metro

На станциях метро Петербурга меняют освещение на оранжевое

Наверное, почти все петербуржцы уже давно заметили, что наше метро постепенно приводится к новому виду, называемому "новым информационным пространством", основная идея которого заключается в том, что для удобства "навигации" информационное оформление всех станций должно выглядеть похоже друг на друга.

По этой концепции все старые указатели, являющиеся частью дизайна станции, демонтируются, вместо них устанавливаются однотипные безликие. Металлические буквы на путевых стенах демонтируются, вместо них наклеивается цветная изолента во всю длину путевой стены, на которой 100-500 раз повторяется название станции. Схема линии в рамочке со списком пересадочных станций демонтируется, вместо него наклеивается белая самоклейка почти во всю высоту путевой стены со списками станций всех линий по диагонали. Указатели "выход в город на такую-то улицу" заменяются на однотипные "Выход Way Out", чтобы не грузить иностранцев лишними названиями. Также производится поэтапная замена освещения на всех станциях на ярко-оранжевое натриевое независимо от цветовой гаммы освещения по исходному проекту, после чего половина освещения выключается. Для экономии и единообразия светильников.

Мне тут внезапно пришлось съездить на Дыбенко (по этой части Правобережной линии не ездил очень-очень давно), и я был в шоке от увиденной замены освещения. Ладожская, которая с детства запомнилась мне в печально-серых тонах, оформление которой посвящено Дороге Жизни, с жёлтым освещением выглядит просто комично, несоответствующе тематике оформления. На Проспекте Большевиков оранжевое освещение вписалось ещё более-менее приемлимо, а вот Улица Дыбенко с оранжевым светом выглядит как-то странно, не могу понять, нравится мне или нет. Оранжевое освещение на Достоевской выглядит ужасно, никогда не думал увидеть в этих симпатичных фонариках классического вида 19 века эти неприятные оранжевые натриевые лампы. А вот Спасская мне даже понравилась, там тёплый оранжевый свет хорошо сочетается с жёлтым мрамором, которым облицованы пилоны и стены. Таким образом, 4-я линия стала 1-й линией петербургского метро, где все станции были приведены к единообразному освещению.

У меня сначала возникла мысль, что вместе с цветными полосами "изоленты" с названиями станций, покрашенной в цвет линии, будет аналогично заменено освещение: на 4-й линии — оранжевое, на 5-й — фиолетовое, на 2-й — синее, и т.д. :-), но она не подтвердилась: вместе со Спасской был абсолютно одинаково "обработан" весь пересадочный узел С-С-С. На Сенной голубая кафельная плитка в оранжевом свете выглядит серо и уныло, совсем не сочетается с тёплым светом.

Обсуждали эту тему у меня в ЖЖ, мнения разделились. Многим такая замена не по душе. Например, мой друг amavlyanov пишет в комментах: бл####дец. а вот за светильники светильником же и ******ать бы того кто это придумал. Но кому-то замена освещения понравилась. Например, oas пишет в комментах: По сравнению со ртутным освещением CRI навскидку не сильно хуже (если воообще хуже), зато позитива гораздо больше. Ну, подсознательные аллюзии на солнечный свет, все дела. А до промышленного яркого света с хорошим CRI у нас ещё не доросли.

А вы что об этом думаете?

[ | ]
1. Станция Улица Дыбенко.


[ | ]
2. Станция Ладожская.


[ | ]
3. Станция Достоевская.


[ | ]
4. Станция Спасская.


[ | ]
5. Станция Садовая.


[ | ]
6. Станция Сенная Площадь.


Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: станция Лиговский проспект

Следующая: станция Ладожская

нда... Ладожска яваще какое-то Quake...

я думаю, скоро лампочки опять поменяют.
на светодиодные :) в соответствии с линией партии

просто надо было эти освоить.

ооф/2
тут был у людей - фонари поставляют на улицы нашего города, чугунные такие в центре много где стоят, говорят начали делать диодные - удорожание не сильное, а экономия и освещенность доставляет.



> я думаю, скоро лампочки опять поменяют.

Обязательно. Чтобы освоить ещё один такой же объём бюджетных средств.

> говорят начали делать диодные - удорожание не сильное, а экономия и освещенность доставляет.

Светодиодные фонари, действительно, очень экономичные. Но насчёт несильного удорожания пока рано говорить. Говорят, раз в 5 дороже. Но если их использовать круглосуточно и в больших объёмах, их стоимость потом отобъётся на стоимости сэкономленной электроэнергии.
И ещё они сгорают реже. Дольше работают — дешевле обслуживание, меньше лазить менять придётся.
Светодиоды ставят исключительно чтобы лазить меньше. Причём это лазание в диодных светильниках вызвано не отказом диодов, которые действительно сейчас неубиваемые при правильном питании, а в основном отказом драйверов (блоков) питания.

Насчёт экономичности пока не совсем всё так хорошо - энергоэффективность металлогалогеновых ламп, к коим относятся и натриевые, пока выше - до 180 лм/Вт. Лучшие диоды только-только превысили 100 лм/Вт. Могу только сказать, что натрий среди металлогалогена просто самый дешёвый. В тех же светильниках можно использовать и колбы с другими газовыми составами, дающими вполне приятный белый свет, но это дороже. У натрия к сожалению ещё и остро стоит проблема деградации - через год колбы нужно менять, так как потеря светоизлучения почти половинная.
как ктото хорошо заметил - ктото хорошо получит откатик с закупки этих ламп .
не зря везде меняют - этож какой обьем закупок то .
Ага, в моём восприятии это тоже нисколько не похоже на солнце. Для меня солнечный свет — белый, с почти непрерывным спектром (что немаловажно для получения правильной цветопередачи освещаемых объектов). А в этом оранжевом свете синее получается чёрным, и все остальные цвета тоже перемешиваются.
У солнца такой оранжевый отсвет получается иногда на рассвете или закате, но не при любой облачности, и не настолько кислотно насыщенный.
Написал бы хоть, что фотошоп (кроме Ладожской, НИП, кстати, её добьет). Спасской, к счастью, замена не грозит пока, там люминесцентное освещение, как и на Садовой. Тем не менее бредовость замены освещения ты хорошо показал.
Не совсем Фотошоп. Лайтрум. :-)
А Ладожскую добавил для пущей правдоподобности.

Люминисцентные трубки заменить на натриевые лампы, КМК, работа почти такой же сложности, как замена ДРЛ на натриевые. В обоих случаях нужно менять схему питания.
Кстати, на Площади Ленина до установки натриевых ламп разве не люминисцентные трубки были?
ко всему ривыкнем.
я помню, каким диким и страшным шоком был оранжевый свет уличных фонарей на Невском. но за 20 с лишним лет привыкли, и ничего.
насекомое все стерпит.
Я к оранжевому освещению в центре города никак привыкнуть не могу. Центр города при нормальном освещении выглядит красочно, а при оранжевом все цвета превращаются или в оранжевые, или в чёрные.
А на магистралях на городских окраинах - в самый раз. Однотипные дома серых оттенков никаким освещением не испортишь.
теперь нормальный свет на Невский уже не вернуть. потому что тогда людям будет казаться, что стало темно и ничего не видно.
а кто не помнит нормального света, для того он покажется ужасом и отвратиной.
Натриевые лампы хорошо подходят лишь для освещения открытых пространств. Чтобы додуматься до использования их в метро - надо быть совсем альтернативно одаренным.
Ога, ездил я вчера со своего Купчина на Ладожскую (сто лет там не был!), видел всю эту замену своими глазами. Жуть! Изуродовали станции.
Кстати, на глаз мне показалось, что Ладожская - более жёлтая, чем все остальные оранжевые. И на твоих фотографиях это тоже заметно. Интересно, с чем это связано? Разные типы ламп или разная отделка станций влияет?
ага, иностранцев названиями лишними не грузим, а станции чтоб все на одно лицо были, это пожалуйста. вот логика то.
Да желтый цвет ужасен. Цвет болезни.
Ну, вроде, Лиговский, Ладожскую с Новочеркасской уже давно перевели на такой свет. Так что скорее всего соглашусь с остальными ораторами - распил.
Что-то и так всё плохо: взрывы, денег нет, трамваи угробили, со здоровьем проблемы начались, а тут ещё такое. Ну типа как кулаком под дых. Уроды. Блин, нельзя мне сейчас волноваться... :(
Лично мне не нравится безликость (да, я великий оригинал, знаю) и ртутное освещение я предпочитаю любым другим.
Так что обидно, я скора снова в Питер, а там - такое что ли? Где то, что я видел 3 года назад?
Указатели "выход в город на такую-то улицу" заменяются на однотипные "Выход Way Out", чтобы не грузить иностранцев лишними названиями И из-за небольшой кучки иностранцев нужно лишить жителей города возможности легче ориентироваться? На мой взгляд, то ли цель не оправдывает средства, то ли им просто лень обновлять указатели.
Что касается Достоевской и Сенной площади, то здесь мне натриевое освещение кажется лишним, на Достоевской оно абсолютно не гармонирует с классическими петербургскими фонарями, а Сенная большую часть жизни прекрасно выглядела в свете ртутных ламп, с натриевым освещением сильно изменилось цветовосприятие на станции, цвета выглядят менее выразительно. Спасскую видел только в натриевом освещении поэтому здесь ничего сказать не могу. Насчет Садовой и Дыбенко затрудняюсь ответить, правда Дыбенко в люминесцентном освещении помню весьма плохо. Но в целом я всё же против замены освещения вообще, первоначальное освещение всегда лучше вписывается в интерьер зала станции, как люминесцентное так и лампы накаливания.
На Большевиков был такой момент, когда освещение по одной стороне было уже рыжее, а по другой -- ещё голубоватое. И вот это было действительно кррруто! Я бы описал психологический эффект как "в тени в солнечный день" -- то есть вполне в духе ожидаемого от такого места, как метро. Свет падал больше с одной стороны, чем с другой, что тоже в наших широтах вполне подсознательно привычно. И не было такого тотального завала в рыжину. Вот это, по-моему, было идеально -- и не так уныло, как старый ртутный свет, и не так назойливо, как нынешний натриевый.

Что касается информационных указателей, я тут в конце года забрёл на Невский Проспект -- и обалдел. Не знаю, как охарактеризовал бы это Лебедев, но на мой взгляд это вышло наименее совково из всех виденных мною станций нашего метрополитена. Просто прорыв. Живые цветные пятна на унылом лифте, притом довольно органично вписанные. Да и полоса нормально легла. Вот более индивидуальные станции -- с ними не знаю, как получится. Наверно, не очень хорошо. Даже если концепт рисовал толковый дизайнер, вряд ли его додумываются толково привязывать к станции.

По поводу инфы для иностранцев мой личный опыт подсказывает вот что. Если пытаться ориентироваться в иностранном метрополитене, да ещё чтобы местный язык был тебе незнаком, очень важно, чтобы названия были по возможности переведены, а не транслитерированы. Например, название Rautatientori я запомнил только с третьего посещения Хельсинки, а Central Railway Station, как ни странно, с первого :-) Было бы замечательно писать "Pioneer" вместо "Pionerskaja", но это поначалу может показаться слишком круто. Допустим. Но "Ploschad" -- это полный пиздец. "Ploschad Aleksandra Nevskogo" вместо "Alexander Nevsky sq." это ёбаный стыд.

Кстати, что лично мне бы хотелось увидеть, так это привязку к сторонам света. Я верю, что не у всех жителей и гостей города географический кретинизм в столь запущенной стадии, что они не знают, где у карты верх. Твои фотографии отдельных еврометрополитенов и мои личные воспоминания Стокгольмского это подтверждают -- там компас не стыдятся нарисовать. У нас додумались рисовать крупный кусок карты вокруг выхода из метро, но пока не додумались наглядно уточнить, в какую же сторону будет этот выход.
Re: •
У смешения натриевого и ртутного света есть свои особенности. Свет ртутных ламп сам по себе воспринимается почти белым, голубовато-зеленоватый отлив почти не ощущается. А вот когда рядом появляются другие источники света, особенно оранжевые, ощущения сразу же обостряются, как будто бы saturation выкрутили на 100-500%, и ртутные лампы сразу начинают казаться очень зелёно-голубыми.

Насчёт Невского: ты, наверное, имеешь в виду Гостиный двор? На Гостинке НИП мне в целом понравился с эстетической точки зрения. Раньше была абсолютно безликая станция, сейчас появилось хоть что-то "живое". А на Невском проспекте сочетание красных стен с серебристыми блёстками, синей полосы и оранжевого света — чудовищное сочетание цветов, на мой взгляд. Хуже этого были только "веб-дизайнеры" конца 90-х, размещавшие сиреневый текст на зелёном фоне или тёмно-синий на чёрном.

Насчёт транслитерации полностью согласен. Было бы намного больше пользы, если бы улицы-проспекты-площади-набережные переводились бы на английский, а не транслитерировались. Ploschad — это ППЦ. Ещё бы написали "Vykhod v gorod" и "Perekhod na pervuyu liniyu" для полноты картины. :-))
Смешение заваливается в зелень разве что на фотке. Вживую это далеко не так страшно смотрелось, да и лампы перед заменой на Пб стояли уже не из самых зелёных сортов, более нейтральные. В общем, неплохо было.

Эммм ... да. Гостиный Двор, точно :-) Перепутал. Да и узел сам по себе настолько интересно скроен, что выход в город с одной стороны станционного зала принадлежит Гостиному Двору, а с другой -- Невскому Проспекту.

Идея переводить само название (например, "Восстания") мне поначалу показалась стремноватой -- а как с местными объясняться? Но потом я прикинул, насколько часто в чужом метрополитене мне нужно было запонить название vs. поговорить о нём с местными -- получилось где-то 100%/0% :-) Да и чтобы поговорить с местным, надо, чтобы этот местный знал английский, а раз знает, так и поймёт ) А вот запоминаемость вырастет на порядок.
мне вообще не нравятся нововведения в метро. Испоганивают станции, лишают того, чтьо было предусмотрено в угоду туристам и понаехавшим.
По-хорошему, кроме возвращения убранства станций надо открыть фальш-панель на Нарвской...