Igor Vanin (one_in) wrote,
Igor Vanin
one_in

Categories:

Метро Осло, первая линия — Holmenkollbanen

Для контраста со позавчерашним постом о новой подземной станции метро в Петербурге захотелось выбрать линию какого-нибудь иногороднего метро, абсолютно не похожую на наши. Из имеющихся у меня материалов для этого идеально подошла первая линия метро города Осло — Holmenkollbanen. В столице Норвегии я был около полутора лет назад и полностью исследовал обширное метро этого города, проехав по всем шести (или пяти) линиям и осмотрев все станции, и с тех пор неспеша разбираю отснятые материалы (смотрите также предыдущие и следующие серии по ссылкам в конце поста).

1-я линия метро Осло, которая называется Holmenkollbanen (дорога в Holmenkollen) — самая уникальная ретро-линия. Её строительство началось ещё в 1898 году как линии пригородной железной дороги, впоследствии она вошла в общую систему метро. Уникальность этой линии заключается в том, что она выходит на поверхность из подземного тоннеля (т.е. имеет точки ниже уровня моря) и идёт в горы, поднимаясь по серпантину на высоту почти 500 метров над уровнем моря. На каждой станции установлена табличка, указывающая, на какой высоте находится станция.

Вторая интересная особенность Holmenkollbanen связана с её историческим прошлым. В отличие от других линий ослинского метро, пути этой линии имеют пересечения в одном уровне с автомобильными дорогами и пешеходными переходами. До 2010 года эту линию обслуживали исторические вагоны середины XX века, оборудованные верхним токосъёмом (пантографом), потому что вдоль путей ещё не был проложен контактный рельс.

В 2010 году эта линия была закрыта на реконструкцию, в ходе которой контактная подвеска верхнего токосъёма была заменена на нижний контактный рельс, многие наземные переходы и переезды были ликвидированы, а подвижной состав был заменён на современные вагоны, которые обслуживают всё остальное метро Осло, и в таком обновлённом виде линия Holmenkollbanen была открыта в декабре 2010 года. Но я успел там побывать в 2009 году и сфотографировать старые вагоны с верхним токосъёмом и станции до реконструкции, теперь мои фотографии стали частью ушедшей истории.

[ | ]
1. Majorstuen — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Здесь все линии метро выходят из-под земли, после этой станции первая линия ответвляется от всех остальных и начинает свой уникальный путь в горы. На ту гору, которая видна на заднем плане, а затем — дальше и выше.

Majorstuen — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Здесь все линии метро выходят из-под земли, после этой станции первая линия ответвляется от всех остальных и начинает свой уникальный путь в горы. На ту гору, которая видна на заднем плане, а затем — дальше и выше. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
2. Станция Frøen находится сразу после ответвления линии Holmenkollbanen от западной части кольцевой линии. Этот снимок сделан в восточном направлении, здесь видна та самая развилка. Эта станция находится на высоте 59.7 метров над уровнем моря.

Станция Frøen находится сразу после ответвления линии Holmenkollbanen от западной части кольцевой линии. Этот снимок сделан в восточном направлении, здесь видна та самая развилка. Эта станция находится на высоте 59.7 метров над уровнем моря. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
3. Второй путь станции Frøen находится на другой стороне путей кольцевой линии, немного на другой высоте, их связывает пешеходный мостик (редкость для этой линии; на дату съёмки почти все пешеходные переходы были прямо по путям). До этой станции поезда прибывали, питаясь от контактного рельса, отключали нижние токоприёмники, поднимали верхние пантографы и далее следовали как большие трамваи или пригородные электрички. Теперь это уже не так.

Второй путь станции Frøen находится на другой стороне путей кольцевой линии, немного на другой высоте, их связывает пешеходный мостик (редкость для этой линии; на дату съёмки почти все пешеходные переходы были прямо по путям). До этой станции поезда прибывали, питаясь от контактного рельса, отключали нижние токоприёмники, поднимали верхние пантографы и далее следовали как большие трамваи или пригородные электрички. Теперь это уже не так. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
4. Станция Steinerud находится на высоте 75.6 метров над уровнем моря.

Станция Steinerud находится на высоте 75.6 метров над уровнем моря. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
5. Пешеходный переход по путям на станции Steinerud.

Пешеходный переход по путям на станции Steinerud. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
6. Станция Vinderen, высота — 86.6 метров над уровнем моря (отметка высоты видна на табличке с названием станции; это особенность всей линии Holmenkollbanen — таким образом подписаны все станции). Из-за узости полосы вдоль линии метро, платформы станции противоположных направлений расположены со смещением.

Станция Vinderen, высота — 86.6 метров над уровнем моря (отметка высоты видна на табличке с названием станции; это особенность всей линии Holmenkollbanen — таким образом подписаны все станции). Из-за узости полосы вдоль линии метро, платформы станции противоположных направлений расположены со смещением. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
7. На станции Vinderen расположен автомобильный переезд, пересекающий пути метро в одном уровне. Перед отправкой поезда автомобилям включается красный сигнал светофора, закрывается шлагбаум, включается звонок — всё почти как на самом обычном железнодорожном переезде.

На станции Vinderen расположен автомобильный переезд, пересекающий пути метро в одном уровне. Перед отправкой поезда автомобилям включается красный сигнал светофора, закрывается шлагбаум, включается звонок — всё почти как на самом обычном железнодорожном переезде. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
8. Станция Gaustad, 101.4 метра над уровнем моря.

Станция Gaustad, 101.4 метра над уровнем моря. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
9. Станция Gaustad и окрестности. Кстати, ещё одна забавная особенность этой линии метро Осло — на каждом столбе контактной подвески уже много лет висит реклама шоколадки "квик лунш", несколько сотен штук.

Станция Gaustad и окрестности. Кстати, ещё одна забавная особенность этой линии метро Осло — на каждом столбе контактной подвески уже много лет висит реклама шоколадки "квик лунш", несколько сотен штук. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
10. Два старых поезда метро с верхним токосъёмом на станции Gaustad. Исторический снимок, теперь поезда такого вида здесь не встречаются. Кстати, осенью 2009 года контактный рельс до этой станции уже был установлен, но ещё не был подключен.

Два старых поезда метро с верхним токосъёмом на станции Gaustad. Исторический снимок, теперь поезда такого вида здесь не встречаются. Кстати, осенью 2009 года контактный рельс до этой станции уже был установлен, но ещё не был подключен. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
11. Станция Ris, 121.3 метра над уровнем моря. Люблю северную европу за тотальное благоустройство. Здесь, например, ничем не примечательная платформа метро украшена громадным ведром с цветами.

Станция Ris, 121.3 метра над уровнем моря. Люблю северную европу за тотальное благоустройство. Здесь, например, ничем не примечательная платформа метро украшена громадным ведром с цветами. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
12. Ris, пешеходный переход и окрестности станции.

Ris, пешеходный переход и окрестности станции. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
13. Пример путевого развития около станции Ris.

Пример путевого развития около станции Ris. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
14. Станция Slemdal, 144.6 м.н.у.м.

Станция Slemdal, 144.6 м.н.у.м. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
15. Вход на станцию Slemdal. Как и на почти всех других станциях метро Осло, чтобы попасть на станцию, нужно купить билет в автомате или провалидировать БСК на валидаторе и просто зайти на платформу. Люди здесь честные, поэтому турникеты и ограждения не требуются.

Вход на станцию Slemdal. Как и на почти всех других станциях метро Осло, чтобы попасть на станцию, нужно купить билет в автомате или провалидировать БСК на валидаторе и просто зайти на платформу. Люди здесь честные, поэтому турникеты и ограждения не требуются. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
16. Станция Gråkammen, 170.1 м.н.у.м. Забор слева установлен, чтобы никто не упал, потому что станция находится на обрыве скалы.

Станция Gråkammen, 170.1 м.н.у.м. Забор слева установлен, чтобы никто не упал, потому что станция находится на обрыве скалы. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
17. Окрестности станции Gråkammen. Типичный городской пейзаж Осло, если удалиться на несколько километров от центра города.

Окрестности станции Gråkammen. Типичный городской пейзаж Осло, если удалиться на несколько километров от центра города. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
18. А под обрывом станции Gråkammen находится стадион. Тоже достаточно типичный для Осло пейзаж.

А под обрывом станции Gråkammen находится стадион. Тоже достаточно типичный для Осло пейзаж. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
19. Станция Gulleråsen, 191.7 м.н.у.м.. Станция находится в кривой малого радиуса.

Станция Gulleråsen, 191.7 м.н.у.м.. Станция находится в кривой малого радиуса. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
20. Пешеходный переход и пейзаж за станцией Gulleråsen.

Пешеходный переход и пейзаж за станцией Gulleråsen. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
21. Старенький поезд метро с верхним токосъёмом на стании Gulleråsen, теперь уже историческая фотография.

Старенький поезд метро с верхним токосъёмом на стании Gulleråsen, теперь уже историческая фотография. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
22. Станция Vettakollen и окрестности, 196.7 м.н.у.м.. По пейзажу и не скажешь, что находишься в столице западноевропейского государства, в одном из самых дорогих городов мира. :-)

Станция Vettakollen и окрестности, 196.7 м.н.у.м.. По пейзажу и не скажешь, что находишься в столице западноевропейского государства, в одном из самых дорогих городов мира. :-) © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
23. Станция Skådalen, 206.9 м.н.у.м.

Станция Skådalen, 206.9 м.н.у.м. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
24. Пейзаж вокруг станции Skådalen. Да, не любят норвежцы высотную застройку в городе.

Пейзаж вокруг станции Skådalen. Да, не любят норвежцы высотную застройку в городе. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
25. Поезд на станции метро Skådalen.

Поезд на станции метро Skådalen. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
26. Станция Midtstuen. Поднимаемся всё выше и выше, уже 223.3 метра над уровнем моря. Городские домики на крутых скалах — один из моих любимый пейзажей той поездки.

Станция Midtstuen. Поднимаемся всё выше и выше, уже 223.3 метра над уровнем моря. Городские домики на крутых скалах — один из моих любимый пейзажей той поездки. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
27. Станция Besserud, 242.2 м.н.у.м. С противоположной платформы открывался замечательный вид с высоты в юго-восточном направлении на центр города Осло и на Осло-фьорд. К сожалению, я приехал туда в середине дня, солнце светило со стороны фьорда прямо в лоб, поэтому пофотографировать город телевиком не получилось.

Станция Besserud, 242.2 м.н.у.м. С противоположной платформы открывался замечательный вид с высоты в юго-восточном направлении на центр города Осло и на Осло-фьорд. К сожалению, я приехал туда в середине дня, солнце светило со стороны фьорда прямо в лоб, поэтому пофотографировать город телевиком не получилось. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
28. Вагончик на станции Besserud.

Вагончик на станции Besserud. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
29. На станции Besserud я был огорчён, что поезд дальше не пойдёт. За несколько дней до моего приезда оставшуюся часть линии закрыли на реконструкцию на полтора года, и следующие 6 станций (до Frognerseteren), где поезд поднимается на вдвое большую высоту, остались недоступными для поездки на метро (местным жителями было предложено добираться к ним на автобусе). Ну что ж, это хороший повод в будущем вернуться в Осло ещё раз и пофотографировать пропущенные станции после реконструкции. Продолжение следует! И спасибо за внимание! :-)

На станции Besserud я был огорчён, что поезд дальше не пойдёт. За несколько дней до моего приезда оставшуюся часть линии закрыли на реконструкцию на полтора года, и следующие 6 станций (до Frognerseteren), где поезд поднимается на вдвое большую высоту, остались недоступными для поездки на метро (местным жителями было предложено добираться к ним на автобусе). Ну что ж, это хороший повод в будущем вернуться в Осло ещё раз и пофотографировать пропущенные станции после реконструкции. Продолжение следует! И спасибо за внимание! :-) © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | ]
30. Дополнение: так выглядел интерьер старых вагонов T1300, ходивших по этой линии до 2010 года.

Дополнение: так выглядел интерьер старых вагонов T1300, ходивших по этой линии до 2010 года. © Игорь Ванин, 2009-2010

[ | →]
31. ...

© Игорь Ванин, 2009-2010

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Станции центрального тоннеля, общие для всех линий

Следующая: Пятая линия — Grorudbanen

Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Осло, музей кораблей викингов

Следующая серия: Современная норвежская архитектура: опера и виды города с её крыши

Tags: 5d2.16-35, Европа, Норвегия, Осло, метро, метро Осло, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments