2012blackglasses

Метро Стокгольма, Синяя линия

Полтора года назад я впервые побывал в Стокгольме. Увидев там несколько станций метро, я сразу "положил на него глаз", пожелав вернуться сюда ещё раз на больший срок, чтобы осмотреть и сфотографировать всё метро полностью.

Метро Стокгольма (Stockholms tunnelbana) называют "самой длинной художественной галереей в мире". Многие станции вырублены в скалах как пещеры и расписаны абсолютно по-разному разными художниками. Наземные станции намного проще подземных, но и на многих из них тоже есть какие-нибудь любопытные элементы художественного оформления, иногда бывающие незаметными на первый взгляд.

И вот, наконец, этой осенью мои планы осуществились, и метро Стокгольма было покорено. Два с половиной увлекательных дня с фотоаппаратом под землёй и над землёй пронеслись незаметно; с некоторых из 102 станций на трёх линиях и девяти ветках даже не хотелось уезжать. :-)

Начну фотопрогулки по метро Стокгольма с самой молодой и самой необычной линии - Синей - (Blå Linjen), а другие линии будут представлены в отдельных постах. Синяя линия была построена позже двух других (в 1975-1985 годах), и почти полностью (19 из 20 станций) находится под землёй. Линия начинается в центре города и идёт на северо-запад, раздваиваясь на северо-западе на две ветки - T10 и T11.

Эта фотопрогулка оформлена в формате "пробежки" - по 1-2 фотографии на станцию, чтобы не превысить лимит в 36 фотографий. Наиболее интересным станциям потом посвящу отдельные посты, показав их во всех подробностях и всевозможных ракурсах. Пишите в комментариях, какие станции кажутся наиболее интересными, уделю им внимание раньше других.

Чтобы было понятнее, какие ракурсы изображены на фотографиях, опишу на словах, как устроены типичные станции пещерного типа.

Обычно станция имеет два выхода на поверхность - в торцах. Эскалаторы не обязательно расположены по оси станции, большая ширина станции позволяет разместить их под любым углом. От эскалаторов пассажиры попадают в распределительный зал, выходящий на обе посадочные платформы; третьего центрального зала обычно не бывает. С противоположной стороны - аналогично. А посередине станции боковые залы с платформами соединяются между собой широким и высоким проходом. На некоторых станциях из этой перемычки отходят эскалаторы перехода на другую линию или дополнительного выхода.

Другой тип (менее распространённый) - односводчатые пещерные станции. С ними всё понятно, дополнительных пояснений не требуется.

Третий тип - пещерная станция на три пути. Такие станции находятся там, где линия раздваивается или есть ответвление в депо. Обычно два пути находятся в залах одного из двух вышеописанных типов, а третий путь - в отдельном зале с одной платформой.

[ | ]
1. Kungsträdgården (Кунгстэдгорден) - "Королевский сад". Начало Cиней линии под центральным районом Стокгольма. Эта станция открыта на два года позже соседних - 30.10.1977. Станция оформлена наскальной живописью в стиле "пещера горного короля". К сожалению, во время моего последнего визита в Стокгольм именно эта станция (вместе с соседней T-Centralen) была закрыта на несколько месяцев в связи со строительством нового тоннеля под центром города, поэтому пришлось взять прошлогодние фотографии не самого лучшего качества.


[ | ]
2. Kungsträdgården. А вот и сам первобытный горный король, живущий в этой пещере. :-)


[ | ]
3. Kungsträdgården, проход к эскалаторам с одной из платформ станции.


[ | ]
4. T-Centralen (Тэ Сентрален). Переход на Зелёную и Красную линии. Стены выкрашены в синий цвет, своды расписаны голубыми изображениями веток с листьями и силуэтами строителей. Дата открытия - 31.08.1975.


[ | ]
5. Rådhuset (Родхусэт) - "Ратуша". Вид одного из выходов. Слева и справа видны кусочки платформ. Станция оформлена так, как будто бы здесь велись раскопки и докопались до гигантских колонн, стоявших здесь в древности. Дата открытия станции - 31.08.1975.


[ | ]
6. Rådhuset, распределительный зал с другой стороны станции. Кроме древних колонн, здесь есть и какие-то корзины (тоже следы раскопок?:), а из потолка торчат… уж не сваи ли домов, находящихся на поверхности? :-)


[ | ]
7. Fridhemsplan (Фридхемсплан). Станция оформлена на морскую тематику - изображениями кораблей и кораблекрушений, но встречаются также и другие изображения. Стены и потолок станции окрашены брызгами красок разных цветов. Дата открытия станции - 31.08.1975. Здесь находится ещё один переход на Зелёную линию. Кстати, добираться до Fridhemsplan от T-Centralen намного быстрее по новой прямой Синей линии, чем по старой Зелёной, идущей по дуге и имеющей много частых станций в центральной части Стокгольма.


[ | ]
8. Fridhemsplan, один из элементов художественного оформления станции.


[ | ]
9. Stadshagen (Стадсхоген). Оформление станции - спортивная тематика: беговые дорожки и спортсмены, занимающиеся различными видами спорта. Дата открытия - 31.08.1975.


[ | ]
10. Stadshagen, украшение путевой стены. Украшения путевых стен построены из небольших перпендикулярных пластин, и если посмотреть на них под другим углом, получится совсем другая картинка.


[ | ]
11. Västra skogen (Вестра Скоген) - "Западный лес". Здесь Синяя линия расходится на две ветви - T10 и T11., поэтому станция имеет три пути и две платформы. Дата открытия станции - 31.08.1975, а ответвление было открыто через 10 лет - в 1985. В центре кадра - переход между двумя залами станции.


[ | ]
12. Västra skogen. Вид из одного зала станции в другой через проём в стене.


Далее едем по ветке T10 Синей линии, которая проходит южнее относительно T11.

[ | ]
13. Huvudsta (Хювюдста). Односводчатая станция ветки T10 Синей линии, которая проходит южнее относительно T11. Название станции - по району, в котором она расположена. Оформление станции, как мне показалось, похоже на зелёную новогоднюю ёлку с цветными украшениями. Участок от станции Huvudsta до станции Rissne был встроен в середину существующей линии параллельно старому маршруту, перенеся разветвление ближе к центру. Дата открытия - 19.08.1985.


[ | ]
14. Huvudsta, выход. С потолка свисают новогодние ёлочные украшения? :-)


[ | ]
15. Vreten (Вретан). Односводчатая станция уныло-серого цвета, разбавленного голубыми небесными кубиками. Дата открытия - 19.08.1985. Эта станция находится в промышленном районе, поэтому по выходным утром и вечером поезда проходят её без остановки.


[ | ]
16. Vreten, небесный куб.


[ | ]
17. Sundbybergs centrum (Сундбюбарь сентрум) - находится в центре района Sundbyberg, от которого получила своё название. Оформление станции в двух фотографиях не передать, каждый её уголок оформлен по-своему: с одной стороны - неотделанный гранит, с другой стороны - картины, с третьей - непонятные геометрические фигуры… Дата открытия - 19.08.1985.


[ | ]
18. Sundbybergs centrum. В одном из уголков станции вырос гигантский арбуз. :-)


[ | ]
19. Duvbo (Дювбу). Ещё одна односводчатая станция. Расположена в одноимённом районе. Дата открытия - 19.08.1985.


[ | ]
20. Duvbo. Непонятное украшение путевой стены.


[ | ]
21. Rissne (Риснэ). Односводчатая станция, оформленная в светлых тонах, очень контрастно по сравнению с предыдущей мрачной Duvbo. Оформлена рукописными надписями с историческими событиями от 3000 года до н.э. до современности. Дата открытия - 19.08.1985.


[ | ]
22. Rissne. Оформление путевой стены.


[ | ]
23. Rinkeby (Ринкебю). Открыта 31 августа 1975 года, на 10 лет раньше предыдущей станции Rissne. Станция имеет две платформы и три пути. Один из путей связан с веткой в депо, а с 1975 до 1985 года по той ветке поезда прибывали со станции Hallonbergen, которая сейчас расположена на другой ветке.


[ | ]
24. Rinkeby, оформление путевой стены. Сама станция окрашена в монотонный красный цвет, на фоне которого изредка встречаются такие украшения в античном стиле.


[ | ]
25. Tensta (Тенста). Одна из самых красивых станций этой ветки. Стены станции расписаны рисунками лесных деревьев, между которыми иногда встречаются разные лесные звери, и не только лесные. А на путевых стенах висят плакаты со словом "солидарность" на нескольких десятках языков. Говорят, что есть плакат и с русской надписью, но я тогда его не заметил, узнал о нём уже после возвращения.


[ | ]
26. Tensta. В противоположной части станции лесная природа сменилась на полярную. Здесь живут северные птички и моржи.


[ | ]
27. Hjulsta (Йюльста). Конечная станция ветки T10 Синей линии, открытая 31 августа 1975 года в составе первой очереди. Расстояние от станции Kungsträdgården - 14.3 км. Тип станции - односводчатая, украшений почти нет. На стенах установлено несколько картин с изображениями района Hjulsta в давние времена.


Теперь возвращаемся на Västra skogen и едем по ветке T11, которая проходит севернее относительно T10.

[ | ]
28. Solna centrum (Солна сентрум). Станция открыта 31 августа 1975 года в составе первой очереди Синей линии. Расположена около большого торгового центра в районе Solna. Одна из самых красочных и контрастных станций этой линии, раскрашена в яркие красный и зелёный цвета. Тема оформления станции - как люди вырубают лес и строят на его месте свою жизнь: с одной стороны станции нарисовано много леса, в середине его массово вырубают и застраивают домами, а в другом конце уже живут и работают люди.


[ | ]
29. Solna centrum, один из рисунков на стенах крупным планом.


[ | ]
30. Näckrosen (Нэкрюсан) - "Кувшинка". Потолок и стены станции оформлены как пруд с камнями и кувшинками.


[ | ]
31. Näckrosen. На стенах станции располагается экспозиция на тему истории кино, поскольку в этом районе располагается большое количество киностудий (Filmstaden - шведский "Голливуд").


[ | ]
32. Hallonbergen (Халлонбарьян). Станция работает с 31 августа 1975 года. С 1977 до 1985 года здесь была развилка Синей линии на две ветви (к станциям Rinkeby и Kista), поэтому станция имеет два зала и три пути. В 1985 году развилка была перенесена ближе к центру города, сейчас третий путь используется только как ветка в депо. Станция оформлена в светлых тонах и украшена изображениями в стиле детских рисунков.


[ | ]
33. Hallonbergen, второй зал станции.


[ | ]
34. Kista (Чиста). Единственная наземная станция Синей линии, расположенная на эстакаде. Станция расположена в одноимённом районе, который называют "шведской силиконовой долиной" или "Chipsta" из-за большого количества офисов компаний соответствующей направленности. Рядом со станцией расположен крупный торговый комплекс. Дата открытия станции - 5 июня 1977 года. Между Kista и предыдущей станцией Hallonbergen - самый длинный перегон в стокгольмском метро (более 4 километров), на котором есть недостроенная станция-призрак Kymlinge.


[ | ]
35. Husby (Хюсбю). Пещерная станция, окрашенная в жёлтые цвета; путевые стены украшены изображениями кораблей и стволов берёз. Дата открытия - 05.06.1977.


[ | ]
36. Akalla (Окалла). Конечная станция ветки T11 Синей линии. Дата открытия - 05.06.1977 (в составе второй очереди Синей линии). Расстояние от станции Kungsträdgården составляет 17.9 км. Станция Akalla расположена в одноимённом районе. Оформление станции - несколько керамических картин, иллюстрирующих жизнь и досуг людей.


Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Метро Стокгольма (первый визит в 2008 году)

Следующая: Наземные станции на юге Зелёной линии


Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: Прогулка вокруг центральных районов Стокгольма (2008)

Следующая серия: Прогулка по современному жилому району Sickla

  • 28 комментариев
Ссылка на "метро Стокгольма (первый визит)" ведет на Спасскую :) (Обнаружен секретный переход со Спасской в Стокгольмское метро?)
Не ту ссылку скопипастил в темноте :-). Исправил, спасибо.
А на Спасской пока ещё даже секретный выход в город не обнаружен. :-)
Ага.
Также несколько станций такого типа есть на севере красной линии (ветка в сторону Mörby Centrum), построенные в те же годы. Их оформление даже "побогаче", чем на синей, но общее количество - меньше.
Да, уникальные формы, заданные самой природой (ибо гранитная скала рубится не как хочешь, а как получится). :-)
Некоторая обработка, всё же, есть: пишут, что вырубленная поверхность оштукатурена набрызгом по металлической сетке, под которую уложены дренажные трубки. Но, тем не менее, оштукатуренная поверхность повторяет форму поверхности, полученной в результате проходки.
Мне почему-то казалось, что многометровая гранитная скала обладает намного большей прочностью, чем тонкий слой штукатурки. Не думал, что она может как-то укрепить свод.
Но в горном деле и строительстве я не специалист, поэтому спорить не буду.
Цитата:
____________________________
Некоторая обработка, всё же, есть: пишут, что вырубленная поверхность оштукатурена набрызгом по металлической сетке
________________________________________
Это на других станциях, а тут (Kungsträdgården) голый камень.

Цитата:
_________________________________
Мне почему-то казалось, что многометровая гранитная скала обладает намного большей прочностью, чем тонкий слой штукатурки.
___________________________________
Это бетон, а не штукатурка, защищает он падения камней на бошку и элетричку в местах трещин, а конечно закрывает уродливый с виду камень. Если трещины большие, то делают толстую бетонную стену как на этом снимке:
http://www.hel.fi/hel2/taske/julkaisut/talousarvio2009/talousarvio/tiivistelma/kuvat/18_paijannetunneli.jpg
Очень интересное метро, но... возможное только в условиях природной шведской склонности к аккуратности и чистоте. Своей мрачностью напоминает немного Нью-Йоркское метро. У нас оно тоже почти мрачно-натуральное!=))
К вопросу о чистоте. На самом деле вечерами-ночами с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье гуляющая публика загаживает город и метро ничуть не меньше, чем в других городах и странах. Но рано утром выходят полчища уборочной техники и людей, которые очень быстро наводят на всех станциях идеальную чистоту.
Скоро сайт заживет :-) (q)
На самом деле я уже целый год пытаюсь [заставить себя, наконец, начать :)] полностью переделать движок сайта, но работа идёт намного медленнее, чем хотелось бы. Старая версия движка, которую я делал в 2001-2002, не обладая должным опытом, не позволяет добавлять линии с развилками, кольцами и петлями, а также не позволяет добавлять новые станции в середину или начало линии без полного изменения URL-ов страниц всех последующих станций (за эти годы в сети появилось много внешних ссылок на внутренние страницы сайта, не хотелось бы их терять), и вообще, старый сайт работал без полноценной базы данных, всё было забито в большой массив в скриптах, из-за чего абсолютно потерялась управляемость.
В новом дизайне скриптов и БД все старые проблемы учтены, осталось лишь дописать несколько скриптов, обновить дизайн юзер-интерфейса (с этим мне обещали помочь), а потом тупо добавлять и добавлять новую информацию. Обещал закончить в этом году, но теперь уже, видно, не успею.
здорово! в Стокгольме была 2 раза, но вот в метро не спускалась, теперь жалею :)
там можно фотографировать? не страдают паранойей, как наши?)
Значит, есть повод съездить туда ещё раз. :-)
Вообще в Европе особенно не заморачиваются с запретом фотосъёмки, у нас это наследие советского прошлого. За 2 года путешествий по Европе столкнулся с запретом только в одном месте - в помещениях действующего королевского дворца в Копенгагене.

Только, пожалуйста, вспышку не включайте, чтобы не ослеплять машинистов. А никакой пользы от неё не будет в таких пространствах.
1. Насколько я понимаю, тип пищерной станции описаный первым (без центрального зала) по распределению пасажиропотоков аналогичен московским пилонным станциям "Чистые пруды" и "Лубянка" до апгрейта? Хотя, понимаю, что визуальным сходством здесь наверное и не пахнет...)

2. Насколько удалось разглядеть станцию-призрак Kymlinge? Большая ли часть её построена и к какому типу станций она должна была отнестись? Я слышал, что станция должна была стать наполовину подземная и наполовину наземная?

Спасибо, жду добавлений по другим линиям...)
1. По относительному расположению залов - да, похоже. Визуально - абсолютно нет.
Например, фото 5 - лицом к эскалаторам в таком зале, фото 6 - в нём же (или в противоположном торце станции), но спиной к эскалаторам. Каждая платформа - в своём собственном зале, но они обычно соединяются ещё одним дополнительным широким проходом примерно посередине.

2. Как мне показалось, станция построена в конструкциях полностью, но без отделки. Рассмотреть удалось, но поезд там едет быстро. После девяти пещерных станций поезд внезапно выходит на поверхность и оказывается на эстакаде в лесу, внизу течёт речка, где-то вдалеке гуляют люди... Очень контрастная смена обстановки. И тут начинается эта недостроенная станция. Открытая часть - просто платформа под открытым небом, затем она входит в холм, в котором зал станции с одним рядом колонн посередине и плоский потолок, и потом так же внезапно попадаешь в тоннель.
Мне тоже сразу показалось, что это "14". Но там все стены станции изрисованы такими дорожками, в остальных не прослеживается никакого намёка на буквы и цифры (они в основном прямые). Думаю, что это случайность.

Вы, случайно, не знаете шведский язык? Там на всех станциях висят мемориальные таблички с текстом о художниках-архитекторах и об идее оформления станции. Может быть, там есть ответы на все такие вопросы? Я их все сфотографировал, но не понимаю ни слова по-шведски.
отличный журнал!
скоро надеюсь побывать в Стокгольме, и спущусь тогда в подземку, очень понравилось и интересно:))
Фу какая гадoсть станция Kungsträdgården. Зачем сэкономили на бетоне и не закрыли эту урoдливую скальную породу?!?! На многих станциях вурыбили криво, бетоном покрыто, но кривизна портит вид. Часть станций хельсинского метро тоже находится в скальных породах, но абсолютно везде этот пaганый камень забетонирован и вырубали более ровно. Для более ровного вырубания по краям сверлят больше дырок и в них закладывают меньше взрывчатки. Стоит это на очень мало дороже, но выглядит опрятно. И цвет краски подобрали лучше.
Временно отключил комментарии к этой записи из-за нашествия ботов. Если хотите что-нибудь здесь ответить — напишите, пожалуйста, в личку или в верхний пост, тогда открою.
  • 28 комментариев