2012suomenlippu

Коувола — большой город на железной дороге между Петербургом и Хельсинки

В конце сезона путешествий 2010 года я заехал посмотреть финский город Коувола. Это чуть ли не последний крупный город в этой части Финляндии, в котором я ещё не был.

На самом деле Коувола — это не очень туристический город. Город был основан в 1875 году (по сведениям одной страницы Википедии; по сведениям другой страницы — в 1922 году) для обслуживания железной дороги и является сейчас одним из крупных железнодорожных узлов в Финляндии, здесь проходит железная дорога из России в Хельсинки. Коувола считается промышленным городом. Население города — около 30 тысяч человек (по сведениям одной страницы Википедии; по сведениям другой страницы — около 90 тысяч человек).

Достопримечательностей в Коуволе почти нет, город был почти уничтожен Советским Союзом во время Второй мировой войны и восстановлен в 60–70-е годы XX века. Несмотря на это, ничего очень современного в глаза тоже не бросается. У меня сложилось ощущение, что этот город по своему виду завис где-то в 1970-х годах. Наиболее запомнившаяся мне интересность в Коуволе — это три церкви, расположенные рядом друг с другом — лютеранская (центральная), католическая и православная (ортодоксальная), которые выглядят очень необычно, это нужно видеть!

Прогулку по городу я построил в таком порядке: сначала — железнодорожная станция (потому что это железнодорожный город), затем — центральная и деловая часть города, потом — исторический квартал, а в заключении прогулки — церкви города. Собственно, в какой последовательности прошёл по городу — в такой и показываю. 6-километровая фотопрогулка в неспешном темпе заняла около полутора часов, на подготовку этого поста я почему-то потратил намного больше времени.

[ | ]
1. Железнодорожный вокзал города Коувола — чисто утилитарное здание, без каких-либо архитектурных излишеств.

Железнодорожный вокзал города Коувола — чисто утилитарное здание, без каких-либо архитектурных излишеств. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
2. Множество железнодорожных путей. Но где же путь №2?! :-)

Множество железнодорожных путей. Но где же путь №2?! :-) © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
3. Своим возникновением город во многом обязан железной дороге, соединяющей Россию и Финляндию. В связи с этим здесь на вокзале установлен памятник одному из распространённых финских паровозов. Паровоз Tk3-829 изготовлен в 1920-е годы на заводе в Тампере.

Своим возникновением город во многом обязан железной дороге, соединяющей Россию и Финляндию. В связи с этим здесь на вокзале установлен памятник одному из распространённых финских паровозов. Паровоз Tk3-829 изготовлен в 1920-е годы на заводе в Тампере. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
4. Центральная пешеходная улица хоть и благоустроена по-фински, но уныла (на мой привередливый взгляд, повидавший множество других финских городов).

Центральная пешеходная улица хоть и благоустроена по-фински, но уныла (на мой привередливый взгляд, повидавший множество других финских городов). © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
5. Украшения центральной улицы довольно грубы — это хаотически нагромождённые каменные формы (ещё один пример, в горизонтальной ориентации, можно рассмотреть на среднем плане предыдущей фотографии).

Украшения центральной улицы довольно грубы — это хаотически нагромождённые каменные формы (ещё один пример, в горизонтальной ориентации, можно рассмотреть на среднем плане предыдущей фотографии). © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
6. И ещё один пример…

И ещё один пример… © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
7. Как-то несуразно выглядит центральная часть Коуволы. А вы что думаете?

Как-то несуразно выглядит центральная часть Коуволы. А вы что думаете? © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
8. Под ногами… Просто для коллекции крышек люков в разных городах.

Под ногами… Просто для коллекции крышек люков в разных городах. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
9. Один из немногих сохранившихся более старых домов в центре города. Вокруг всё было перекопано, долго искал этот ракурс, откуда все дорожные работы скрыты заборчиками и цветами. :-)

Один из немногих сохранившихся более старых домов в центре города. Вокруг всё было перекопано, долго искал этот ракурс, откуда все дорожные работы скрыты заборчиками и цветами. :-) © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
10. Центральный перекрёсток Коуволы. Направо уходит пешеходная улица Kauppalankatu, пересекает её крупная автомобильная улица Salpausselänkatu (сюда по ней автоматически приезжаешь на машине, если свернёшь с 6-й магистральной дороги, чтобы заехать в город), за спиной фотографа — здание горсовета, слева — памятник со следующей фотографии…

Центральный перекрёсток Коуволы. Направо уходит пешеходная улица Kauppalankatu, пересекает её крупная автомобильная улица Salpausselänkatu (сюда по ней автоматически приезжаешь на машине, если свернёшь с 6-й магистральной дороги, чтобы заехать в город), за спиной фотографа — здание горсовета, слева — памятник со следующей фотографии… © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
11. Тот самый памятник, который упоминался на предыдущей фотографии. Не осилил перевести табличку, а в Викимапии и Панорамио не нашёл его.

Тот самый памятник, который упоминался на предыдущей фотографии. Не осилил перевести табличку, а в Викимапии и Панорамио не нашёл его. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
12. Тот же центральный перекрёсток, вид в обратную сторону. Мне показалось очень необычным для Финляндии, что в Коуволе любят небоскрёбы. В других финских городах они обычно встречаются намного реже и меньшей высоты.

Тот же центральный перекрёсток, вид в обратную сторону. Мне показалось очень необычным для Финляндии, что в Коуволе любят небоскрёбы. В других финских городах они обычно встречаются намного реже и меньшей высоты. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
13. Kaupungintalo — здание горсовета. Почему-то оно мне показалось похожим на советскую архитектуру 70–80-х годов. Вам так не кажется?

Kaupungintalo — здание горсовета. Почему-то оно мне показалось похожим на советскую архитектуру 70–80-х годов. Вам так не кажется? © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
14. Вид от горсовета вдоль Torikatu в сторону Tori — центральной торговой площади. Здание на заднем плане по архитектуре показалось мне тоже каким-то советским, как большой НИИ, например. Называется оно "Pohjola-talo" (северное здание), что в нём внутри — не знаю.

Вид от горсовета вдоль Torikatu в сторону Tori — центральной торговой площади. Здание на заднем плане по архитектуре показалось мне тоже каким-то советским, как большой НИИ, например. Называется оно "Pohjola-talo" (северное здание), что в нём внутри — не знаю. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
15. Tori, центральная торговая площадь Коуволы. Вокруг площади опять довольно нетипичный вид: высотные небоскрёбы, которые в Финляндии не очень распространены. Выглядят они здесь как-то неопрятно (сказывается близость России?): балконы неаккуратны и все вразнобой, без цветов, стены в подтёках…

Tori, центральная торговая площадь Коуволы. Вокруг площади опять довольно нетипичный вид: высотные небоскрёбы, которые в Финляндии не очень распространены. Выглядят они здесь как-то неопрятно (сказывается близость России?): балконы неаккуратны и все вразнобой, без цветов, стены в подтёках… © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
16. В центре площади — скульптура в традиционном финском стиле: наворочено что-то геометрически непонятное.

В центре площади — скульптура в традиционном финском стиле: наворочено что-то геометрически непонятное. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
17. С другой стороны площади — дома более современного вида.

С другой стороны площади — дома более современного вида. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
18. Перейдя через большую дорогу, я направился в парк, в котором находятся музеи Коуволы и музейный квартал под открытым небом.

Перейдя через большую дорогу, я направился в парк, в котором находятся музеи Коуволы и музейный квартал под открытым небом. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
19. Kouvola-talo (Коувола-дом), здесь находится художественный музей.

Kouvola-talo (Коувола-дом), здесь находится художественный музей. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
20. Музей под открытым небом — дома позапрошлого века. Эх, в России во многих городах такие дома считались бы очень хорошим современным жилым фондом, а в Финляндии это уже считается музеем доисторических времён. :-)

Музей под открытым небом — дома позапрошлого века. Эх, в России во многих городах такие дома считались бы очень хорошим современным жилым фондом, а в Финляндии это уже считается музеем доисторических времён. :-) © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
21. В каждом домике находится какой-нибудь музей. Вот в этом — аптечный музей, например.

В каждом домике находится какой-нибудь музей. Вот в этом — аптечный музей, например. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
22. Музей радиосвязи.

Музей радиосвязи. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
23. Золотая осень в музейном квартале Коуволы. Жаль, что не было насыщенного синего неба и яркого солнца для пущей красоты. Но и так хорошо получилось. :-)

Золотая осень в музейном квартале Коуволы. Жаль, что не было насыщенного синего неба и яркого солнца для пущей красоты. Но и так хорошо получилось. :-) © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
24. Музейный квартал я покинул по подземному пешеходному переходу и обнаружил в нём вот такое граффити.

Музейный квартал я покинул по подземному пешеходному переходу и обнаружил в нём вот такое граффити. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
25. Жилые кварталы середины XX века. А я ищу православную церковь, которая располагается где-то неподалёку…

Жилые кварталы середины XX века. А я ищу православную церковь, которая располагается где-то неподалёку… © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
26. Три церкви расположены рядом: слева — православная (по-фински — "ортодоксальная"), справа вперёд — католическая, справа назад — лютеранская, центральная.

Три церкви расположены рядом: слева — православная (по-фински — "ортодоксальная"), справа вперёд — католическая, справа назад — лютеранская, центральная. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
27. Православная церковь города Коувола. Построена была в 1915 году для солдат русского гарнизона, располагавшегося где-то недалеко на этом же холме.

Православная церковь города Коувола. Построена была в 1915 году для солдат русского гарнизона, располагавшегося где-то недалеко на этом же холме. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
28. Та же церковь, вид сбоку.

Та же церковь, вид сбоку. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
29. Центральная церковь города Коувола, лютеранская. Крайне необычная архитектурная форма для здания церкви. Первая мысль, пришедшая в голову — спорткомплекс, рядом с которым — водонапорная башня :-) (прошу не счесть за богохульство), но потом увидел крест и сразу стало понятно, куда я попал.

Центральная церковь города Коувола, лютеранская. Крайне необычная архитектурная форма для здания церкви. Первая мысль, пришедшая в голову — спорткомплекс, рядом с которым — водонапорная башня :-) (прошу не счесть за богохульство), но потом увидел крест и сразу стало понятно, куда я попал. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
30. Церковь в Коуволе была построена в 1978 году. Проект этого современного собора создан архитектурным бюро "Яакко и Каарина Лаапотти".

Церковь в Коуволе была построена в 1978 году. Проект этого современного собора создан архитектурным бюро "Яакко и Каарина Лаапотти". © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
31. Католическая церковь в Коуволе тоже отличается архитектурным обликом, весьма странным для католической церкви. Зато она находится в очень приятном сосновом лесопарке.

Католическая церковь в Коуволе тоже отличается архитектурным обликом, весьма странным для католической церкви. Зато она находится в очень приятном сосновом лесопарке. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
32. Та же церковь, вид сбоку.

Та же церковь, вид сбоку. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
33. Рядом с этими церквями находится гостиница сети Sokos — самой распространённой гостиничной сети в Финляндии.

Рядом с этими церквями находится гостиница сети Sokos — самой распространённой гостиничной сети в Финляндии. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
34. Отсюда же хорошо видно высотное Pohjola-talo, которое показалось мне советским НИИ в начале этого поста.

Отсюда же хорошо видно высотное Pohjola-talo, которое показалось мне советским НИИ в начале этого поста. © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | ]
35. Больше всего в финских городах мне нравятся современные жилые дома с большими окнами и уютными балконами. Нашлись такие и в Коуволе. Прогулка совершена не зря! :-)

Больше всего в финских городах мне нравятся современные жилые дома с большими окнами и уютными балконами. Нашлись такие и в Коуволе. Прогулка совершена не зря! :-) © Игорь Ванин, 2010–2012

[ | →]
36. Просто городской вид, когда я уже возвращался к машине. Как и во многих других финских городах, здесь есть горнолыжные трамплины.

Просто городской вид, когда я уже возвращался к машине. Как и во многих других финских городах, здесь есть горнолыжные трамплины. © Игорь Ванин, 2010–2012

Предыдущая серия путешествий по Финляндии: Sumuisessa puistossa — прогулка по туманному парку в Хельсинки в районе Арабианранта

Следующая серия: Прогулка по паркам города Хельсинки золотой осенью

А ещё не было? Я метро других стран читаю с интересом, но не запоминаю, что было, а что нет, т.к. почитать хоть и интересно, увы, оно у них очень однообразное, в отличие от родного русского :)
На самом деле это было метро Осло, 5-я линия. О нём уже было несколько постов:

5-й линии пока ещё не было. Но скоро будет.
По-моему, неплохой финнский городок, ничем не хуже других. Трамплины впечатляют! Интересно, почему 12-ти этажные дома оказались небоскрёбами? О_о=))
Трамплины много где есть, но почему-то обычно не попадают в городские пейзажи.
Почему 12-этажные дома называю небоскрёбами — потому что финны не любят жить тесно и обычно не строят жилые дома выше четырёх–пяти этажей. В Хельсинки, например, высотный регламент не позволяет строить обычные дома выше 12-ти этажей, редкие исключения рассматриваются в индивидуальном порядке. (За достоверность последней информации не ручаюсь, пересказываю с чьих-то слов, а не из документов.)
Мне этот вопрос задают почти каждый месяц. :-)
Ну не нравятся мне толпы народа. Поэтому просто стараюсь ловить моменты без людей в кадре. За 10 лет регулярной практики это совсем не сложно :-).
Первый опыт был в 2002 году, когда я захотел сфотографировать всё московское метро, а по неопытности выбрал для съёмок час пик в будние дни. После этого всё остальное кажется очень простым. Ну а московское метро потом пришлось перефотографировать в более подходящие часы.
Ну а в Коуволе ещё сыграло роль то, что я приехал туда около 10 часов утра в воскресенье, в такое время в финских городах на улицах на самом деле немноголюдно. Финны любят поспать по воскресеньям. :-)
Сонное и тихое местечко.Полагаю,что Коувола оказалась обделённой шоп-туристами из-за своего невыгодного положения,слишком далеко от границы и основной трассы.А так бы могла стать второй Лаппеэнрантой.
Хотя с другой стороны,почему же тогда Хамина вообще не котируется у туристов,зато в Котке их навалом,пускай она дальше.

Edited at 2012-04-02 18:38 (UTC)
Хамина намного меньше Котки, поэтому и туристов меньше. Котка притягательна для туристов огромным количеством парков и Моретариумом, а Хамина — только небольшим уютным деревянным центром города и бастионами (которые, впрочем, интересны узкому кругу посетителей).
Ну и, как выше заметили, много российских туристов — вовсе не туристы, а шопперы, а в Хамине нет больших торговых комплексов.
"35. Больше всего в финских городах мне нравятся современные жилые дома с большими окнами и уютными балконами. Нашлись такие и в Коуволе."
Яростно плюсую! Почему не строят такие дома в современной России???
В России не строят, очевидно, от жадности. Стараются запихнуть как можно больше жилой площади на единицу земной поверхности, отсюда высоченные жилые дома с тесными дворами и отсутствием достаточного благоустройства. Узкие балконы по этой же причине, ведь стройматериалов на широкий балкон нужно больше, а к балконам применяется коэффициент стомости 0.3. :-(
Ну и вообще, как мне кажется, современные российские архитекторы не понимают удобства. Например, у меня дома (в новостройке) балкон аж 7*1.35 м, по сравнению со старыми панельными домами он шикарен и выглядит впечатляюще, но финский уют в нём не создать. Мне хотелось поставить два кресла параллельно, чтобы можно было сесть, вытянув ноги, а между ними — кофейный столик (как во многих финских домах, которые мне приходилось видеть), но такая конструкция не лезет на узкий длинный балкон ни вдоль, ни поперёк. А лицом друг к другу на откидных креслах получается очень неудобно. Был бы он при той же площади (или даже меньшей), например, 3.5*2.5 м, было бы намного уютнее.
Поживите с комнате с глубоким балконом - поймете. Из-за наличия такого же балкона у соседей сверху солнце практически не попадает в глубь комнаты. Поэтому такое годится разве что на кухне или при наличии еще одного окна. Поскольку разместить второе окно удается не всегда, видно, как финские архитекторы извращаются: например, делают балкон шириной в пол-окна, но большой глубиной, чтобы вторая половина кона оставалась светлой.
я жил в советском 9-этажном доме с достаточно глубокой лоджией (на 6-ом этаже) = света вполне хватало, тут главное чтобы напротив не было других больших домов, а их не было в радиусе более 500 метров ;-)
главное отличие финнов - у них много стекла, поэтому свет поступает в квартиру исправно.
а насчёт двух окон в одной комнате - это вообще шик, очень круто, но и очень редко.