегаполису типа нашего. У них там население в 10 раз меньше, а в 2-3 километрах от центра начинается редкая одноэтажная застройка. А этот 15-минутный интервал увеличить почти невозможно, топология сети не позволяет: в центре города все 6 марштуров загнаны в общий двухпутный тоннель, где интервал получаются порядка двух минут. Некоторые линии и станции рассчитаны на двух-трёх-вагонные поезда, больше не помещается. Представляешь, что будет, если наше Купчино обслуживать таким метро? Оно тут же захлебнётся. А если добавить к этой наземной системе традиционное российское раздолбайство и нежелание убирать снег (авось сам скоро растает), эта система встанет в первый же снегопад.

А какие станции показались тебе похожими на ДЖД?
Вот это очень порадовало. Не уверен нащет целесообразности использования в качестве декоративного элемента голого бетона со следами опалубки, но хоть оригинально, по крайней мере.



Протечки поверх художественного оформления - йобаный стыд, конешно.



Голый монолитный железобетон со следами деревянной опалубки — это не декоративный элемент, а просто неспрятанный элемент конструкции, очень распространённая практика в северной Европе. В метро Копенгагена, например, так выглядят многие наземные станции на эстакаде.

Протечки поверх художественного оформления — стыд, конечно же, но там такое оформление, которого не жалко. :-)