metro

Метро Осло, петлеобразная линия 4/6 — Lambertseterbanen — Kolsåsbanen

Продолжение фотомарафона по метро Осло.

Как я уже рассказывал в обзорном рассказе о метро Осло три года назад, схема метро Осло выглядит следующим образом: по центру города проходит кольцо, от которого отходят радиусы во все стороны; поезда приходят с одного из радиусов, проходят какую-то часть кольца (все маршруты проходят через центральный тоннель), после чего уходят с кольца по другому радиусу. Прежде чем отправиться в путь, рекомендую посмотреть схему линий метро Осло на сайте Роберта Швандля Urbanrail.Net.

В настоящее время все радиусы примыкают к кольцу с направлением движения только к его южной части, а выделенного кольцевого маршрута нет, поэтому для организации движения по северной части кольца один из маршрутов организован очень хитро, с петлёй: поезда этого маршрута приходят на кольцо с одного из радиусов, проходят по кольцу аж полтора оборота (то есть, некоторые станции этот маршрут проходит дважды), после чего уходит на другой радиус. При движении в обратном направлении всё повторяется в обратную сторону. Именно этому забавному маршруту посвящена эта серия.

По состоянию на 2009 год, когда я фотографировал метро Осло, таким хитрым петлеобразным маршрутом была организована линия 4/6 Lambertseterbanen — Kolsåsbanen (от станции Bergkrystallen через кольцо до станции Åsjordet). У неё двойной номер, поезда меняют номер маршрута в северной части кольца, чтобы пассажиры в южной части кольца могли различать, куда пойдёт поезд: на второй оборот по кольцу или же сойдёт на радиальную ветку.

Как сейчас выяснилось, два месяца назад (в декабре 2012 года) в метро Осло поменяли маршруты движения: общая схема осталась такой же, но теперь на западные радиусы ходят другие маршруты, нежели ранее. В частности, теперь "полуторакольцевая" линия 4/6 ходит с радиуса Lambertseterbanen не на Kolsåsbanen, а на Sognsvannsbanen. А также за прошедшие три года было открыто после реконструкции 5 новых станций на Kolsåsbanen. Но поскольку я в предыдущих постах уже показал почти всё метро Осло в старой конфигурации, линию 4/6 покажу тоже в старой конфигурации до 2012 года, да и фотографий станций, открытых с 2009 до 2012 у меня пока нет. А вот на Metrowalks, когда я его, наконец, доделаю, линии метро Осло будут уже в новой конфигурации.

[ | ]
1. Начнём поездку с юго-востока (Lambertseterbanen, линия 4) в центр, затем поедем по кольцу полтора оборота, и далее — на запад, по Kolsåsbanen. Конечная станция линии 4 — Bergkrystallen. Дата открытия — 1957-04-28.

Начнём поездку с юго-востока (Lambertseterbanen, линия 4) в центр, затем поедем по кольцу полтора оборота, и далее — на запад, по Kolsåsbanen. Конечная станция линии 4 — Bergkrystallen. Дата открытия — 1957-04-28. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
2. Тупики станции Bergkrystallen. Оборотного съезда за станцией нет (при 15-минутном интервале это не нужно), съезд находится перед станцией.

Тупики станции Bergkrystallen. Оборотного съезда за станцией нет (при 15-минутном интервале это не нужно), съезд находится перед станцией. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
3. Munkelia. Станции линии Lambertseterbanen были открыты 1957-04-28 как остановки трамвайной линии, а апгрейд до стандартного метро был выполнен через 9 лет — 1966-05-22.

Munkelia. Станции линии Lambertseterbanen были открыты 1957-04-28 как остановки трамвайной линии, а апгрейд до стандартного метро был выполнен через 9 лет — 1966-05-22. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
4. Lambertseter (дата открытия — 1957-04-28). Эта станция дала название этой линии — Lambertseterbanen.

Lambertseter (дата открытия — 1957-04-28). Эта станция дала название этой линии — Lambertseterbanen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
5. Karlsrud (дата открытия — также 1957-04-28). Как и почти все станции радиуса Lambertseterbanen, это наземная станция с боковыми платформами.

Karlsrud (дата открытия — также 1957-04-28). Как и почти все станции радиуса Lambertseterbanen, это наземная станция с боковыми платформами. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
6. Brattlikollen (дата открытия — 1957-04-28).

Brattlikollen (дата открытия — 1957-04-28). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
7. Ryen (дата открытия — 1957-04-28). Эта станция внешне немножко отличается от соседних станций тем, что над ней проходит широкая автомобильная эстакада, а колонны и опоры выкрашены в яркие цвета.

Ryen (дата открытия — 1957-04-28). Эта станция внешне немножко отличается от соседних станций тем, что над ней проходит широкая автомобильная эстакада, а колонны и опоры выкрашены в яркие цвета. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
8. Manglerud (дата открытия — 1957-04-28). Рядом с этой станцией есть многоэтажные жилые дома и большой торговый комплекс.

Manglerud (дата открытия — 1957-04-28). Рядом с этой станцией есть многоэтажные жилые дома и большой торговый комплекс. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
9. Høyenhall (дата открытия — 1957-04-28).

Høyenhall (дата открытия — 1957-04-28). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
10. Brynseng (дата открытия — 1966-05-22). На этой станции линия 4 примыкает к линиям 2 (Furusetbanen) и 3 (Østensjøbanen). На этой станции 4 пути и 3 платформы: две боковые и одна островная.

Brynseng (дата открытия — 1966-05-22). На этой станции линия 4 примыкает к линиям 2 (Furusetbanen) и 3 (Østensjøbanen). На этой станции 4 пути и 3 платформы: две боковые и одна островная. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
11. Helsfyr (дата открытия — 1966-05-22). Одна из немногих подземных станций в метро Осло. Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с боковыми платформами. Также эта станция в определённые часы является конечной для линии 1, но линии 4, по которой мы сейчас едем, это не касается.

Helsfyr (дата открытия — 1966-05-22). Одна из немногих подземных станций в метро Осло. Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с боковыми платформами. Также эта станция в определённые часы является конечной для линии 1, но линии 4, по которой мы сейчас едем, это не касается. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
12. Ensjø (дата открытия — 1966-05-22).

Ensjø (дата открытия — 1966-05-22). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
13. Tøyen (дата открытия — 1966-05-22), основной зал. Здесь линия 4 примыкает к центральному тоннелю с шестью станциями, и далее поезда всех линий следуют по одним и тем же путям. На фото — поезд из старых вагонов модели T1300 (эксплуатировавшихся до 2010 года) прибыл с Lambertseterbanen на станцию Tøyen и отправляется далее на полтора оборота по кольцевой линии.

Tøyen (дата открытия — 1966-05-22), основной зал. Здесь линия 4 примыкает к центральному тоннелю с шестью станциями, и далее поезда всех линий следуют по одним и тем же путям. На фото — поезд из старых вагонов модели T1300 (эксплуатировавшихся до 2010 года) прибыл с Lambertseterbanen на станцию Tøyen и отправляется далее на полтора оборота по кольцевой линии. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
14. Grønland (1966-05-22). Это станция с наименьшим пассажиропотоком среди всех центральных станций, поэтому пассажирам рекомендуется пересаживаться с линии на линию именно на ней (хотя они могут это сделать на любой из шести центральных станций).

Grønland (1966-05-22). Это станция с наименьшим пассажиропотоком среди всех центральных станций, поэтому пассажирам рекомендуется пересаживаться с линии на линию именно на ней (хотя они могут это сделать на любой из шести центральных станций). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
15. Jernbanetorget (1966-05-22). Станция находится рядом с центральным железнодорожным вокзалом.

Jernbanetorget (1966-05-22). Станция находится рядом с центральным железнодорожным вокзалом. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
16. Stortinget — самая центральная станция метро Осло, и самая красочная. Расположена рядом с Парламентом Норвегии, от которого получила своё название. Станция была открыта 1977-01-09 как конечная станция восточных линий, затем закрыта на реконструкцию и вновь открыта 1987-05-06 с подключением к западным линиям. А возможность сквозного движения между восточными и западными линиями появилась только в 1993 году.

Stortinget — самая центральная станция метро Осло, и самая красочная. Расположена рядом с Парламентом Норвегии, от которого получила своё название. Станция была открыта 1977-01-09 как конечная станция восточных линий, затем закрыта на реконструкцию и вновь открыта 1987-05-06 с подключением к западным линиям. А возможность сквозного движения между восточными и западными линиями появилась только в 1993 году. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
17. Nationaltheatret — первая подземная станция метро в Скандинавии, открытая 1928-06-28.

Nationaltheatret — первая подземная станция метро в Скандинавии, открытая 1928-06-28. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
18. Majorstuen (дата открытия — 1898-05-31). На этой станции некоторые линии ответвляются от кольца и далее ведут на запад, но мы продолжаем движение по кольцевой линии.

Majorstuen (дата открытия — 1898-05-31). На этой станции некоторые линии ответвляются от кольца и далее ведут на запад, но мы продолжаем движение по кольцевой линии. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
19. Blindern (дата открытия — 1934-10-10). Общая станция для кольцевой линии и линии Sognsvannsbanen.

Blindern (дата открытия — 1934-10-10). Общая станция для кольцевой линии и линии Sognsvannsbanen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
20. Forskningsparken. Эта станция была открыта позже соседних — 1999-08-22, вместо старой закрытой станции Vestgrensa. Новая станция обеспечивает более удобную пересадку на трамвай.

Forskningsparken. Эта станция была открыта позже соседних — 1999-08-22, вместо старой закрытой станции Vestgrensa. Новая станция обеспечивает более удобную пересадку на трамвай. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
21. Ullevål stadion (дата открытия — 1934-10-10). После этой станции линия Sognsvannsbanen ответвляется от кольца, а мы продолжаем движение по кольцевой линии.

Ullevål stadion (дата открытия — 1934-10-10). После этой станции линия Sognsvannsbanen ответвляется от кольца, а мы продолжаем движение по кольцевой линии. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
22. Nydalen — довольно новая станция, открыта 2003-08-20. Это одна из редких станций метро Осло с островной платформой. Здесь поезда кольцевой линии меняют номер маршрута 4 ↔ 6, чтобы не было путаницы, когда они будут повторно проезжать станции центрального тоннеля на втором обороте по кольцу.

Nydalen — довольно новая станция, открыта 2003-08-20. Это одна из редких станций метро Осло с островной платформой. Здесь поезда кольцевой линии меняют номер маршрута 4 ↔ 6, чтобы не было путаницы, когда они будут повторно проезжать станции центрального тоннеля на втором обороте по кольцу. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
23. Storo (дата открытия — 2003-08-20). Эта станция является конечной для некоторых поездов (пока нет возможности прямого движения с северной части кольца на восточные радиусы), но линии 4/6, по которой мы сейчас едем, это не касается, мы продолжаем движение по кольцу.

Storo (дата открытия — 2003-08-20). Эта станция является конечной для некоторых поездов (пока нет возможности прямого движения с северной части кольца на восточные радиусы), но линии 4/6, по которой мы сейчас едем, это не касается, мы продолжаем движение по кольцу. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
24. Sinsen — самая новая станция метро Осло, открыта 2006-08-20. Наземная станция с островной платформой. Через эту станцию в настоящее время следуют поезда только кольцевой линии.

Sinsen — самая новая станция метро Осло, открыта 2006-08-20. Наземная станция с островной платформой. Через эту станцию в настоящее время следуют поезда только кольцевой линии. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
25. Выход со станции Sinsen.

Выход со станции Sinsen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
26. Станция Carl Berners plass была открыта 1966-10-16 в составе линии Grorudbanen (5), а в настоящее время она входит и в состав северной части кольцевой линии.

Станция Carl Berners plass была открыта 1966-10-16 в составе линии Grorudbanen (5), а в настоящее время она входит и в состав северной части кольцевой линии. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
27. Продолжаем движение по кольцевой линии и снова прибываем на станцию Tøyen. Поезда линии 6, следующие с кольца, прибывают в отдельный боковой зал станции.

Продолжаем движение по кольцевой линии и снова прибываем на станцию Tøyen. Поезда линии 6, следующие с кольца, прибывают в отдельный боковой зал станции. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
28. И снова станция Grønland, где удобнее всего пересаживаться на поезда других линий.

И снова станция Grønland, где удобнее всего пересаживаться на поезда других линий. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
29. Jernbanetorget. Здесь мы тоже уже были.

Jernbanetorget. Здесь мы тоже уже были. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
30. Повторно приехали на станцию Stortinget. Продолжаем движение по 6-й линии. На фото — новый поезд 6-й линии из вагонов серии MX3000.

Повторно приехали на станцию Stortinget. Продолжаем движение по 6-й линии. На фото — новый поезд 6-й линии из вагонов серии MX3000. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
31. И снова Nationaltheatret.

И снова Nationaltheatret. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
32. Majorstuen. Итак, мы проехали полтора оборота по кольцу, и далее поедем на Kolsåsbanen.

Majorstuen. Итак, мы проехали полтора оборота по кольцу, и далее поедем на Kolsåsbanen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
33. Borgen (дата открытия — 1912-11-17). Через эту станцию проходят поезда не только линии Kolsåsbanen, но и Røabanen.

Borgen (дата открытия — 1912-11-17). Через эту станцию проходят поезда не только линии Kolsåsbanen, но и Røabanen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
34. Smestad (дата открытия — 1912-11-17). После этой станции Kolsåsbanen и Røabanen разветвляются на две отдельные линии. Кстати, развилка этих линий построена в одном уровне с пересечением путей встречных направлений. К сожалению, заснять это место не удалось, потому что оно находится не у станции, а посередине длинного перегона.

Smestad (дата открытия — 1912-11-17). После этой станции Kolsåsbanen и Røabanen разветвляются на две отдельные линии. Кстати, развилка этих линий построена в одном уровне с пересечением путей встречных направлений. К сожалению, заснять это место не удалось, потому что оно находится не у станции, а посередине длинного перегона. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
35. Montebello (дата открытия — 1942-06-15). Станция была реконструирована в 2008 году в начале апгрейда Kolsåsbanen из light rail в стандартное метро.

Montebello (дата открытия — 1942-06-15). Станция была реконструирована в 2008 году в начале апгрейда Kolsåsbanen из light rail в стандартное метро. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
36. Ullernåsen (дата открытия — 1942-06-15, реконструирована к 2008 году).

Ullernåsen (дата открытия — 1942-06-15, реконструирована к 2008 году). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
37. Åsjordet (дата открытия — 1942-06-15, реконструирована к 2008 году).

Åsjordet (дата открытия — 1942-06-15, реконструирована к 2008 году). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | →]
38. В 2009 году, когда я фотографировал станцию Åsjordet, она была временной конечной станцией линии Kolsåsbanen, остальные станции были закрыты на реконструкцию. С тех пор на этой линии было открыто ещё несколько станций, но пока ещё не все. Есть повод вернуться сюда в будущем, когда линия будет открыта полностью. Спасибо за внимание!

В 2009 году, когда я фотографировал станцию Åsjordet, она была временной конечной станцией линии Kolsåsbanen, остальные станции были закрыты на реконструкцию. С тех пор на этой линии было открыто ещё несколько станций, но пока ещё не все. Есть повод вернуться сюда в будущем, когда линия будет открыта полностью. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2009–2013

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Пятая линия — Grorudbanen

Следующая: Третья линия — Sognsvannsbanen — Østensjøbanen

Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Прогулка вокруг городской ратуши и по её окрестностям

Следующая серия: Осло, железнодорожный вокзал

Я готовил этот пост ещё в январе для публикации 8 февраля, но по ряду причин не получилось опубликовать его вовремя. А вчера уже не перечитывал и выложил как было написано тогда.
Спасибо за внимательность. :-)
Интересно, чем оно, по-твоему, похоже на Россию.
В российских метрополитенах вилочное/маршрутное движение не используется (особенно в такой петлеобразной конфигурации, как здесь), боковые платформы — редкость, да и вообще, наземные линии не очень популярны.
Или ты про пейзажи говоришь?
По первым фото здорово видно, сколько времени заняла фотопоездка на метро, и как быстро меняется погода в Осло. Вот ясное утро, вот набегают тучки, вот идёт дождь, вот снова ясное небо и мокрые платформы, а вот и платформы подсохли :-)
На самом деле не очень видно, сколько заняла эта фотопоездка и как менялась погода в течение дня, потому что эта серия снималась в течение трёх дней, причём, не подряд. А ещё я ехал из центра на восток, а фотографии здесь в обратном порядке — от восточной конечной к центру. :-)
Спасибо, Игорь!
Какая сложная конфигурация движения по линиям метро...
Скорейшего тебе реанимирования "Прогулок по метро" (очень жду) и побольше новых фото!

PS. Кстати, не знал, что в Осло есть станции с островной платформой, для меня сегодня это было новостью...
Сложная конфигурация получилась по историческим причинам, когда все линии с окраин получилось соединить черезв один центральный тоннель, а о полноценном кольце тогда ещё не думали.
Они обещают сделать через несколько лет прямой заезд на северную часть кольца с одной из восточных линий, тогда должно стать попроще. Наверное, петли тогда уже не будет. Посмотрим...

Ага, и все станции с островными платформами попали именно в этот маршрут. Как новые станции на северной стороне кольца, так и старая станция на востоке, на развилке нескольких линий.
Спасибо за отзыв.
На самом деле я был в Норвегии только один раз — 4 дня в Осло, поэтому много писать об этом пока не получится. Но надеюсь, что в ближайшем будущем получится съездить в Норвегию ещё раз. На этот раз — в северные края, на фьорды и на Норд-капп.