metro

Станция Международная Санкт-Петербургского метрополитена

В последнюю пятницу 2012 года, 28 декабря, в Петербургском метрополитене открылись новые, 66-я и 67-я станции — «Бухарестская» и «Международная».

Из-за толп народа в тот день эти станции нормально пофотографировать не получилось, да и в обычные дни «Международная» пользуется большим спросом, поэтому пришлось совершить ещё один акт насилия над собой и поехать туда в 5 часов ночи в новогодние каникулы, чтобы застать станцию пустой и уже вымытой после вечера новогоднего дня. Да, фотографировать в метро ранним утром — одно удовольствие! Никто не мешает, кроме редких альтернативно одарённых сотрудников метро, страдающих синдромом вахтёра.

Этот пост посвящён «Международной», а «Бухарестская» будет следующий раз.

Общая информация о станции и небольшая историческая справка, если кто ещё не знает. Станция Международная расположена на 5-й, Фрунзенско-Приморской линии между станциями Бухарестская и Проспект Славы. Международная входит в первую очередь Фрунзенского радиуса, строительство которого было начато ещё в конце 1980-х, однако было задержано из-за развала СССР и впоследстви было разбито на два пусковых участка (до Волковской в 2008 году и, собственно, до Международной в 2012 году). И вот, наконец, самый долгий советский долгострой был завершён и 28 декабря 2012 года станция Международная была введена в эксплуатацию.

Вход на станцию Международная находится на перекрёстке Бухарестской улицы с улицей Белы Куна. Наименование станции выбрано в связи с её расположением в районе, названия многих улиц которого посвящены городам и общественным деятелям стран Восточной Европы и Финляндии. Предварительным проектным названием станции было «Улица Белы Куна». По традиции последних лет, вход встроен в большой торговый комплекс коробкообразного вида, и прямо из вестибюля станции можно не только выйти на улицу, но и войти в магазины.

Международная — колонно-стеновая трёхсводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Путевые стены облицованы белым и серым мрамором, колонны облицованы металлом латунного цвета, полы выложены серым, красным и чёрным гранитом. Художественное оформление станции должно было быть посвящено дружбе между народами и различным странам восточной Европы, однако впоследствии оно было упрощено, и в настоящее время станцию украшают мозаичные панно с Атлантом, держащим Землю (в торце центрального зала станции) и с Икаром, летящим рядом с Вавилонской башней (в наземном вестибюле станции над эскалаторами). Автор художественного оформления станции (мозаики) — художник Александр Быстров, изготовивший мозаики для всех новых станций Петербургского метрополитена в последние годы.

[ | ]
1. Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Международная, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с юга на север).

Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Международная, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с юга на север). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
2. На Международной центральный зал соединён с боковыми залами тремя колонными секциями из пяти колонн, которые перемежаются с монолитными стенами.

На Международной центральный зал соединён с боковыми залами тремя колонными секциями из пяти колонн, которые перемежаются с монолитными стенами. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
3. Станция Международная, вид по диагонали.

Станция Международная, вид по диагонали. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
4. Диагональный вид колонных секций Международной более крупным планом.

Диагональный вид колонных секций Международной более крупным планом. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
5. У монолитных стен между колонными секциями в центральном зале Международной установлены мега-скамейки.

У монолитных стен между колонными секциями в центральном зале Международной установлены мега-скамейки. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
6. Международная, южный торец центрального зала станции.

Международная, южный торец центрального зала станции. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
7. Мозаика «Атлант, держащий Землю» в южном торце центрального зала станции Международная крупным планом. Автор мозаики — художник Александр Быстров.

Мозаика «Атлант, держащий Землю» в южном торце центрального зала станции Международная крупным планом. Автор мозаики — художник Александр Быстров. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
8. Слева от мозаики в южном торце станции располагается задел под второй выход в город в сторону улицы Турку и Пражской улицы, который также может быть заделом под переход на перспективную кольцевую линию.

Слева от мозаики в южном торце станции располагается задел под второй выход в город в сторону улицы Турку и Пражской улицы, который также может быть заделом под переход на перспективную кольцевую линию. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
9. Общий вид Международной с юга на север. В кадр попали и действующий выход, и перспективный.

Общий вид Международной с юга на север. В кадр попали и действующий выход, и перспективный. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
10. Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене — название станции «Международная» и схема Фрунзенско-Приморской линии.

Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене — название станции «Международная» и схема Фрунзенско-Приморской линии. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
11. Ой, поезд приехал!

Ой, поезд приехал! © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
12. Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Международной по диагонали на другую сквозь всю станцию. Кстати, по этой фотографии видно, что освещение этой станции кошмарно для фотографов и для людей, небезразличных к правильному свету, из-за использования нескольких разнотипных источников света разных цветов: боковые залы станции освещены зеленоватыми лампами «ДРЛ» (хуже которых только оранжевые натриевые металл-галогеновые), а центральный зал — люминисцентными лампами, дающими свет тёплого оттенка, что при смешении даёт неприятное сочетание зелёного и сиреневого цветов (на мой взгляд, это одно из неприятнейших сочетаний цветов вообще, и особенно в освещении).

Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Международной по диагонали на другую сквозь всю станцию. Кстати, по этой фотографии видно, что освещение этой станции кошмарно для фотографов и для людей, небезразличных к правильному свету, из-за использования нескольких разнотипных источников света разных цветов: боковые залы станции освещены зеленоватыми лампами «ДРЛ» (хуже которых только оранжевые натриевые металл-галогеновые), а центральный зал — люминисцентными лампами, дающими свет тёплого оттенка, что при смешении даёт неприятное сочетание зелёного и сиреневого цветов (на мой взгляд, это одно из неприятнейших сочетаний цветов вообще, и особенно в освещении). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
13. Боковой зал станции Международная, общий вид (это 2-й путь, от Бухарестской к Проспекту Славы).

Боковой зал станции Международная, общий вид (это 2-й путь, от Бухарестской к Проспекту Славы). © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
14. Прибытие поезда на станцию Международная от станции Бухарестская. Его машинист очень пережЕвал, что его будет видно на фотографиях и что вообще у меня профессиональная камера и штатив, а съёмка не согласована, а следовательно профессиональная и коммерческая. Человек, будь проще, не парься!

Прибытие поезда на станцию Международная от станции Бухарестская. Его машинист очень пережЕвал, что его будет видно на фотографиях и что вообще у меня профессиональная камера и штатив, а съёмка не согласована, а следовательно профессиональная и коммерческая. Человек, будь проще, не парься! © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
15. Путевая стена Международной. Посередине — дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции.

Путевая стена Международной. Посередине — дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
16. Ой, поезд-призрак промчался!

Ой, поезд-призрак промчался! © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
17. Дверь к кабельным каналам крупным планом. Голубь — символ мира и дружбы между народами.

Дверь к кабельным каналам крупным планом. Голубь — символ мира и дружбы между народами. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
18. Cхема Фрунзенско-Приморской линии на путевой стене Международной по 1-му пути (к Бухарестской и к Комендантскому проспекту). На сегодняшний день на пятой линии уже 12 станций, и через несколько лет их количество увеличится ещё на три.

Cхема Фрунзенско-Приморской линии на путевой стене Международной по 1-му пути (к Бухарестской и к Комендантскому проспекту). На сегодняшний день на пятой линии уже 12 станций, и через несколько лет их количество увеличится ещё на три. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
19. Теперь поднимемся со станции Международная наверх… Кстати, движение эскалаторов здесь — левостороннее, чтобы избежать перекрещивания пассажиропотоков.

Теперь поднимемся со станции Международная наверх… Кстати, движение эскалаторов здесь — левостороннее, чтобы избежать перекрещивания пассажиропотоков. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
20. В наземном вестибюле станции над эскалаторами — ещё одна мозаика Александра Быстрова. В центральной части узнаётся Вавилонская башня, справа — летящий Икар, а кто эти люди слева — не знаю.

В наземном вестибюле станции над эскалаторами — ещё одна мозаика Александра Быстрова. В центральной части узнаётся Вавилонская башня, справа — летящий Икар, а кто эти люди слева — не знаю. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
21. Выход со станции Международная. Прямо — на улицу Белы Куна, налево — в торговый комплекс «Международный». Выход оборудован турникетами, а входные и выходные пассажиропотоки разделены стеклянной стенкой, кусочек которой виден справа. Что-то одно из этого явно лишнее…

Выход со станции Международная. Прямо — на улицу Белы Куна, налево — в торговый комплекс «Международный». Выход оборудован турникетами, а входные и выходные пассажиропотоки разделены стеклянной стенкой, кусочек которой виден справа. Что-то одно из этого явно лишнее… © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
22. Вход на станцию Международная. Прямо — турникеты и эскалаторы, слева — кассы (не попали в кадр из-за усталости после трёхчасовой фотосъёмки), справа — автоматы по пополнению билетов и информационный стенд, а справа сзади, собственно, вход на станцию с улицы.

Вход на станцию Международная. Прямо — турникеты и эскалаторы, слева — кассы (не попали в кадр из-за усталости после трёхчасовой фотосъёмки), справа — автоматы по пополнению билетов и информационный стенд, а справа сзади, собственно, вход на станцию с улицы. © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
23. На входе слева от эскалаторов стоит новогодняя ёлочка. :-)

На входе слева от эскалаторов стоит новогодняя ёлочка. :-) © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
24. И в заключении — пара фотографий в день открытия. В день открытия станции в наземном вестибюле около касс был “мясной фарш”, из-за которого станцию сначала открыли, а потом закрыли и снова открыли только через 15–20 минут. Всем этим людям не досталось праздничных жетонов!

И в заключении — пара фотографий в день открытия. В день открытия станции в наземном вестибюле около касс был “мясной фарш”, из-за которого станцию сначала открыли, а потом закрыли и снова открыли только через 15–20 минут. Всем этим людям не досталось праздничных жетонов! © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
25. В центральном зале Международной в день открытия…

В центральном зале Международной в день открытия… © Игорь Ванин, 2013

[ | ]
26. Поздравляю всех с открытием станции Международная!

Поздравляю всех с открытием станции Международная! © Игорь Ванин, 2013

[ | →]
27. Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2013

Каково ваше мнение об этой станции? Что понравилось или не понравилось? Общий дизайн? Элементы художественного оформления? Положение этой станции на карте города и её удобство как важного транспортно-пересадочного узла? Что-то ещё?

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Обводный канал — 3D-панорама

Следующая: Станция Бухарестская

Вспомнил несколько мест:
Длинные тупики за Приморской в сторону бывшего Кировского стадиона.
Один тоннель за Улицей Дыбенко в сторону будущей Народной и 534-я шахта.
Неиспользуемые пути Спортивной с небольшими кусочками тоннелей кольцевой линии (но там совсем немного).
Половина пешеходного тоннеля с нижнего уровня Спортивной ко второму выходу.
Но таких масштабных недостроев, как первая очередь Фрунзенского радиуса, больше нет.
Кстати, один из тоннелей до Проспекта Славы уже пройден, судя по информации с метрофорума.
Получается Старая Деревня стала последней станцией в отдельностоящем здании. В целом в плане внешнего оформления Международная и Бухарестская порадовали (за исключением верхнего вестибюля Бухарестской), удобные чёткие часы на 21 и 22.
«Получается Старая Деревня стала последней станцией в отдельностоящем здании.»
Или Крестовский остров. Выход с К.О. открыли с небольшой задержкой относительно С.Д.
А Парнас считаем? Или наземные станции считаем отдельно?

«удобные чёткие часы на 21 и 22»
Чёткие, но неудобные. :-)
К сожалению, они никак не синхронизированы с остальными метрошными часами, которые должны быть точными.
На Адмиралтейской в наземном вестибюле до сих пор двое таких часов разъезжаются между собой на минуту-две, например.
Проектировщики торговых комплексов не учли всю вредоносную сущность метрополитеновцев, в итоге после установки разделителей потоков получилось так, что на Международной есть выход из метро в ТК, а входа нет, а на Бухарестской - наоборот, только вход из ТК в метро, в выхода нет. Надеюсь, хотя бы на Бухарестской это со временем исправят, т.к. там разделять особо некого. (Я думаю, туда прежде всего ради ТК и будут ездить, хотя бы в Призму - ближайший гипермаркет с финскими товарами к центру города).

А из прочей критики именно Международной: колонны выглядят как жестяные консервные банки со шпротами. В сравнении с той же Бухарестской оформление проигрывает. И самое главное - еще одна станция, около которой из дорожной сети только перекресток, без уширений улиц, без каких-либо площадок, где могли бы кольцеваться маршрутки. Что рано или поздно приведет к пробкам на пустом месте по типу Академической и Пионерской.
Присоединяюсь к лучам в адрес метрополитеновцев с их разграничительными барьерами. Я понимаю смысл их установки только на тех станциях, где вход и выход находятся с разных сторон здания, чтобы входящие не пытались ломиться через выход поперек выходящего потока. Но когда вход и выход находятся в непосредственной близости через соседние двери в одной стене... не понимаю.

«Я думаю, туда прежде всего ради ТК и будут ездить, хотя бы в Призму - ближайший гипермаркет с финскими товарами к центру города»
— а на ПлАНе в гостинице «Москва» разве не ближе?

«А из прочей критики именно Международной: колонны выглядят как жестяные консервные банки со шпротами.»
— а мне понравились. Хотя бы тем, что они, наконец, не прямоугольные, как на всех предыдущих питерских колонных станциях. Да и шпроты я люблю. :-)
На самом деле украшает отсутствие людей, а не особенность моих снимков. :-)
Я сначала фотографировал новые станции в день открытия, но были толпы народа, и фотографии получились ужос-ужос, даже не стал выкладывать в ЖЖ.
На самом деле на оформлении много не сэкономишь и не потратишь по сравнению с другими этапами проектирования и строительства. Специалисты говорят, что оно стоит около одного процента от всех прочих расходов (в особенно шикарных случаях не больше двух).
А мне вот интересно (как тестировщику), насколько прочные эти колонны, насколько они устойчивы к тычкам длинномерными предметами и выцарапыванию неприличных слов ключами. Боюсь, что и месяца не пройдет, как мы увидим результат... :(
Я думаю, что мягкий металл устойчив ничуть не больше, чем мягкий мрамор.
Но мрамор у нас хотя бы начали обрабатывать густым раствором, с которого легко смывается маркер и который не царапается, а вот как можно защитить металл, пока непонятно.
Спасибо, очень классные фотографии!!!
У меня к этой станции давно родное отношение - в соседнем квартале живут родители, и я там жила все детство/юность, и мы давно ждали этого метро. Ближайшее на тот момент была Электросила, пока не открыли Волклвскую. А теперь там очень здорово - метро в пешей доступности от дома, ляляля!
А метрошные "вышки" за заборами на том месте стояли ооочень давно, больше 10 лет, и все знали, что это "метро строят". Но построили сначала ЖК "Международный" (три дома-башни между Турку и Белы Куна), потом торговый центр напротив, потом облагородили весь перекресток, заменив палатки на павильоны, потом начали выкупать и делать магазины на первых этажах жилых домов... а теперь, наконец-то, дождались!
Игорь, согласен с земляком moscowhite, что одетые в металл под золото колонны, как бы это сказать помягче, не слишком эстетичны (почему-то пришли на память интерьеры квартиры Н.Кадышевой). Нет, это - не московский снобизм. Не скупятся в С-Петербурге на мозаики в метро, и это, с одной стороны, хорошо, а с другой - утомляет однообразие стиля при работе со смальтой А.Быстрова. Поговаривают, что по настоянию нравственной общественности города автору пришлось прикрыть чресла корпулентного атланта? Хотя, на мой взгляд, флорентийская мозаика для "Волковской" у него получилась вполне достойная. Спасибо за фотографии. Immaculate presentation.
Это не однообразие, а соблюдение традиционного стиля, свойственного только Петербургскому метрополитену метро.
Очень радует, что в Петербургском метростроении за последние 20 лет появилась и неизменно соблюдается своя собственная традиция, присущая только нашему городу — украшать все новые станции метро разнообразными мозаиками классической тематики, которые радуют взгляд и вносят красочное разнообразие в унылые однообразные конструкции типовых колонных и пилонных станций.
Общая концепция оформления всех станций (в частности, наличие на каждой станции своей качественной и красивой мозаики), и, тем не менее, с индивидуальным лицом каждой отдельно взятой станции — это очень хорошо.

Да, у бета-версии Атланта было мужское достоинство, убранное из релиза. Фотография была на метрофоруме:
http://www.subwaytalks.ru/viewtopic.php?f=43&t=7572
Спасибо! Хоть и видел все вживую, все равно ждал твоего репортажа :-)
У Атланта лицо Петра I, который вращает Землю и ищет, где бы прорубить окно в Европу.
Станция понравилась не особо и тоже показалась безвкусной, как многим тут.