metro

Станция Академическая Санкт-Петербургского метрополитена

Сегодня я планировал показать совсем другую станцию Петербургского метро, но при подготовке оказалось, что я опять забыл сфотографировать все мозаики на той станции (регулярно забываю про полный набор мозаик, что ж за напасть такая?!). А поскольку фотоаппарат у меня сейчас не работает, съездить и сфотографировать недостающее не получилось, поэтому пришлось выбрать для этого поста другую станцию, отснятую ранее, на которой мозаики отстутствуют. Выбор пал на «Академическую».

Академическая — станция 1-й, Кировско-Выборгской линии Санкт-Петербургского метрополитена, расположенная в северо-восточной части линии. Станция была открыта 31 декабря 1975 года. Выход станции расположен в районе «Гражданка» на пересечении проспекта Науки с Гражданским проспектом. В этом районе города сосредоточено большое число НИИ и учреждений Российской Академии Наук, а улицы названы именами деятелей науки и академиков, отсюда и происходит название станции.

Академическая — колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Архитекторы станции — А. С. Гецкин, В. Г. Хильченко, В. П. Шувалова.

Отделка станции довольно простая и при этом необычная: полукруглые арки между колоннами отделаны блестящим металлом (тем самым станция напоминает московскую «Маяковскую»). Путевые стены Академической облицованы белым мрамором, а полы выложены серым гранитом. Раньше станция освещалась простыми, но необычными светильниками, удачно вписывавшимися в интерьер: U-образными люминисцентными трубками, отдалённо напоминающими формой проходы между колоннами. К сожалению, эта деталь оформления была безвозвратно утрачена в первой половине 2004 года: светильники были заменены на обычные люминисцентные лампы в типовых плафонах офисного типа, чем первоначальный интерьер станции был несколько испорчен.

[ | ]
1. Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Академическая, вид вдоль, от глухого торца в сторону выхода (примерно с юго-запада на северо-восток).

Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Академическая, вид вдоль, от глухого торца в сторону выхода (примерно с юго-запада на северо-восток). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
2. Станция Академическая, вид по диагонали.

Станция Академическая, вид по диагонали. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
3. До 2004 года на Академической были оригинальные светильники в виде U-образных трубок без плафонов и абажюров, отдалённо напоминающие формой проходы между колоннами (этот снимок сделан в 2003 году). В первой половине 2004 года светильники были заменены на обычные люминисцентные лампы в типовых плафонах офисного типа, чем первоначальный интерьер станции был несколько испорчен.

До 2004 года на Академической были оригинальные светильники в виде U-образных трубок без плафонов и абажюров, отдалённо напоминающие формой проходы между колоннами (этот снимок сделан в 2003 году). В первой половине 2004 года светильники были заменены на обычные люминисцентные лампы в типовых плафонах офисного типа, чем первоначальный интерьер станции был несколько испорчен. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
4. Юго-западный торец станции Академическая украшает изречение Ленина о достижениях науки: «Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будет обращён в средства насилия».

Юго-западный торец станции Академическая украшает изречение Ленина о достижениях науки: «Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будет обращён в средства насилия». © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
5. Центральный зал станции Академическая, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу.

Центральный зал станции Академическая, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
6. Колонны Академической крупным планом. Колонны обшиты металлическими блестящими листами, тем самым станция напоминает московскую «Маяковскую».

Колонны Академической крупным планом. Колонны обшиты металлическими блестящими листами, тем самым станция напоминает московскую «Маяковскую». © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
7. Боковой зал станции Академическая, общий вид (это 1-й путь, посадка в сторону станции Девяткино).

Боковой зал станции Академическая, общий вид (это 1-й путь, посадка в сторону станции Девяткино). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
8. Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Академической по диагонали на другую сквозь всю станцию.

Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Академической по диагонали на другую сквозь всю станцию. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
9. Путевая стена Академической крупным планом.

Путевая стена Академической крупным планом. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
10. Дверь к кабельным каналам в путевой стене на Академической также выполнена из блестящего металла.

Дверь к кабельным каналам в путевой стене на Академической также выполнена из блестящего металла. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
11. Длинная схема Кировско-Выборгской линии на путевой стене станции Академическая в сторону станции Проспект Ветеранов (старая версия, до 2010 года).

Длинная схема Кировско-Выборгской линии на путевой стене станции Академическая в сторону станции Проспект Ветеранов (старая версия, до 2010 года). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
12. В противоположную сторону схема линии намного короче.

В противоположную сторону схема линии намного короче. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
13. Артефакт из прошлого — схема линии в старом стиле “рыбки”. Эта схема просуществовала до 2004 года (на других станциях схемы линии в этом стиле были демонтированы намного раньше).

Артефакт из прошлого — схема линии в старом стиле “рыбки”. Эта схема просуществовала до 2004 года (на других станциях схемы линии в этом стиле были демонтированы намного раньше). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | →]
14. И в заключении для оживления картинки — станция Академическая с поездом из вагонов Ем-501.

И в заключении для оживления картинки — станция Академическая с поездом из вагонов Ем-501. © Игорь Ванин, 2009–2013

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Волковская — 3D-панорама

Следующая: Станция Чернышевская

Мне она тоже нравилась в детстве. Впрочем, мне в детстве все другие станции тоже нравились. :-)
Старые схемы были красивые, стильные. Очень рад, что успел сфотографировать последнюю незадолго до её демонтажа. В начале 2004 года было дело. На других станциях их демонтировали намного раньше.
На северном обрубке КВЛ тогда (до открытия размыва) был настоящий музей. Можно было встретить несколько вагонов “Ем” в совсем старой раскраске — с очень светлым верхом, очень много старинных вагонов “Е” (с тех пор их почти все уже порезали) и было несколько “номерных” с гербом СССР.
Спасибо, дополню. Когда начинал писать текст, помнил об этом, а потом переключился на недоподборку норвежских фотографий и забыл дописать. %)
Кстати, ты не знаешь, когда точно перевесили это изречение и что было на его месте раньше? Ведь Академическая была открыта в 1975 году, а выход ТИ-2 построили только к 1980 году.
А вот не соглашусь, что стало хуже от замены света :) Сейчас, конечно, не идеально, можно было и посимпатичнее светильники подобрать, но старые были какие-то уж совсем грустные.
В утилитарном плане хуже не стало, новые светильники дают больше света. Но простые типовые плафоны выглядят уж совсем убого, эстетически они подходят только для встраивания в офисный подвесной потолок. Старые хотя бы перекликались с общим обликом станции — полукруглые арки + U-образные лампы.
Впрочем, сейчас стиль тоже выдержали. Я об этом не написал в посте, но некоторое время назад был ремонт наземного вестибюля, там соорудили самый настоящий офисный подвесной потолок с соответствующим освещением. %)
Вообще я категорически против любых изменений внешнего вида станций, за исключение приукрашивания и корректировок по изначальному проекту (за последние я строго за). Но что касается Академической, почему-то новое освещение нравится больше. Старое какое-то заводское было, что ли... А новое как-то столичнее выглядит, имхо.
Новые выглядят просто привычнее, ведь это типовые плафоны для встраивания в офисные подвесные потолки. Старые — тоже не шедевр, но они хотя бы перекликались с общим обликом станции — полукруглые арки + U-образные лампы.
Но в утилитарном плане хуже не стало, новые светильники дают больше света.
Одна из любимых Петербургских станций.
А еще здесь вестибюль видоизменили: заменили светильники на офисные и заложили витражи.
Мне она тоже очень нравится. Впрочем, все другие станции мне тоже нравятся. :-)
А вестибюль пострадал не только здесь. Стеклянные стены заложили уже везде или почти везде, и уникальные светильники исчезли почти во всех вестибюлях тех лет.