2012blackglasses

Стокгольм, виды города с городского лифта Katarinahissen

Когда я был в Стокгольме первый раз в 2008 году, мне сразу (ещё до старого города) бросилось в глаза одно необычное сооружение - обзорная площадка необычной конструкции на южном берегу в районе Slussen. В тот раз я так и не успел посетить это место, а во время моей последней поездки прошлой осенью я решил наверстать это упущение и выбрался на этот объект целенаправленно в перерыве между утренней и дневной прогулками по метро.

Итак, Katarinahissen. Это сооружение оказалось в первую очередь не обзорной площадкой, а пассажирским лифтом, ранее выполнявшим роль общественного транспорта для подъёма в крутую гору на южном берегу Стокгольма - от Slussen в район Södermalm, куда было очень тяжело подняться пешком. Этот лифт был построен ещё в позапрошлом веке - в 1883 году, но первая версия этой конструкции до наших дней не сохранилась, лифт был реконструирован в 1935 году при строительстве транспортного узла Slussen.

В настоящее время этот лифт в основном используется как туристический объект, смотровая площадка. Он уже не выполняет роль общественного транспорта в связи с бурным развитием других видов общественного транспорта в XX веке, в частности, метро. Подняться на Katarinahissen можно за смешную по шведским меркам цену - 10 крон (около 40 рублей). Спуститься - за отдельную плату :-).

Я надеялся пофотографировать с его вершины панорамы района старого города Стокгольма - Gamla stan, однако лифт построен таким образом, что в ту сторону смотреть не очень удобно, да и с погодой не очень повезло - было пасмурно. Но, всё же, удалось сделать несколько интересных снимков.

[ | ]
1. Приехав на станцию Slussen и выйдя на поверхность, не увидеть Katarinahissen невозможно, он сразу же бросается в глаза. Справа от подъёмника находится смотровая площадка (к нижней стороне которой подвешен стеклянный ресторан). Далее путь со смотровой площадки проходит по крыше здания, затем - по мосту на вершину горы, в район Södermalm.


[ | ]
2. Поднявшись наверх, я был немного разочарован: вид в сторону королевского дворца был полностью перекрыт башней лифта, и съёмке 3D-панорамы с видом старого города тоже оказалась невозможной из-за двухметровых ограждений колючей проволокой, чтобы никто не упал вниз.


[ | ]
3. Пока на камере стоял широкоугольник, сфотографировал несколько общих видов, чтобы потом ничего не упустить с телевиком. Это вид на восток - в сторону Балтийского моря.


[ | ]
4. Вид на северо-восток: острова Skeppsholmen, Djurgården и др.


[ | ]
5. Посмотрел в другую сторону - на запад под ноги. Многоуровневый транспортный узел Slussen. Белое здание в центре кадра - городской музей Стокгольма.


[ | ]
6. Сложность транспортного узла Slussen впечатляет. На фото видно только два дорожных уровня, а под ними есть ещё один - с автобусами и электропоездами, а ещё ниже проходят две линии метро - красная и зелёная. Широкий мост (с синим автобусом) в правой части кадра - это, собственно, шлюз Слюссен, отделяющий озеро Меларен (слева) от Балтийского моря.


[ | ]
7. Теперь можно прицепить телевик и пофотографировать в сторону Старого города, докуда удастся выглянуть сквозь проволочное ограждение. Вот что мне не понравилось в Стокгольме - это то, что свободные пятна в непосредственной близости к историческому центру города стали застраиваться мегабилдингами, закрывающими все виды, как на этой фотографии; повсюду торчат башенные краны.


[ | ]
8. Стокгольм - город готических башен. На фото - башня церкви на Рыцарском острове. Одно из старейших зданий в Стокгольме, построена в 13 веке.


[ | ]
9. Storkyrkan (Большая Церковь) - Стокгольмский Кафедральный Собор, построенный в 13 веке в готическом стиле и несколько раз реконструировавшийся в последующие века.


[ | ]
10. А эту церковь в позапрошлом году мне не удалось найти и идентифицировать. Видел её только с высоких точек, а гуляя по старому городу, не нашёл её. Забегая вперёд (в один из следующих постов) скажу, что в этот раз я её, всё же, нашёл. Это оказалась Tyska kyrkan - Германская церковь, стоящая на таких узких улицах, что вблизии заметить эту башню практически невозможно.


[ | ]
11. Да, Стокгольм - город готических башен.


[ | ]
12. Ближайшая к Slussen окраина Старого города. Судя по архитектуре фасадов, эти дома не так стары, как домики вдоль узких улиц в центре этого квартала.


[ | ]
13. Ещё ближе - четырёхпутный тоннель красной и зелёной линий метро между станциями Slussen и Gamla stan. Этим станциям будет посвящён следующий пост. Почему тут не 4 пути, а 5 - не знаю, наверное, для упрощения маневровых работ.


[ | ]
14. Эта обзорная площадка - хорошее место для трейнспоттинга :-). Впрочем, к этому метромосту можно подобраться намного ближе пешком.


[ | ]
15. Вид на северо-восток.


[ | ]
16. Парк развлечений на острове Djurgården.


[ | ]
17. Телебашня - самое высокое сооружение Стокгольма. Очень хочется забраться туда с фотокамерой, но эта мечта пока не осуществилась.


[ | ]
18. Домики на северном берегу Стокгольма, мимо которых проплывают экскурсионные кораблики (было в одном из предыдущих постов).


[ | ]
19. Попробовал пофотографировать южный берег, но оттуда светило солнце (несмотря на пасмурную погоду), и кроме этого массивного здания больше ничего не получилось, и я решил идти обратно вниз.


[ | ]
20. Спустившись вниз, посмотрел на городской музей Стокгольма (снаружи). Любопытно было бы зайти туда, но мой интерес к метро перевесил и я спустился в метро - изучать юг красной линии (этому будет посвящён один из следующих постов).


Для ознакомления с этими же местами в нормальных ракурсах (снизу - с уровня улиц и водоёмов) и с других высоких точек (с Ратуши, например) рекомендую посмотреть несколько моих предыдущих постов по Стокгольму.

Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: Метро Стокгольма, наземные станции на юге Зелёной линии

Следующая серия: Метро Стокгольма, центральные станции Зелёной и Красной линий


Тут сплелись три фактора:
1. Очень украшают город готические башни 13-16 веков, потом у них эта архитектурная традиция дожила до 18-19 веков. У нас такого просто нет, наш город - всего лишь с 300-летней историей.
2. В северной Европе очень следят за крышами - они все выкрашены в ярко-красные, насыщенно-чёрные и другие тона, подкрашивают регулярно. А у нас почти все крыши - ржавые, в лучшем случае - потускневшая некрашеная жесть.
3. Балконы. Там никто не переостекляет балконы самовольно, не пристраивает "скворечники" вместо открытых балконов, поэтому все фасады выглядят красиво и аккуратно, по исходному проекту.

Ну и вообще там чище (в экологическом смысле), нет такой копоти и грязи на фасадах, как у нас почти по всему центру.
первый фактор важен, да.
и еще фактор: архитекторы, которые строили Питер, были все же не самыми лучшими. самые лучшие в наши дикие края не ехали. это как в Гельсингфорсе один такой работал, который в Питере не прижился чисто по профнепригодности, как говорят.
у нас - задворки Европы, этакий отстойник, со всеми вытекающими.
По-моему, Стокгольм получился на фотках лучше, чем он есть на самом деле? Великолепные виды! Вот только удивила длина поезда метро: почему такой короткий? Или это оптический обман?=))
На самом деле по Стокгольму намного приятнее погулять вживую, чем просто порассматривать фотографии. Люблю в старом городе узкие улочки, где можно одновременно коснуться руками двух противоположных домов.

Единственное, что на фотографиях лучше: вы рассматриваете их в тепле дома, а фотографа наверху сдувал сильный холодный ветер. :-)

Поезд метро кажется коротким - да, оптический обман. Потому что фотография сделана с большого расстояния с увеличением, а поезд едет почти на фотографа - к станции Slussen, которая находится почти под точкой съёмки. В таком ракурсе расстояния всегда скрадываются.
На самом деле эти 6 секций по длине примерно равны российскому 5-6-вагонному метропоезду. А в час пик в стокгольмском метро ходят 9-секционные поезда - в полтора раза длиннее, чем на фото.
Пешеходная улица Drottninggatan? Проходил по ней, но она мне не понравилась: там очень много народа, некомфортно для меня. В центре мне было интереснее побродить по узким улочкам, где можно одновременно коснуться руками двух противоположных домов.
Странно, что на телебашне отсутствуют телевизионные антенны метрового диапазона, и скорее всего, и дециметровых практически нет. Максимум - пара живопырок, вещающих на ближние пригороды.
А это ещё на 40д снято?
5D-II. Он у меня с апреля, а в Скандинавию ездил в сентябре.
Предполагаю, что в Стокгольме преобладает цифровое телевидение, поэтому антенн старого типа нет. Даже в соседней Финляндии, например, всё телевидение на 100% цифровое, от аналогового сигнала отказались несколько лет назад.
Если интересно идентифицировать антенны - вот неуменьшенная копия фотографии телебашни:
http://gpmail.spb.ru/lj/2010031901_stockholm_katarinahissen/big/090927-1059004-2.jpg
Эх, какая качественная картинка...
А телевизионных антенн на башне - ИМХО одна штука. Белая труба справа на топе. Всё остальное на ТВ не похоже. Возможно, что с одной антенны несколько цифровых каналов вещается...

А про технику - не праздное любопытство. Нахожусь в муках выбора объетивов к 40D :)
Я когда первый раз Слуссен увидел, подумал, что интересно, как же он был при левостороннем движении устроен. Но как-то забыл и до сих пор не выяснил ничего.
Там есть один бросающийся в глаза перекрытый автомобильный съезд (или заезд, если говорить о левостороннем движении), с дамбы на набережную в сторону ж/д-моста (или наоброт). Я когда его увидел, подумал, что это, построили и перекрыли? может, это следы старины глубокой?
Я был в Стокгольме два раза. Мне тоже ОЧЕНЬ понравились готические здания (могу ошибаться в стиле), узенькие улочки, центр города шикарен (в общем-то только там и удалось пройтись). Королевский дворец очень красив.
Готическая архитектура - это узкие высокие башни с длинными шпилями, вытянутые длинные колонны, узкие и высокие стрельчатые окна, нередко - цветные витражи. В общем, то, что показано на фотографиях с 8 по 11.

По старому городу скоро подготовлю новый фотопост (позапрошлогодний мой пост на эту тему сейчас мне не очень нравится), welcome!
Спасибо за уточнение. Мои знания архитектурных стилей очень поверхностны, поэтому на истину не претендую.
Но удивлён, что это барокко и ренессанс, ибо правая башня (Tyska kyrkan) построена в 14-м веке, левая (Storkyrkan) - в 13-м, а эти стили появились позднее.
А башня посередине на заднем плане - это ориентировочно 19-й век, судя по месту расположения. Что это за церковь - не идентифицировал, немного не дошёл дотуда пешком, стемнело.
> Но удивлён, что это барокко и ренессанс, ибо правая башня (Tyska kyrkan) построена в 14-м веке, левая (Storkyrkan) - в 13-м, а эти стили появились позднее.

Тут все просто объясняется - в течение последующих столетий их перестраивали, меняя художественное оформление.

Если башня в центре - XIX век, то, стало быть, неоготика, ибо готика без всяких приставок в XV веке закончилась. Но вообще по месту расположения датировать я бы не стал ;)
Да, верно, перестраивались.

А с датировками по месту расположения в Стокгольме как раз всё просто. Старый город - это только несколько маленьких центральных островов, северный берег "осваивался" в XVIII–XIX веках, а в середине XX века там очень многое снесли и застроили современными билдингами (чем-то похоже на историю развития Москвы; хочу потом сделать пост об этом районе), из неснесённого остались в основном только вот такие неоготические соборы.
Так и есть, из спортивного интереса вычислил её по G.Earth по направлению съёмки и нагуглил, что эта Йуханес-чюрка (слава Шведскому языку!:) построена совсем недавно — в 1890 году.
Я тоже в 2009 это фотографировал, был в Стокгольме в конце сентября. Может быть, почти в одно и то же время были? :-)
По центру города будет ещё два-три поста как минимум. Добро пожаловать!