2012blackglasses

Метрополитен Нижнего Новгорода

Этот год выдался на редкость урожайным на юбилеи российских метрополитенов. В мае отметил 80-летие Московский метрополитен, в середине ноября мы отпраздновали 60-летие Петербургского метрополитена, но не прошло и недели, как внезапно случилось 30-летие Нижегородского метрополитена. По этому поводу от меня поздравление всем нижегородцам и любителям метро, а также небольшой подарок в виде подборки фотографий.

Краткая историческая справка о метро Нижнего Новгорода. Нижегородский метрополитен — третий по дате открытия метрополитен России (после Москвы и Ленинграда). Строительство было начато в 1977 году, первые станции были открыты 20 ноября 1985 года. Метро в Горьком планировалось по типовой советской схеме — три линии, пересекающиеся “треугольником” в центральной части города, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки. Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Нижнему Новгороду повезло несколько больше, чем, например, Самаре: здесь метро дотянулось хотя бы до железнодорожного вокзала, а также было начато строительство второй линии.

Только в 2012 году, с открытием метромоста и станции Горьковская, метро дошло до центра города. В настоящее время состоит из 14 станций на двух линиях, которые фактически работают как одна линия с развилкой: поезда прибывают с Автозаводской линии на станцию Московская, откуда отправляются поочерёдно либо на центральную станцию Горьковская, либо на Сормовскую линию.

Больше тридцати фотографий в одной записи почти никто смотреть не будет, а станций аж 14, поэтому я отобрал по 1–2–3 фотографии каждой станции и выстроил их в хронологическом порядке (а не в географическом). А если кто заинтересовался и желает подробностей, приглашаю в нижегородский раздел на сайте «Прогулки по метро», там фотографий в несколько раз больше и каждая станция снабжена небольшим описанием.

[ | ]
1. Московская (1985-11-20) — уникальная станция среди российских метрополитенов. Это колонная станция, в одном зале которой располагаются четыре пути. Московская формально считается пересадочной станцией с Автозаводской линии на Сормовскую, реально же здесь вилочное движение.

Московская (1985-11-20) — уникальная станция среди российских метрополитенов. Это колонная станция, в одном зале которой располагаются четыре пути. Московская формально считается пересадочной станцией с Автозаводской линии на Сормовскую, реально же здесь вилочное движение. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
2. Художественное оформление станции посвящено Москве. Стена станции — это стена Московского кремля, например.

Художественное оформление станции посвящено Москве. Стена станции — это стена Московского кремля, например. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
3. Чкаловская (1985-11-20). Станция названа в честь лётчика Валерия Павловича Чкалова, родиной которого является Нижегородская губерния, а улица Чкалова начинается недалеко от станции. Окрашенная в голубой цвет верхняя часть свода изображает голубое небо, а полосы ярких светильников на нём символизирует реверсивный след самолёта.

Чкаловская (1985-11-20). Станция названа в честь лётчика Валерия Павловича Чкалова, родиной которого является Нижегородская губерния, а улица Чкалова начинается недалеко от станции. Окрашенная в голубой цвет верхняя часть свода изображает голубое небо, а полосы ярких светильников на нём символизирует реверсивный след самолёта. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
4. В каждом советском городе обязательно должна была быть станция, связанная с именем В. И. Ленина, и Горький — Нижний Новгород не был исключением. Станция Ленинская (1985-11-20) находится в начале проспекта Ленина и начинает большую серию станций (вплоть до конца линии), располагающихся вдоль этого проспекта.

В каждом советском городе обязательно должна была быть станция, связанная с именем В. И. Ленина, и Горький — Нижний Новгород не был исключением. Станция Ленинская (1985-11-20) находится в начале проспекта Ленина и начинает большую серию станций (вплоть до конца линии), располагающихся вдоль этого проспекта. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
5. Светильники и кессоны свода и путевой стены на Ленинской представляются мне огромной челюстью и зубами, взгляд изнутри. :-)

Светильники и кессоны свода и путевой стены на Ленинской представляются мне огромной челюстью и зубами, взгляд изнутри. :-) © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
6. Заречная (1985-11-20).

Заречная (1985-11-20). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
7. Путевые стены Заречной облицованы плиткой цвета морской волны необычной формы, изображающей волны (на этих волнах быстро оседает пыль, и станция постоянно выглядит не очень чистой).

Путевые стены Заречной облицованы плиткой цвета морской волны необычной формы, изображающей волны (на этих волнах быстро оседает пыль, и станция постоянно выглядит не очень чистой). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
8. Заречная, вид поперёк. На самом деле на станциях намного темнее, чем может показаться по этим фотографиям (многие фотографии сняты со светочувствительностью 3200 ед. ISO и диафрагмой f/4 или f/2.8).

Заречная, вид поперёк. На самом деле на станциях намного темнее, чем может показаться по этим фотографиям (многие фотографии сняты со светочувствительностью 3200 ед. ISO и диафрагмой f/4 или f/2.8). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
9. Двигатель Революции (1985-11-20) — станция с очень колоритным названием. В остальном же это непримечательная типовая колонная станция.

Двигатель Революции (1985-11-20) — станция с очень колоритным названием. В остальном же это непримечательная типовая колонная станция. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
10. На станции очень темно, посадочные платформы подсвечены только редкими тусклыми лампами аварийного освещения.

На станции очень темно, посадочные платформы подсвечены только редкими тусклыми лампами аварийного освещения. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
11. Пролетарская завершает первую очередь Нижегородского метрополитена, открытую в 1985 году.

Пролетарская завершает первую очередь Нижегородского метрополитена, открытую в 1985 году. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
12. Художественное оформление Пролетарской аскетично. Путевые стены и колонны облицованы светлым мрамором с узкими вертикальными вставками других цветов.

Художественное оформление Пролетарской аскетично. Путевые стены и колонны облицованы светлым мрамором с узкими вертикальными вставками других цветов. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
13. Станция Автозаводская продолжила Автозаводскую линию спустя два года — 1987-08-08.

Станция Автозаводская продолжила Автозаводскую линию спустя два года — 1987-08-08. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
14. По первоначальному проекту Автозаводскую планировалось назвать Северной по расположенной рядом с ней Северной проходной Горьковского автомобильного завода. Однако вовремя одумались, поскольку на момент открытия эта станция была одной из самых южных.

По первоначальному проекту Автозаводскую планировалось назвать Северной по расположенной рядом с ней Северной проходной Горьковского автомобильного завода. Однако вовремя одумались, поскольку на момент открытия эта станция была одной из самых южных. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
15. Верхняя часть путевых стен оформлена фризом из многочисленных панно, изображающих историю Горьковского автомобильного завода.

Верхняя часть путевых стен оформлена фризом из многочисленных панно, изображающих историю Горьковского автомобильного завода. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
16. Комсомольская (1987-08-08) также располагается у Горьковского автомобильного завода.

Комсомольская (1987-08-08) также располагается у Горьковского автомогильного завода. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
17. Балки между колоннами слегка закруглены, что отличает Комосомольскую от большинства станций, построенных по этому же типовому проекту.

Балки между колоннами слегка закруглены, что отличает Комосомольскую от большинства станций, построенных по этому же типовому проекту. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
18. Станция Кировская (1989-11-15) открыта к четырёхлетию Горьковского метрополитена.

Станция Кировская (1989-11-15) открыта к четырёхлетию Горьковского метрополитена. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
19. На Кировской очень темно, посадочные платформы совсем не освещаются.

На Кировской очень темно, посадочные платформы совсем не освещаются. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
20. Станция Парк Культуры (1989-11-15) завершает Автозаводскую линию на юго-западе Нижнего Новгорода.

Станция Парк Культуры (1989-11-15) завершает Автозаводскую линию на юго-западе Нижнего Новгорода. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
21. Станция освещается массивными люстрами, установленными вдоль оси свода. Изначально использовалось оранжевое натриевое освещение, а в 2012 году часть ламп была заменена на условно-белые и общий свет стал более нейтральным.

Станция освещается массивными люстрами, установленными вдоль оси свода. Изначально использовалось оранжевое натриевое освещение, а в 2012 году часть ламп была заменена на условно-белые и общий свет стал более нейтральным. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
22. Станция Канавинская (1993-12-20) начала вторую, Сормовскую линию.

Станция Канавинская (1993-12-20) начала вторую, Сормовскую линию. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
23. Цветовое оформление Канавинской сомнительно: свод станции выкрашен краской ядовито-жёлтого цвета с широкими поперечными коричневыми полосами; в кессонах свода размещены ртутные лампы, спектр которых также далёк от белого.

Цветовое оформление Канавинской сомнительно: свод станции выкрашен краской ядовито-жёлтого цвета с широкими поперечными коричневыми полосами; в кессонах свода размещены ртутные лампы, спектр которых также далёк от белого. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
24. Бурнаковская (1993-12-20).

Бурнаковская (1993-12-20). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
25. Строительство станции пришлось на начало тяжёлых 1990-х годов, поэтому оформление Бурнаковской сократили: путевые стены выполнены из бетона, окрашенного в коричневый цвет.

Строительство станции пришлось на начало тяжёлых 1990-х годов, поэтому оформление Бурнаковской сократили: путевые стены выполнены из бетона, окрашенного в коричневый цвет. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
26. После 9-летнего перерыва за Бурнаковской открылась станция Буревестник (2002-09-09).

После 9-летнего перерыва за Бурнаковской открылась станция Буревестник (2002-09-09). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
27. Буревестник — единственная в Нижегородском метрополитене станция с боковыми платформами и единственная станция метро, где для входа на неё нужно подняться наверх.

Буревестник — единственная в Нижегородском метрополитене станция с боковыми платформами и единственная станция метро, где для входа на неё нужно подняться наверх. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
28. После 10-летнего перерыва 2012-11-04 была открыта Горьковская — первая и пока единственная станция Нижегородского метрополитена, расположенная в центральной части города на правом берегу Оки.

После 10-летнего перерыва 2012-11-04 была открыта Горьковская — первая и пока единственная станция Нижегородского метрополитена, расположенная в центральной части города на правом берегу Оки. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
29. Путевые стены Горьковской украшены флорентийскими мозаичными панно с изображениями наиболее значимых и известных мест и объектов Нижнего Новгорода.

Путевые стены Горьковской украшены флорентийскими мозаичными панно с изображениями наиболее значимых и известных мест и объектов Нижнего Новгорода. © Игорь Ванин, 2013

[ | →]
30. Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2013
> Метро в Горьком планировалось по типовой советской схеме — три линии, пересекающиеся “треугольником” в центральной части города, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки.

Не так. Было две схемы, в одной - отдельные, непересекающиеся правобережная и левобережная по отношению к Оке линии, проходящие через исторический и транспортный центры города соответственно, в другой - дуговая окраинная линия, образующая классический "треугольник" и в центры города не заходящая. Ну и к моменту открытия метро пересечение 1-й и 2-й линии фактически заменено их касанием друг друга.
Влад, спасибо за поправку. Надо будет переписать вступление.
Я только не уверен насчёт того, что пересечение 1-й и 2-й линий заменено их касанием к моменту открытия метро. До недавних пор была уверенность, что это новое решение, принятое незадолго до открытия Горьковской.
История там немного мутновата. ТЭО Сормовской линии ~1987 г. включало в себя перегон до Горьковской для того, чтобы обосновать высоким пиковым пассажиропотоком по мосту необходимость строительства всей линии. Но уже в начале 90-х, когда началось строительство моста, продлевать в исторический центр собирались исключительно Автозаводскую линию.

На самом деле проект Ленинской изначально предполагался для Заречной, а вот эти зубцы символизируют гребень волны (Заречная же). Однако по каким-то причинам геологическим односвод там соорудить не получилось, и проект переехал на Ленинскую.


За фото и обзор - спасибо! Мне этот метрополитен очень нравится, сам не знаю почему.

Нужно иметь очень богатую, бурную и нестандартную фантазию, чтобы увидеть в этих зубьях гребни волн величественной Волги или красивой Оки! Больше они похожи на зубья какого-нибудь механизма и годятся для призаводских станций, как Уралмаш в Екатеринбурге, например.
Получившаяся Заречная намного больше похожа на заречную станцию.
После СПБ, метро в НН кажется никаким.
При любой возможности пользуюсь.

После открытия Горьковской метро ожило, ибо все давно ждали возможности проехать с нижней части в верхнюю. Но по факту, нужно еще две станции в верхней части, одну станцию на мещере и дотянуть ветку до Сормово, вот тогда метрополитен оживёт и станет главной транспортной артерией города.
Сейчас выделили деньги под ЧМ-2018 и строят станцию на Мещере, щит привезли и монтируют. Остальное увы и ахъ под большим вопросом((
Про Сормово и центр города согласен. А про район Мещерского озера... он действительно даст большой трафик? Я думал, что это больше имиджевый проект к ЧМ по футболу, нежели реальная краткосрочная необходимость. Судя по карте, этот район раз в 10 меньше, чем то же Сормово. Или ошибаюсь? Интересно твоё мнение как местного жителя.
Спасибо за прогулку по метро НН.

Кстати, по стечению обстоятельств в Москве первой станцией с двумя платформами и четырьмя путями в одном зале будет станция "Нижегородская улица".
Для симметрии можно было бы назвать её просто «Нижегородская». :-)
Да и вообще, длинные названия со словами «улица» и «проспект» мне не очень нравятся, выглядят слишком громоздко.
В Википедии написано, что к 2017 году должны построить. Как думаешь, успеют, или опять перенесут?

Что интересно: несмотря на то, что это единый комплекс, та часть, которая относится к Кожуховской линии имеет проектное название «Нижегородская улица», а та, что к Третьему Пересадочному Контуру - «Карачарово».

Отличный репортаж!!! Спасибо, Игорь!

1. Очень интересно, что из-себя метромост представляет? Насколько длинный? Открытый участок большой?
2. Почему такая уникальная конструкция у "Буревестника" и для входа на станцию приходится подниматься? Таковы особенности рельефа в той местности или она надземная?
Всё же не репортаж (2½ года с даты съёмки), а очерк или эссе. :-)

Метромост в этот раз я даже не посмотрел снаружи, условно “не было возможности”. Но по старым воспоминаниям, он не очень длинный, в Новосибирске намного длиннее. Википедия пишет, что примерно 1.3 км.

Буревестник — наземная станция. А такая дурацкая конструкция, наверное, от безденежья. Там сначала поднимаешься на уровень переходного мостика над путями, откуда можно спуститься на платформы. Причём, со стороны входа-выхода эта лестница пристроена снаружи и очень-очень узкая.

Edited at 2015-11-22 23:21 (UTC)