metro

Московское метро, Арбатско-Покровская линия

Продолжаем фотомарафон по Московскому метрополитену с последовательным обходом всех линий. Прошлый раз была вторая — Замоскворецкая линия, сегодня будет третья — долгожданная Арбатско-Покровская.

Арбатско-Покровская — одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.

Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой — Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская — Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино — Митино).

Статистическая информация по линии: количество станций — 21, длина — 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии — там их 25).

А теперь, собственно, фотопрогулка…

[ | ]
1. Митино. Самая новая станция Арбатско-Покровской линии, дата открытия — 26.12.2009. По первоначальному проекту эта станция должна была быть открыта ещё в 1990-е годы в составе другой линии — новой скоростой хордовой линии Митино — Бутово, но тому проекту, к сожалению, уже давно не суждено осуществиться. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены станции облицованы серыми стеновыми панелями, пол выложен гранитом серого, коричневого и чёрного цветов. Выходы в город на Митинскую и Дубравную улицы, ко 2-му Митинскому переулку.


[ | ]
2. Волоколамская. Дата открытия — 26.12.2009. Колонная трёхсводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона, индивидуальный проект. Станция получилась очень просторной: высота свода — 8 метров, шаг колонн — 9 метров. Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв; колонны облицованы тёмным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом. Выход в город на Новотушинский проезд, к Царикову переулку.


[ | ]
3. Мякинино. 26.12.2009. Проектное название — Казахстанская. Тип станции — наземная, однопролётная (колонны не выполняют несущей функции перекрытия), с боковыми платформами, встроена в многоэтажный надземный паркинг. Станция строилась на средства частного инвестора и получилась весьма убогого вида в связи с внезапным сокращением финансирования. Выход в город в Московскую область к торгово-выставочному комплексу "Крокус".


[ | ]
4. Строгино. Дата открытия — 07.01.2008. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Выходы в город на Строгинский бульвар и улицу Кулакова, к улицам Таллинская и Маршала Катукова. Под Строгинским бульваром было запроектировано две параллельные станции, в перспективе здесь будет пересадка на какую-нибудь другую линию (скорее всего, на Калинискую, если проект Митинско-Бутовской хорды не будет реинкарнирован).


[ | ]
5. Крылатское. 31.12.1989. С 1989 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, была конечной. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, специальный проект (свод из монолитного железобетона, несущие конструкции — стена в грунте), конструкция станции несимметрична относительно оси станции. Стены станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен тёмным гранитом. Выход в город на Осенний бульвар.


[ | ]
6. Молодёжная. 05.07.1965. С 1965 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, до 1989 года была конечной. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны отделаны серым и коричневым мрамором, путевые стены облицованы белой и чёрной плиткой. Выход в город на Ярцевскую и Ельнинскую улицы, площадь Академика Петрова.


[ | ]
7. Кунцевская. Первая часть станции построена к 31.08.1965 для Филёвской линии, к 07.01.2008 станция была реконструирована, добавлена новая платформа и вестибюль для Арбатско-Покровской линии с переключением одного из путей Филёвской линии к Арбатско-Покровской линии. Тип станции — наземная, на три пути, с одной островной и одной боковой платформой. Переход на Филёвскую линию. Выход в город на Рублевское шоссе, к Молдавской и Малой Филевской улицам.


[ | ]
8. Славянский бульвар. Станция открыта 07.09.2008 на действующем с 07.01.2008 перегоне Парк Победы — Кунцевская. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены и пол станции отделаны зелёным мрамором и чёрным гранитом. В оформлении станции раскрывается тема бульвара — по оси станции установлены скамейки и фонари, декорированные коваными решётками с растительным орнаментом. Выходы в город на Кутузовский проспект и Старорублевское шоссе, к Славянскому бульвару и Староможайскому шоссе, к улицам Герасима Курина и Тарутинской.


[ | ]
9. Парк Победы. Дата открытия — 06.05.2003. Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект; состоит из двух конструктивно независимых станций. По первоначальному проекту станция должна была стать пересадочной с Арбатско-Покровской (внутренние пути) на Митинско-Бутовскую хордовую линию (крайние пути), но после подключения участка Строгино-Митино к Арбатско-Покровской линии, судьба крайних путей стала неясной. Также здесь планировалось построить третью станцию перперндикулярно двум существующим — для перспективной Солнцевско-Мытищинской линии, перспективы которой пока не ясны. На фото — первый зал станции, с путями в сторону центра города.


[ | ]
10. Парк Победы, второй зал станции — с путями из центра города. В этом зале — коричневые стены и белые проходы между пилонами, в первом зале — наоборот. Торцы обеих залов украшены ярко-красочными панно (автор — Зураб Церетели), посвящёнными Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Отечественной войне 1812 года.


[ | ]
11. Киевская. Дата открытия — 05.04.1953 (50 лет, до 2003 года, станция была конечной). Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны и путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Свод станции украшен многочисленными фресками с изображением трудящихся Советской Украины. Освещают станцию хрустальные люстры. Переход на станции Киевские Филёвской и Кольцевой линий. Выход в город к Киевскому вокзалу, на 2-й Брянский проезд и Киевскую улицу.


[ | ]
12. Смоленская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены — белой керамической плиткой, пол выложен серым гранитом. Освещение — бронзово-хрустальные светильники на пилонах. Выход в город к Смоленской площади и улице Арбат.


Пользуясь случаем, передаю привет посылаю лучи поноса и диареи дежурной по станции Смоленская и сотруднице милиции той же станции, которые не дали спокойно пофотографировать, утверждая, что фотографировать фотоаппаратами запрещено, разрешено только мобильными телефонами, а на мои слова, что в правилах Московского метрополитена этого запрета нет, утверждали, что им виднее.

[ | ]
13. Арбатская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект (тоннели сближены, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал выполнен эллипсовидным в сечении). Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и чёрного цветов; узкие пилоны станции внизу облицованы красным мрамором; пол выложен разноцветным гранитом (красный и различные оттенки серого). Освещается массивными бронзовыми люстрами. Переходы на станции Библиотека имени Ленина Сокольнической линии, Александровский сад Филёвской линии, Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Выход в город на улицу Воздвиженка.


[ | ]
14. Площадь Революции. Дата открытия — 13.03.1938 (в составе второй очереди Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Стены станции и пилоны облицованы чёрным, красным, серым и белым мрамором; пол выложен чёрным и серым гранитом. В нишах пилонов установлено 76 бронзовых фигур — образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Переход на станцию Театральная Замоскворецкой линии и через неё на станцию Охотный ряд Сокольнической линии. Выход в город к площади Революции, на Никольскую улицу, Богоявленский переулок.


[ | ]
15. Курская. Открыта 13.03.1938 в составе второй очереди Московского метрополитена. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы светло-серым мрамором; путевые стены облицовани жёлтой керамической плиткой и чёрным мрамором снизу. Станция освещается большими люстрами на своде и дополнительными светильниками, установленными на пилонах. Переход на станцию Курская Кольцевой линии и станцию Чкаловская Люблинской линии. Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной вал.


[ | ]
16. Бауманская. Дата открытия — 18.01.1944 (в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены — белым и чёрным мрамором, пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. В нишах пилонов установлены скульптуры, посвящённые единству фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Выход в город на Бауманскую улицу. Названа в честь революционного деятеля Н. Э. Баумана.


[ | ]
17. Электрозаводская. Станция открыта 15.05.1944 на действующем перегоне Бауманская — Семёновская. Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Названа по расположенному вблизи Московскому электрозаводу имени В. В. Куйбышева. Пилоны облицованы бежевым мрамором, путевые стены — красным мрамором, пол выложен гранитом разных цветов. Пилоны украшены барельефами на тему труда советских людей в годы Великой Отечественной войны. Очень необычно освещение центрального зала станции — там установлено 318 светильников в 6 рядов (раньше это были лампы накаливания, теперь это энергосберегающие лампы, но с очень хорошо подобранным спектром). Боковые залы освещены люстрами под сводом и дополнительными светильниками на пилонах. Выход в город на Большую Семёновскую улицу.


[ | ]
18. Семёновская. Открыта 18.01.1944 в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. До 30.11.1961 носила название Сталинская. Конструкция станции уникальна: она сооружалась по типоразмерам пилонной станции, но каждый пилон был заменён на 4 стальные колонны, на которые опираются своды центрального и боковых залов посредством монолитных бетонных плит, в результате чего получилась станция с четырьмя рядами колонн. Колонны и путевые стены облицованы мрамором многочисленных цветов, пол выложен гранитом различных цветов. Путевые стены украшены щитами с изображением оружия и портретами воинов Советской Армии. Выход в город на Семёновскую площадь.


[ | ]
19. Партизанская. 18.01.1944. Прежние названия: Измайловская (до 20.08.1963), Измайловский парк (до 03.05.2005). Колонная трёхпролётная мелкого заложения. На станции две платформы и три пути. При строительстве станции рядом планировалось строительство большого стадиона, дополнительный путь планировался для исключения давки на станции после спортивных мероприятий; но строительство стадиона не было осуществлено, и в настоящее время этот путь не используется по этому назначению. Стены и колонны станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен серым и красным гранитом. Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны: на платформах станции установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и мифического Матвея Кузьмина, у выхода установлена скульптурная группа "Народные мстители". Выход в город на Измайловское шоссе и Народный проспект.


[ | ]
20. Измайловская. 21.10.1961. До 20.08.1963 называлась Измайловский парк. Тип станции — наземная, с островной платформой (индивидуальный проект). Выход в город на 1-ю и 3-ю Парковые улицы.


[ | ]
21. Первомайская. 21.10.1961. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны облицованы коричневым с белыми вкраплениями мрамором, путевые стены — белой и чёрной керамической плиткой, пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на 9-ю Парковую улицу, Измайловский бульвар и Первомайскую улицу.


[ | ]
22. Щёлковская. 21.10.1961. Конечная станция Арбатско-Покровской линии. Тип — аналогичный предыдущей — типовая "сороконожка". Колонны облицованы тёмно-зелёным мрамором. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой и чёрной керамической плиткой, в 2002 году стены были переоблицованы "вагонкой" — алюминиевыми пластинами бледно-жёлтого цвета.


Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. Может быть, и в ЖЖ потом продублирую (присылайте ваши заявки на конкретные станции в комментах).

Дополнительная информация: Информация об Арбатско-Покровской линии на официальном сайте Московского метрополитена.


Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: станции Лубянка и Кузнецкий мост

Следующая серия: станция Кропоткинская


PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, на некоторых фотографиях видно, что разные светильники в одном кадре имеют разный оттенок, и какой считать белым — не очень понятно. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью — по сведениям официального сайта Московского метрополитена, сам я выходил далеко не через все выходы). Если где-то видите ошибки, прошу поправить, чтобы к выкладыванию новых фотографий на Metrowalks.Ru всё было точно.

  • Музыка: Shakta - 3rd Stone
По Московскому метро у меня мало фотографий с поездами, потому что с простых станций старался уехать на следующем поезде, если быстро успевал всё отснять, чтобы не тратить драгоценное время ранним утром.
Исключения — новые станции, где проводил много времени, и архитектурно навороченные станции, которые за 3 минуты не осилить.
У Мякинино проектное название Мякининская, но никак не Казахстанская. И она наземная закрытого типа. Выход также к Дому Правительства Московской области.
И раз уж речь пошла о проектных названиях, то:
Измайловская - 3-я Парковая; Партизанская - Стадион имени Сталина, Стадион народов, Стадион СССР; Электрозаводская - Электрозавод; Бауманская - Разгуляй, Спартаковская; Курская - Курский вокзал;

Про Кунцевскую также стоит отметить, что была построена на действующем перегоне и в ходе реконструкции платформа была удлиненна.

Славянский бульвар - разве типовой, хотя бы из-за высоты свода?

Про Первомайскую также стоит отметить, что она была построена взамен одноименной станции, расположенной в депо.

Щёлковскую удалось снять без поездов?

О Казахстанской это я так [неудачно] пошутил, больше не буду :-).
О том, что она наземная, я сразу написал. Или где-то ошибся? Не вижу.
Проектные названия сейчас уже совсем неактуальны даже в историческом аспекте, поэтому их не указывал.
На Славянском бульваре свод сильно выше? По форме мне показалось, что конструкционно станция выглядит типовой, только отделка очень выделяющаяся, ну и кессоны на потолке.
О Первомайской дополню, спасибо.
Щёлковскую без поездов не сфотографировал. Там оборот был в режиме "пришёл второй поезд — ушёл первый поезд". Кроме того, пока нет поезда под посадку, в ЦЗ всегда куча народа. Я выбрал вариант с поездом, но почти без народа в ЦЗ. Без людей и поездов получились только две фотографии: поперек и по диагонали.
С рук, потому что в режиме пассажира без штатива я намного маневреннее. Со штативом было бы получше, но это требует неторопливой работы и большего времени, не москвичу осилить такой объём работы за короткое время абсолютно нереально.
Долгожданный пост! Спасибо...)

А Матвей Кузьмин (1858 - 1942) герой не такой уж и мифический, вроде бы, говорят, был такой человек на самом деле...)
Курская очень холодная, попробуйте сделать теплее.
Бауманская - слишком белый потолок.
Волоколамская - попробуйте сделать немного ярче.
Спасибо за советы. В выходные попробую переделать.
На Курской, помню, у разных светильников были разные оттенки, даже на этой фотографии видно. Наверное, это меня сбило.
Бауманскую сделать немного желтее?
Не знал о такой же фиче на Лыбедской. Спасибо за ссылочку.
Не знаешь, там так же как на Семёновской — пилоны заменены на 4 колонны и плиту, или тюбинги не разомкнуты? По отделке кажется, что там сохранились полноценные кольца, но внешний вид бывает обманчивым.
У тебя чуть-чуть устарели фотки Митино (появились скамейки) и Мякинино (а тут неудивительно :) - станция кое-как облицовывается)

Арбатская бывала и белой, но сейчас спектр ламп в люстрах - 2700 К.

А что ты называешь "типовым односводом"? Если по нашей старой рассылочной классификации, то это должно быть т.н. Харьковский односвод, то есть свод с опиранием на стены в грунте. И в этой классификации Крылатское - вполне обычный односвод, не спецпроект. Форма сводов (кессоны, (а)симметричность) в классификации по конструктиву роли уже не играет - в любом случае каждая станция это индивидуальный архитектурный проект. Строгино шире, Слав.бульвар выше, Крылатское асимметрично, Митино по стандарту - но конструктивно это всё тот же свод с опиранием на стены в грунте.
А разве опора свода на стены в грунте - это не Московский односвод? А Харьковский - сразу строится свод, без предварительного возведения стен?
Крылатское - получается модификацией московского, а Строгино и Славянский - модификациями харьковского.
Понравились последние(новые) московские станции. Есть в них какая-то современность и размах! Или это только на фотографиях так красиво?=))
Вы молодец!
Игорь, спасибо Вам за такой прекрасный репортаж. Вы молодец! Отвечаю на Вашу просьбу о критике и неточностях- у станции Строгино есть выходы на Строгинский бульвар (безусловно, т.к. станция на нём и стоит), можно сказать, что на ул. Таллинская-там недалеко совсем, а вот насчёт ул. Кулакова я бы поспорила-от ближайшего выхода до неё 1.5 нехиленькие автобусные остановки. И уж совсем не относится к метро ул. Маршала Катукова-это параллельная Строгинскому бульвару улица и даже при самом извращённом воображении прямо выйти на неё ну никак нельзя. Хотя, возможно, я ошибаюсь, и указатели в метро пишутся из принципа пешей досягаемости-тогда я беру сови слова назад. Ещё раз спасибо Вам!
Давно хотел написать про фото 2 "Волоколамская": "Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв" - на самом деле на стенах не мрамор, а пластик (как в туалетах), это я увидел, когда гулял по недостроенной станции. Почти также на Митино.