metro

Метро Осло (Норвегия) - краткий обзор

В сентябре 2009 года я был в столице Норвегии - городе Осло и исследовал обширное метро этого города, проехав по всем линиям и осмотрев все станции.

Краткая историческая справка. Метро в Осло (Tunnelbane или T-bane) развивалось из нескольких несвязанных транспортных систем, строительство которых было начато на рубеже XIX-XX веков. Это были и пригородные железные дороги, проходящие из центральной части Осло по разным берегам Осло-фьорда, и линии light rail / скоростного трамвая, и линии, которые с самого начала строились по стандартам метро. Эти линии не были объединены в общую сеть, на них использовался различный несовместимый подвижной состав, разное энергоснабжение (нижний и верхний токосъём), следы чего сохранились до наших дней. В 80-е годы XX века под центром города был построен центральный тоннель для всех линий метро, однако сквозное движение по нему стало возможным лишь в 90-е годы из-за несовместимости подвижного состава и сигнализации до этого времени. В 2006 году в дополнение к центральному тоннелю было построено несколько станций севернее, в результате чего получилось замкнутое кольцо.

После образования кольца в 2006 году, схема метро Осло выглядит следующим образом: по центру города проходит кольцо, от которого отходят радиусы во все стороны; поезд приходит с одного из радиусов, проходит какую-то часть кольца (все маршруты проходят центральный тоннель, а один из маршрутов делает аж полтора оборота по кольцу!), после чего уходит с кольца по другому радиусу. На сегодняшний день в метро Осло примерно 6 линий и более 100 станций, два десятка которых закрыты на реконструкцию. На большинстве станций пути расположены посередине, а платформы - по бокам. Одна из линий до сих пор частично использует верхний токосъём и имеет пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне, реконструкция должна быть закончена к 2011 году.

Схему метро Осло и его историю можно посмотреть на сайте Роберта Швандля Urbanrail.Net.

Предлагаю вашему вниманию краткий обзор по метро Осло в формате "одна плёнка - 36 кадров": фотографии разных типов станций и линий, окрестности некоторых станций, фотографии поездов и интерьеров вагонов.

Начнём со станций центрального тоннеля - общего для всех линий: Majorstuen, Nationaltheatret, Stortinget, Jernbanetorget, Grønland, Tøyen.

[ | ]
1. Majorstuen. Наземная станция больше похожа не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Налево (относительно точки съёмки) уходят разветвляющиеся пути наземных линий в западную часть города и на кольцо, направо - в общий для всех линий центральный тоннель.


[ | ]
2. Nationaltheatret. Станция расположена в центре города около национального театра, недалеко от королевского дворца.


[ | ]
3. Stortinget. Станция расположена в центре города около здания Парламента, по которому получила своё название. На станции - 4 пути, два из которых были конечными для восточных линий, пока линии не были объединены в общую систему метро.


[ | ]
4. Jernbanetorget. Станция расположена под центральным железнодорожным вокзалом Осло. Название Ярнбанэторьет переводится как "площадь железной дороги"


[ | ]
5. Grønland. В правой части кадра видно табло с бегущими строками, на котором показывается время до прибытия поездов каждой линии (через станции центрального тоннеля проходят ВСЕ линии!) и длина поезда. Для поездов, прибывающих в течение ближайших 15 минут, показывается число минут, оставшихся до прибытия, для более поздних - указывается время прибытия. Такие табло есть на всех станциях, общих для нескольких линий, а также на крупных станциях отдельных линий.


[ | ]
6. Tøyen. Последняя (восточная) часть центрального тоннеля. На станции три пути: один используется для прибытия с кольца (линии 5 и 6) (на фото он не виден), второй - для прибытия с восточных радиусов (линии 1-4), третий - для отправления по всем маршрутам.


[ | ]
7. Станция Sinsen. Уже не относится к центральному тоннелю. Примечательна исключительно тем, что это самая новая станция метро Осло, в результате открытия которой линии метро образовали замкнутое кольцо. Через неё проходят поезда только кольцевой линии (4/6).


[ | ]
8. Наземная станция Østhorn - типичная наземная станция старых линий.


[ | ]
9. Всего 3-4 километра от самого центра города - а выглядит так, как будто бы приехал в лесопарк. Пейзаж около станции Østhorn 3-й линии.


[ | ]
10. Вход на наземную станцию Tåsen. Никаких ограждений и турникетов.


[ | ]
11. Но, всё же, в последний год станции начали оборудоваться турникетами. На фото - работы по установке турникетов на станции Tøyen.


[ | ]
12. На станциях метро Осло часто ведутся работы по реконструкции прямо во время работы, без закрытия движения. Например, на этом снимке (станция Økern на 5-й линии) возводится автомобильный или пешеходный мост из монолитного железобетона над платформой и путями станции.


[ | ]
13. Слегка реконструированная станция - Rødtvet на той же 5-й линии.


[ | ]
14. Очень немногие станции метро Осло имеют какое-либо художественное оформление. Пример одной такой станции - Veitvet на той же 5-й линии. Украшения минималистичны.


[ | ]
15. Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель.


[ | ]
16. ... А бывает наоборот: пути перед станцией идут по поверхности, а сама станция находится под землёй (или под горой).


[ | ]
17. На окраинах Осло очень мало подземных станций. Станция Romsås (произносится "Румсос") на 5-й линии - одно из немногих исключений. Низ - натуральная гранитная скала, верх - никак не обработанный монолитный железобетон.


[ | ]
18. Конструкции станции Romsås крупным планом.


[ | ]
19. Ещё одна подземная станция - Ellingsrudåsen - конечная на восточном конце 2-й линии. Уникальна тем, что не имеет выхода на поверхность в привычном смысле: эскалаторов и лестниц нет! Выйти можно только поднявшись на лифтах.


[ | ]
20. Большинство конечных станций - это просто тупики с перекрёстным съездом перед станцией. 15-минутный интервал вполне позволяет обойтись без оборотных путей за станцией (на некоторых конечных есть оборотные пути за станцией, но они - скорее исключение, а не правило). На фото - конечная станция на западе 2-й линии - Østerås.


[ | ]
21. Пример станции с богатым путевым развитием - Brynseng. Здесь, в восточной части города, разветвляются линии 2/3 и 4. На станции 4 пути и 3 платформы (хотя, казалось бы, можно было обойтись только двумя островными платформами). Разветвление линий выполнено в разных уровнях (а в некоторых других местах бывают разветвления с самопересечениями в одном уровне, но такую картину сфотографировать не удалось).


[ | ]
22. Перекрёстный съезд около станции Haugerud 2-й линии (это не конец линии и не развилка, просто резервный съезд).


[ | ]
23. А иногда вместо перекрёстных съездов используются такие упрощённые конструкции (фото снято на 1-й линии).


[ | ]
24. 1-я линия метро Осло - самая уникальная ретро-линия. Она ещё не оборудована контактным рельсом, используется верхний токосъём, есть много пересечений с дорогами в одном уровне. Вторая уникальность - линия выходит из-под земли на уровне моря и поднимается на высоту 500 метров над уровнем моря.


[ | ]
25. На 1-й линии очень много крутых участков и кривых малых радиусов. Настоящий горный серпантин. Линия должна быть реконструирована к 2011 году. К сожалению, 6 конечных станций этой линии были закрыты на реконструкцию за несколько дней до моего визита, и сфотографировать их не удалось.


[ | ]
26. Åsjordet - станция 6-й линии. Эта линия была так же с верхним токосъёмом и пересечениями в одном уровне. Эта станция была открыта после реконструкции в полноценное метро в числе первых в 2008 году. Ещё 14 станций реконструируются и будут открыты в ближайшие годы.


В заключении - разные вагончики.

В настоящее время (2006-2010 годы) в метро Осло производится полная замена подвижного состава: все вагоны должны быть заменены на новые MX3000 производства Siemens. Осенью 2009 года эта модель уже составляла большинство в метро Осло.

Мне повезло, и я ещё успел застать несколько оставшихся в работе ретро-вагонов модели T1300, которые могут работать как на линиях с нижним токосъёмом, так и с верхним - как трамвай или пригородный электропоезд. Эти вагоны могут быть ликвидированы в самое ближайшее время - после завершения модернизации линий с верхним токосъёмом. В дни моего визита на линиях насчитывались лишь несколько вагонов этой модели. А вот вагонов моделей T1000 и T2000 я уже не застал.

[ | ]
27. Голова поезда из вагонов модели T1300 на 1-й линии. Выглядит очень необычно: поезд выезжает из тоннеля, отключает токоприёмники от контактного рельса, поднимает пантограф и едет дальше как трамвай или электричка. Через несколько месяцев этого уже не будет...


[ | ]
28. T1300 на подземной станции Tøyen. Здесь пантограф опущен.


[ | ]
29. Интерьер ретро-вагонов T1300.


[ | ]
30. Интерьер ретро-вагонов T1300.


[ | ]
31. Поезд из вагонов MX3000 на станции Ullevål Stadion.


[ | ]
32. Поезд из вагонов MX3000 на станции Røa. Вид с надземного пешеходного перехода.


[ | ]
33. Интерьер вагона MX3000.


[ | ]
34. ...


[ | ]
35. Вагон-пылесос, случайно встреченный мной в северной части 3-й линии.


[ | ]
36. Депо на 4-й линии (вид из окна поезда). На парковых путях видно два оранжевых вагона модели T1000, которые уже не используются.


Метро Осло - довольно большое. Одного поста для получения полной картины, мне кажется, мало. В будущем подготовлю отдельные фотопробежки по каждой линии, а также более подробный обзор центральных станций.

PS. Самым сложным при подготовке этого фотообзора было отобрать 36 показательных фотографий из 600 отснятых. На подготовку этого обзора, как и многих других обзоров, ушло 4 вечера по несколько часов, поэтому прошу отнестись с пониманием, если в ближайшее время я буду появляться в ЖЖ с фотопрогулками и фотопутешествиями немного пореже; нужно уделять время и личным делам.


Предыдущая серия фотопутешествия по Норвегии и Осло: Осло - обзорная прогулка по известным местам города

Следующая серия: Осло - 3D-панорама на ратушной площади города


Update:

Следующая серия фотопрогулок по метро Осло: Вторая линия (Røabanen - Furusetbanen)

  • Музыка: Sandman - Ghostrider (Time Tunnel Remix)
Интересно, как зимой все эти открытые линии выглядят и функционируют.

В Хельсинках, кстати, я видел, как трамвайный вагон, натурально, застрял в снегу. На перекрёстке одной из центральных улиц. Его выковыривали специальной путейской машиной, похожей на трактор.
Зимой должен ходить вагон-снегоочиститель. И все стрелки отапливаются, чтобы снег не замерзал в переводных механизмах. Видел видео на ютубе по этой теме, но сейчас сходу не нашёл.

В Хельсинки зимой не ездил. Там улицы очищают от снега или укатывают? Слышал разные мнения.
Вот не могу однозначно ответить. Я видел, что снег счищают, да и вдоль улиц полно сугробов, но тонкий (а иногда и не тонкий) укатанный слой снега на дороге обычно есть. До чистого асфальта расчищены только автомагистрали.

Трамвайные стрелки, к слову, тоже отапливаются.

Не знаю, дойдут ли мои руки до фотографий и видео, могу предложить тебе посмотреть немножко необработанных картинок и четыре видеоролика из машины на разных дорогах (городская улица, магистраль, простая дорога и узкая сельская улочка). Я добавил в архив небольшое описание.
Интересно. Страна с высочайшим в Европе уровнем жизни, а с метро они, по-видимому, как-то не заморочиваются, как впрочем, и с туризмом тоже. =))
Метро получилось таким по историческим причинам.
Думаю, что, всё-таки, заморачиваются. 20 станций недавно закрыли на реконструкцию, идёт полная замена подвижного состава... Значит, деньги выделяются.

Уровень жизни высочайший разве в Норвегии? Мне казалось, что в Дании и Швеции. А Норвегия просто очень дорогая страна.
Всегда пожалуйста! Если интересно, могу прислать более подробную подборку фотографий вагонов, которые не вошли в этот пост.

Да, норвежские вагоны заметно шире российских. Вероятно, это связано с тем, что некоторые линии метро переделывались из пригородной железной дороги, а ж/д вагоны обычно шире, вот и метрошные сделали такими же, чтобы не перестраивать платформы.

Вагоны Siemens MX3000 (информация из Википедии, официальную не нашёл):
Car length 54.14 м (3 нерасцепляемые секции)
Width 3.16 м
Height 3.68 м
Станые вагоны T1000/T1300:
Car length 17.000 м
Width 3.65 м
Height 3.2 м

Наши "номерные" 81-717/714 (информация с "Метровагонов", перевёл в метры для сравнения):
Длина 19.206 м
Ширина 2.67 м
Высота 3.65 м
Мне не бросалось в глаза явное отсутствие ограды вдоль путей. Рассмотрел на неуменьшенных фотографиях, что в некоторых местах она не очень высокая, не очень видна из-за кустов, в других местах стоит далеко от путей, где-то - разломана. На 1-й "Holmenkollen" линии (фото 24-25) ограды может и не быть, там КР ещё почти нигде нет, работы по его установке начались совсем недавно.
Или ты имеешь в виду отсутствие ограды между путями на станциях, чтобы не перелезали с одной платформы на другую? Эти ограды начали устанавливать совсем недавно, на большинстве станций их ещё нет, на некоторых пока стоят только опоры.
Это абсолютно неэкстремально, там на окраинных ветках интервалы по 15 минут, а поздним вечером - вдвое больше.
Насчёт съездить посмотреть - рекомендую не Осло (там всё жутко дорого!!1), а лучше давай вместе съездим в Стокгольм в следующем году. Там и красивее, и дешевле.
Спасибо, очень интересно, особенно ретро-вагоны, станции в натуральной гранитной скале. Не знал, что есть где-то пересечения метро с дорогами в одном уровне =)
Станций в натуральной гранитной скале в Осло не очень много, такие конструкции больше свойственны Стокгольму. Там многие станции вырублены в скалах как пещеры и расписаны разными художниками. Вот ссылочка, если не видел тот пост: http://one-in.livejournal.com/69502.html
На самом деле вы почти ничего не потеряли :-). Если были в Осло недолго, можно и без метро обойтись, все основные достопримечательности находятся в зоне пешеходной или автобусной доступности.