suomi

Прогулка по зимнему Хельсинки

В позапозапрошлые выходные внезапно решил съездить в Финляндию на пару дней для борьбы с депрессией, мучающией меня в последние 5 месяцев, с постоянным стрессом, вызванным чередой непрекращающихся ежедневно досаждающих крупных и мелких неприятностей, с хронической усталостью из-за того, что не могу успеть закончить все дела по работе и по личным интересам, тогда как постоянно наваливаются новые и новые дела и трудности…

Хотелось погулять по заснеженным городским улицам и пригородам, пока снежная зима не закончилась и снег ещё не растаял, проверить, действительно ли финский снег такой белый, как нигде более… И просто хотелось подышать чистым свежим воздухом и отвлечься от опостылевшего окружения в одиночестве и безопасности… И ещё хотелось прокатиться на новом скоростном поезде Аллегро, курсирующем между Петербургом и Хельсинки с декабря прошлого года.

Поезд Аллегро мне в целом понравился. Это самое быстрое и удобное средство перемещения из центра Петербурга в центр Хельсинки и обратно: время в пути — 3.5 часа. Но и самое дорогое: билет 2-го класса стоит аж 84 евро. Обзору поездки на этом поезде потом посвящу отдельный пост.

Финляндия и Хельсинки, как обычно, меня очень порадовали. Чистота, уют и спокойствие. Финский снег по-настоящему по-фински ослепительно белый. Там, где на городских улицах снег уже начал таять, лужи — прозрачные. Там, где снег ещё не растаял, нет этой мерзкой питерской чёрной жижи из солёного снега, грязи, песка и хим.реагентов. Снег или собран в белые сугробы, или укатан и обильно посыпан гранитными камешками (размером примерно 0.5–1 см), по которым ходить так же удобно, как по асфальту и которые не раскисают от влаги в грязь, а остаются жёсткими и чистыми. Короче говоря, слово "белоснежный" в Финляндии имеет прямой смысл, а не как в моём родном болотном Петербурге.

Я, конечно, приукрашиваю и преувеличиваю, чистота там не идеальная (на самом деле воду из растопленного снега, собранного вдоль улиц с большим потоком автотранспорта, я бы пить не стал), но, тем не менее, это факт: если что-то и темнеет на фоне снега, это, скорее всего, не грязь, а непачкающаяся гранитная крошка. А погуляв 12 часов по городу и потом основательно натоптав в гостинице мокрыми ботинками, после высыхания пола я не увидел на полу никаких следов.

В этом посте несколько фотографий разных мест по маршруту моей прогулки (как бы обзор), а в будущем по некоторым этим районам подготовлю отдельные подробные фотопрогулки.

[ | ]
1. Поезд Аллегро, на котором я приехал в Хельсинки. Максимальная скорость — 220 км/ч. На самом деле быстрее 200 разгоняется редко и неохотно, но, тем не менее, время в пути составляет всего 3.5 часа.

Поезд Аллегро, на котором я приехал в Хельсинки. Максимальная скорость — 220 км/ч. На самом деле быстрее 200 разгоняется редко и неохотно, но, тем не менее, время в пути составляет всего 3.5 часа. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. Поскольку я ненавижу [большие скопления] людей и предпочитаю быть в одиночестве, купил билет в вагон, в котором не было других пассажиров, кроме меня. В обратном направлении, к сожалению, такой роскоши не получилось, обратный поезд был заполнен полностью.

Поскольку я ненавижу [большие скопления] людей и предпочитаю быть в одиночестве, купил билет в вагон, в котором не было других пассажиров, кроме меня. В обратном направлении, к сожалению, такой роскоши не получилось, обратный поезд был заполнен полностью. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. Чёткого маршрута прогулки заранее составлено не было, поэтому сначала просто побродил по центральному железнодорожному вокзалу. Потом хочу подготовить отдельный пост о нём.

Чёткого маршрута прогулки заранее составлено не было, поэтому сначала просто побродил по центральному железнодорожному вокзалу. Потом хочу подготовить отдельный пост о нём. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. Площадь железнодорожного вокзала (Rautatientori). Здесь уже видно, как финны борятся с голольдом. Улица посыпается гранитной крошкой, которая, смерзаясь со льдом, образует твёрдое нескользкое покрытие.

Площадь железнодорожного вокзала (Rautatientori). Здесь уже видно, как финны борятся с голольдом. Улица посыпается гранитной крошкой, которая, смерзаясь со льдом, образует твёрдое нескользкое покрытие. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. Спустился в метро. На станции Rautatientori рассмотрел скульптурную группу, которой ранее не уделял внимание. Оказывается, она называется "человеческие лица в пятницу вечером".

Спустился в метро. На станции Rautatientori рассмотрел скульптурную группу, которой ранее не уделял внимание. Оказывается, она называется "человеческие лица в пятницу вечером". © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. А на станции Камппи появилось место для отдыха зайцев :-). В одном из следующих постов покажу его крупнее.

А на станции Камппи появилось место для отдыха зайцев :-). В одном из следующих постов покажу его крупнее. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. Деловой центр Камппи в центральной части города. Летом здесь простирается улица из полированного гранита, а зимой, как почти везде, она засыпана гранитной крошкой, а по краям высятся белые сугробы.

Деловой центр Камппи в центральной части города. Летом здесь простирается улица из полированного гранита, а зимой, как почти везде, она засыпана гранитной крошкой, а по краям высятся белые сугробы. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. На некоторых улицах с большим потоком пешеходов (на фото — улица Александра в центре Хельсинки) тротуары подогреваются снизу, в результате они не только без снега, но и идеально сухие. О подогреве я бы не догадался, если бы не увидел прошлой осенью ремонт тротуара на этой улице. Там под плиткой проходят трубки с тёплой водой.

На некоторых улицах с большим потоком пешеходов (на фото — улица Александра в центре Хельсинки) тротуары подогреваются снизу, в результате они не только без снега, но и идеально сухие. О подогреве я бы не догадался, если бы не увидел прошлой осенью ремонт тротуара на этой улице. Там под плиткой проходят трубки с тёплой водой. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Эспланада. Удивительно, поэт Рунеберг сегодня без чайки на голове :-) (во время всех моих предыдущих фотопрогулок по этому месту у него на голове всегда сидела чайка). Слой снега здесь толст, но скамейки ещё не утопают в снегу. А вот в других парках видел такой уровень снега, из-под которого едва торчали верхушки спинок.

Эспланада. Удивительно, поэт Рунеберг сегодня без чайки на голове :-) (во время всех моих предыдущих фотопрогулок по этому месту у него на голове всегда сидела чайка). Слой снега здесь толст, но скамейки ещё не утопают в снегу. А вот в других парках видел такой уровень снега, из-под которого едва торчали верхушки спинок. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Сенатская площадь и главный кафедральный собор. Лестница расчищена и присыпана гранитом только по краям, а основная её часть скрывается под плотным снегом метровой глубины. Удивительно, что все ведут себя смирно и никто не катается с такой гигантской горки.

Сенатская площадь и главный кафедральный собор. Лестница расчищена и присыпана гранитом только по краям, а основная её часть скрывается под плотным снегом метровой глубины. Удивительно, что все ведут себя смирно и никто не катается с такой гигантской горки. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. Вышел на Рыночную площадь (Kauppatori) и внезапно заметил, что через 5 минут отправляется кораблик на Суоменлинну (на который распространяется действие имевшегося у меня трамвайного билета). Воспользовался такой удачей и сплавал на этот остров. Фото Финского залива снято в пути с кораблика.

Вышел на Рыночную площадь (Kauppatori) и внезапно заметил, что через 5 минут отправляется кораблик на Суоменлинну (на который распространяется действие имевшегося у меня трамвайного билета). Воспользовался такой удачей и сплавал на этот остров. Фото Финского залива снято в пути с кораблика. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. На этом подъёме толщина слоёв укатанного снега, перемежающегося со слоями гранита, была около 40 сантиметров (было видно по срезу с краю, сделанному, вероятно, для стока воды).

На этом подъёме толщина слоёв укатанного снега, перемежающегося со слоями гранита, была около 40 сантиметров (было видно по срезу с краю, сделанному, вероятно, для стока воды). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Игра света и тени на сугробах в Суоменлинне.

Игра света и тени на сугробах в Суоменлинне. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
15. Российские 1600-пудовые пушки на страже Гельсингфорса.

Российские 1600-пудовые пушки на страже Гельсингфорса. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. В этот раз вплотную к пушкам было не подобраться, можно было провалиться в снег по колено (на самом деле можно и по пояс, но когда начинаешь проваливаться, колени обычно подгибаются и садишься на жопу и дальше не проваливаешься:).

В этот раз вплотную к пушкам было не подобраться, можно было провалиться в снег по колено (на самом деле можно и по пояс, но когда начинаешь проваливаться, колени обычно подгибаются и садишься на жопу и дальше не проваливаешься:). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. По возвращении с Суоменлинны поднялся к Успенскому православному собору, к которому ни разу не поднимался ни разу во время моих предыдущих многочисленных визитов в Хельсинки.

По возвращении с Суоменлинны поднялся к Успенскому православному собору, к которому ни разу не поднимался ни разу во время моих предыдущих многочисленных визитов в Хельсинки. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. Православный вид на Северную набережную (Похьяисранта) со смотровой площадки собора. Туда я не пошёл, а направился погулять по полуострову Катаянокка, которому раньше не уделял должного внимания.

Православный вид на Северную набережную (Похьяисранта) со смотровой площадки собора. Туда я не пошёл, а направился погулять по полуострову Катаянокка, которому раньше не уделял должного внимания. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Старая часть Катаянокки…

Старая часть Катаянокки… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
21. … и новостройки в том же районе. На заднем плане виднеется кусочек здания министерства иностранных дел (ранее — казармы и конюшни). К нему тоже заглянул.

… и новостройки в том же районе. На заднем плане виднеется кусочек здания министерства иностранных дел (ранее — казармы и конюшни). К нему тоже заглянул. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
22. Кстати, девайс для распределения гранитной крошки по вёдрам.

Кстати, девайс для распределения гранитной крошки по вёдрам. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
23. Парк на Катаянокке недалеко от терминала Viking Line. Здесь тоже можно запросто провалиться по колено (сейчас задумался, может быть, надо было меньше есть?:).

Парк на Катаянокке недалеко от терминала Viking Line. Здесь тоже можно запросто провалиться по колено (сейчас задумался, может быть, надо было меньше есть?:). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
24. Вечером немного погулял по мрачно-торжественному району Töölö. Я уже пытался подготовить фотопрогулку по нему прошлой осенью, но всё ещё не успел разобраться со старыми фотографиями.

Вечером немного погулял по мрачно-торжественному району Töölö. Я уже пытался подготовить фотопрогулку по нему прошлой осенью, но всё ещё не успел разобраться со старыми фотографиями. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
25. Второй день начал с прогулки по району Камппи. Многие люди, бывавшие в Хельсинки, считают район Камппи ультра-современным из-за одноимённого современного делового центра с автобусным вокзалом, станцией метро и большим торговым комплексом. Но на самом деле этот район застроен преимущественно домами XIX века с редкими более современными вставками (вероятно, на местах домов, разрушенных во время II мировой войны).

Второй день начал с прогулки по району Камппи. Многие люди, бывавшие в Хельсинки, считают район Камппи ультра-современным из-за одноимённого современного делового центра с автобусным вокзалом, станцией метро и большим торговым комплексом. Но на самом деле этот район застроен преимущественно домами XIX века с редкими более современными вставками (вероятно, на местах домов, разрушенных во время II мировой войны). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
26. Из-за плотной застройки и малого количества озеленения и небесных просветов ("зимой и летом одним цветом") я решил, что прогулке по этому району вполне подходит уделить чрезмерно пасмурно-туманное утро зимнего дня, а более хорошую погоду во время других прогулок оставить для более зелёных районов.

Из-за плотной застройки и малого количества озеленения и небесных просветов ("зимой и летом одним цветом") я решил, что прогулке по этому району вполне подходит уделить чрезмерно пасмурно-туманное утро зимнего дня, а более хорошую погоду во время других прогулок оставить для более зелёных районов. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
27. Парк старой церкви.

Парк старой церкви. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
28. Не ожидал увидеть в центральной части Хельсинки сохранившиеся деревянные домики.

Не ожидал увидеть в центральной части Хельсинки сохранившиеся деревянные домики. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
29. А вот это привлекшее меня здание около площади Хиэталахти, оказалось Политехническим институтом. Я, как старый политехник, не мог пройти мимо, не рассмотрев его.

А вот это привлекшее меня здание около площади Хиэталахти, оказалось Политехническим институтом. Я, как старый политехник, не мог пройти мимо, не рассмотрев его. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
30. Вышел к району Пунавуори и набережной залива Хиэталахти, которая украшена многочисленными блестящими шарами, которые показывал eijas три года назад. (Никак не могу забыть тот пост, зацепил он меня за душу.)

Вышел к району Пунавуори и набережной залива Хиэталахти, которая украшена многочисленными блестящими шарами, которые <a href=&quot;http://eijas.livejournal.com/122718.html&quot;>показывал</a> <lj user=&quot;eijas&quot;> три года назад. (Никак не могу забыть тот пост, зацепил он меня за душу.) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
31. 4 шарика и 4 моих отражения. :-)

4 шарика и 4 моих отражения. :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
32. Парк Синебрюхова. Тихое и спокойное место на возвышенности. А под землёй (точнее говоря, под гранитной скалой) проходит улица, спрятанная в тоннель (благо рельеф города позволяет) и совершенно не мешает уютной зоне отдыха.

Парк Синебрюхова. Тихое и спокойное место на возвышенности. А под землёй (точнее говоря, под гранитной скалой) проходит улица, спрятанная в тоннель (благо рельеф города позволяет) и совершенно не мешает уютной зоне отдыха. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
33. В середине второго дня я поехал на северо-восток города посмотреть, как выглядит зима в финских новостройках (в районе Арабианранта). А вот так она выглядит! Ослепительная белизна! В фотоаппарате приходилось выкручивать экспокоррекцию в плюс аж на +1, иначе всё остальное получалось очень тёмным из-за одурманивания экспономерта ярким снегом. Обычно в пасмурную погоду молочно-белое пасмурное небо получается самым ярким местом фотографий, но здесь белое небо кажется серым на фоне снега.

В середине второго дня я поехал на северо-восток города посмотреть, как выглядит зима в финских новостройках (в районе Арабианранта). А вот так она выглядит! Ослепительная белизна! В фотоаппарате приходилось выкручивать экспокоррекцию в плюс аж на +1, иначе всё остальное получалось очень тёмным из-за одурманивания экспономерта ярким снегом. Обычно в пасмурную погоду молочно-белое пасмурное небо получается самым ярким местом фотографий, но здесь белое небо кажется серым на фоне снега. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
34. Обычный двор современных жилых домов. Пешеходные дорожки и автомобильные проезды такие чистые, что даже почти не заметны на общем фоне белых сугробов.

Обычный двор современных жилых домов. Пешеходные дорожки и автомобильные проезды такие чистые, что даже почти не заметны на общем фоне белых сугробов. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
35. Река Вантаа в районе Старого Хельсинки. Удивился, что эти пороги зимой не замерзают.

Река Вантаа в районе Старого Хельсинки. Удивился, что эти пороги зимой не замерзают. © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
36. Полтора дня насыщенных прогулок пролетели незаметно, пора обратно на поезд домой. Хотелось погулять ещё несколько часов, но в расписании поездов Аллегро очень не хватает поздне-вечернего рейса (около 19 часов). Это обещают исправить этим летом, увеличив ежедневное количество рейсов с 2 до 4 в каждом направлении.

Полтора дня насыщенных прогулок пролетели незаметно, пора обратно на поезд домой. Хотелось погулять ещё несколько часов, но в расписании поездов Аллегро очень не хватает поздне-вечернего рейса (около 19 часов). Это обещают исправить этим летом, увеличив ежедневное количество рейсов с 2 до 4 в каждом направлении. © Игорь Ванин, 2011

Предыдущая серия путешествий по Финляндии: Репортаж: 100–500 медведей на Сенатской площади в Хельсинки

Следующая серия: Искусство в метро Хельсинки

Эх, прямо ностальгия нахлынула :) Моя первая заграничная самостоятельная (до этого были только соревнования) поездка 15 лет назад. Вокзал, конечно, удивительный, одно из моих любимых зданий в югендштиле. И Свеборг очень люблю, невероятно клевое место.

Парк Синебрюхов - это не там ли, где раньше был одноименный пивзавод? В 1996 году он стоял заброшенный, очень атмосферное было место, нынешние абандонщики от щастья бы умерли, если б увидели :)

84 евро - это в один конец, или туда и обратно?
Нашёл бывшую пивоварню рядом с этим парком на Викимапии.
http://www.wikimapia.org/#lat=60.1603333&lon=24.936626&z=16&l=1&m=b&show=/1192633/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA-%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8E%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Пишут, что на территории бывшей пивоварни появились новые жилые и торговые здания.

84 евро — стоимость билета в один конец.
!
Спасибо огромное!
очень интересная фото прогулка, с нетерпением жду отдельного поста про вокзал.

а я останавливался в гостинице - бывшей тюрьме катаянокка - очень понравилось, советую)
Ага, финские новостройки мне тоже очень нравятся. Очень аккуратные дома, хороший баланс между высотностью домов, площадью благоустроенных дворов и озеленяемой территорией вокруг. Нравятся просторные аккуратные балконы с единообразным остеклением по сравнению с самодельными "скворечниками" на балконах Питера и Москвы.
Потом подготовлю несколько отдельных тематических постов по разным районам новостроек Хельсинки.
Какая прекрасная у тебя была цель. Я все собирался-собирался с ней же съездить, но так и не нашел времени. Зря видимо, но теперь уже не раньше конца мая :(
Лучший фотопост о Хельсинки! Мне там почему-то больше всего нравятся трамваи, смотрела даже о них видео и знаю, что их 2 вида: финские с жёлтым верхом и более новые компании Симэнс. Спасибо огромное!)))
Да, трамваи в Хельсинки очень приятные. Трамвайная сеть там пока не очень большая, но в ближайшие 20 лет будет постоянно развиваться.
Кроме этих двух основных моделей встречаются и другие экзотические, есть даже трамвай-бар. :-)
А ещё старые вагоны постепенно немножко апгрейдят, добавляют третью низкопольную секцию посередине.
Всегда пожалуйста, рад, что понравилось. :-)
На самом деле это просто обзор, потом подготовлю ещё несколько тематических фотопрогулок по городу по материалам прошлой осени и этой зимы.
"Зимой не обслуживается". Такие таблички стоят там, где зимой не чистят снег и можно провалиться в сугроб. В Хельсинки видел их очень много (даже в таких местах, где пройти было намного проще, чем от моего дома до автобусной остановки).

Не видно было потому что творческий кризис. Неопубликованных фотографий много, на несколько десятков постов. А вот тексты писать совсем не получается в последние месяцы.
Как поездка на "Аллегро"? Внешне очень напоминает Sm3. А технически о нём что-нибудь известно? Сколько вагонов в составе?

"Пятничные лица" видел, но ни за что б не подумал... Если и можно с большим трудом найти здесь что-то общее с какой-нибудь частью тела человека, то уж никак не с лицом...
И что за "место для зайцев"? Я не заяц, но от чего-то очень уж интересно...)

ПС. Игорь, какие-то странные дела у меня творятся с твоим ЖЖ. Количество записей растёт, но новых записей не видно. Эта первая за долгое время. Перед ней было здание оперы в Осло...
Поездка на Аллегро очень быстрая и удобная — всего 3.5 часа (но может быть и быстрее), весь пограничный и таможенный контроль проходит в пути и не занимает дополнительного времени. Но очень дорогая, билет в один конец стоит 84 евро.

Sm3 — это финское Пендолино? Аллегро — оно тоже Пендолино, отличается только тем, что это двухсистемный поезд. На этом участке ОЖД используется постоянный ток, а в Финляндии — переменный. Вагонов — 7.

О лицах уже сфотографировал сегодня отдельный пост.

Новых постов не было 2 месяца потому что творческий кризис, депрессия и куча личных проблем. Неопубликованных фотографий много, на несколько десятков постов. А вот тексты писать совсем не получается в последние месяцы.
А где ты видишь растущее количество записей? Да, была парочка записей, но совсем личных, под замком для друзей.
Отлично. То, что надо. Я именно о таком и думал. Поздний вечерний рейс за пол-часа до закрытия метро удобен для возвращения после долгой прогулки, когда хочется провести там целый день, а не возвращаться в середине дня.