metro

Московское метро, Замоскворецкая линия

Теперь, когда у меня есть новые фотографии всех станций московского метро в приличном качестве, можно отказаться от хаотического порядка предыдущих серий (:10-5-6-8-4-1:) и перейти к последовательному показу всех оставшихся линий. Прошлый раз была первая — Сокольническая линия, сегодня будет вторая — Замоскворецкая.

Итак, Замоскворецкая (бывшая Горьковско-Замоскворецкая) линия. Вторая линия линия Московского метрополитена, первые станции которой были открыты в 1938 году (участок Сокол — Театральная), а последние — в 1985 (участок Орехово — Красногвардейская). Интересные факты из истории формирования линии: станция Тверская построена и открыта в 1979 году на действующем перегоне без остановки движения; участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии с 1995 года преобразован в самостоятельную Каховскую линию.

В настоящее время это одна из самых длинных и загруженных линий московского метро. Длина линии составляет 37 км (4-е место после АПЛ, СТЛ, КРЛ), количество станций — 20. На линии есть станции уникальных проектов 1930-х годов, глубокие пилонные станции "сталинской" архитектуры, типовые "сороконожки" и односводчатые станции более поздних лет (наземных и надземных станций нет).

[ | ]
1. Речной вокзал. Дата открытия — 31.12.1964 (в составе участка Сокол — Речной Вокзал). Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны отделаны коричневым мрамором, путевые стены облицованы светло-голубой и белой плиткой. Станция выглядит как брат-близнец соседней станции — Водный стадион (рисунок отделки совпадает, немного отличается оттенок цвета). Выход в город на Фестивальную улицу.


[ | ]
2. Водный стадион. 31.12.1964. Типовая классическая "сороконожка". Колонны отделаны серым мрамором, путевые стены облицованы синей и белой плиткой. Станция выглядит как брат-близнец соседней станции — Речной вокзал (рисунок отделки совпадает, немного отличается оттенок цвета). Примечателен пол платформы: он выложен гранитными плитами неправильной формы. Выход в город к Головинскому шоссе, Кронштадтскому бульвару и улице Адмирала Макарова.


[ | ]
3. Войковская. 31.12.1964. Типовая классическая "сороконожка". Колонны отделаны белым мрамором, путевые стены облицованы голубой и чёрной плиткой. Выход в город к Ленинградскому шоссе, площади Ганецкого, улице Зои и Александра Космодемьянских.


[ | ]
4. Сокол. Дата открытия — 11.09.1938 (в составе второй очереди строительства Московского метрополитена). Тип станции — колонная двухпролётная (один ряд колонн) мелкого заложения, индивидуальный проект. Выход в город на Ленинградский проспект.


[ | ]
5. Аэропорт. 11.09.1938. Тип — односводчатая мелкого заложения (индивидуальный проект). Выход в город на Ленинградский проспект.


[ | ]
6. Динамо. 11.09.1938. Тип станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Выход в город на Ленинградский проспект и к стадиону "Динамо".


[ | ]
7. Белорусская. 11.09.1938. Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Переход на станцию Белорусская Кольцевой линии. Выход в город к Белорусскому вокзалу, на площадь Тверская застава, улицу Грузинский вал и 2-ю Брестскую улицу.


[ | ]
8. Маяковская. 11.09.1938. Тип станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Первая в мире колонная станция глубокого заложения. Выход в город на Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.


[ | ]
9. Тверская. Дата открытия — 20.07.1979. До 05.11.1990 станция носила имя Горьковская. Тип — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Станция уникальна тем, что она была построена в 1979 году на действующем с 1938 года перегоне без остановки движения (этому способствовала специфика грунтов в месте возведения станции). Переходы на станции Пушкинская Таганско-Краснопресненской линии и Чеховская Серпуховско-Тимирязевской линии (так называемый "узел трёх писателей"). Выход в город на Тверскую улицу, Пушкинскую площадь, Страстной и Тверской бульвары.


[ | ]
10. Театральная. 11.09.1938. До 05.11.1990 станция называлась Площадь Свердлова. Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Переход на станцию Охотный ряд Сокольнической линии и станцию Площадь Революции Арбатско-Покровской линии. Выход в город на улицы Охотный ряд, Большая Дмитровка, Театральный проезд, к Манежной площади, площади Революции, Никольской улице.


[ | ]
11. Новокузнецкая. 20.11.1943. Первоначальное название — Ново-Кузнецкая. Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Благодаря шикарной отделке, в 1946 году станция была удостоена Сталинской премии 1-ой степени. Переход на станции Третьяковские Калужско-Рижской и Калининской линий. Выход в город на Пятницкую улицу.


[ | ]
12. Павелецкая. 20.11.1943. Тип станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). [очень длинный] Переход на станцию Павелецкая Кольцевой линии. Выход в город к Павелецкому вокзалу, на Павелецкую площадь, улицы Зацепа и Дубининская, на Садовое кольцо и на Новокузнецкую улицу.


[ | ]
13. Автозаводская. 01.01.1943. Прежнее название — Завод имени Сталина (до 05.07.1956). Тип станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (индивидуальный проект, из монолитного бетона). Выход в город на Автозаводскую улицу, Кожуховские улицы, к Автозаводскому проезду и улице Мастеркова.


[ | ]
14. Коломенская. 11.08.1969. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Путевые стены облицованы желтой керамической плиткой; восьмигранные колонны облицованы серым мрамором. Выход в город на проспект Андропова и Нагатинскую улицу.


[ | ]
15. Каширская. 11.08.1969. Станция построена по индивидуальному проекту как единая конструкция из двух типовых колонных трёхпролётных залов мелкого заложения из сборного железобетона ("сороконожки"), разделённых тонкой стенкой. Станция строилась как совмещённая пересадочная станция Замоскворецкого радиуса и Большой Кольцевой линии, часть которой раньше действовала в составе Замоскворецкой линии, а позже была отделена в независимую Каховскую линию. Выход в город на Каширское шоссе.


[ | ]
16. Каширская, второй зал станции. Отличается цветом облицовки колонн.


[ | ]
17. Кантемировская. 30.12.1984. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, из монолитного бетона (типовой проект). Выход в город на Пролетарский проспект и Кантемировскую улицу.


[ | ]
18. Царицыно. 30.12.1984. До 05.11.1990 называлась станция называлась Ленино. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект из сборного железобетона с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 м). В отличие от более ранних "сороконожек", эта станция отделана более богато: путевые стены облицованы красным и желтым мрамором с мозаичными вставками, колонны облицованы белым мрамором. Выход в город на Луганскую и Каспийскую улицы.


[ | ]
19. Орехово. 30.12.1984. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (с двумя рядами по 26 колонн; модифицированный типовой проект с монолитным центральным пролётом). Колонны и путевые стены облицованы белым и серым мрамором. Выход в город на улицу Баженова и Шипиловский проезд.


[ | ]
20. Домодедовская. 07.09.1985. Одна из двух самых новых станций Замоскворецкой линии. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект из сборного железобетона с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 м). Станция облицована белым мрамором. Выход в город на Каширское шоссе, улицу Генерала Белова и Ореховый бульвар.


[ | ]
21. Красногвардейская. 07.09.1985. Последняя станция Замоскворецкой линии. Односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона. На станции очень неприятное освещение с зеленоватым оттенком. Выход в город на Ореховый бульвар, улицы Мусы Джалиля и Ясеневую.


Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт "Прогулки по метро" пойдут полные фотоподборки по каждой станции.


Информация о Замоскворецкой линии на официальном сайте Московского метрополитена

Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: Сокольническая линия (1)

Следующая серия: Две станции Парк Культуры


PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого (фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, а "автомат" безбожно врёт). Если где-то наврал — подсказывайте, пожалуйста, чтобы я поправил до выкладывания новых фотографий на Metrowalks. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью — по сведениям официального сайта Московского метрополитена), если где-то видите ошибки — прошу поправить, сам я выходил далеко не через все выходы.

  • Музыка: Phreaky - The Second Moon
Про Павелецкую: То, что на фото - построено в 1953 году, в 1943 - без центрального зала, старый пилонный участок сохранился в южном торце. То есть, сделать описание по примеру Лубянки.

Красногвардейская на самом деле более темная и зеленая, чем на фото. А то получается что светильники на эскалаторах - синие.
в южном торце станции сохранился участок с первоначальными пилонами
Формулировка на сайте правильная: сами пилоны как конструкция сохранились, но первоначальным этот кусок назвать нельзя, так как он серьёзно ремонтировался. Например, зонты современные.
Об истории Павелецкой не знал и не видел вживую. Спасибо за уточнение. Когда следующий раз буду в Москве, обязательно заеду посмотреть.

Красногвардейская лично мной вживую воспринимается не очень зелёной, подгонял фотографию под своё восприятие. Но, конечно, ртутные лампы там какие-то странные, зелёный преобладает намного больше, чем обычно у подобного освещения.
Тверская - получилась мрачная и холодная, на самом деле чуть светлее и теплее.
Павелецкая - очень холодная, нужно сделать намного теплее, основной спектр - желтый. Мрамор колон Павелецкой и Театральной очень похож, можно ориентироваться на цвет Театральной.
Новокузнецкая - чуть теплее, раньше в спектре были розовые тона, но с новыми лампами все изменилось. Можно попробовать добавить немного розового оттенка.
Театральная - с 11.09.1938 г. по 05.11.1990 носила название Площадь Свердлова. В жизни станция немного светлее, попоробуйте сделать более светлым потолок.
Водный стадион - стоит обратить внимание на необычный и нестандартный пол платформы - характерный элемент дизайна 60-х годов.
Тверская на самом деле совсем не получилась. Ни по экспозиции, ни по композиции - не получилось поймать моменты без людей и не отснял все ракурсы. Включил её в список на перефотографирование когда буду в Москве следующий раз.
Большое спасибо за детальные советы по Павелецкой, Театральной и Новокузнецкой. Постараюсь их учесть, когда доберусь до компьютера с фотографиями (не в самое ближайшее время, напишу позже).
На пол на Водном стадионе внимание обращал, конечно же. Но я не думал, что такая неправильная форма плит - это элемент дизайна. Предполагал, что это получилось из экономии - собрали обрезки с других станций того же пускового участка. :-)
Спасибо за фото))
Честно говоря, эту линию (вместе с КРЛ и ТКЛ) никогда не долюбливал, возможно из-за большого количества "сороконожек" постройки 60-х, однако фото у тебя как всегда интересные...)
Если сравнивать с КРЛ и ТКЛ, на этой линии сороконожек как раз поменьше будет :-). Из трёх перечисленных мне меньше всего нравится ТКЛ.

Некрасивы только "классические сороконожки", которые с четырёхметровым шагом и кафельными стенами, более поздние с 6-метровым шагом, мраморными стенами и разнообразными потолками выглядят вполне прилично.
Вчера был на станции Кантемировской и вот на что обратил внимание: в дизайне платформенных светильников присутствует тема георгиевской ленты. В реальности она выглядит немного ярче и сочнее, чем на фотографии.
Несколько слов о станции Павелецкая. В книге, посвященной архитектору А. Душкину (архитектор станций Кропоткинская, Площадь Революции, Маяковская, Новослободская, Автозаводская)есть несколько страниц, посвященных строительству метро в годы войны. Павелецкая началась строится еще до войны по проекту, похожему на современный вид станции. Металлические конструкции колонн изготовлялись в Днепропетровске и в 1941 году после окупации города были захвачены фашистской Германией и использованы ей в военных целях. Чтобы успеть к открытию в 1943 году продления Горьковской линии до ЗИСа, было решено построить станцию по временному проекту без центрального зала (лондонский тип станции), а к первоначальному варианту вернуться после войны. Строительство временной станции было поручено Душкину.
Станция Новокузнецкая начала строиться тоже до войны, и темой станции был мирный труд СССР - это видно по мозаичным картинам на потолке центрального зала. Тже во время войны была добавленв тема войны: барельефы на военные темы, медальоны с профилями полководцев...
Ох... Я был уверен, что цветные полоски около указателей путей на Кантемировской - это реклама сети Билайн. Стыжусь...
У меня они получились не очень сочными, потому что засветились. Они светятся изнутри или сильно подсвечены маршрутоуказателями, а я обычно снимаю с экспокоррекцией в плюс (и затемняю при обработке), чтобы получить лучшую проработку деталей и меньше шумов в тенях, жертвуя деталями в пересвеченных областях, и не учёл, что здесь элементы оформления могут быть ярче всего.

Спасибо за уточнения по Новокузнецкой и Павелецкой. Очень познавательно.
Про переход
Кстати, про павелецкую-радиальную - не знаю, писали или нет - переход на кольцо действительно очень длинный, но есть возможность его сократить. Надо подняться по эскалатору как будто выходишь к Павелецкому вокзалу. Там наверху совмещены два входа на кольцевую и замоскворецкую линии(снаружи вход один, а под землей он разветвляется). Турникеты стоят на общем входе снаружи, поэтому "передумать" наполпути - не выходить в город, а спуститься на смежную станцию - можно бесплатно, не пересекая границу оплаты. Аналогично обстоит дело и на Театральной при переходе на Охотный ряд. Работники метро всячески не афишируют и замалчивают такой путь, представляя его как выход в город, но постоянные пользователи это знают и пользуются, экономя время, а, главное, собственные силы.