metro

Метро Стокгольма, центральные станции Зелёной и Красной линий

Третья серия фотопрогулок по метро Стокгольма — и снова станции других типов, которые не встречались в двух предыдущих сериях (1 серия — пещерные станции Синей линии, 2 серия — наземные станции на юге Зелёной линии). В этой серии рассмотрим центральные станции Зелёной (Gröna) и Красной (Röda) линий. Почти все станции здесь подземные, но все — разных типов.

Для начала немного истории, чтобы было понятнее, когда что было построено и почему было построено именно так. Метро Стокгольма было запущено в 1950 году на южном берегу города по трассе скоростного трамвая, который ходил раньше по похожим маршрутам. Самый близкий к центру участок (Slussen - Medborgarplatsen - Skanstull) переиспользует старый трамвайный тоннель, построенный в 1933 году — это самые старые станции, не похожие на другие. В 1952 году на северном берегу трамвай также был переделан в метро: окраинная часть этой линии проходит по поверхности (ей будет посвящена отдельная серия), а центральная часть — подземная. Участок Hötorget - Rådmansgatan - Odenplan - S:t Eriksplan - Fridhemsplan — подземные станции мелкого заложения разных типов (колонные трёх- и двухпролётные, односводчатые, чем-то похожие на московские станции 60-х годов). В 1957 году два берега были соединены между собой (появилась единая Зелёная линия в её нынешнем виде) — были открыты станции T-Centralen и Gamla stan и была реконструирована старая станция Slussen - сейчас это уникальные 4-путные станции с кросс-платформенными пересадками между двумя линиями с хитрой особенностью: на некоторых из них к одной платформе приходят поезда разных линий, следующие в одном направлении, на некоторых - поезда разных линий противоположных направлений. В 1964 году была открыта первая очередь Красной линии, которая сразу строилась по стандартам метро под землёй. Подземные станции 60-х годов (участок Mariatorget - Zinkensdamm - Hornstull, а также многие другие, не вошедшие в эту серию) выглядят следующим образом: два независимых зала с посадочными платформами со сводчатым потолком; в торцах — широкие распределительные залы, связанные с обеими платформами и с эскалаторами на поверхность; в середине станции — дополнительный проход между платформами (альтернативный вариант — эскалаторы приводят в распределительный зал посередине станции, а не в торцах); станции обычно украшены какими-нибудь скульптурами в стиле поп-арт или художественными инсталляциями.

В качестве дополнительной поясняющей информации рекомендую посмотреть схему метро Стокгольма и подробную информацию на сайте Urbanrail.Net.

А теперь, собственно, фотопрогулка…

[ | ]
Начнём с центрального участка 1957 года, общего для Зелёной и Красной линий, затем посмотрим две самые старые станции Зелёной линии на южном берегу, потом — более поздние станции Зелёной линии на северном берегу, а в конце — первые станции Красной линии.

[ | ]
1. T-Centralen [Тэ Сентра́лен], 24.11.1957. Станция расположена на северном берегу, под центральным железнодорожным вокзалом. На фото — один из входов на станцию, рядом с которым расположена большая светящаяся схема метро Стокгольма.

T-Centralen [Тэ Сентра́лен], 24.11.1957. Станция расположена на северном берегу, под центральным железнодорожным вокзалом. На фото — один из входов на станцию, рядом с которым расположена большая светящаяся схема метро Стокгольма. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
2. T-Centralen — уникальная двухэтажная станция с одним рядом колонн, расположенная в кривой. На каждый этаж прибывают поезда обеих линий, причём, движущиеся в противоположных направлениях (а для пересадки в попутном направлении будет удобно проехать до следующей станции). На фото — верхний зал станции. Слева расположен 1-й путь — Зелёная линия, на запад; справа — 2-й путь — Красная линия, на юг.

T-Centralen — уникальная двухэтажная станция с одним рядом колонн, расположенная в кривой. На каждый этаж прибывают поезда обеих линий, причём, движущиеся в противоположных направлениях (а для пересадки в попутном направлении будет удобно проехать до следующей станции). На фото — верхний зал станции. Слева расположен 1-й путь — Зелёная линия, на запад; справа — 2-й путь — Красная линия, на юг. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
3. T-Centralen, фрагмент отделки путевой стены в верхнем зале станции.

T-Centralen, фрагмент отделки путевой стены в верхнем зале станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
4. T-Centralen, отделка одной из колонн в верхнем зале, не похожая на другие (некоторые колонны на этой станции отделаны уникально).

T-Centralen, отделка одной из колонн в верхнем зале, не похожая на другие (некоторые колонны на этой станции отделаны уникально). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
5. T-Centralen, нижний зал станции с более скромной отделкой по сравнению с верхним. Слева расположен 3-й путь — Красная линия, на север; справа — 4-й путь — Зелёная линия, на юг.

T-Centralen, нижний зал станции с более скромной отделкой по сравнению с верхним. Слева расположен 3-й путь — Красная линия, на север; справа — 4-й путь — Зелёная линия, на юг. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
6. T-Centralen, переход между нижней и верхней станциями. Станция тесная, переход получился узким. К сожалению, не сфотографировал более новый переход — на третью станцию T-Centralen (Синей линии), потому что она в дни съёмки была закрыта.

T-Centralen, переход между нижней и верхней станциями. Станция тесная, переход получился узким. К сожалению, не сфотографировал более новый переход — на третью станцию T-Centralen (Синей линии), потому что она в дни съёмки была закрыта. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
7. Gamla stan [Га́мла стан] (Старый город), 24.11.1957. Станция находится в самом центре Стокгольма — в историческом старом городе. Наземная крытая станция на 4 пути с двумя островными платформами. К каждой платформе подходят поезда разных линий, следующие в попутном направлении. Центральные пути принадлежат красной линии, крайние — Зелёной. С восточной платформы поезда следуют в южном направлении, с западной — в северном.

Gamla stan [Га́мла стан] (Старый город), 24.11.1957. Станция находится в самом центре Стокгольма — в историческом старом городе. Наземная крытая станция на 4 пути с двумя островными платформами. К каждой платформе подходят поезда разных линий, следующие в попутном направлении. Центральные пути принадлежат красной линии, крайние — Зелёной. С восточной платформы поезда следуют в южном направлении, с западной — в северном. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
8. Gamla stan, вид поперек.

Gamla stan, вид поперек. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
9. Gamla stan, отделка фрагмента наружной стены.

Gamla stan, отделка фрагмента наружной стены. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
10. Slussen [Слю́ссен] ("Шлюз"). Станция расположена на южном берегу, входит в пересадочный узел на несколько железнодорожных и автобусных маршрутов. Станция была построена в 1933 году как конечная станция скоростного трамвая, с 01.10.1950 работает в составе метро, к 24.11.1957 (при соединении двух берегов) была реконструирована к нынешнему виду. На фото — восточный зал станции, в который прибывают поезда обеих линий, следующие в южном направлении.

Slussen [Слю́ссен] ("Шлюз"). Станция расположена на южном берегу, входит в пересадочный узел на несколько железнодорожных и автобусных маршрутов. Станция была построена в 1933 году как конечная станция скоростного трамвая, с 01.10.1950 работает в составе метро, к 24.11.1957 (при соединении двух берегов) была реконструирована к нынешнему виду. На фото — восточный зал станции, в который прибывают поезда обеих линий, следующие в южном направлении. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
11. Slussen. Тонкая стенка с декоративным оформлением, разделяющая два зала станции (почти как на Каширской в Москве).

Slussen. Тонкая стенка с декоративным оформлением, разделяющая два зала станции (почти как на Каширской в Москве). © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
12. Slussen, западный зал станции, в который прибывают поезда обеих линий, следующие в северном направлении.

Slussen, западный зал станции, в который прибывают поезда обеих линий, следующие в северном направлении. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
13. Medborgarplatsen [Меборяпла́цен]. Эта станция была построена в 1933 году для скоростного трамвая, с 01.10.1950 стала станцией метро. От более современных станций отличается очень узкой платформой.

Medborgarplatsen [Меборяпла́цен]. Эта станция была построена в 1933 году для скоростного трамвая, с 01.10.1950 стала станцией метро. От более современных станций отличается очень узкой платформой. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
14. Skanstull [Скансту́ль], станция с такой же историей, как предыдущая Medborgarplatsen.

Skanstull [Скансту́ль], станция с такой же историей, как предыдущая Medborgarplatsen. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
Следующая станция — Gullmarsplan, которую мы уже посмотрели в предыдущей серии. А в этой серии переносимся обратно на T-Centralen и едем по Зелёной линии в другую сторону.

[ | ]
15. Hötorget [Хё-то́рьет]. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, расположена к северу от железнодорожного вокзала под одноимённой площадью. Эта станция и 6 следующих в этой серии были открыты 26.10.1952.

Hötorget [Хё-то́рьет]. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, расположена к северу от железнодорожного вокзала под одноимённой площадью. Эта станция и 6 следующих в этой серии были открыты 26.10.1952. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
16. Hötorget. Элемент оформления — разноцветные светильники-трубочки, извивающиеся под потолком. К сожалению, на фотографии не передать их настоящие цвета из-за того, что они очень яркие — засвечиваются даже на укороченной выдержке.

Hötorget. Элемент оформления — разноцветные светильники-трубочки, извивающиеся под потолком. К сожалению, на фотографии не передать их настоящие цвета из-за того, что они очень яркие — засвечиваются даже на укороченной выдержке. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
17. Rådmansgatan [Ро́дманс-га́тан]. Колонная станция мелкого заложения с одним рядом колонн посередине. Станция расположена в кривой. Находится под одноимённой улицей.

Rådmansgatan [Ро́дманс-га́тан]. Колонная станция мелкого заложения с одним рядом колонн посередине. Станция расположена в кривой. Находится под одноимённой улицей. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
18. Odenplan [У́дан-пла́н]. Односводчатая станция мелкого заложения, единственная станция такой конструкции. Находится под одноимённой площадью.

Odenplan [У́дан-пла́н]. Односводчатая станция мелкого заложения, единственная станция такой конструкции. Находится под одноимённой площадью. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
19. Odenplan. В центре станции расположен стеклянный павильон с художественными инсталляциями в стиле поп-арт. Экспозиция иногда меняется. В дни моего путешествия были представлены ящики, внутри которых были как бы заперты какие-то живые человекоподобные существа, пытающиеся выбраться оттуда. :-)

Odenplan. В центре станции расположен стеклянный павильон с художественными инсталляциями в стиле поп-арт. Экспозиция иногда меняется. В дни моего путешествия были представлены ящики, внутри которых были как бы заперты какие-то живые человекоподобные существа, пытающиеся выбраться оттуда. :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
20. Sankt Eriksplan [Санкт Эрикспла́н]. Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн. Никакого интересного художественного оформления не обнаружено.

Sankt Eriksplan [Санкт Эрикспла́н]. Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн. Никакого интересного художественного оформления не обнаружено. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
21. Fridhemsplan [Фридхемсплан]. Станция с двумя отдельными залами с платформами (очень изогнутыми). Переход на одноимённую станцию Синей линии.

Fridhemsplan [Фридхемсплан]. Станция с двумя отдельными залами с платформами (очень изогнутыми). Переход на одноимённую станцию <a href=&quot;http://one-in.livejournal.com/69502.html&quot;>Синей линии</a>. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
22. Fridhemsplan. Распределительный зал в торце станции.

Fridhemsplan. Распределительный зал в торце станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
23. Thorildsplan [То́рильпла́н]. Наземная станция. На этой станции я понял, что художественное оформление станции нужно искать не обязательно на платформе, иногда нужно осмотреть выходы-переходы…

Thorildsplan [То́рильпла́н]. Наземная станция. На этой станции я понял, что художественное оформление станции нужно искать не обязательно на платформе, иногда нужно осмотреть выходы-переходы… © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
24. Thorildsplan, выход со станции через подземный переход. Художественное оформление выполнено в стиле pixel-art компьютерных игр 80-х годов. Здесь можно найти много знакомых персонажей! :-)

Thorildsplan, выход со станции через подземный переход. Художественное оформление выполнено в стиле pixel-art компьютерных игр 80-х годов. Здесь можно найти много знакомых персонажей! :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
25. Thorildsplan. Один из персонажей оформления станции. :-)

Thorildsplan. Один из персонажей оформления станции. :-) © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
26. Kristineberg [Кристинэба́рь]. Наземная станция, последняя из рассмотренных в этой серии станций Зелёной линии. Остальным станциям будет посвящена отдельная серия.

Kristineberg [Кристинэба́рь]. Наземная станция, последняя из рассмотренных в этой серии станций Зелёной линии. Остальным станциям будет посвящена отдельная серия. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
27. Kristineberg, скульптурная группа на платформе.

Kristineberg, скульптурная группа на платформе. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
Теперь перенесёмся обратно на южный берег — на станцию Slussen, и проедем по первым станциям Красной линии, открытым 05.04.1964.

[ | ]
28. Mariatorget [Мари́а-то́рьет] — типичная подземная станция 60-х годов: по бокам — два независимых зала с платформами, в торце станции (или посередине) — широкий распределительный зал, связывающий их между собой и с выходом в город, в нём, как правило, установлена какая-нибудь скульптура.

Mariatorget [Мари́а-то́рьет] — типичная подземная станция 60-х годов: по бокам — два независимых зала с платформами, в торце станции (или посередине) — широкий распределительный зал, связывающий их между собой и с выходом в город, в нём, как правило, установлена какая-нибудь скульптура. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
29. Mariatorget, один из боковых залов станции.

Mariatorget, один из боковых залов станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
30. Zinkensdamm [Зи́нкенсда́м].

Zinkensdamm [Зи́нкенсда́м]. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
31. Zinkensdamm, художественная инсталляция в стенах станции.

Zinkensdamm, художественная инсталляция в стенах станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
32. Hornstull [Хоншту́ль], один из боковых залов станции.

Hornstull [Хоншту́ль], один из боковых залов станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
33. Hornstull, конец платформы, переходящий в широкий распределительный зал с выходом в город.

Hornstull, конец платформы, переходящий в широкий распределительный зал с выходом в город. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
34. Hornstull, проход между двумя платформами в середине станции.

Hornstull, проход между двумя платформами в середине станции. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
35. Liljeholmen [Ли́лье-хо́льмен]. Развилочная станция маршрутов T13 и T14, станция с четырьмя пути и тремя платформами (по этой фотографии справа налево: боковая платформа, один путь, островная платформа, два пути, островная платформа, ещё один путь). Станция встроена в здание.

Liljeholmen [Ли́лье-хо́льмен]. Развилочная станция маршрутов T13 и T14, станция с четырьмя пути и тремя платформами (по этой фотографии справа налево: боковая платформа, один путь, островная платформа, два пути, островная платформа, ещё один путь). Станция встроена в здание. © Игорь Ванин, 2011

[ | ]
36. Liljeholmen, вид поперек.

Liljeholmen, вид поперек. © Игорь Ванин, 2011

[ | →]
Точной информации по станции Liljeholmen не удалось найти в сети, точно известно только, что станция была открыта в 1964 году; в сети были найдены фотографии 2001 года, тогда эта станция была наземной открытой с двумя островными платформами; Википедия утверждает, что здесь кросс-платформенная пересадка на скоростной трамвай Tvärbanan, но во время моего визита трамвайная линия была перпендикулярна станции метро. Когда станция обрела нынешний вид — неизвестно.

Следующие станции Красной линии после Liljeholmen будут представлены в одной из следующих серий.

PS. Эта фотопрогулка оформлена в формате быстрой пробежки — по 1-2 фотографии на станцию, чтобы не превысить лимит в 36 фотографий. На Metrowalks.Ru потом пойдёт полная подборка фотографий каждой станции во всех ракурсах. Если какие-то станции особенно заинтересовали — пишите в комментах, посвящу им отдельные внеочередные посты с большим числом фотографий.

Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Наземные станции в южной части Зелёной линии

Следующая: Подземные станции на севере Красной линии — пещерные и классические

Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: виды Стокгольма с городского лифта Katarinahissen

Следующая серия: Швеция, Стокгольм, Gamla stan — ещё одна фотопрогулка по старому городу

В принципе у них там метро ничего особенного: без архитектурных изысков, мрамора и крутых сводчатых потолков. Очень интересно смотрятся станции с изгибом, т.е. перрон с поворотом. Жаль у нас таких я не видел. Красиво очень выглядит.
Категорически не согласен с суждением "ничего особенного"!
Я считаю метро Стокгольма одним из самых лучших в Европе или даже в мире: по качеству перевозок и плотности покрытия (100 станций, 3 линии, 7 маршрутов на 800-тысячный город), комфорту (словами это не передать, это можно только прочувствовать, поездив там у них несколько дней, а потом вернувшись в Москву или Петербург) и архитектурной красоте.
Мрамора и сводчатых потолков там нет не потому, что не хотелось сделать метро красивым, а по совершенно другой причине: архитектура определяется геологией! Стокгольм, в отличие от Москвы и Питера, полностью стоит на гранитных скалах. Твёрдая скала рубится не так, как хочется человеку — прямыми и изящными линиями, а так, как заложено природой, вулканами миллионы лет назад. Отсюда возникают совершенно непривычные нашему глазу архитектурные формы, которых нет в российских метрополитенах. Если ещё не виделии, рекомендую посмотреть в предыдущих сериях, например, Синюю линию всю (ссылка в посте выше) и станции в северной части Красной линии (пост по ним я подготовлю позже).
Смотреть есть много чего. Если ещё не видел, рекомендую посмотреть в предыдущих сериях, например, Синюю линию всю (ссылка в посте выше) и станции в северной части Красной линии (пост по ним я подготовлю позже).
А художественные вкрапления — это концепция. В Стокгольме сейчас разрабатывается идея "метро как объект искусства", и постепенно на всех станциях, даже самых невзрачных, появляются какие-то свои индивидуальные художественные особенности.
Я имел в виду не метро в целом, а только ту часть, которая в этой записи. По синей ветке я и сам полгода назад катался, фактически только ради нее тогда в метро и спустился, т.к. в Стокгольме был всего полдня и на весь метрополитен времени не было. Хотя я слегка погорячился на счет смотреть нечего, т.к. именно благодаря своим художественным инсталляциям метрополитен известен во всем мире.
Я в этот пост отобрал не те станции, которые самые неинтересные :-), а сделал выборку по расположению и годам постройки. Ну вот так получилось, что в этой серии не самые красивые.
Хотя мне больше нравятся подземные станции 60-х годов, которых много на Красной линии (фото 28-34), чем наземные станции Зелёной линии, например.
Потом будет ещё несколько серий.

А на севере Красной линии ты не был? Там тоже есть пещерные станции, как на Синей.

Полдля на Стокгольм это очень мало. Я первый раз был полтора дня, потом ещё три, и ещё не успел посмотреть всё, что хотелось бы.

Edited at 2010-06-17 12:32 (UTC)
>А на севере Красной линии ты не был? Там тоже есть пещерные станции, как на Синей.

Я и по синей ветке-то не по всей прокатился, т.к. почему-то считал, что там не все станции пещерные... :(

>Полдля на Стокгольм это очень мало. Я первый раз был полтора дня, потом ещё три, и ещё не успел посмотреть всё, что хотелось бы.
Ну то была такая специфичная поездка - за 5 дней 5 городов, да еще и зимой; я очень хочу попасть в Стокгольм летом минимум дня на 3-4.
Уникальна не каждая пересадочная станция сама по себе, а их объединение T-Centralen — (Gamla stan + Slussen). Там не просто одинаковые кросс-платформенные пересадки, а 4 пути Красной и Зелёной линий приходят к платформам разных станций в разном порядке.
На Slussen и Gamla stan к одной платформе приходят поезда разных линий, следующие в одном направлении, T-Centralen — поезда разных линий противоположных направлений. В результате получается, независимо от того, откуда и куда из четырёх направлений ты едешь, тебе достаточно перейти на противоположную сторону платформы на одной или другой станции. В Питере у тебя так не получится, если ты едешь, например, с Балтийской на Фрунзенскую.
Доброго времени суток!

Стокгольмский совет по туризму рад пригласить Вас в сообщество «Стокгольмский городовой»! Hа этих страницах – информация об одном из красивейших городов мира, как и почему сюда стоит попасть, что здесь стоит увидеть и чем заняться.

Это пост появился здесь, потому что нам кажется, что Вам эта тема может быть небезынтересна – а также Вам есть, что по этому поводу сказать, спросить, подсказать и поделиться впечатлениями.

Вот где все это находится:
- http://community.livejournal.com/stockholmsky
- http://vkontakte.ru/club17299419
- http://www.facebook.com/group.php?gid=111959782176981

Если же мы – невольно - ошиблись, просим извинения за ошибку. И желаем приятного дня!
Большинство станций — совсем мелкие или даже наземные. Станции типа как на фото 28–34 — не знаю, протупил и не выходил там на поверхность. Мне кажется, что поглубже.
Тяжело сказать, на какой глубине находятся Medborgarplatsen и Skanstull. Там тоннель проходит через гору (район Södermalm), возвышающуюся над уровнем моря (Slussen) метров на 40, а как проходит тоннель — ХЗ. Удивляет, что там потолок выглядит как из сборных ЖБИ.