photographer

Продолжаю фотопрогулки по Петербургскому метрополитену...

Постепенно возвращаюсь к привычной жизни, стал больше ходить по городу… На прошедшей неделе продолжил фотографировать питерское метро после 10-недельного перерыва. Два фотопрогулочных поздних вечера по две станции метро каждый. В среду выбрал Приморскую и Василеостровскую на 3-й линии, в пятницу — Нарвскую и Балтийскую на 1-й линии (и попутно немножко попали в кадр Спортивная и Площадь Восстания, где я садился/пересаживался).

Балтийская и Нарвская получились совершенно замечательно (несмотря на ремонт на последней, из-за которого центральный зал и межпилонные проходы перегорожены в нескольких местах), а результат на Василеостровской и Приморской мне самому не понравился: после перерыва потерял чутьё и на Василеостровской сильно наврал с экспозицией на нескольких ключевых снимках, а на приморской, которую снимал не перед закрытием, а за час, не удалось поймать моменты совсем без людей (иногда бывает, что на скамеечке в центре зала сидит кто-нибудь целый час и портит все общие виды). Надо будет переснять, планируя теперь уже не по две станции на вечер, а по одной.

На тему метрошной фотосъёмки накопилось много вопросов из комментов и личных сообщений, на которые хочу ответить в одном месте и попутно поделиться своим опытом фотосъёмки в метро…

Это не запрещено? Требуется специальное разрешение? — Нет, с 2009 года фотосъёмка в Петербургском метрополитене официально разрешена, о чём написано в действующих правилах. Также не запрещена она и в Московском метрополитене (но у них в правилах явное разрешение не прописано).

А где люди? Почему так пустынно? — Нет, это вовсе не ночная съёмка после закрытия. Все фотографии сняты "в режиме пассажира" в обычные часы работы метрополитена, только очень поздно: примерно за час до закрытия или даже позже, после полуночи (так, чтобы успеть домой на последнем поезде). Конечно же, в это время люди в метро тоже есть, но если запастись терпением, за 20-30 минут можно поймать достаточное количество кадров без людей или почти без.

Обычно я фотографирую без штатива. На качестве это сказывается отнюдь не положительным образом, но, что более важно, в режиме пассажира без штатива я намного маневреннее, на станциях с большим пассажиропотоком это важно. Часто так бывает, что в том месте, куда я прицеливаюсь, внезапно возникает толпа, и я мгновенно поворачиваюсь и оказываюсь готов к съёмке в другом направлении (откуда толпа вдруг внезапно исчезла:), а со штативом пришлось бы вертеться не торопясь, без должного эффекта, потому что картина меняется ежесекундно. Во-вторых, без штатива я намного менее заметен. Я очень не люблю, когда до меня необоснованно докапываются миллиционеры, сотрудники метрополитена и даже рядовые уборщицы (да, да, да, и уборщицы тоже!), до которых до сих пор не дошло прошлогоднее изменение в правилах. Эти ненужные разговоры с ними тратят моё бесценное время, а после полуночи до закрытия метро каждая минута - на вес золота.

Если искать интересные ракурсы прямо на месте, обычно так получается, что половина интересных ракурсов пропускается. Поэтому постепенно выработался список, что и как нужно фотографировать на каждой станции: центральный зал вдоль (на широком угле и нормальном/длинном фокусе), поперек и по диагонали (широкий угол), без поездов и с поездами, боковые залы вдоль (на широком угле и нормальном/длинном ФР) и по диагонали или поперек через два ряда колонн/пилонов (с поправкой/исключением на односводчатых станциях и горизонтальных лифтах:), выход или проход к эскалаторам, тупиковая часть станции, элементы декора, скамейки, название станции на стенах, схемы линии и декоративные двери на путевых стенах, и потолок, если он не типовой. Когда этот список удовлетворён, тогда можно поискать, нет ли чего-нибудь дополнительного интересного на каждой конкретной станции.

Каждое направление фотографирую серией 2-3 раза, чтобы были дубли на случай "рука дрогнула" / "автофокус ошибся". Получается 100-150 фотоснимков каждой станции. Явный брак (ошибки экспозиции, человек впрыгнул в кадр, и т.п.) удаляю сразу же, остальное сравниваю дома и из одинаковых снимков оставляю наиболее резкие, остальные удаляю. После этого остаётся 40-50 фотографий (бывает и больше, если на станции есть, например, 100-500 скульптур:); пример такой кучи после этого этапа фильтрации двух последних фотопрогулок приведён в этом посте.

Но самое сложное и утомительное — не отснять такой объём материала, а отобрать из него 10-20-30% для публикации. А ещё сложнее выбрать одну самую лучшую или показательную фотографию (например, для обзорного поста), когда нравятся почти все :-). Обычно хочется показать все-все-все, но чисто психологически человек не может столько просмотреть внимательно, после некоторого предела зритель начинает тупо жать PageDown без остановки, не всматриваясь и не читая комментарии. Поэтому нужно устанавливать лимит не более 24-36 фотографий на пост.

После такого отбора фотографии подвергаются небольшому редактированию. Программами типа Фотошопа не пользуюсь, ограничиваюсь возможностями raw-конвертора (различные сорта экспокоррекции, коррекция баланса белого и прочая цветокоррекция, выравнивание горизонта, и т.п.).

Теперь немного о технике. 99% фотографий в метро снимаю моим любимым сверхширокоугольным объективом EF 16-35/2.8L II. На 35 мм получаются ракурсы, привычные для обычного взгляда, а на 16 мм есть огромное пространство для творческих манёвров: это и интересные ракурсы поперек станций с большим количеством колонн, и взгляд снизу вверх как бы лёжа на полу, и большой запас для кропа при необходимости. Кстати, это ещё один небольшой секрет незаметности людей на фотографиях: при широкоугольной съёмке задний план (где могут отставаться люди) получается очень мелким, а если кто-то случайно попал в кадр по краям, есть большой запас, чтобы его обрезать.

Чтобы вертикальные колонны получались на фотографиях ровными и вертикальными, без перспективных завалов, при съёмке нужно целиться ровно в горизонт. Лучше потом при обработке просто обрезать ненужный верх или низ кадра, чем мучиться с исправлением перспективных искажений (что особенно муторно на широком угле). Почему-то многие об этом не знают… Со штативом это вообще не проблема, а при съёмке без штатива пришлось долго оттачивать прямизну рук. Но так и не отточил до идеала, всё-таки заваливаю горизонт, но как-то удивительно систематически: при съёмке на широком угле (16-35) заваливаю на 0.5-1° против часовой стрелки, а при съёмке телевиком (100-400) — наоборот, на 0.5-1° по часовой стрелке. Не понимаю, почему так получается :-).

В автоматическом режиме не фотографирую уже очень давно. Раньше пользовался полуавтоматическими режимами (обычно — ручной выбор диафрагмы с небольшой экспокоррекцией в пересвет), но в метро пришлось от автоматического экспозамера отказаться полностью. В метро очень много ярких источников света, рядом с которыми соседствуют тёмные углы, и есть шанс либо очень перетемнить (если в кадр попадёт яркий источник), либо пересветлить (если наводишься в тёмную часть). Поэтому сначала делаю несколько пристрелочных снимков, смотрю на образцы гистограммы, потом перехожу в ручной режим. Типичная "экспопара" при съёмке с рук получается обычно 1/30 сек., f/4.0, ISO 800 или 1600. 1/30 — это мой "минимум", на более длинных выдержках резко растёт количество дефективных снимков. С одной стороны, хочется ещё подсократить выдержку, с другой стороны, хочется больше зажимать диафрагму для пущей резкости, но всё упирается в нежелание увеличивать светочувствительность: даже на хвалёном 5D-II переход от 1600 ISO к 3200 заметно ощутим.

Ещё вопросы? Добро пожаловать в комменты :-).

[ | ]
1. ...


[ | ]
2. ...


[ | ]
3. ...


[ | ]
4. ...


[ | ]
5. ...


[ | ]
6. ...


[ | ]
7. ...


[ | ]
8. ...


[ | ]
9. ...


[ | ]
10. ...


[ | ]
11. ...


[ | ]
12. ...


[ | ]
13. ...


[ | ]
14. ...


[ | ]
15. ...


[ | ]
16. ...


Если за штатив не бьют по голове и если это не запрещено - я бы снимал именно с него. Простора для творчества много больше. А про мобильность без штатива ты прав лишь отчасти. Попробуй, зато все станции будут в идеальном качестве.
1. О СКМщиках и прочих: 9 апреля ездил в Петербург, где удалось отснять 56 станций (из 63). Порядка на 10 из них был проинформирован, что снимать можно только без вспышки, а на двух: Улица Дыбенко и Лиговский проспект - у меня проверили документы. Причем это было в первой половине дня, к вечеру их активность заметно падает.

2. Василеостровская наглядно демонстрирует проблему именно Питерского метро (в Москве с таким практически не встречаюсь): сильное закарнизное освещение свода, так что если выдержку определять по нему, то вся станция получается темной, а если по станции, то свод абсолютно белый (как здесь).

3. Игорь, а почему ты в вестибюлях не фотографируешь? На тех же Нарвской и Балтийской панно над наклонным ходом, медальоны на фасаде. Из всех наборов фото эти самые редкие, и, как правило, менее доступны для всех, кроме регулярных пассажиров станций. Я тоже перед поездкой сделал список с включением всего, что интересного можно найти в вестибюлях. Правда, успел не
везде :)

4. Чувствую себя неандертальцем. На моей недозеркалке шумы уже на ISO 400 вылезают, так что приходится работать с выдержкой в среднем 1/15. А резкость - уже как повезет. И еще ББ по белому листу определяю :)
1. Известный факт, о котором мало кто знает: служба СКМ работает до 22 часов или даже до 20. То есть, после этого времени можно было безнаказанно пить пиво в открытой упаковке даже до отмены запрета на фотосъёмку :-).
А ты со вспышкой пытался фотографировать, что ли? Или они занимаются таким информированием даже если ничего не нарушаешь?

2. Закарнизное освещение — это не проблема, мне даже нравится (с функциональной точки зрения, а не с эстетической).
Потолок на Василеостровской очень малоконтрастный, поэтому на этих фотографиях он кажется пересвеченным. Но на самом деле на Василеостровской освещение очень хорошее и равномерное, вся станция запросто влезает в динамический диапазон камеры (кроме небольших участков около ламп). Я подбирал экспозицию прижимая на гистограмме пик от потолка к правому краю; а потом можно покрутить кривую и добавить видимой контрастности потолку. Получается отлично. А на этих превьюшках никакой коррекции нет.

3. Вестибюли буду фотографировать отдельным заходом, не ночью. Днём, по выходным дням, и, наверное, объезжая их по верху на машине. Так будет быстрее, чем подниматься и спускаться на каждой станции.

4. Чем фотографируешь сейчас? Почему "недо"?
1. Нет, все без вспышки. Да и не нужна она.
Может они рассчитывают, что кто-то не в курсе об изменениях правил пользования и по старой памяти пытаются содрать штраф?

4. Да все тем же: fujifilm s8000fd. Недо- потому что это не зеркалка, хотя качество съемки мне нравится. Но вот чего на самом деле не хватает - так съемки в raw
Почему-то нет. Городские мосты мне не очень приятны, потому что это пробкообразующие места, где всегда воняет из-за обилия автотранспорта. Под землёй и на окраинах мне больше нравится. :-)
Понятно... :)
Но если какой-нибудь из них случайно промелькнёт на твоих фотках на фоне городского пейзажа буду рад...)

Это какое-то новое увлечение у меня. Причем именно в Питере и, как правило, разводные.
Большинство — по домам, спят уже. Кто-то ещё смотрит телевизор или ужинает. Некоторые прячутся за краями кадров или на мелком заднем плане. Кто-то опаздывает и со всех ног бежит к метро, но, скорее всего, уже не успеет и будет ловить машину. :-)
Эх, немного промахнулся с порядком вопросов. А в следующем комменте будет просьба показать все фотографии с одной фотосессии, даже не вошедшие в основную подборку? :-)

Да, многие сотрудники и таблички метрополитена думают, что фотографировать нельзя. Как-то так: http://one-in.livejournal.com/69795.html#ph14 (на 14-й фотографии). Но они ошибаются.
Вместе — с удовольствием! А то я, стоя по пол-часа в одиночестве, уже начинаю разговаривать сам с собой и всякие другие признаки шизофрении замечаю. :-)
На этой неделе вряд ли соберусь, много всяких срочных дел накопилось, которые нужно решить до конца апреля. В начале мая договоримся.
Кстати, а что ж Маяковскую не сфотографировал когда пересаживался? Вроде бы считается самый красивый в мире "горизонтальный лифт"? :)
Маяковскую не фотографировал потому что торопился на пересадке на последний поезд. Вдруг он подойдёт прямо сейчас и я не успел бы сбежать по эскалатору.
Пока ждал его на Площади Восстания несколько минут, сделал несколько снимков.

Маяковская, как все горизонтальные лифты и односводчатые станции, особенно с несколькими входами или с переходом — это особенно тяжёлый случай. Здесь нет колонн или пилонов, за которыми можно спрятать редких людей. Прождать момент без людей можно очень долго. Думаю "брать" её потом не перед закрытием, а ранним утром, спустившись бегом самым первым пассажиром.
Извиняюсь за столь запоздалый комментарий. Рассматриваю сейчас разные фотопосты о метро и зашел сюда. И пришел в голову простой вопрос: Игорь, а что так мелко? :) Что-то очень уж захотелось посмотреть на эти фото размером покрупнее, особенно на отсутствующие в других постах Приморскую, Василеостровскую, Площадь Восстания и Спортивную...)