metro

Метро Стокгольма, станция Universitetet

По заказу из комментов к предыдущему посту о метро Стокгольма посвящаю отдельную серию станции метро Universitetet.

Станция Universitetet (что переводится как Университет, как ни странно:) находится на ветке Т14 Красной линии, идущей на север. Она была открыта 12.01.1975 в составе второй очереди ветки (первая очередь этой ветки с первыми пещерными станциями была открыта двумя годами ранее). Станция находится рядом с Университетом Стокгольма, от которого она получила своё название.

Станция Universitetet — это станция одного из типовых проектов пещерного типа, являющаяся одной из самых интересно оформленных с художественной точки зрения.

Чтобы было понятнее, какие ракурсы изображены на фотографиях, опишу на словах, как устроены типичные станции пещерного типа. Обычно станция имеет два выхода на поверхность — в торцах. На некоторых станциях с не очень большим пассажиропотоком бывают исключения, один торец не задействуется выходом. Эскалаторы не обязательно расположены по оси станции, большая ширина станции позволяет разместить их под любым углом. От эскалаторов пассажиры попадают в распределительный зал, выходящий на обе посадочные платформы; третьего центрального зала обычно не бывает. С противоположной стороны - аналогично. А посередине станции боковые залы с платформами соединяются между собой широким и высоким проходом. На некоторых станциях из этой перемычки отходят эскалаторы перехода на другую линию или дополнительного выхода в город (или иногда — единственного). Кроме непривычно большой ширины, эти станции ещё и намного длиннее, чем в Москве и Петербурге, они рассчитаны на приём 10-вагонных составов.

Оформление станции, как говорят, посвящено университету и истории различных наук. На самом деле оформление станции ещё более загадочно и абстрактно. Станцию украшают 12 кафельных панно, на которых изображено не пойми что, а на обоих почти-двухсотметровых путевых стенах изображён какой-то текст мелкими буквами без пробелов, знаков препинания и диакритических знаков. К сожалению, в прошлом году я ещё не прозрел, что нужно подробно фотографировать КАЖДЫЙ элемент оформления во всех подробностях, поэтому у меня оказались сфотографированы не все панно и не во всех подробностях. Это хороший повод вернуться в Стокгольм и погулять по метро ещё раз.

[ | ]
1. Вход на станцию Universitetet — в южном торце станции. Вид распределительного зала. Слева — путь на юг, в сторону центра города, справа — на север, в сторону Mörby Centrum.

Вход на станцию Universitetet — в южном торце станции. Вид распределительного зала. Слева — путь на юг, в сторону центра города, справа — на север, в сторону Mörby Centrum. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. Эскалаторы крупным планом. Видно, что они установлены не по оси станции (у этой станции вообще нет оси), а под некоторым заметным углом.

Эскалаторы крупным планом. Видно, что они установлены не по оси станции (у этой станции вообще нет оси), а под некоторым заметным углом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. Tåg 1 — первый путь — на север, в сторону Mörby Centrum.

Tåg 1 — первый путь — на север, в сторону Mörby Centrum. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. Второй путь — на юг, в сторону центра Стокгольма.

Второй путь — на юг, в сторону центра Стокгольма. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. Он же, в другой части платформы.

Он же, в другой части платформы. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. Одно из 12 декоративных кафельных панно.

Одно из 12 декоративных кафельных панно. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. Элементы декорации крупным планом.

Элементы декорации крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. На путевых стенах изображён какой-то текст мелкими буквами без пробелов, знаков препинания и диакритических знаков. Что бы это могло значить?!

На путевых стенах изображён какой-то текст мелкими буквами без пробелов, знаков препинания и диакритических знаков. Что бы это могло значить?! © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. Много.

Много. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Ещё одно декоративное панно.

Ещё одно декоративное панно. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Элемент изображения крупным планом. Это что-то из биологии и анатомии?

Элемент изображения крупным планом. Это что-то из биологии и анатомии? © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. Для страдающих клаустрофобией на всех подземных станциях метро Стокгольма изображён компас, указывающий стороны света.

Для страдающих клаустрофобией на всех подземных станциях метро Стокгольма изображён компас, указывающий стороны света. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. Ещё одно декоративное панно.

Ещё одно декоративное панно. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Элемент оформления крупным планом. Это, наверное, об истории естествознания, мнение об устройстве мира в древние времена.

Элемент оформления крупным планом. Это, наверное, об истории естествознания, мнение об устройстве мира в древние времена. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
15. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. Неизбежный элемент любой станции — шведское НИП информационный уголок со схемами, картами и прочей информацией, со скамейками и мусорниками.

Неизбежный элемент любой станции — <strike>шведское НИП</strike> информационный уголок со схемами, картами и прочей информацией, со скамейками и мусорниками. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. Схема кампуса университета? Или я что-то не понял? :-)

Схема кампуса университета? Или я что-то не понял? :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. …

… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. В северном торце станции обычного выхода нет, есть только двери аварийного выхода, оформленные так необычно ярко. За ними, говорят, простая лестница наверх.

В северном торце станции обычного выхода нет, есть только двери аварийного выхода, оформленные так необычно ярко. За ними, говорят, простая лестница наверх. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Аварийный выход крупным планом.

Аварийный выход крупным планом. © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
21. Табличка с информацией о станции и её архитекторе. Кто знает шведский язык, помогите с переводом, пожалуйста.

Табличка с информацией о станции и её архитекторе. Кто знает шведский язык, помогите с переводом, пожалуйста. © Игорь Ванин, 2011

PS. Кто первый догадается, что за текст написан на путевых стенах, тот выиграет возможность заказать у меня подробную фотопрогулку по какой-нибудь другой красивой станции метро Стокгольма. Пишите в комменты! :-)

Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Подземные станции на севере Красной линии — пещерные и классические

Следующая: Cтанция Tensta — 3D-панорама

Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: Стокгольм, площадь около королевского дворца — 3D-панорама

Следующая серия: Самая узкая улица в Стокгольме

Казалось бы, при чём здесь университет в оформлении станции?
Может быть, текст на стенах - это конспект какого-нибудь курса лекций, преподаваемого в университете?
Нет, это Декларация о правах человека ООН, записанная на шведском языке без знаков препинания, пробелов и диакритических знаков для пущей непонятности. :-)
Всё остальное оформление станции посвящено работе Карла Линнея, известного шведского учёного. О нём есть статья в Википедии.
А как ты добился отсутствия людей?
Примерный текст:
"Карл Линней" или "Искусство созецать" 12 работ, выполненных в виде плиточных экранов и размещенных вдоль платформ, их создание вдохновлено жизнью Линнея и его научной работой.
Дополняют работу португальские (не уверен, что это важно, но слово portigisiskt переводится именно так) плитки с цитатами из Декларации о правах человека ООН.
Цветовые решения плитки для станции подобраны Франциско Шейном.
Перевод не дословный, но позволяющий понять смысл таблички.

PS: спасибо за icc, это оказалось проблемой
Спасибо за перевод!
Да, на стенах там Декларация о правах человека по-шведски, нагуглил когда-то на одном из старых сайтах о метро Стокгольма.

С людьми всё просто. Я никогда не любил фотографировать людей, и за 10 лет научился ловить моменты без людей в кадре. Просто упорство и терпение. Недавно я даже Комсомольскую и Курскую (кольцевые) в Москве сфотографировал без людей в обычные рабочие часы метрополитена (пока ещё не выкладывал). :-)

А в Стокгольме ещё проще поймать такие моменты. Город с полумиллионным населением, а в метро чуть более, чем 100 станций на 3 линиях с 7 маршрутами (из-за веток), плюс несколько линий LRT и сотни автобусных маршрутов. Поэтому пассажиропоток на каждой станции получается небольшим по российским меркам. После ухода поезда, когда все пассажиры уйдут со станции, можно поймать момент, когда пару минут будешь на станции в одиночестве и даже в тишине. Эскалаторы там автоматически останавливаются, когда на них нет пассажиров, да и поезда почти бесшумные.
Очень завораживает, когда бродишь в полумраке по такой громадной пещере абсолютно один, вокруг тебя ничего не гремит, толпы народа не досаждают. Хочу там жить. :-)
панно интереснейшие, но довольно трудно разобрать, что там. фото 6 и 7.
а люди ходят мимо этого кадый день и видят каждый день эти панно. предположу. это на людей как-то хорошо действует.
Выложил фото 6, 10, 13, 17, 18 в исходном размере (клик по фото).
Разобрать трудно, тяжело было сфотографировать. Там много мелких деталей, а размер каждого панно — несколько метров, не влезали в небольшую глубину резкости при съёмке с широко открытой диафрагмой в пещерном полумраке. К сожалению, был без штатива, да и не успеть было бы так тщательно сфотографировать все станции за три дня.