metro

Станция Обводный канал Санкт-Петербургского метрополитена

30 декабря 2010 года в Петербургском метрополитене открылась новая, юбилейная (64-я) станция метро «Обво́дный кана́л». На открытии я, к сожалению, не был по личным причинам, выбрался пофотографировать эту станцию только в январе 2011 года. Совершил акт насилия над собой и поехал туда в 5 часов ночи с субботы на воскресенье, чтобы застать станцию уже вымытой от соли после вечера субботы до нашествия грязноногих воскресных пассажиров. Не очень повезло, не ожидал такого количества пьяной молодёжи в центре Питера, мешавшей спокойно пофотографировать станцию, ну да xyz с ними, и так хорошо получилось.

Общая информация о станции, если кто ещё не знает. Станция Обводный канал расположена на 5-й, Фрунзенско-Приморской линии между станциями Звенигородская и Волковская, открытыми в 2008 году. На достройку и открытие выхода Обводного канала тогда не хватило денег и времени, оно было отложено на два года. А вообще, по первоначальным планам, эти станции должны были быть открыты ещё в середине 90-х.

Выход со станции Обводный канал находится на перекрёстке Лиговского проспекта и набережной Обводного канала, на юго-западном его углу. Вестибюль встроен в комплекс нового недостроенного здания 8-этажного торгово-развлекательного комплекса, как говорят, с сохранением градостроительной идеи 1911 года.

Подземный зал станции должен был быть двухэтажным, красивым и удобным (примерно как Спортивная), для будущей удобной кросс-платформенной пересадки на будущую Красносельско-Калининскую линию. Однако в 2000-е годы проект был упрощён, в результате получилась типовая пилонная 3-сводчатая станция глубокого заложения, уменьшенного размера (как Волковская и Спасская). Тем не менее, художественное оформление станции было сделано очень красивым и необычным на фоне других новых станций. Тема оформления — промышленный Петербург конца XIX века. Подземные залы станции и наземный вестибюль украшены металлоконструкциями в промышленном стиле, на путевых стенцах и в торцах станции располагаются стеклокерамические фотопанно с видами промышленного Петербурга XIX века. Архитекторы станции Обводный канал — Б. А. Подольский и П. В. Малмалаев, художники — А. Я. Гордин и П. Э. Якушин.

[ | ]
1. Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Обводный канал, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с юга на север).

Для начала — несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Обводный канал, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с юга на север). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. Станция Обводный канал, вид по диагонали.

Станция Обводный канал, вид по диагонали. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. Обводный канал, южный торец центрального зала станции.

Обводный канал, южный торец центрального зала станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. Панно в торце центрального зала станции Обводный канал крупным планом. К сожалению, очень блестящее, поэтому рассмотреть детали непросто.

Панно в торце центрального зала станции Обводный канал крупным планом. К сожалению, очень блестящее, поэтому рассмотреть детали непросто. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. Центральный зал станции Обводный канал, вид поперек. Проход между пилонами из центрального зала на платформу.

Центральный зал станции Обводный канал, вид поперек. Проход между пилонами из центрального зала на платформу. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. Обводный канал, вид центрального зала поперёк, пилон.

Обводный канал, вид центрального зала поперёк, пилон. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. И ещё один вид центрального зала Обводного канала поперек, в том месте, где располагается относительно длинный непроходимый участок стены. Непонятно почему это место не построили иначе… Точнее говоря, абсолютно понятно… :-( Кстати, по этой фотографии видно, что эта станция — настоящий кошмар для фотографа из-за использования множества разнотипных источников света разных цветов. Верх центрального зала освещён зеленоватыми и голубоватыми лампами, кое-где между ними встречаются аварийные лампы накаливания (жёлтые), нижняя часть освещена люминисцентными лампами тёплого оттенка, проходы между пилонами и коридор к выходу — больнично белыми, а боковые залы по сравнению с ними всеми — зелёные сверху и сиреневые по бокам. Очень долго мучился с обработкой, чтобы весь этот разнобой не вылезал на каждой фотографии в явном виде.

И ещё один вид центрального зала Обводного канала поперек, в том месте, где располагается относительно длинный непроходимый участок стены. Непонятно почему это место не построили иначе… Точнее говоря, абсолютно понятно… :-( Кстати, по этой фотографии видно, что эта станция — настоящий кошмар для фотографа из-за использования множества разнотипных источников света разных цветов. Верх центрального зала освещён зеленоватыми и голубоватыми лампами, кое-где между ними встречаются аварийные лампы накаливания (жёлтые), нижняя часть освещена люминисцентными лампами тёплого оттенка, проходы между пилонами и коридор к выходу — больнично белыми, а боковые залы по сравнению с ними всеми — зелёные сверху и сиреневые по бокам. Очень долго мучился с обработкой, чтобы весь этот разнобой не вылезал на каждой фотографии в явном виде. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. Боковой зал станции, общий вид (это 2-й путь, от Звенигородской к Волковской).

Боковой зал станции, общий вид (это 2-й путь, от Звенигородской к Волковской). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. Боковой зал станции (2-й путь), центральная часть более крупным планом. Металлоконструкции в промышленном стиле на самом деле декоративные. Почему-то многие думают, что это несущие конструкции свода станции, на самом деле это не так.

Боковой зал станции (2-й путь), центральная часть более крупным планом. Металлоконструкции в промышленном стиле на самом деле декоративные. Почему-то многие думают, что это несущие конструкции свода станции, на самом деле это не так. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Передняя часть платформы по 2-му пути. Зеркало и дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции.

Передняя часть платформы по 2-му пути. Зеркало и дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Путевая стена по 2-му пути. Что меня раздражает больше всего — это пластиковые наклейки НИП со схемой линии, оттяпавшие большой кусок художественного фотопанно и наклеенные абы как, без синхронизации с другими информационными и декоративными элементами. Например, по 2-му пути наклейки сильно смещены от декоративного названия станции…

Путевая стена по 2-му пути. Что меня раздражает больше всего — это пластиковые наклейки НИП со схемой линии, оттяпавшие большой кусок художественного фотопанно и наклеенные абы как, без синхронизации с другими информационными и декоративными элементами. Например, по 2-му пути наклейки сильно смещены от декоративного названия станции… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. … а по 1-му пути находятся почти ровно под ним, но криво…

… а по 1-му пути находятся почти ровно под ним, но криво… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. 1-й путь (от Волковской к Звенигородской), центральная часть платформы.

1-й путь (от Волковской к Звенигородской), центральная часть платформы. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Скамейки на платформе. На Обводном канале много скамеек, это радует.

Скамейки на платформе. На Обводном канале много скамеек, это радует. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
15. Вид с одной платформы Обводного канала на другую платформу сквозь два ряда пилонов.

Вид с одной платформы Обводного канала на другую платформу сквозь два ряда пилонов. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. Путевая стена, панно, двень в кабельные каналы.

Путевая стена, панно, двень в кабельные каналы. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. Декоративное название станции крупным планом.

Декоративное название станции крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. Ещё один фрагмент фотопанно на путевой стене. Сфотографировал именно эту часть, потому что архитекторы добавили сюда небольшую вставку, отличающуюся от общего фона панно аж на 100 лет. Увидите ли вы её, если не знаете? :-)

Ещё один фрагмент фотопанно на путевой стене. Сфотографировал именно эту часть, потому что архитекторы добавили сюда небольшую вставку, отличающуюся от общего фона панно аж на 100 лет. Увидите ли вы её, если не знаете? :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. “Ст. метро «Обводный канал». Арх. Б. Подольский, А. Маламаев. Художники: А. Гордин, П. Якушин.” :-)

“Ст. метро «Обводный канал». Арх. Б. Подольский, А. Маламаев. Художники: А. Гордин, П. Якушин.” :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Для оживления красно-оранжево-зеленовато-чёрно-серой обстановки — вид станции с голубым метропоездом. Вагон модели 81-540.2 №10355.

Для оживления красно-оранжево-зеленовато-чёрно-серой обстановки — вид станции с голубым метропоездом. Вагон модели 81-540.2 №10355. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
21. Игры с длинной выдержкой, длиннопоезд-призрак. :-)

Игры с длинной выдержкой, длиннопоезд-призрак. :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
22. Информационные плакаты на стенах боковых залов станции — неотъемлемая часть "нового информационного пространства".

Информационные плакаты на стенах боковых залов станции — неотъемлемая часть "нового информационного пространства". © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
23. Ещё одна неотъемлемая часть НИП - "инфосос" и цветные лайтбоксы с указателями. Не люблю их за то, что они портят красивую перспективу станции, но коли уж они нужны для безопасности, пусть будут…

Ещё одна неотъемлемая часть НИП - "инфосос" и цветные лайтбоксы с указателями. Не люблю их за то, что они портят красивую перспективу станции, но коли уж они нужны для безопасности, пусть будут… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
24. Направляемся в сторону выхода со станции Обводный канал… Вид из центрального зала на поперечную камеру, в которой располагается лестница, ведущая к коридору, ведущему к эскалаторам.

Направляемся в сторону выхода со станции Обводный канал… Вид из центрального зала на поперечную камеру, в которой располагается лестница, ведущая к коридору, ведущему к эскалаторам. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
25. Поперечная камера, вид поперек. Люблю простор и большие объёмы! Слева — ещё одно стеклокерамическое панно, самое большое. Справа — лестница, поднимающаяся к коридору, ведущему к эскалаторам.

Поперечная камера, вид поперек. Люблю простор и большие объёмы! Слева — ещё одно стеклокерамическое панно, самое большое. Справа — лестница, поднимающаяся к коридору, ведущему к эскалаторам. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
26. Ступени к коридору к эскалаторам.

Ступени к коридору к эскалаторам. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
27. Вид со ступеней сверху вниз.

Вид со ступеней сверху вниз. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
28. Большое панно крупным планом. К сожалению, из-за неудачной конструкции упрощённого освещения, отражающегося в бликующем стекле, панно видно не очень хорошо.

Большое панно крупным планом. К сожалению, из-за неудачной конструкции упрощённого освещения, отражающегося в бликующем стекле, панно видно не очень хорошо. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
29. Проход к эскалаторам. Кстати, такая конструкция выхода со станции, неудобная для пассажиров (вместо эскалаторов прямо из центрального зала станции), связана с тем, что трассировка линии была специально изогнута не к удобному расположению выхода, а чтобы Фрунзенско-Приморская линия вышла к месту станции Обводный канал параллельно с Красносельско-Калининской линией для организации кросс-платформенной пересадки. Проект удобной кросс-платформаменной пересадки уже отменили, но трассировку частично построенных в 90-е годы тоннелей линии было уже не изменить, в результате чего мы получили ненужную загогулину на линии, неудобный выход со станции и неудобную пересадку. Зато сэкономили. :-(

Проход к эскалаторам. Кстати, такая конструкция выхода со станции, неудобная для пассажиров (вместо эскалаторов прямо из центрального зала станции), связана с тем, что трассировка линии была специально изогнута не к удобному расположению выхода, а чтобы Фрунзенско-Приморская линия вышла к месту станции Обводный канал параллельно с Красносельско-Калининской линией для организации кросс-платформенной пересадки. Проект удобной кросс-платформаменной пересадки уже отменили, но трассировку частично построенных в 90-е годы тоннелей линии было уже не изменить, в результате чего мы получили ненужную загогулину на линии, неудобный выход со станции и неудобную пересадку. Зато сэкономили. :-( © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
30. Эскалаторы станции Обводный канал в наземном вестибюле. Изюминка оформления вестибюля — декоративные металлоконструкции в промышленном стиле, как и внизу, являющиеся как бы продолжением наклонного хода.

Эскалаторы станции Обводный канал в наземном вестибюле. Изюминка оформления вестибюля — декоративные металлоконструкции в промышленном стиле, как и внизу, являющиеся как бы продолжением наклонного хода. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
31. Турникеты.

Турникеты. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
32. Вид на декоративно оформленный наклонный ход сбоку. Посылаю луч поноса и диареи тем, кто придумал установить уродливые стеклянные ограждения, закрывающие вид на основную изюминку оформления вестибюля!

Вид на декоративно оформленный наклонный ход сбоку. Посылаю луч поноса и диареи тем, кто придумал установить уродливые стеклянные ограждения, закрывающие вид на основную изюминку оформления вестибюля! © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
33. Кассы.

Кассы. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
34. Выходим на улицу… через вход :-). Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи городским властям и коммунальным службам Питера, высыпающим на дороги и тротуары тонны соли для борьбы с гололёдом. Аж хрустит под ногами, и всё покрыто белой вонючей коркой. Ненавижу!

Выходим на улицу… через вход :-). Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи городским властям и коммунальным службам Питера, высыпающим на дороги и тротуары тонны соли для борьбы с гололёдом. Аж хрустит под ногами, и всё покрыто белой вонючей коркой. Ненавижу! © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
35. Здание недостроенного торгово-развлекательного центра с дебильным названием "Лигоъв", в который встроен вестибюль станции Обводный канал. Здание проектировалось как точная копия исторического здания XIX века на противоположной стороне Лиговского проспекта. Оно как бы иллюстрирует всем своим видом промышленную архитектуру конца XIX века, вон, даже башенку пристроили. Пользуясь случаем, посылаю лучи поноса и диарей городским властям и градостроителям Питера, оставляющим тротуары всего лишь метровой ширины между стенрй нового здания и одной из основных магистралей Петербуга в центре города, на оживлённом перекрёстке, на крупном транспортном узле, поблизости — центральный автовокзал Петербурга, в перспективе это пересадочная станция метро с большим пассажиропотоком. Желаю гореть им в заду синим пламенем!

Здание недостроенного торгово-развлекательного центра с дебильным названием "Лигоъв", в который встроен вестибюль станции Обводный канал. Здание проектировалось как точная копия исторического здания XIX века на противоположной стороне Лиговского проспекта. Оно как бы иллюстрирует всем своим видом промышленную архитектуру конца XIX века, вон, даже башенку пристроили. Пользуясь случаем, посылаю лучи поноса и диарей городским властям и градостроителям Питера, оставляющим тротуары всего лишь метровой ширины между стенрй нового здания и одной из основных магистралей Петербуга в центре города, на оживлённом перекрёстке, на крупном транспортном узле, поблизости — центральный автовокзал Петербурга, в перспективе это пересадочная станция метро с большим пассажиропотоком. Желаю гореть им в заду синим пламенем! © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
36. Ыыыыыъ. Спасибо за внимание!

Ыыыыыъ. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2011

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: станция Сенная площадь

Следующая: станция Гражданский проспект

О, клево, люблю твои фотки из митро. Проект с клепаными железами пондравилсо. Идея с коллажами хороша, но исполнена через жеппу. Еще бы избавиться в оформлении от вусмерть заебавшего мрамора коэлга, да и в области формы начать мыслить по-новому, а не критериями совецкого метростроения полувековой давности - и будет совсем хорошо. Впрочем, металлический декор в промышленном духе - уже шаг в этом направлении, хотя и очень робкий.
Шаг хотя и робкий, но очень интересный. Вторую станцию архитекторы обещали сделать ещё интереснее: из закалённого стекла, металла и бетона, чтобы была видна конструкция станции.
А мрамор "коэлга" (или "коелга"?) меня не бесит. Нормальный нейтральный фон, я считаю. Но и ничего интересного в нём нет.
Очень хорошие снимки, спасибо!
Сам пока не понял, нравится мне эта станция или нет. Надо съездить, посмотреть лично.
(интересно, куда они там рекламу будут лепить, панно же мешают :)
Станция симпатичная и уютная, но вот верхний вестибюль как-то не очень. Говорят, что строить такие станции очень экономично. Настораживает большое количество железных балок. Что если они мгновенно начнут ржаветь? В Нью-Йоркском метро как раз таких балок переизбыток. Ему, конечно, уже более 100 лет, но и в старой хронике балки выглядят так же ужасно, как и сейчас.
Ааа, понял. :-).
Нет, никакого специального разрешения не требуется.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКИМ МЕТРОПОЛИТЕНОМ:
8. Пассажиры метрополитена имеют право:
[...]
- без письменного разрешения администрации метрополитена осуществлять фотосъемку на территории станций метрополитена без применения вспышки.

Но лучше фотографировать рано утром или поздно вечером, когда мало пассажиров, чтобы не нарушить другой пункт правил: 9. Всем лицам, находящимся на территории метрополитена, запрещается: [...] и препятствовать организованным пассажиропотокам.
2011 — выход Адмиралтейской (щит уже копает), 2012 — Бухарестская и Международная (после Волковской).
Дальше пока смутно, ибо заделы конца 80-х — начала 90-х кончились.

Губернатор Матвиенко обещает по одной новой станции каждый год. Но в тот объявленный список она включила станции "выход Спасской", "второй выход Спортивной", "второй выход Балтийской", поэтому есть шанс, что реальных новых станций несколько лет не будет.

А по генплану сейчас должны проектировать продолжение 5-й линии от Бухарестской до южного конца города и первую очередь 6-й (Красносельско-Калининской) линии на участке Обводный канал — Московские ворота — Кировский завод — Казаковская. Если не будут поторапливаться с проектированием, тогда реально не будет открытий новых станций в течение нескольких лет после 2012.
90 у.е. библиотеки libgd. Не знаю, в каких единицах оно там измеряется. Чем больше число, тем меньше сжатие. Подбирал экспериментальным путём, чтобы артефакты от сжатия не были видны при увеличении.
Ну длинная стенка со скамейками понятно зачем нужна — для строительства лестниц пересадки (чтобы не разбирать пилон, как на Пушкинской)
Понятно, что в этом месте будет переход. Не понятно, почему не построили поперечную камеру вчерне сразу при строительстве станции, ведь по генплану переход придётся строить всего лишь через 7 лет, а на действующей станции это будет намного сложнее и в разы дороже.