metro

Станция Политехническая Санкт-Петербургского метрополитена

Станция «Политехническая» 1-й, Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена. — брат-близнец станции «Площадь Мужества». Обе эти станции являются первми двумя односводчатыми станциями в Ленинграде, они были открыты в один день и располагаются они на одной линии одна за другой, поэтому я и показываю их подряд. Станции были открыты 31 декабря 1975 года в составе участка ЛеснаяАкадемическая. Проект был признан удачным и в последующие 16 лет в Ленинградском метрополитене появилось более десяти станций аналогичной конструкции.

Станция Политехническая расположена в северной части Санкт-Петербурга у перекрёстка Политехнической улицы с улицей Гидротехников рядом с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом (бывшим Ленинградским политехническим институтом), от которой она получила своё название.

Художественное оформление станции минималистично и не посвящено ни историческим событиям, ни местности, где располагается станция. Изначально путевые и торцевые стены были облицованы травертином — пористым известняком серого цвета с лёгким зеленовато-желтоватым оттенком, слегка отполированного. Над травертиновой облицовкой во всю длину путевых стен была установлена полоса из анодированного алюминия розового цвета, таким же образом были оформлены технологические двери. Освещение станции было установлено на консолях, выступающих со стыка путевых стен и свода; свет ртутных ламп зеленовато-голубого цвета хорошо сочетался с цветом облицовки. Также имелась дополнительная световая полоса под карнизом, подсвечивающая название станции на путевых стенах. Архитекторы станции — С. Б. Сперанский, Н. В. Каменский, Л. Г. Бадалян.

Однако даже такое минималистическое оформление было испорчено аж три раза в ходе трёх последовательных “ремонтов”. Сначала, перед открытием “размыва” (в первой половине 2004 года) голубые ртутные лампы были заменены на оранжевые натриевые. Зеленоватый травертин и розовый алюминий сразу перестали “играть” оттенками в таком свете, и всё стало выглядеть равномерно серо-рыжим: что пол, что стены, что белый свод. Одновременно с этим была демонтирована световая полоса, подсвечивавшая названия станции на путевой стене. Затем, в 2005 году, в ходе ремонта торцевых стен, их облицовка была заменена с каменной на композитные панели, которые я условно называю “крашеным гипсокартоном”. А в ходе ремонта 2010 года была заменена облицовка путевых стен: полосы из анодированного алюминия розового цвета были заменены на крашеные в жёлтый цвет панели из материала типа сайдинга или профнастила, а исходный травертин был заменён на новый камень, немного похожий, но чисто светло-серый (без исходного желтовато-зеленоватого отлива) и не такой блестящий, как старый. Для полноты “модернизации” остаётся ещё заменить гранитное покрытие пола на асфальтовое, а потолок закрыть пластиковыми панелями. Но, надеюсь, до этого руки “вандалов-редизайнеров” не дойдут.

С 1995 до 2004 года Политехническая находилась на оторванном от “большого” метро участке Площадь Мужества — Девяткино, который был изолирован в связи с прорывом плывуна между Лесной и Площадью Мужества. В связи с этим вспоминается одна грустная история. Несколько моих знакомых выбирали, поступать им в большой Университет или же в Политех на аналогичную специальность, и выбрали Политех в первую очередь из-за транспортной доступности, потому что он находится прямо у метро. Каково же было их разочарование, когда на первом же курсе через 4 месяца после поступления метро стало тут абсолютно бесполезным и не было восстановлено до окончания обучения! Впрочем, всё это уже далеко в прошлом, и будем надеяться, что подобных длительных аварий больше не случится.

[ | ]
1. Станция Политехническая, продольный вид от глухого торца в сторону выхода (с северо-востока на юго-запад).

Станция Политехническая, продольный вид от глухого торца в сторону выхода (с северо-востока на юго-запад). © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
2. Поперечный вид станции Политехническая.

Поперечный вид станции Политехническая. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
3. Северо-восточный торец Политехнической. Раньше он был облицован камнем, теперь же — крашеными гипсокартонными панелями.

Северо-восточный торец Политехнической. Раньше он был облицован камнем, теперь же — крашеными гипсокартонными панелями. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
4. Диагональный вид станции Политехническая.

Диагональный вид станции Политехническая. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
5. Путевая стена. Здесь хорошо видны выступающие консоли, на которых установлено освещение. А старой подсветки полосы, на которой установлены декоративные буквы «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», теперь уже нет.

Путевая стена. Здесь хорошо видны выступающие консоли, на которых установлено освещение. А старой подсветки полосы, на которой установлены декоративные буквы «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», теперь уже нет. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
6. Односводчатые станции всегда были удобны и хороши своим простором. Однако в последние годы этот простор был загромождён множеством объектов, расставленных по оси платформы: помимо попавших в кадр газетного киоска, информационного стенда и указательного столба (которому для упрощения здесь даже не придали традиционный облик «Троицкий мост»), станцию сейчас ещё загромождают оставшиеся за спиной фотографа рекламный щит, “инфосос”, ещё один информационный стенд, большой сарай (ремонтная бытовка), стоящий на платформе с 2009 года, и прочие объекты.

Односводчатые станции всегда были удобны и хороши своим простором. Однако в последние годы этот простор был загромождён множеством объектов, расставленных по оси платформы: помимо попавших в кадр газетного киоска, информационного стенда и указательного столба (которому для упрощения здесь даже не придали традиционный облик «Троицкий мост»), станцию сейчас ещё загромождают оставшиеся за спиной фотографа рекламный щит, “инфосос”, ещё один информационный стенд, большой сарай (ремонтная бытовка), стоящий на платформе с 2009 года, и прочие объекты. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
7. “Инфосос” традиционно стоит ровно посередине зала станции, перекрывая перспективный вид от эскалаторов к глухому торцу зала.

“Инфосос” традиционно стоит ровно посередине зала станции, перекрывая перспективный вид от эскалаторов к глухому торцу зала. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
8. Схема линии на путевой стене Политехнической. Традиционно, посылаю лучи поноса и диареи установщикам «нового информационного пространства», которые не осилили расположить эти схемы соосно со старым декоративным названием станции, расположенным выше.

Схема линии на путевой стене Политехнической. Традиционно, посылаю лучи поноса и диареи установщикам «нового информационного пространства», которые не осилили расположить эти схемы соосно со старым декоративным названием станции, расположенным выше. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
9. Технологическая дверь к кабельным каналам. Раньше на Политехнической и дверь, и полоса над ней, были облицованы анодированным алюминием розового цвета, теперь же это просто крашеный в жёлтый цвет “профнастил”.

Технологическая дверь к кабельным каналам. Раньше на Политехнической и дверь, и полоса над ней, были облицованы анодированным алюминием розового цвета, теперь же это просто крашеный в жёлтый цвет “профнастил”. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
10. Историческое фото 2010 года: здесь полоса уже заменена на новую, а дверь стоит ещё старая, блестящая.

Историческое фото 2010 года: здесь полоса уже заменена на новую, а дверь стоит ещё старая, блестящая. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
11. Юго-западный торец станции Политехническая, выход в город.

Юго-западный торец станции Политехническая, выход в город. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
12. У прохода к эскалаторам сохранилась облицовка из старого камня (фото 2010 года). Если сравнить цвет камня и его блеск с новой облицовкой с предыдущих фотографий, то видно, что общего между ними мало.

У прохода к эскалаторам сохранилась облицовка из старого камня (фото 2010 года). Если сравнить цвет камня и его блеск с новой облицовкой с предыдущих фотографий, то видно, что общего между ними мало. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
13. Историческое фото станции Политехническая 2004 года. Вот так выглядела станция до трёх “ремонтов”, произведённых за прошедшие годы.

Историческое фото станции Политехническая 2004 года. Вот так выглядела станция до трёх “ремонтов”, произведённых за прошедшие годы. © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
14. Диагональный вид Политехнической в оригинальном облике (фото 2004 года).

Диагональный вид Политехнической в оригинальном облике (фото 2004 года). © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | ]
15. Поперечный вид Политехнической в исходном виде (2004 г.).

Поперечный вид Политехнической в исходном виде (2004 г.). © Игорь Ванин, 2004–2014

[ | →]
16. И в заключении — станция Политехническая с вагончиками. Это уже исторический кадр: вагонов модели «Е» в Петербургском метрополитене почти не осталось. Спасибо за внимание!

И в заключении — станция Политехническая с вагончиками. Это уже исторический кадр: вагонов модели «Е» в Петербургском метрополитене почти не осталось. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2004–2014

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Площадь Мужества

Следующая: Станция Маяковская

Всегда пожалуйста! :-)
Тут я собирался просто показать станцию, невдалеке от которой прожил много лет. Без всякой дотошности и придирчивости.
Но когда начал писать текст к многолетней подборке фотографий, как-то само собой получилось придирчивое ворчание на тему того, как изуродовали станцию горе-редизайнеры. Но что выросло — то выросло, извините. %)
Чтобы был “тёплый ламповый свет”, нужно ставить лампы накаливания или галогенки с широким спектром. А этот рыжий с узким спектром ничуть не греет, а приводит только к тому, что все цвета, содержащие сочетания красного/зелёного, становятся рыжими или коричневыми (в том числе белый), а синий — чёрным. И всё ещё усугубилось тем, что исходные материалы с приятными цветными оттенками были заменены на серые и жёлтые, что в сочетании с рыжим светом сделали станцию унылой монохромной. Никакой душевной теплоты у горе-редизайнеров не получилось, я считаю (если об этом вообще хоть кто-нибудь думал, в чём я очень сомневаюсь).
Спасибо за замечание. «Петербургский» вместо «Санкт-Петербургский» — это по официальному названию юр. лица?
Я-то просто имел в виду принадлежность к городу, даже не задумываясь об официальном названии, поэтому писал то так, то этак для разнообразия текста.

Эх, теперь кучу постов придётся исправлять. А сейчас ещё ЖЖ-шная форма редактирования наполовину поломана, теряет некоторые поля при редактировании записи. Может быть, это заставит меня, наконец, дописать мой скрипт для автоматического обновления записей?.. 8-)
Да.
Давным-давно, когда Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, среди работников метрополитена был проведён официальный опрос, как будет называться метрополитен. (модно тогда было опросы устраивать, даже начальственные должности выборные были).
Варианты предлагались такие:
1. Ленинградский метрополитен.
2. Петербургский метрополитен.
3.Санкт-Петербургский метрополитен.
4. Метрополитен Санкт-Петербурга.
В итоге был принят вариант 2.
(тогда же по результатам опроса работников зоопарка было принято решение оставить название Ленинградский зоопарк - в память о работниках зоопарка, спасавших животных во время блокады Ленинграда).
Ну, это так, к слову.

Edited at 2014-04-04 16:45 (UTC)
А для меня, наоборот, долгое время она была основной станцией, ближайшей к дому. Академическая тоже близко примерно так же, но в советские годы маршруты общественного транспорта были специально так спроектированы, чтобы от нашего квартала подвозить к недозагруженной Политехнической, нежели к перегруженной Академической.
Я выросла на Политехе! Мама там дежурной работала, а я вечно там торчала))) Сейчас проезжая мимо, а ежу я там каждый день и по много раз, вспоминаю тот самый !свой старый! Политех, очень жаль что там сейчас всё изуродовали! И фасад и вестибюль, и платформу((( Сейчас там холодно и пусто, а раньше при белом "холодном" свете ламп, там была жизнь!!!!
Мягкий камень (мрамор, известняки) быстро приходит в негодность из-за протечек. Облицовку на старых станциях много где меняли (на соседней Площади Мужества тоже, например).
А про полосу из анодированного алюминия розового цвета не знаю. Наверное, демонтаж выполняли так варварски, что для повторного использования она стала непригодной, проше было установить новые из крашеного профнастила.