metro

Станция Чкаловская Санкт-Петербургского метрополитена

Не оставляю надежды в этом году всё-таки доделать новую версию моего веб-сайта «Прогулки по метро». Как-то так получилось, что в последнее время все остальные мои интересы и увлечения оказались совсем заброшенными, но работа над «Прогулками по метро» всегда давала мне большое творческое удовлетворение и повышала настроение, поэтому этот проект я точно не заброшу и в этом году обязательно уделю ему намного больше времени (по сравнению с почти нулевым в предыдущие несколько лет).

На прошлой неделе ночью после работы заехал перед закрытием метро на станцию Чкаловская, находящуюся относительно недалеко от моего офиса, и отснял недостающие ракурсы, которые не удалось снять три года назад. Например, раньше там витраж с взлетающим человеком был загорожен всякими хозяйственными металлоконструкциями, а сейчас он нормально открыт для наблюдения.

Общая информация о станции и небольшая историческая справка. Станция Чкаловская расположена на 5-й, Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена между станциями Крестовский остров и Спортивная. Наземный вестибюль станции Чкаловская находится у пересечения Чкаловского проспекта с Большой Зелениной улицей, от которого и происходит её название. Чкаловская — односводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Архитекторы станции — В. С. Волонсевич и А. С. Константинов. Художественное оформление станции посвящено авиации. Пол посадочной платформы был оформлен как взлётно-посадочная полоса аэродрома с соответствующей разметкой. На станции были указатели с алюминиевыми стрелочками, выглядящеми так же, как художественные стрелочки на полу платформы. Светильники над путями оформлены в стиле конструктивных элементов самолётов времён Великой Отечественной войны, а светильники у прохода к эскалаторам выполнены в виде самолётных пропеллеров. Торец зала станции украшает витраж с изображением человека, плавно переходящего в неопознанный летательный аппарат.

Очень огорчает, что сама станция преобразилась до неузнаваемости по сравнению с тем, как она выглядела ещё 4–5 лет назад, причём, не в лучшую сторону. Например, были утрачены металлические буквы с названием станции на путевых стенах; перспектива станции, выглядящая как широкая взлётно-посадочная полоса со стрелочками разметки, перекрыта многочисленными "инфососами" и "оксионами", столбами в стиле "троицкий мост" и торговыми ларьками, установленными поверх декоративной "разметки"; а оригинальные информационные указатели (со стрелочками, как на полу платформы) были и вовсе выпилены в прямом смысле этого слова.

[ | ]
1. Для начала — несколько стандартных ракурсов. Односводчатый зал станции Чкаловская, вид вдоль, от глухого торца в сторону выхода (примерно с юга на север).

Для начала — несколько стандартных ракурсов. Односводчатый зал станции Чкаловская, вид вдоль, от глухого торца в сторону выхода (примерно с юга на север). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
2. Станция Чкаловская, вид по диагонали.

Станция Чкаловская, вид по диагонали. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
3. Южный торец станции Чкаловская.

Южный торец станции Чкаловская. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
4. Южный торец станции Чкаловская украшает витраж с изображением человека, плавно переходящего в неопознанный летательный аппарат (по отзывам на некоторых сайтах — "небесная машина":).

Южный торец станции Чкаловская украшает витраж с изображением человека, плавно переходящего в неопознанный летательный аппарат (по отзывам на некоторых сайтах — "небесная машина":). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
5. Поперечный вид станции Чкаловская.

Поперечный вид станции Чкаловская. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
6. Светильники над путями станции Чкаловская оформлены в стиле конструктивных элементов самолётов времён Великой Отечественной войны.

Светильники над путями станции Чкаловская оформлены в стиле конструктивных элементов самолётов времён Великой Отечественной войны. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
7. Ещё один поперечный вид Чкаловской в начале платформы.

Ещё один поперечный вид Чкаловской в начале платформы. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
8. Проход к эскалаторам станции Чкаловская. Над проходом (а также на стенах у нижней части эскалаторов) светильники выполнены в виде блестящих пропеллеров.

Проход к эскалаторам станции Чкаловская. Над проходом (а также на стенах у нижней части эскалаторов) светильники выполнены в виде блестящих пропеллеров. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
9. Разметка на платформе Чкаловской в стиле взлётно-посадочной полосы аэродрома. Фото снято в начале 2010 года, а сейчас эти стрелочки почти незаметны, рядом с ними и почти поверх них понастроили непойми чего…

Разметка на платформе Чкаловской в стиле взлётно-посадочной полосы аэродрома. Фото снято в начале 2010 года, а сейчас эти стрелочки почти незаметны, рядом с ними и почти поверх них понастроили непойми чего… © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
10. Старый указатель, выполненный в общем стиле художественного оформления станции. Фото начала 2010 года. Буквально через несколько дней после той фотосъёмки эти указатели были варварски выпилены при внедрении "нового информационного пространства", и заменены на типовые стойки в стиле "столб на Троицком мосту".

Старый указатель, выполненный в общем стиле художественного оформления станции. Фото начала 2010 года. Буквально через несколько дней после той фотосъёмки эти указатели были варварски выпилены при внедрении "нового информационного пространства", и заменены на типовые стойки в стиле "столб на Троицком мосту". © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
11. Для оживления картинки — несколько видов Чкаловской с поездами. Вдоль…

Для оживления картинки — несколько видов Чкаловской с поездами. Вдоль… © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
12. … и по диагонали.

… и по диагонали. © Игорь Ванин, 2013

[ | →]
13. Современный вид станции Чкаловская (февраль 2013). По-моему, она чрезмерно перегружена объектами (инфососами-оксионами, информационными столбами и торговыми точками), теперь художественная разметка на платформе почти незаметна.

Современный вид станции Чкаловская (февраль 2013). По-моему, она чрезмерно перегружена объектами (инфососами-оксионами, информационными столбами и торговыми точками), теперь художественная разметка на платформе почти незаметна. © Игорь Ванин, 2013

PS. Последний раз увеличивал размер фотографий в моём ЖЖ больше двух лет назад, а с тех пор все понакупили больших широкоугольных мониторов, и сейчас когда-то гигантские фотографии выглядят совсем маленькими квадратиками, на которых ничего не рассмотреть. Поэтому я волевым решением снова увеличил размер фотографий в журнале, теперь до 1200×800 (за исключением надкатной превьюшки и вертикальных фотографий), но снабдил их хитрым CSS-описанием, автоматически уменьшающим размер, на тот случай, если вдруг кто-то ещё не успел заапгрейдить монитор и уже 15 лет пользуется древним SVGA с разрешением 800×600, на который ничего не влезает. Поэтому должно влезать у всех, а обладатели больших мониторов получают большой бонус в виде более подробных картинок. Но если вдруг после этого изменения у кого-то что-то перестало правильно показываться после этого обновления, лучи гнева можно слать в комменты к этому посту. Спасибо.

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Международная — 3D-панорама

Следующая: Станция Волковская — 3D-панорама

«Хитрый скрипт работает (проверено на нетбуке)!»

Он на самом деле даже не скрипт, а просто CSS-стиль:
display: block; width: 99%; max-width: настоящая-ширина-картинки; height: auto;

«А еще фотографий дниповской эры не осталось?»

Нет. Я массово начал перефотографировать, когда в начале 2010 года прочитал на метрофоруме, что на Чкаловской и некоторых других станциях началось массовое выламывание уникальных элементов оформления и замена их на типовые. На Чкаловской уже выломали металлические буквы на стенах и поставили столбы а-ля "Троицкий мост", но я успел застать старые указатели со стрелочками, растущие из скамеек, а через несколько дней и их выломали.
Но через некоторо евремя я сломал ногу и многие станции так и остались неперефотографированными до обнипливания.

На старой версии Metrowalks есть несколько моих фотографий 2002 или 2003 года. Но там качество не очень ок.
Просторный центральный зал, не перегруженный всякой хренотенью, как на последней фотографии поста: http://www.metrowalks.ru/spb/photo-4-3-1
Торец центрального зала (тогда старые указатели ещё и светились): http://www.metrowalks.ru/spb/photo-4-3-2

«Витраж на станции есть еще один, со стороны эскалаторов.»

“Мать-мать-мать!” — привычно отозвалось эхо. Ну почему я про них всегда забываю?! 8-(
Особенно сейчас не понимаю, ведь я приехал на Чкаловскую не снизу, а сверху на машине, и спускался по эскалатору. Но совсем не заметил эту человекоптицу. %)