metro

Метро Стокгольма, наземные станции на юге Зелёной линии

Некоторое время назад я начал показывать метро Стокгольма (Stockholms tunnelbana) - один из самых красивых метрополитенов мира. Фотопрогулки по метро Стокгольма были начаты с Синей линии (северо-запад города), каждая станция которой - это пещера, вырубленная в гранитных скалах, расписанная разными художниками - каждая по-своему.

На самом деле не всё метро Стокгольма именно такое. Подземных и наземных станций в нём примерно поровну. Сегодня для контраста хочу показать станции совсем другого типа - наземные станции в южной части Зелёной (первой) линии - Gröna linjen. Наземные станции оформлены намного проще, чем подземные пещеры, но, как я понял, в Стокгольме действует концепция "метро - объект искусства", поэтому каждая невзрачная станция при проведении текущего или капитального ремонта украшается каким-либо образом (мозаика, скульптура, арт-объект) и обретает своё собственное неповторимое "лицо". Иногда "изюминка" оформления станции не видна прямо на платформе и чтобы её найти, нужно зайти в вестибюль или спуститься в подземный переход. К сожалению, я не сразу это понял и, наверное, пропустил какое-то количество интересных элементов оформления; но и того, что я успел увидеть, хватило чтобы получить удовольствие от прогулки по этой части метро.

Итак, юг зелёной линии. Эта часть линии два раза раздваивается на три отдельные ветки (T17, T18, T19), ведущие в разные микрорайоны на южных окраинах города. Почти все станции (22 из 24 рассмотренных) - наземные, с островной платформой, широкой посередине и сужающейся почти до острия в начале и/или в конце, около половины платформы обычно накрыто крышей, вторая часть - открытая; часто станции расположены в кривой. Большинство станций Зелёной линии построено в 1950-е годы, каждая из веток была продлена на 1-2 станции в 60-е, 70-е и 90-е годы, а в 2000-е годы некоторые станции были реконструированы или капитально отремонтированы.

Начнём прогулку со станции Gullmarsplan в пяти перегонах к югу от T-Centralen, где Зелёная линия раздваивается первый раз…

Сначала проедем по маршруту T19, ведущему на юго-юго-запад, затем - по T18, самому южному (средняя ветвь), потом - по T17, юго-восточному, с самыми новыми станциями.

[ | ]
1. Gullmarsplan [Гу́льмашпла́н], - станция на 4 пути. Одна пара путей используется маршрутом T19, ответвляющимся после этой станции в отдельную ветку, другая пара - маршрутами T17 и T18. Слева - пути скоростного трамвая Tvärbanan, на котором я прошлый раз ездил в современный жилой район Sickla.


[ | ]
2. Gullmarsplan, противоположная часть станции - под навесом.


[ | ]
3. Globen [Глёбен]. Станция находится рядом с большим спортивно-концертным комплексом Ericsson Globe (большой шарик, возвышающийся на заднем плане фотографии). Эта станция и 4 следующие открыты 09.09.1951.


[ | ]
4. Enskede gård [Э́ншкеде горд]. Наземная станция стандартного типа. Судя по асфальтовой платформе (не плитка) и отсутствию украшений, эта станция ещё не подвергалась реконструкции.


[ | ]
5. Sockenplan [Су́кинпла́н].


[ | ]
6. Sockenplan. Скульптурная группа на платформе.


[ | ]
7. Svedmyra [Сведмю́ра]. На переднем плане - некий арт-объект в виде острого кола.


[ | ]
8. Svedmyra. Декоративная отделка шахты лифта.


[ | ]
9. Stureby [Сту́ребю́]. Предварительная версия станции была открыта 09.09.1951, к 01.10.1953 была построена текущая версия станции.


[ | ]
10. Bandhagen [Бандро́ген], 22.11.1954. Станция украшена гигантскими линейками, чем-то вроде штанген-циркуля, фрагментами гранитных глыб. Предполагаю, что тема оформления связана с какой-нибудь строительной организацией, расположенной поблизости.


[ | ]
11. Bandhagen, элемент декора.


[ | ]
12. Högdalen [Хёгдо́лен]. Первоначально станция была открыта в 1954 году, к 03.11.1957 перестроена на три пути вместе с открытием депо. Современное украшение станции - гигантские трёх- или четырёхметровые бронзовые тюльпаны, установленные на обеих платформах.


[ | ]
13. Högdalen, гигантские тюльпаны крупным планом.


[ | ]
14. Rågsved [Ро́гсвед], 13.11.1959.


[ | ]
15. Rågsved, гигантский арт-объект на платформе.


[ | ]
16. Hagsätra [Хагсе́тра], 01.12.1960. Конечная станция этой ветки и маршрута T19. Перекрёстный съезд расположен перед станцией, оборот поездов осуществляется то по одному пути, то поочерёдно по обоим.


Теперь возвращаемся на станцию Gullmarsplan и едем оттуда на станцию Skärmabrink, вторую развилку Зелёной линии.

[ | ]
17. Skärmabrink [Хэ́мабри́ньк], 01.10.1950. Развилочная станция на 4 пути: средние пути используются маршрутом T18, по которому мы поедем дальше, крайние - T17. Рядом с этой станцией находится депо.


[ | ]
18. Skärmabrink. Арт-объект на одной из платформ.


[ | ]
19. Blåsut [Блосю́т]. Эта станция и 5 следующих открыты 01.10.1950.


[ | ]
20. Sandsborg [Сандсбо́рь]. Архитектура станции минималистична.


[ | ]
21. Skogskyrkogården [Ско́гщюкого́дан]. Тоже типовой проект, но есть украшения.


[ | ]
22. Skogskyrkogården. Украшение станции - деревянный стол и два громадных (почти в человеческий рост) деревянных кресла.


[ | ]
23. Tallkrogen [Талькрю́ген]. Типовой проект без заметных украшений.


[ | ]
24. Gubbängen [Губэ́ньан]. Аналогично.


[ | ]
25. Hökarängen [Хё́карэ́ньан]. "Колоритная" станция - декоративные пластины между колоннами покрашены в пары цветов, плавно меняющихся по градиенту между двумя концами платформы.


[ | ]
26. Hökarängen, непонятный арт-объект на платформе.


[ | ]
27. Farsta [Фо́ршта], первоначально построена 18.11.1958, перестроена 04.11.1960. Долгое время станция была конечной, имеет более широкую платформу по сравнению с другими станциями.


[ | ]
28. Farsta strand [Фо́ршта странд], 29.08.1971. Крытая (не подземная) станция, конечная станция ветки маршрута T18. К западу от платформы проходит третий путь, назначение которого осталось для меня непонятным.


Теперь возвращаемся на станцию Skärmabrink и далее едем по маршруту T17, юго-восточному, с самыми новыми станциями. Здесь есть даже две подземные станции.

[ | ]
29. Hammarbyhöjden [Ха́мабюхё́дэн], 18.11.1958. Видно, что станция недавно была отремонтирована-обновлена.


[ | ]
30. Björkhagen [Бьёркхо́гэн], 18.11.1958.


[ | ]
31. Björkhagen, арт-объект на платформе.


[ | ]
32. Kärrtorp [Щя́рторпь], 18.11.1958.


[ | ]
33. Bagarmossen [Бо́гамо́сэн], 15.08.1994. Первоначальная версия станции (18.11.1958) была наземной, но при продлении линии в 90-е годы была построена новая станция - подземная односводчатая пещерная. Впрочем, оформление этой станции минималистично по сравнению с пещерными станциями Красной и Синей линий - на некрашеных стенах просто установлены цветные градиентные полосы.


[ | ]
34. Skarpnäck [Скарпнэк], 15.08.1994. Самая новая станция линии, конечная для маршрута T17. Станция односводчатого пещерного типа. Оформлена в насыщенных красных тонах. По оси станции установлены гигантские (с человеческий рост) гранитные скамьи.


[ | ]
35. Skarpnäck, выход со станции.


[ | ]
36. Skarpnäck. Как обычно на стокгольмских подземных станциях, здесь установлен знак с указанием сторон света.


Вот и всё, юг Зелёной линии осмотрен. В следующей прогулке по метро Стокгольма я покажу станции другого типа - не похожие ни на наземные станции этой серии, ни на пещерные станции предыдущей серии.

PS. Эта фотопрогулка оформлена в формате "пробежки" - по 1-2 фотографии на станцию, чтобы не превысить лимит в 36 фотографий. На Metrowalks.Ru потом пойдёт полная подборка фотографий каждой станции во всех ракурсах. Если какие-то станции особенно заинтересовали - пишите в комментах, посвящу им отдельные внеочередные посты с большим количеством фотографий.


Дополнительная информация: схема метро Стокгольма на сайте UrbanRail.Net


Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Синяя линия - "пещерные" станции

Следующая: центральные станции Зелёной и Красной линий


Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции и Стокгольму: Стокгольм, прогулка по современному жилому району Sickla

Следующая серия: виды Стокгольма с городского лифта Katarinahissen

Они в самом конце, не каждый до них доезжает, вот никто и не знал. :-)

Следующая серия будет примерно через месяц, не всегда удаётся найти время на работу такого объёма. На такие обзорные посты уходит почти целый день: фактически готовятся материалы по всем станциям линии, а потом из них делается сжатая компиляция.
Хотел спросить: "как вы это делаете", а сейчас сам увидел.
Похоже, что это баг в шрифтах или в их рендерере в ОС. Вчера на ноуте с Вистой всё показывалось нормально во всех ЖЖшных стилях, а сейчас на домашнем компе с ХР вижу съехавшие ударения в стиле Horizon, который включен в моём аккаунте, а в стиле Lanzelot, который используется по умолчанию для незарегистрированных пользователей, всё в порядке. Переключил у себя стиль на Lanzelot, хоть он мне и не нравится. Потом буду думать, как починить Horizon, сейчас времени нет.

Edited at 2010-03-09 13:07 (UTC)
Нашёл, проблема в шрифте Verdana на XP. Абсолютно та же самая проблема, если скопировать мои слова в любой юникодный текстовый редактор (Word, OpenOffice Writer, ...) и выбрать шрифт Verdana. В шрифтах Arial и Times New Roman проблемы нет. А в Courier New и Microsoft Sans Serif баг другой: под ударение выделяется отдельное знакоместо, хотя по стандарту Unicode для этого символа отдельная позиция не выделяется, он должен прилипать к предыдущему.
Это всё было на XP. Посмотрел на ноуте с Вистой, там все эти шрифты, кроме Courier New, отображаются нормально. Надо ещё попробовать поставить на XP шрифты от Висты, но не знаю, как это сделать, и некогда сейчас разбираться.
Может, эти арт-объекты связаны с названиями станций?
Например, "björk" переводится как "берёза". Не удивлюсь, если всё название станции Björkhagen переводится как "Берёзки дачные" какие-нибудь.
Какое в Стокгольме огромное число станций -100! А город-то в 4 раза меньше Петербурга. Что можно сказать в оправдание Петербургского метрополитена?:(( В Стокгольме ещё и трамваи классные! Когда такие в Питере появятся?
Да, система общественного транспорта Стокгольма идеальна, считается одной из самых лучших в мире по плотности покрытия и качеству обслуживания.

В оправдание сети общественного транспорта в Петербурге и метро в частности лично мне сказать нечего. Отставание от нужд города было ещё в 80-е годы XX века, а в последующие годы ситуация катастрофически усугубилась: метро всё никак не могут достроить начатое ещё тогда, а наземный транспорт за последние 15 лет практически убит.

Рекомендую почитать посты tu2_167 по тегу "размышления о судьбе Петербурга". Он там очень ёмко описал все наши проблемы.
Спасибо тебе, Игорь, за познавательные посты и много красивых фот! :)
Это общее такое спасибо!
Очень нравятся твои посты!!! Ценно! Просто я как-то редко говорю "Спасибо!" :)
Хорошее сравнение. :-)
А вот как в стокгольмском метро экстренная связь реализована - к сожалению, не обратил внимание. В глаза не бросалось. Но ведь что-то должно быть, это точно.
Должны быть не "почти", а на всех. Даже на глубоких подземных станциях есть лифты, там они поднимаются по наклонному ходу рядом с эскалаторами.

Если понравилась последняя станция, рекомендую посмотреть предыдущий метрошный пост по ссылке в конце поста — о пещерных станциях Синей линии.