2012blackglasses

Дания, Норвегия, Швеция - последнее путешествие 2009 года по Скандинавии

Последним моим фотопутешествием 2009 года стала поездка в столицы Скандинавских стран - Копенгаген (Дания), Осло (Норвегия) и Стокгольм (Швеция).

Идея этой поездки возникла давно, более года назад. В прошлом году я впервые побывал в Стокгольме, увидел там несколько станций метро и сразу "положил на него глаз", пожелав вернуться сюда ещё раз на больший срок, чтобы осмотреть и сфотографировать всё метро полностью. Также хотелось посетить в Стокгольме не только старый город, где я был прошлый раз, но и другие районы города (в первую очередь интересовали современные жилые кварталы для сравнения их с нашими городами). Ну а Данию и Норвегию я включил в маршрут поездки как ближайших соседей Швеции, чтобы уделить внимание не только Стокгольму повторно, но и посещать в каждом году пару новых для себя стран.

И вот, наконец, во второй половине сентября поездка осуществилась. В самый последний момент, при бронировании гостиниц и заказе билетов, план поездки пришлось перевернуть с ног на голову: сначала - в Копенгаген, потом - в Осло, и только в самом конце - в притягивающий меня Стокгольм. А вообще, конечно, нужно было бы ехать раньше - в августе, тогда было бы проще...

Хочу поделиться со всеми своими впечатлениями об этом путешествии, но сейчас нет времени писать много слов. Поэтому в этом посте будут только фотографии, а текстовую часть рассказа о поездке напишу позже.

Это как бы анонс новых серий фотопутешествий: по несколько фотографий на каждую точку. А полные серии (более 10 постов) буду публиковать в этом и следующем году по мере обработки и подготовки фотографий и текстов.

I. Копенгаген (København) - столица и самый крупный город Дании.

[ | ]
1. Судя по всему, Дания уже решила все свои социальные проблемы и сейчас занимается только тем, чтобы страна к 2025 году не выпускала ни грамма CO2. Об этом навязчиво информируют повсюду: в самолётах, по телевизору, прямо в городе... А результат вот: при приблежении к Дании по морю или самолётом, первое, что бросается в глаза - это вот такие агрегаты вдоль береговой линии, пришедшие на замену тепловым электростанциям.


[ | ]
2. Автомобилей в городе немного, зато очень много велосипедистов. Даже больше, чем в Хельсинки и Стокгольме. В конце рабочего дня все улицы заполонены ими!


[ | ]
3. Дания - конституционная монархия. Поэтому в Копенгагене много королевских дворцов. Это - дворец Кристиансборг, парадные королевские апартаменты.


[ | ]
4. А это - дворец Амалиэнборг, резиденция королевской семьи. В Копенгагене также есть и другие королевские дворцы и замки, основанные разными королями.


[ | ]
5. Датский дракончик. Они встречаются повсюду в центре Копенгагена.


[ | ]
6. Городская ратуша, ныне - музей. Около неё я попробовал снять с рук 3D-панораму, собирать ещё не пробовал. А на башенку иногда можно подняться.


[ | ]
7. С башни ратуши открываются замечательные виды на крыши старого города. Это тема для отдельного поста.


[ | ]
8. Метро Копенгагена - новое и современное. Построено в 2000-е годы. Поезда ездят автоматически, без машинистов. Через лобовое стекло вагона пассажирам открываются совершенно замечательные виды прямо в тоннель. На фото - одна из подземных станций (они все одинаковые).


[ | ]
9. Одна из наземных станций метро Копенгагена.


[ | ]
10. Кроме метро в Копенгагене есть ещё и S-tog - пригородная электричка, в центре города выполняющая функции метро с удобными пересадками на линию метро.


[ | ]
11. Прощальный взгляд на Копенгаген - с моря против солнца.


****************

II. Осло (бывш. Кристиания) - столица и самый крупный город Норвегии.

[ | ]
12. Достопримечательностей в Осло по сравнению с Копенгагеном не очень много. Одна из них - городская ратуша, которую строили почти 20 лет в середине 20 века.


[ | ]
13. Королевский дворец. Путеводители обещали, что там можно посмотреть на церемонию смены караула, однако в указанное время ничего не произошло, несмотря на наличие толп зрителей.


[ | ]
14. Стуртинг - парламент Норвегии.


[ | ]
15. Крепость Акерсхус, вид со стороны ратуши и гавани.


[ | ]
16. В крепости Акерсхус. Где-то на территории крепости я попробовал снять 3D-панораму с рук. Буду очень рад, если она соберётся. Там было очень тесно для этого...


[ | ]
17. Парк скульптур Вигеланда. Этот скульптор понаделал тысячи скульптур мужчин, женщин и детей в разных позах, и все они собраны в одном парке. Это было самое впечатлившее меня место в Осло, заслуживающее отдельного поста.


[ | ]
18. Пример творчества Вигеланда.


[ | ]
19. На месте бывшей промзоны в гавани Осло построена новая прогулочная зона Aker Brygge. Заглянул в меню в ресторанах на набережной... Там очень дорого! Очень-очень дорого! Удавиться как дорого!


[ | ]
20. Метро в Осло - это объединение бывших пригородных железнодорожных и трамвайных линий, переделанных в метро. Всего в ослинском метро примерно 6 линий. Несмотря на то, что метро там не очень интересное, я успел сфотографировать его полностью (свободное время для этого дела появилось из-за небольшого количества достопримечательностей по сравнению с Копенгагеном:).


[ | ]
21. В центре города все линии метро соединяются в один общий тоннель, который недавно был превращён в кольцо. На фото - станция Stortinget.


[ | ]
22. Одну линию ещё не успели полностью переделать из трамвая или пригородной электричке в настоящее метро. На одной из станций поезд выходит из тоннеля метро, отключает токосъёмники с контактного рельса, поднимает верхний токосъёмник и идёт дальше в горы как трамвай или электричка.


[ | ]
23. А ещё в Осло есть трамвай.


****************

III. Стокгольм - столица и крупнейший город Швеции.

[ | ]
24. Основной целью моего визита в Стокгольм было метро, с него и начну. Многие станции метро Стокгольма вырублены в скалах как пещеры и расписаны абсолютно по-разному разными художниками. На фото - станция Rådhuset.


[ | ]
25. Северные птички на станции Tensta.


[ | ]
26. Небесная пещера на станции Stadion.


[ | ]
27. Наземные станции выглядят попроще, но каждая из них тоже как-то украшена. Вот, например, трёхметровые тюльпаны на станции Högdalen.


[ | ]
28. А это угадаете где? Да, тоже в метро!


[ | ]
29. В прошлом году я не успел посетить Katarina Hissen - лифт с обзорной площадкой, ранее выполнявший роль общественного транспорта для подъёма в гору на южном берегу Стокгольма. В этом году наверстал это упущение.


[ | ]
30. Виды старого города с обзорной площадки перекрыты собственно лифтом, но если немного извернуться и высунуться сквозь ограждение, кое-что можно увидеть.


[ | ]
31. Заглянул в старый город. Долго гулять там не хотелось, потому что уже был там в прошлом году, да и погода начала портиться...


[ | ]
32. Но, всё-таки, немного побродил по старому городу и отснял 3D-панораму на площади Stortorget (на фото) и у королевского дворца.


[ | ]
33. В центральной части Стокгольма прошёл по тем местам, где не ходил прошлый раз. На фото - собор на площади Odenplan.


[ | ]
34. Покатался на скоростном трамвае. Да, на фото - обычный современный трамвай фирмы Bombardier, а не космический корабль.


[ | ]
35. В Стокгольме очень хотелось посмотреть современные жилые районы. Съездил на трамвае в современный жилой район Sickla. Это оказалось очень приятное благоустроенное место.


[ | ]
36. А в самые последние часы пребывания в Стокгольме, когда я уже загрустил из-за дождя, погода внезапно улучшилась, из-за чего совсем расхотелось возвращаться домой. В последний час перед вылетом в Питер, зашёл в центр города и прогулялся по Kungsträdgården. Хотел ещё посмотреть на музейную трамвайную линию с историческими вагонами, которая начинается как раз здесь, но не повезло, она работает не каждый день. На этом, опять не выполнив многие планы, пришлось вернуться домой.


PS. Когда будут основные посты по этому путешествию - пока обещать не могу. Сейчас даже не могу начать обрабатывать фотографии, срочно нужно собирать новый мощный компьютер с более ёмкими дисками. На ноутбуке лежит более 3.5 тысяч RAW-файлов общим объемом более 100 гигабайт; мощностей моего старенького Pentium-IV не хватит, чтобы всё это обработать, и даже места на диске нет, чтобы скопировать их с ноутбука.

Да, места приятные, мне самому очень понравилось.
Но один раз съездишь, "всё время" хотеться перестанет :-). Потому что там всё очень дорого. В Стокгольме, который в прошлом году показался мне дорогим городом после Хельсинки, ещё терпимо, а вот в Осло и Копенгагене - жуть.
хм... №34 - это все же трамвай? Мне все говорили, что L22 - это commuter train :)
Кстати, ты заметил, что в Стоке не у всех поездов метро есть зеркала, и машинист выходит на платформу, чтобы смотреть, все ли зашли и все ли двери закрылись? На T-Centralen вечером в пятницу (аццкий час-пик) машинист объявлял "Закрываю двери раз... Закрываю двери два... Сейчас точно закрываю" (если я правильно на слух разобрал :) )
Трамвай, часть системы городского транспорта. Скоростной трамвай, LRT with level crossings, как хочешь называй. А commuter train - это пригородная электричка, suburban railways. Вон, у Швандля на схеме правильная классификация всех линий указана.
Да, выход машинистов на платформу - это известная фича. Думаю, что это не из-за того, что по недосмотру нет зеркал :), а специально сделано, чтобы машинисты не засыпали, полагаясь на автоматику. И вообще, машинисты там душевные: подождут опаздывающих, повторно откроют двери, если кто-то не успел (если сам поезд не опаздывает). На одной пещерной станции я увлёкся фотографированием в дальних углах и не сразу заметил тихонько подъехавший которкий поезд (дело было вечером). Побежал к нему бегом, чтобы не ждать следующего 15 минут, а машинист повернулся в мою сторону, подгоняюще замахал руками и говорил в микрофон что-то типа (догадываюсь) "давай-давай скорее, жду", добежал - "двери закрываются, поехали". :-)
Больше похож на развлекательный аттранцион - обзорную площадку с лифтом и приделанным снизу рестораном.
Время работы - с 10 до 18, и, кажется, даже не каждый день. Маловато для общественного транспорта, не так ли? И все билеты на общественный транспорт там не действуют, оплата - разовая (10 крон в одну сторону) или абонемент на месяц (600 крон). А транспорт на юг - это, всё же, метро или многочисленные автобусы от Слюссен.
Спасибо за отзыв!
ЗЫ. Фотографии из стокгольмского метро продолжу разбирать только когда заменю домашний комп, на старом теперь уже совсем никак. Как будет готово - увидишь одним из первых, как главный любитель метрошной фотографии. :-)
Рад, что Вы съездили. Жаль, что не удалось прокатиться на трамвайчиках по Стокгольму. А Копенгаген - супер. Надо будет как-нибудь собраться, съездить. Спасибо за репортаж. Всегда узнаешь что-то новое. У каждого человека взгляд свой, собственный, даже на то, что ты сам только что видел, и, казалось-бы, все посмотрел.
Оказалось, что Djurgårdslinjen в течение года работает только по выходным: по субботам - с 10:36 до 17:24 полные рейсы, затем до 19:20 - сокращённые, по воскресеньям - только до 18:24.
А ежедневные рейсы есть только с июня по август. Мне в этом путешествии несколько раз пришлось пожалеть, что не успел съездить в августе и перенёс поездку на вторую половину сентября.

Копенгаген - очень интересный город с огромным количеством достопримечательностей, дворцов/замков, музеев и прочих аттракционов (по туристической карте CPHCARD открыт бесплатный вход аж на 60 объектов!). Двое с небольшим суток на изучение города оказалось очень мало, даже если бы не тратил время на метро и S-tog и прочие нетуристические объекты.
Перед поездкой имейте в виду, что Копенгаген и Осло - это одни из самых дорогих столиц Европы. CPHCARD на 3 дня стоила 450 крон (~2700-2800 рублей), но это оказалось дешевле, чем если платить отдельно за транспорт и отдельно за музеи: билеты в типовые музеи стоят от 40 до 70 крон - умножать ~ на 6; в зоопарк (куда я не успел попасть) - аж 120 крон, в Тиволи - 125, и т.д., а по карте это всё включено
Вообще в Европе особенно не заморачиваются с запретом фотосъёмки, у нас это наследие советского прошлого. За 2 года путешествий по Европе столкнулся с запретом только в одном месте - в помещениях действующего королевского дворца в Копенгагене.

Только, пожалуйста, вспышку не включайте, чтобы не ослеплять машинистов. А никакой пользы от неё не будет в таких пространствах.

У нас в Питере, кстати, с сентября 2009 фотосъёмка в метро в режиме пассажира тоже не запрещена (точнее говоря, явно разрешена), новые правила уже почти везде висят. Я уже писал об этом:
http://one-in.livejournal.com/53277.html
И вот источник:
http://users.livejournal.com/_dyr/86350.html
http://users.livejournal.com/_dyr/88428.html
Прошу прощения за вопрос, Игорь, а не будет поста посвященного метро в Осло с фотографиями? Очень хотелось бы посмотреть на него...)
Обязательно будет! Но не всё сразу, не хватает времени и сил больше чем на два поста в неделю. У меня в той поездке было отснято больше 3000 фотографий.

Метро Осло как раз позавчера разбирал, несколько часов проставлял теги фотографиям, пока не забылось, на какой фотографии какая станция изображена.