metro

Московское метро, Арбатско-Покровская линия

Продолжаем фотомарафон по Московскому метрополитену с последовательным обходом всех линий. Прошлый раз была вторая — Замоскворецкая линия, сегодня будет третья — долгожданная Арбатско-Покровская.

Арбатско-Покровская — одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.

Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой — Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская — Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино — Митино).

Статистическая информация по линии: количество станций — 21, длина — 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии — там их 25).

А теперь, собственно, фотопрогулка…

[ | ]
1. Митино. Самая новая станция Арбатско-Покровской линии, дата открытия — 26.12.2009. По первоначальному проекту эта станция должна была быть открыта ещё в 1990-е годы в составе другой линии — новой скоростой хордовой линии Митино — Бутово, но тому проекту, к сожалению, уже давно не суждено осуществиться. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены станции облицованы серыми стеновыми панелями, пол выложен гранитом серого, коричневого и чёрного цветов. Выходы в город на Митинскую и Дубравную улицы, ко 2-му Митинскому переулку.


[ | ]
2. Волоколамская. Дата открытия — 26.12.2009. Колонная трёхсводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона, индивидуальный проект. Станция получилась очень просторной: высота свода — 8 метров, шаг колонн — 9 метров. Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв; колонны облицованы тёмным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом. Выход в город на Новотушинский проезд, к Царикову переулку.


[ | ]
3. Мякинино. 26.12.2009. Проектное название — Казахстанская. Тип станции — наземная, однопролётная (колонны не выполняют несущей функции перекрытия), с боковыми платформами, встроена в многоэтажный надземный паркинг. Станция строилась на средства частного инвестора и получилась весьма убогого вида в связи с внезапным сокращением финансирования. Выход в город в Московскую область к торгово-выставочному комплексу "Крокус".


[ | ]
4. Строгино. Дата открытия — 07.01.2008. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Выходы в город на Строгинский бульвар и улицу Кулакова, к улицам Таллинская и Маршала Катукова. Под Строгинским бульваром было запроектировано две параллельные станции, в перспективе здесь будет пересадка на какую-нибудь другую линию (скорее всего, на Калинискую, если проект Митинско-Бутовской хорды не будет реинкарнирован).


[ | ]
5. Крылатское. 31.12.1989. С 1989 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, была конечной. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, специальный проект (свод из монолитного железобетона, несущие конструкции — стена в грунте), конструкция станции несимметрична относительно оси станции. Стены станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен тёмным гранитом. Выход в город на Осенний бульвар.


[ | ]
6. Молодёжная. 05.07.1965. С 1965 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, до 1989 года была конечной. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны отделаны серым и коричневым мрамором, путевые стены облицованы белой и чёрной плиткой. Выход в город на Ярцевскую и Ельнинскую улицы, площадь Академика Петрова.


[ | ]
7. Кунцевская. Первая часть станции построена к 31.08.1965 для Филёвской линии, к 07.01.2008 станция была реконструирована, добавлена новая платформа и вестибюль для Арбатско-Покровской линии с переключением одного из путей Филёвской линии к Арбатско-Покровской линии. Тип станции — наземная, на три пути, с одной островной и одной боковой платформой. Переход на Филёвскую линию. Выход в город на Рублевское шоссе, к Молдавской и Малой Филевской улицам.


[ | ]
8. Славянский бульвар. Станция открыта 07.09.2008 на действующем с 07.01.2008 перегоне Парк Победы — Кунцевская. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены и пол станции отделаны зелёным мрамором и чёрным гранитом. В оформлении станции раскрывается тема бульвара — по оси станции установлены скамейки и фонари, декорированные коваными решётками с растительным орнаментом. Выходы в город на Кутузовский проспект и Старорублевское шоссе, к Славянскому бульвару и Староможайскому шоссе, к улицам Герасима Курина и Тарутинской.


[ | ]
9. Парк Победы. Дата открытия — 06.05.2003. Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект; состоит из двух конструктивно независимых станций. По первоначальному проекту станция должна была стать пересадочной с Арбатско-Покровской (внутренние пути) на Митинско-Бутовскую хордовую линию (крайние пути), но после подключения участка Строгино-Митино к Арбатско-Покровской линии, судьба крайних путей стала неясной. Также здесь планировалось построить третью станцию перперндикулярно двум существующим — для перспективной Солнцевско-Мытищинской линии, перспективы которой пока не ясны. На фото — первый зал станции, с путями в сторону центра города.


[ | ]
10. Парк Победы, второй зал станции — с путями из центра города. В этом зале — коричневые стены и белые проходы между пилонами, в первом зале — наоборот. Торцы обеих залов украшены ярко-красочными панно (автор — Зураб Церетели), посвящёнными Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Отечественной войне 1812 года.


[ | ]
11. Киевская. Дата открытия — 05.04.1953 (50 лет, до 2003 года, станция была конечной). Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны и путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Свод станции украшен многочисленными фресками с изображением трудящихся Советской Украины. Освещают станцию хрустальные люстры. Переход на станции Киевские Филёвской и Кольцевой линий. Выход в город к Киевскому вокзалу, на 2-й Брянский проезд и Киевскую улицу.


[ | ]
12. Смоленская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены — белой керамической плиткой, пол выложен серым гранитом. Освещение — бронзово-хрустальные светильники на пилонах. Выход в город к Смоленской площади и улице Арбат.


Пользуясь случаем, передаю привет посылаю лучи поноса и диареи дежурной по станции Смоленская и сотруднице милиции той же станции, которые не дали спокойно пофотографировать, утверждая, что фотографировать фотоаппаратами запрещено, разрешено только мобильными телефонами, а на мои слова, что в правилах Московского метрополитена этого запрета нет, утверждали, что им виднее.

[ | ]
13. Арбатская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект (тоннели сближены, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал выполнен эллипсовидным в сечении). Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и чёрного цветов; узкие пилоны станции внизу облицованы красным мрамором; пол выложен разноцветным гранитом (красный и различные оттенки серого). Освещается массивными бронзовыми люстрами. Переходы на станции Библиотека имени Ленина Сокольнической линии, Александровский сад Филёвской линии, Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Выход в город на улицу Воздвиженка.


[ | ]
14. Площадь Революции. Дата открытия — 13.03.1938 (в составе второй очереди Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Стены станции и пилоны облицованы чёрным, красным, серым и белым мрамором; пол выложен чёрным и серым гранитом. В нишах пилонов установлено 76 бронзовых фигур — образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Переход на станцию Театральная Замоскворецкой линии и через неё на станцию Охотный ряд Сокольнической линии. Выход в город к площади Революции, на Никольскую улицу, Богоявленский переулок.


[ | ]
15. Курская. Открыта 13.03.1938 в составе второй очереди Московского метрополитена. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы светло-серым мрамором; путевые стены облицовани жёлтой керамической плиткой и чёрным мрамором снизу. Станция освещается большими люстрами на своде и дополнительными светильниками, установленными на пилонах. Переход на станцию Курская Кольцевой линии и станцию Чкаловская Люблинской линии. Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной вал.


[ | ]
16. Бауманская. Дата открытия — 18.01.1944 (в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены — белым и чёрным мрамором, пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. В нишах пилонов установлены скульптуры, посвящённые единству фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Выход в город на Бауманскую улицу. Названа в честь революционного деятеля Н. Э. Баумана.


[ | ]
17. Электрозаводская. Станция открыта 15.05.1944 на действующем перегоне Бауманская — Семёновская. Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Названа по расположенному вблизи Московскому электрозаводу имени В. В. Куйбышева. Пилоны облицованы бежевым мрамором, путевые стены — красным мрамором, пол выложен гранитом разных цветов. Пилоны украшены барельефами на тему труда советских людей в годы Великой Отечественной войны. Очень необычно освещение центрального зала станции — там установлено 318 светильников в 6 рядов (раньше это были лампы накаливания, теперь это энергосберегающие лампы, но с очень хорошо подобранным спектром). Боковые залы освещены люстрами под сводом и дополнительными светильниками на пилонах. Выход в город на Большую Семёновскую улицу.


[ | ]
18. Семёновская. Открыта 18.01.1944 в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. До 30.11.1961 носила название Сталинская. Конструкция станции уникальна: она сооружалась по типоразмерам пилонной станции, но каждый пилон был заменён на 4 стальные колонны, на которые опираются своды центрального и боковых залов посредством монолитных бетонных плит, в результате чего получилась станция с четырьмя рядами колонн. Колонны и путевые стены облицованы мрамором многочисленных цветов, пол выложен гранитом различных цветов. Путевые стены украшены щитами с изображением оружия и портретами воинов Советской Армии. Выход в город на Семёновскую площадь.


[ | ]
19. Партизанская. 18.01.1944. Прежние названия: Измайловская (до 20.08.1963), Измайловский парк (до 03.05.2005). Колонная трёхпролётная мелкого заложения. На станции две платформы и три пути. При строительстве станции рядом планировалось строительство большого стадиона, дополнительный путь планировался для исключения давки на станции после спортивных мероприятий; но строительство стадиона не было осуществлено, и в настоящее время этот путь не используется по этому назначению. Стены и колонны станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен серым и красным гранитом. Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны: на платформах станции установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и мифического Матвея Кузьмина, у выхода установлена скульптурная группа "Народные мстители". Выход в город на Измайловское шоссе и Народный проспект.


[ | ]
20. Измайловская. 21.10.1961. До 20.08.1963 называлась Измайловский парк. Тип станции — наземная, с островной платформой (индивидуальный проект). Выход в город на 1-ю и 3-ю Парковые улицы.


[ | ]
21. Первомайская. 21.10.1961. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны облицованы коричневым с белыми вкраплениями мрамором, путевые стены — белой и чёрной керамической плиткой, пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на 9-ю Парковую улицу, Измайловский бульвар и Первомайскую улицу.


[ | ]
22. Щёлковская. 21.10.1961. Конечная станция Арбатско-Покровской линии. Тип — аналогичный предыдущей — типовая "сороконожка". Колонны облицованы тёмно-зелёным мрамором. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой и чёрной керамической плиткой, в 2002 году стены были переоблицованы "вагонкой" — алюминиевыми пластинами бледно-жёлтого цвета.


Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. Может быть, и в ЖЖ потом продублирую (присылайте ваши заявки на конкретные станции в комментах).

Дополнительная информация: Информация об Арбатско-Покровской линии на официальном сайте Московского метрополитена.


Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: станции Лубянка и Кузнецкий мост

Следующая серия: станция Кропоткинская


PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, на некоторых фотографиях видно, что разные светильники в одном кадре имеют разный оттенок, и какой считать белым — не очень понятно. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью — по сведениям официального сайта Московского метрополитена, сам я выходил далеко не через все выходы). Если где-то видите ошибки, прошу поправить, чтобы к выкладыванию новых фотографий на Metrowalks.Ru всё было точно.

  • Музыка: Shakta - 3rd Stone
По Московскому метро у меня мало фотографий с поездами, потому что с простых станций старался уехать на следующем поезде, если быстро успевал всё отснять, чтобы не тратить драгоценное время ранним утром.
Исключения — новые станции, где проводил много времени, и архитектурно навороченные станции, которые за 3 минуты не осилить.
У Мякинино проектное название Мякининская, но никак не Казахстанская. И она наземная закрытого типа. Выход также к Дому Правительства Московской области.
И раз уж речь пошла о проектных названиях, то:
Измайловская - 3-я Парковая; Партизанская - Стадион имени Сталина, Стадион народов, Стадион СССР; Электрозаводская - Электрозавод; Бауманская - Разгуляй, Спартаковская; Курская - Курский вокзал;

Про Кунцевскую также стоит отметить, что была построена на действующем перегоне и в ходе реконструкции платформа была удлиненна.

Славянский бульвар - разве типовой, хотя бы из-за высоты свода?

Про Первомайскую также стоит отметить, что она была построена взамен одноименной станции, расположенной в депо.

Щёлковскую удалось снять без поездов?

О Казахстанской это я так [неудачно] пошутил, больше не буду :-).
О том, что она наземная, я сразу написал. Или где-то ошибся? Не вижу.
Проектные названия сейчас уже совсем неактуальны даже в историческом аспекте, поэтому их не указывал.
На Славянском бульваре свод сильно выше? По форме мне показалось, что конструкционно станция выглядит типовой, только отделка очень выделяющаяся, ну и кессоны на потолке.
О Первомайской дополню, спасибо.
Щёлковскую без поездов не сфотографировал. Там оборот был в режиме "пришёл второй поезд — ушёл первый поезд". Кроме того, пока нет поезда под посадку, в ЦЗ всегда куча народа. Я выбрал вариант с поездом, но почти без народа в ЦЗ. Без людей и поездов получились только две фотографии: поперек и по диагонали.
Прошу прощения, не понял шутку :-) Мякинино да, наземная, ошибки нет. Но в отличие от той же Измайловской находится грубо говоря "в здании".
Наземная станция закрытого (или крытого) типа - это своего рода устоявшийся термин: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наземная_станция#.D0.9A.D1.80.D1.8B.D1.82.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.86.D0.B8.D1.8F

Свод Славянского 8,5 м. Обычно 6 м у типового мелкого односвода.

Вот у меня с Щелковской те же проблемы...
С рук, потому что в режиме пассажира без штатива я намного маневреннее. Со штативом было бы получше, но это требует неторопливой работы и большего времени, не москвичу осилить такой объём работы за короткое время абсолютно нереально.
Долгожданный пост! Спасибо...)

А Матвей Кузьмин (1858 - 1942) герой не такой уж и мифический, вроде бы, говорят, был такой человек на самом деле...)
Я почему-то думал, что он — литературный персонаж.
И ещё мне кажется, что раньше памятник не был подписан. Во всяком случае, на моей фотографии 2002 года мемориальной таблички не видно.
Да, это литературный персонаж, но литературное произведение было основано на реальных фактах произошедших в деревне Куракино Великолукского района Псковской области. Я полез в гугл за этой информацией когда увидел под памятником табличку (на фото у Русоса). Тоже не помню этой таблички раньше в реальной жизни и большую часть жизни считал, что это памятник просто дядьке-партизану. :)
Курская очень холодная, попробуйте сделать теплее.
Бауманская - слишком белый потолок.
Волоколамская - попробуйте сделать немного ярче.
Спасибо за советы. В выходные попробую переделать.
На Курской, помню, у разных светильников были разные оттенки, даже на этой фотографии видно. Наверное, это меня сбило.
Бауманскую сделать немного желтее?
Да, Бауманскую можно сделать немного желтее.
Только что обратил внимание, что фотография Мякинино устарела: колонны закрыли стальными листами, на стенах появились трещины, а сама станция производит очень "пыльное" впечатление.
Славянский Бульвар - попробуйте добавить немного зеленого цвета.
Молодежная - чуть теплее и желтее.
Станция Первомайская - первая типовая сороконожка, и на ней сохранились элементы дизайна, которые были утрачены на более поздних сороконожках такого-же типа на Калужской линии: билетные кассы, ниши для телефонов-автоматов, уличные вентиляционные киоски у входов на станцию. Удалось ли их сфотографировать?
Не знал о такой же фиче на Лыбедской. Спасибо за ссылочку.
Не знаешь, там так же как на Семёновской — пилоны заменены на 4 колонны и плиту, или тюбинги не разомкнуты? По отделке кажется, что там сохранились полноценные кольца, но внешний вид бывает обманчивым.
Там именно сохранены кольца, просто использованы более узкие пилоны - это раз, и раскрыты проемы в самих пилонах - два. Дело все в том, что станция глубиной всего 22,5 метра, это и позволило облегчить конструкцию.
У тебя чуть-чуть устарели фотки Митино (появились скамейки) и Мякинино (а тут неудивительно :) - станция кое-как облицовывается)

Арбатская бывала и белой, но сейчас спектр ламп в люстрах - 2700 К.

А что ты называешь "типовым односводом"? Если по нашей старой рассылочной классификации, то это должно быть т.н. Харьковский односвод, то есть свод с опиранием на стены в грунте. И в этой классификации Крылатское - вполне обычный односвод, не спецпроект. Форма сводов (кессоны, (а)симметричность) в классификации по конструктиву роли уже не играет - в любом случае каждая станция это индивидуальный архитектурный проект. Строгино шире, Слав.бульвар выше, Крылатское асимметрично, Митино по стандарту - но конструктивно это всё тот же свод с опиранием на стены в грунте.
А разве опора свода на стены в грунте - это не Московский односвод? А Харьковский - сразу строится свод, без предварительного возведения стен?
Крылатское - получается модификацией московского, а Строгино и Славянский - модификациями харьковского.
Понравились последние(новые) московские станции. Есть в них какая-то современность и размах! Или это только на фотографиях так красиво?=))
Вы молодец!
Игорь, спасибо Вам за такой прекрасный репортаж. Вы молодец! Отвечаю на Вашу просьбу о критике и неточностях- у станции Строгино есть выходы на Строгинский бульвар (безусловно, т.к. станция на нём и стоит), можно сказать, что на ул. Таллинская-там недалеко совсем, а вот насчёт ул. Кулакова я бы поспорила-от ближайшего выхода до неё 1.5 нехиленькие автобусные остановки. И уж совсем не относится к метро ул. Маршала Катукова-это параллельная Строгинскому бульвару улица и даже при самом извращённом воображении прямо выйти на неё ну никак нельзя. Хотя, возможно, я ошибаюсь, и указатели в метро пишутся из принципа пешей досягаемости-тогда я беру сови слова назад. Ещё раз спасибо Вам!
Давно хотел написать про фото 2 "Волоколамская": "Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв" - на самом деле на стенах не мрамор, а пластик (как в туалетах), это я увидел, когда гулял по недостроенной станции. Почти также на Митино.