metro

Станция Адмиралтейская Санкт-Петербургского метрополитена

В последнюю среду 2011 года, 28 декабря, в Петербургском метрополитене открылась новая, 65-я станция метро «Адмиралтейская».

Церемонию открытия Адмиралтейской я уже показывал в прошлом году, но из-за толп народа в тот день саму станцию нормально пофотографировать не получилось, поэтому пришлось совершить ещё один акт насилия над собой и поехать туда в 5 часов ночи с субботы на воскресенье, чтобы застать станцию пустой и уже вымытой после вечера субботы. Да, фотографировать в метро ранним утром — одно удовольствие!

Общая информация о станции и небольшая историческая справка, если кто ещё не знает. Станция Адмиралтейская расположена на 5-й, Фрунзенско-Приморской линии между станциями Садовая и Спортивная, открытыми в 1991 и 1997 году соответственно. Адмиралтейская была возведена в конструкциях вместе со Спортивной к 1997 году, однако на достройку и открытие собственного выхода Адмиралтейской тогда не хватило денег, и открытие задержалось аж на 14 лет.

Вход на станцию Адмиралтейская находится на Кирпичном переулке между Малой и Большой Морскими улицами, в 100 метрах от Невского проспекта. При строительстве выхода было разобрано и заново отстроено (с сохранением облика фасада) здание, в первый этаж которого встроен вход-выход метро. Ранее это был жилой дом, но теперь здесь планируется торгово-развлекательный бизнес-центр.

Станция Адмиралтейская могла бы быть удобной пересадкой на 3-ю, Невско-Василеостровскую линию. Тоннели 3-й и 5-й линий в этом месте проходят практически параллельно на небольшом расстоянии. Однако в Петербургском метрострое нет опыта встраивания станций на действующих участках без перекрытия движения (или хотя бы встраивания камер съездов для подключения временных обходных тоннелей), поэтому вторая станция не была построена, а также она была убрана из планов строительства метро на ближайшие 15 лет.

Адмиралтейская — колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Художественное оформление станции посвящено морской тематике. Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором, колонны облицованы мрамором «газган» тёплых светлых оттенков, а также украшены декоративными алюминиевыми полуколоннами, выкрашенными в чёрный цвет, с цоколями и капителями из полированной латуни. Полы выложены серым «мансуровским» гранитом со вставками гранита тона «охра», красного гранита «Кашина гора» и синего камня. Стены станции украшены четырьмя мозаичными панно морской и исторической тематики и барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев. Архитектор станции — Александр Константинов (Спортивная, Чкаловская, Комендантский проспект, Волковская). Автор художественного оформления станции (мозаики) — художник Александр Быстров. Авторы барельефов — скульпторы В. Д. Свешников и А. С. Чаркин.

[ | ]
1. Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Адмиралтейская, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с запада на восток).

Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Адмиралтейская, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с запада на восток). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. Станция Адмиралтейская, вид по диагонали.

Станция Адмиралтейская, вид по диагонали. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. Адмиралтейская, западный торец центрального зала станции.

Адмиралтейская, западный торец центрального зала станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. Мозаика «Основание Адмиралтейства в 1704 году» в торце центрального зала станции Адмиралтейская крупным планом. Автор мозаики — художник Александр Быстров.

Мозаика «Основание Адмиралтейства в 1704 году» в торце центрального зала станции Адмиралтейская крупным планом. Автор мозаики — художник Александр Быстров. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене — название станции «Адмиралтейская» и схема Фрунзенско-Приморской линии.

Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене — название станции «Адмиралтейская» и схема Фрунзенско-Приморской линии. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. Ещё один вариант поперечного вида Адмиралтейской, с дверцей в путевой стене посередине. К сожалению, не удалось найти такой же ракурс, чтобы в кадр попала и дверца посередине, и пять проходов между колоннами подряд. Все дверцы или рядом с межколонными простенками (с барельефами), или в конце станции.

Ещё один вариант поперечного вида Адмиралтейской, с дверцей в путевой стене посередине. К сожалению, не удалось найти такой же ракурс, чтобы в кадр попала и дверца посередине, и пять проходов между колоннами подряд. Все дверцы или рядом с межколонными простенками (с барельефами), или в конце станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. Кстати, обратите внимание, как на Адмиралтейской необычно уложен мрамор над арками — в виде веерочков. :-)

Кстати, обратите внимание, как на Адмиралтейской необычно уложен мрамор над арками — в виде веерочков. :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Адмиралтейской по диагонали на другую сквозь всю станцию. Кстати, по этой фотографии видно, что освещение этой станции кошмарно для фотографов и для людей, небезразличных к правильному свету, из-за использования нескольких разнотипных источников света разных цветов: центральный зал станции освещён зеленоватыми лампами «ДРЛ» (хуже которых только оранжевые натриевые металл-галогеновые), а боковые залы — люминисцентными трубками, дающими свет тёплого оттенка, что при смешении даёт неприятное сочетание зелёного и сиреневого цветов (на мой взгляд, это одно из неприятнейших сочетаний цветов вообще, и особенно в освещении).

Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях — с одной платформы Адмиралтейской по диагонали на другую сквозь всю станцию. Кстати, по этой фотографии видно, что освещение этой станции кошмарно для фотографов и для людей, небезразличных к правильному свету, из-за использования нескольких разнотипных источников света разных цветов: центральный зал станции освещён зеленоватыми лампами «ДРЛ» (хуже которых только оранжевые натриевые металл-галогеновые), а боковые залы — люминисцентными трубками, дающими свет тёплого оттенка, что при смешении даёт неприятное сочетание зелёного и сиреневого цветов (на мой взгляд, это одно из неприятнейших сочетаний цветов вообще, и особенно в освещении). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. Боковой зал станции Адмиралтейская, общий вид (это 1-й путь, от Садовой к Спортивной).

Боковой зал станции Адмиралтейская, общий вид (это 1-й путь, от Садовой к Спортивной). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Крупный план названия станции «Адмиралтейская» на путевой стене.

Крупный план названия станции «Адмиралтейская» на путевой стене. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Кораблик на путевой стене рядом с названием «Адмиралтейская» — символ Адмиралтейства.

Кораблик на путевой стене рядом с названием «Адмиралтейская» — символ Адмиралтейства. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. 2-й путь станции Адмиралтейская (от Спортивной к Садовой).

2-й путь станции Адмиралтейская (от Спортивной к Садовой). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. Путевая стена Адмиралтейской. Посередине — дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции.

Путевая стена Адмиралтейской. Посередине — дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Дверь к кабельным каналам крупным планом.

Дверь к кабельным каналам крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
15. Три пары проходов между колоннами на Адмиралтейской закрыты декоративными простенками, украшенными медальонами с барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев: Апраксина, Беллинсгаузена, Григоровича, Макарова, Нахимова, Ушакова. Ровно между этими парами простенков в полу центрального зала станции гранитом разных экзотических цветов выложены три декоративные розы ветров.

Три пары проходов между колоннами на Адмиралтейской закрыты декоративными простенками, украшенными медальонами с барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев: Апраксина, Беллинсгаузена, Григоровича, Макарова, Нахимова, Ушакова. Ровно между этими парами простенков в полу центрального зала станции гранитом разных экзотических цветов выложены три декоративные розы ветров. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. Фёдор Матвеевич Апраксин (первая от входа пара простенков, левый) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал.

Фёдор Матвеевич Апраксин (первая от входа пара простенков, левый) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (первая от входа пара простенков, правый) — знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды (к сожалению, портрета его напарника по этому путешествию, адмирала Лазарева, на Адмиралтейской нет).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (первая от входа пара простенков, правый) — знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды (к сожалению, портрета его напарника по этому путешествию, адмирала Лазарева, на Адмиралтейской нет). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. Павел Степанович Нахимов (вторая пара простенков, левый) — знаменитый русский адмирал, командир эскадры Черноморского флота, разгромившей турецкий флот во время Крымской войны 1853–56.

Павел Степанович Нахимов (вторая пара простенков, левый) — знаменитый русский адмирал, командир эскадры Черноморского флота, разгромившей турецкий флот во время Крымской войны 1853–56. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. Фёдор Фёдорович Ушаков (вторая пара простенков, правый) — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом, русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Фёдор Фёдорович Ушаков (вторая пара простенков, правый) — выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом, русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Иван Константинович Григорович (третья пара простенков, левый) — русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, командир порта Порт-Артур, командир Кронштадтского порта.

Иван Константинович Григорович (третья пара простенков, левый) — русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, командир порта Порт-Артур, командир Кронштадтского порта. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
21. Степан Осипович Макаров (третья пара простенков, правый) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, автор используемой сегодня на флоте русской семафорной азбуки.

Степан Осипович Макаров (третья пара простенков, правый) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, автор используемой сегодня на флоте русской семафорной азбуки. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
22. Роза ветров в полу Адмиралтейской крупным планом.

Роза ветров в полу Адмиралтейской крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
23. Главное «украшение» всех современных станций метро — «ИнфоСОС», стоящий ровно посередине центрального зала станции и заслоняющий её перспективу.

Главное «украшение» всех современных станций метро — «ИнфоСОС», стоящий ровно посередине центрального зала станции и заслоняющий её перспективу. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
24. Вид центрального зала станции Адмиралтейская от эскалаторов к главной мозаике «Основание Адмиралтейства». Перспектива безнадёжно испорчена: главный герой композиции — император Пётр I — заслонён «инфососом».

Вид центрального зала станции Адмиралтейская от эскалаторов к главной мозаике «Основание Адмиралтейства». Перспектива безнадёжно испорчена: главный герой композиции — император Пётр I — заслонён «инфососом». © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
25. Cхема Фрунзенско-Приморской линии на путевой стене Адмиралтейской. На сегодняшний день на пятой линии уже 10 станций, и скоро их количество увеличится ещё на две.

Cхема Фрунзенско-Приморской линии на путевой стене Адмиралтейской. На сегодняшний день на пятой линии уже 10 станций, и скоро их количество увеличится ещё на две. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
26. Чтобы разнообразить серию пустынных видов станции, несколько фотографий Адмиралтейской с поездами и пассажирами.

Чтобы разнообразить серию пустынных видов станции, несколько фотографий Адмиралтейской с поездами и пассажирами. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
27. Состав из вагонов моделей 81-540.2/541.2 отправляется с первого пути станции Адмиралтейская к станции Спортивная.

Состав из вагонов моделей 81-540.2/541.2 отправляется с первого пути станции Адмиралтейская к станции Спортивная. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
28. Состав из вагонов моделей 81-540.5/541.5 прибывает на второй путь станции Адмиралтейская.

Состав из вагонов моделей 81-540.5/541.5 прибывает на второй путь станции Адмиралтейская. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
29. Поезд с головным вагоном №10365 модели 81-540.2 в ожидании пассажиров, следующих с Адмиралтейской в сторону станции Садовая.

Поезд с головным вагоном №10365 модели 81-540.2 в ожидании пассажиров, следующих с Адмиралтейской в сторону станции Садовая. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
30. Теперь поднимемся со станции Адмиралтейская наверх. Впереди долгий, но интересный путь! :-) На фото — эскалаторы малого наклонного хода.

Теперь поднимемся со станции Адмиралтейская наверх. Впереди долгий, но интересный путь! :-) На фото — эскалаторы малого наклонного хода. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
31. Эскалаторы «Е-25Т» малого наклонного хода Адмиралтейской, вид сверху. Высота подъёма — 15.2 метра.

Эскалаторы «Е-25Т» малого наклонного хода Адмиралтейской, вид сверху. Высота подъёма — 15.2 метра. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
32. Длинный переходный коридор между малым и большим наклонными ходами Адмиралтейской.

Длинный переходный коридор между малым и большим наклонными ходами Адмиралтейской. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
33. Посередине переходного коридора над гермозатвором — мозаика «Нептун».

Посередине переходного коридора над гермозатвором — мозаика «Нептун». © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
34. Продолжение длинного переходного коридора между наклонными ходами Адмиралтейской. В глухом торце — мозаика «Нева».

Продолжение длинного переходного коридора между наклонными ходами Адмиралтейской. В глухом торце — мозаика «Нева». © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
35. Мозаичное панно «Нева» крупным планом.

Мозаичное панно «Нева» крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
36. Большой наклонный ход Адмиралтейской. Эскалаторы «Е-75Т», высота подъёма — 68.7 метра. Интересно, что даже в воскресенье с раннего утра (станция открывается в 5:36) работает по два эскалатора и на спуск, и на подъём.

Большой наклонный ход Адмиралтейской. Эскалаторы «Е-75Т», высота подъёма — 68.7 метра. Интересно, что даже в воскресенье с раннего утра (станция открывается в 5:36) работает по два эскалатора и на спуск, и на подъём. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
37. В наземном вестибюле Адмиралтейской над эскалаторами находится четвёртое мозаичное панно — «Адмиралтейство».

В наземном вестибюле Адмиралтейской над эскалаторами находится четвёртое мозаичное панно — «Адмиралтейство». © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
38. Наземный вестибюль станции Адмиралтейская. Турникеты.

Наземный вестибюль станции Адмиралтейская. Турникеты. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
39. Над выходом с эскалаторов Адмиралтейской на потолке находится ещё одна роза ветров, самая большая. Указатели сторон света соответствуют действительности.

Над выходом с эскалаторов Адмиралтейской на потолке находится ещё одна роза ветров, самая большая. Указатели сторон света соответствуют действительности. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
40. Наземный вестибюль станции Адмиралтейская, вид со стороны входа. Билетные кассы-автоматы (неавтоматические кассы находятся левее, за границей кадра). Пункт полиции. И ещё один «ИнфоСОС». Кстати, на станции довольно много часов (здесь в кадр попали две штуки), но все они показывают разное время, ±1–2 минуты :-). Обратите внимание: стены по карнизу украшены флорентийской мозаикой, изображающей волны.

Наземный вестибюль станции Адмиралтейская, вид со стороны входа. Билетные кассы-автоматы (неавтоматические кассы находятся левее, за границей кадра). Пункт полиции. И ещё один «ИнфоСОС». Кстати, на станции довольно много часов (здесь в кадр попали две штуки), но все они показывают разное время, ±1–2 минуты :-). Обратите внимание: стены по карнизу украшены флорентийской мозаикой, изображающей волны. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
41. Здание на Кирпичном переулке, в первый этаж которого встроен наземный вестибюль станции Адмиралтейская. По исходному проекту, вход в метро планировалось разместить на углу, со стороны Малой Морской улицы (это ближайшая точка к Невскому проспекту), но проект был изменён, вестибюль был уменьшен, а с угла будет располагаться вход в торгово-развлекательный бизнес-центр, а вход в метро был перенесён в дальнюю часть здания, максимально удалённую от Невского проспекта. Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи авторам такого решения на напряжённом транспортном узле.

Здание на Кирпичном переулке, в первый этаж которого встроен наземный вестибюль станции Адмиралтейская. По исходному проекту, вход в метро планировалось разместить на углу, со стороны Малой Морской улицы (это ближайшая точка к Невскому проспекту), но проект был изменён, вестибюль был уменьшен, а с угла будет располагаться вход в торгово-развлекательный бизнес-центр, а вход в метро был перенесён в дальнюю часть здания, максимально удалённую от Невского проспекта. Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи авторам такого решения на напряжённом транспортном узле. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
42. Поздравляю всех с открытием станции Адмиралтейская!

Поздравляю всех с открытием станции Адмиралтейская! © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
43. Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2011

Каково ваше мнение об этой станции? Что понравилось или не понравилось? Общий дизайн? Элементы художественного оформления? Положение этой станции на карте города и её удобство как важного транспортно-пересадочного узла? Что-то ещё?

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Церемония открытия станции метро Адмиралтейская

Следующая: Станция Адмиралтейская — 3D-панорама

7. Кстати, обратите внимание, как на Адмиралтейской необычно уложен мрамор над арками — в виде веерочков. :-)

Да-да, в виде абсолютно одинаковых, правильных веерочков над каждой аркой! :-)

30. Теперь поднимемся со станции Адмиралтейская наверх. Впереди долгий, но интересный путь! :-) На фото — эскалаторы малого наклонного хода.

Прямо, как в "Волшебнике Изумрудного города":
Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной.
Идем дорогой трудной,
Дорогой непрямой...
:-)

А что можешь сказать о двустороннем витраже с ангелами, держащими часы над выходом к эскалатору? :-)
«в виде абсолютно одинаковых, правильных веерочков»
— В оригинале это было что-то типа "клиновидных трапеций". Спасибо за поправку! :-)

«Идем дорогой трудной»
— Да-да-да, последний открытый переход между Садовой и Спасской, казавшийся тогда ужасно длинным и долгим, на самом деле оказался простой безобидной подготовкой к этому длиннющему и кривому выходу. ;-)

«А что можешь сказать о двустороннем витраже с ангелами, держащими часы над выходом к эскалатору?»
— Уже не было сил что-то говорить о нём, спать хочется. :-)
А вообще можно сказать, что обычно на всех станциях петербургского метро в этом месте находится стенка с гермозатвором, поэтому нет просторного перспективного вида на поднимающиеся эскалаторы. Здесь же гермозатвор в другом месте, но, видимо, привычный вид решили не нарушать таким нестандартным ходом, и повесили эту перегородку.

Edited at 2012-01-17 01:15 (UTC)
>Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи авторам такого решения на напряжённом транспортном узле.
Но ведь так безопаснее.
все правильно и логично, на одной стене и вход и выход.

я бы не сказал что зал узкий (загляните на Грибоедова для сравнения ;) )

вылезающий в зал экскалатор не гуд, но его ни кто не увидит.
Что-то умерло, и они отлепили изоленту под сводами центрального зала :)
А вход на станцию когда снимал? В мой приезд я прождал до 11 утра, но внятный рассвет так и не наступил.

В целом как всегда отлично, спасибо!!
Да, сейчас день быстро прибавляется в наших "северных" краях :-) Уже в восемь утра примерно так, как на фото с фасадом :-)

upd: Ой, кстати, да. Судя по шарикам - это все-таки день открытия...

Edited at 2012-01-20 12:28 (UTC)
Офигительно! А общая глубина сколько получилась?
P.S. Пользуясь случаем посылаю свой луч поноса и диареи заводу ЭЛЭС за срыв поставок эскалаторов в Москву. Я задолбался в обход ездить!
Долгожданный фотоотчёт! Только витража с часами не хватает с другой стороны и крупным планом. Ну и разрешение чуть-чуть побольше было бы лучше. Но всё равно супер!!! Как побывал на станции :)
1. По по поводу освещения есть у меня предположение (глядя на фото), что здесь пытались достигнуть эффект меньшего освещения на платформах, чем в центральном зале. Слышал, что к такому решению в освещении станции метро прибегали не раз. Возможно я ошибаюсь, это предположение...

2. Про выход со станции было узнать весьма интересно, слышал, что по первым проектам его построить не представлялось возможным, может поэтому и прибегнули к столь не удобному решению?
Спасибо за репортаж. Интересно, что разница освещения в натуре на станции не так заметна.
Столь длинный переход явно из-за возможности когда-нибудь потом сделать пересадочный узел на Невско-Василеостровскую линию. Ну и видать они долго думали куда выход ставить, отсюда и кишка. Не длиннее, кстати, чем на переходе Маяковская-пл.Восстания :)

Эскалаторы у них постоянно работают два вверх, два вниз. Похоже обкатка.
Из практики двух дней пользования станцией: когда там уберут забор и будет большой вал народу я не очень понимаю как выходить на Большую Морскую - очень уж там узкие тротуары.
Столь длинный переход потому, что первоначально предполагался выход в подземный переход у самой Дворцовой площади, который был бы с другого конца станции, но этот вариант не прошел из-за опасений, что подземное строительство в непосредственной близости от Зимнего дворца может повредить ему, соседним зданиям и Александровской колонне (учитывая особенности наших грунтов в непосредственной близости от Невы и тогдашние технологии, а история с Достоевской еще была на слуху, это было не беспочвенно). Потом рассматривался вариант с выходом на территории института им. Бонч-Бруевича, который должен был переехать на Правый берег, но там тоже не заладилось и в итоге вернулись к варианту с Кирпичным пер. Переход же на возможную станцию НВЛ там запланирован, но в противоположном от выхода конце, под него в конструкциях станции сделан задел и в случае необходимости можно будет соорудить мостик через пути, за мозаикой с Петром есть пустое пространство по аналогии с Комендантским проспектом, в конструкции станции почти идентичны.
А можно ли как-то миновать лестницу на входе в вестибюль с улицы? Пандус или что-то подобное ведет в похожую дверь, это метро? Дверь открыта?