metro

Московское метро, Сокольническая линия

Как обычно, у меня посты по любой теме получаются в абсолютно хаотичном порядке. В мае-июне 2009 года у меня был двухсуточный фотомарафон по московскому метрополитену, когда я внезапно захотел перефотографировать заново все станции для моего сайта "Прогулки по метро". Получившиеся фотографии я начал публиковать не с первой линии, а откуда-то ближе к концу, потому что несколько станций, которые я не успел посетить или фотографии которых не удались по независящим от меня обстоятельствам, почти все оказались как раз на Сокольнической линии. В декабре прошлого года я посетил Москву ещё раз и отснял недостающие ракурсы и станции, и теперь готов показать "первую серию".

Итак, Сокольническая линия. Первая линия Московского метрополитена, первые станции которой были открыты в 1935 году 15 мая, это был участок Сокольники - Парк Культуры. В 1950-е..60-е годы XX века линия продлевалась в обе стороны, а последние открытия новых станций были в 1990 (Черкизовская, Улица Подбельского) и 2002 году (Воробьёвы горы, второе открытие после реконструкции).

В настоящее время длина линии составляет более 26 км, количество станций - 19. На линии есть колонные и односводчатые станции мелкого заложения, открытые в 1935 году, глубокие пилонные станции "сталинской" архитектуры, а также типовые "сороконожки" и односводчатые станции более поздних лет.

[ | ]
1. Улица Подбельского. Последняя станция Сокольнической линии, открытая 1 августа 1990 года. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 6 м). Колонны облицованы белым мрамором, путевые стены - металлическими полосами, из которых выложен геометрический орнамент. Выход в город на Открытое шоссе, Ивантеевскую улицу (бывшую улицу Подбельского) и 7-й проезд Подбельского.


[ | ]
2. Черкизовская. Дата открытия - 1.08.1990. Тип станции - односводчатая мелкого заложения (типовой проект, из монолитного железобетона). Путевые стены и часть свода облицованы темным металлом. Выход в город на Большую Черкизовскую улицу, Окружной проезд.


[ | ]
3. Преображенская площадь. Открыта 31.12.1965. Тип - колонная трехпролетная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м - классическая "сороконожка"). Колонны облицованны зеленоватым мрамором, путевые стены были облицованы белой керамической плиткой. В настоящее время ведётся замена облицовки на эмалированный алюминий ("вагонку-сайдинг евро-стайл"). Выход в город на Преображенскую площадь, улицы Большую Черкизовскую, Краснобогатырскую, Стромынку и Преображенский вал.


Пользуясь случаем, передаю привет посылаю лучи поноса и диареи сотрудникам отделения милиции станции Преображенская площадь, которым моё присутствие на станции с фотоаппаратом показалось настолько подозрительным, что мне пришлось прогуляться до их отделения, где мне так и не объяснили, какие ко мне есть претензии, чего от меня хотят (даже регистрацию не проверили!) и кто вообще все эти люди (даже не представились). Интересно, можно ли классифицировать их поведение по статье 3.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45) "Приставание к гражданам в общественных местах"? Из-за них было потеряно много драгоценного времени в ранние утренние часы.

[ | ]
4. Сокольники. Открыта 15.05.1935 в составе первого пускового участка Московского метрополитена. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения (2 ряда по 23 колонны с шагом 7 м). Колонны облицованы серым мрамором, путевые стены облицованы светло-жёлтой и чёрной керамической плиткой, пол выложен чёрным и серым гранитом. Выход в город на улицы Русаковскую и Стромынку и к парку "Сокольники".


[ | ]
5. Красносельская. 15.05.1935. Тип станции - колонная двухпролетная мелкого заложения (специальный проект из монолитного бетона). Колонны по центру платформы облицованы мраморовидным известняком светло-коричневых тонов, путевые стены отделаны жёлтой и коричневой керамической плиткой, пол выложен белым мрамором. Выход в город к Краснопрудной, Русаковской, Нижней и Верхней Красносельской улицам.


Пользуясь случаем, посылаю лучи поноса и диареи пьяному сотруднику московского метро, представившемуся начальником станции и в течение 20 минут не дававшему мне возможности сфотографировать станцию без людей, из-за чего впустую было потрачено много ценного времени в ранние утренние часы, когда до появления толпы счёт идёт на минуты.

[ | ]
6. Комсомольская. 15.05.1935. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения (2 ряда по 23 колонны с шагом 7 м), над путями сооружены пешеходные галереи. Колонны облицованы золотисто-жёлтым мрамором, капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи; путевые стены облицованы светлой керамической плиткой, стены и колонны балконных галерей облицованы светлым мрамором; пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на Комсомольскую и Каланчевскую площади к трём вокзалам - Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому. Переход на станцию Комсомольская Кольцевой линии.


[ | ]
7. Красные ворота. 15.05.1935. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Пилоны станции облицованы красным, серым, белым и жёлтым мрамором; путевые стены облицованы жёлтой керамической плиткой; пол выложен серым и чёрным гранитом. Выход в город на площадь Красные ворота, Каланчевскую улицу, Новую Басманную улицу и Боярский переулок.


[ | ]
8. Чистые пруды. 15.05.1935. Ранее называлась "Кировская". Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Первоначально распологала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала, реконструирована в трехсводчатую в 1971 году. Пилоны облицованы серым мрамором; путевые стены выложены белой керамической плиткой и чёрным гранитом; пол выложен серым и розовым гранитом. Выход в город на Чистопрудный бульвар, площадь Мясницкие ворота, Мясницкую улицу.


[ | ]
9. Лубянка. 15.05.1935. До 5.11.1990 называлась "Дзержинская". Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Пилоны облицованы белым мрамором; путевые стены отделаны белой фарфоровой плиткой; пол выложен чёрным и красным гранитом. Выход в город на Лубянскую площадь, Никольскую улицу, Театральный проезд и Новую площадь.


[ | ]
10. Станция Лубянка первоначально не имела центрального зала. Вид на старый аванзал. Станция перестроена к современному виду в 1973-75 годы.


[ | ]
11. Охотный ряд. 15.05.1935. Старые названия: Охотный ряд (до 25.11.1955), Имени Кагановича (до осени 1957), Охотный ряд (до 30.11.1961), Проспект Маркса (до 05.11.1990). Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения (индивидуальный проект). Пилоны облицованы белым и серым мрамором; путевые стены отделаны мрамором (до ремонта были покрыты желтоватой керамической плиткой); пол выложен серым гранитом. Выход в город на Манежную площадь, улицы Охотный ряд, Моховую, на Театральную площадь и улицу Большая Дмитровка.


[ | ]
12. Библиотека имени Ленина. 15.05.1935. Тип станции - односводчатая мелкого заложения (индивидуальный проект, из монолитного бетона). Путевые стены облицованы жёлтой керамической плиткой и коричневым мрамором, пол выложен серым гранитом. Выход в город на Моховую улицу, к Российской государственной библиотеке, на улицу Воздвиженка, к Манежу и Александровскому саду. Переход на станции Арбатская Арбатско-Покровской линии, Александровский сад Филёвской линии, Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. На этой станции всегда очень много народа. Приезжал сюда трижды по утрам и вечерам, но так и не получилось сфотографировать её без людей.


[ | ]
13. Кропоткинская. 15.05.1935. До 8.10.1957 называлась "Дворец Советов". Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения (индивидуальный проект, из монолитного бетона). Выход в город на Гоголевский бульвар, площадь Пречистенские ворота и Гагаринский переулок, к Храму Христа Спасителя, Всехсвятский переулок, улицу Волхонка.


[ | ]
14. Парк Культуры. 15.05.1935. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения (2 ряда по 23 колонны с шагом 7 м). Колонны облицованы жёлто-коричневым мрамором; путевые стены облицованы белой керамической плиткой; пол выложен чёрным гранитом. Выход в город на Садовое кольцо, улицу Остоженка, Зубовский бульвар и Комсомольский проспект. Переход на станцию Парк Культуры Кольцевой линии.


[ | ]
15. Фрунзенская. Дата открытия - 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов, пол выложен красным и чёрным мрамором. Выход в город на Комсомольский проспект и переулок Хользунова.


[ | ]
16. Спортивная. 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов. Выход в город к спортивному комплексу "Лужники", на Хамовнический вал и на улицу 10-летия Октября.


[ | ]
17. Воробьёвы горы. Открыта 12.01.1959, была закрыта для пассажиров с 20.10.1983 до 14.12.2002. До 12.05.1999 называлась "Ленинские горы". Станция сооружена по уникальному проекту - пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста, на верхнем ярусе того же моста осуществляется автомобильное движение. Станция является самой протяженной в Московской метро - длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра. Выход в город на Воробьёвы горы и к спортивному комплексу Лужники.


[ | ]
18. Университет. 12.01.1959. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы светлым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов, пол выложен серым и розовым гранитом. Выход в город на проспект Вернадского и Ломоносовский проспект.


[ | ]
19. Проспект Вернадского. 30.12.1963. Тип - колонная трехпролетная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с двумя рядами по 40 колонн с шагом 4 м - классическая "сороконожка"). Колонны облицованы бело-желтоватым мрамором, путевые стены отделаны керамической плиткой белого, голубого и чёрного цветов, пол выполнен серым и чёрным гранитом. Выход в город на проспект Вернадского, улицы Удальцова и Кравченко.


[ | ]
20. Юго-западная. 30.12.1963. Типовая "сороконожка". Колонны облицованы белым мрамором, путевые стены - светло-зеленой керамической плиткой, пол выложен серым гранитом. Выход в город на проспект Вернадского, улицы 26-и Бакинских комиссаров и Покрышкина.


Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. Может быть, и в ЖЖ потом продублирую, когда не о чем будет написать.


Информация о Сокольнической линии на официальном сайте Московского метрополитена

Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: Станция Митино - 3D-панорама

Следующая серия: Замоскворецкая линия (2)


PS. Стандартная просьба к москвичам. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям мог неправильно запомнить визуально цветовую температуру (а "автомат" безбожно врёт), поэтому если где-то наврал с балансом белого - подсказывайте, пожалуйста, чтобы я поправил до выкладывания новых фотографий на Metrowalks. Также попытался перечислить места расположения выходов станций (синхронизировался с официальным сайтом), если где-то видите ошибки - прошу поправить, сам я выходил далеко не через все выходы. Ну и вообще всяческая критика приветствуется.

  • Музыка: Cosmosis - The First Step
Лубянка, Спортивная и Университет очень холодными получились. На самом деле, освещение там более теплое

И "вагонка-сайдинг евро-стайл" это эмалированный алюминий
Спасибо, попробовал исправить. Так лучше?
Про алюминий знаю, это я как бы высказал своё отношение к этой замене. Когда первый раз увидел - был в шоке. Но после того, как увидел, что учудили в Питере на Политехнической, московский алюминий кажется вполне приличным вариантом.
А что на Политехницеской? Сорри, я последний раз на ней был в году, эдак, в 2003-м, незадолго до юбилея города и до ликвидации размыва, тогда ничего не заметил (или не обратил внимания). В последний раз был в Питере этой осенью, но съездить на ликвидированный размыв за всё время так и не успел.
Да, хотя я и не согласен с комментариями по поводу Красных Ворот и Охотного ряда. Мне кажется, первый вариант был удачнее.
Мне не понравилось, как облицовывают Преображенскую площадь, потому что не сохраняется оригинальный рисунок на путевых стенах.
По поводу хаотичности постов по линиям метро, по моему читать так даже интереснее ибо менее предсказуемо.) Спасибо за фото одной из интереснейших линий в Москве.))

Теперь жду марафона по Арбатско-Покровской...)
Лубянка: очень жаль, что не фото старой (исторической) части станции со стороны платформ. На мой взгляд, именно вид станции со стороны платформ отражает ее своеобразие.
Университет: очень холодный цвет, в жизни преобладают цвета желтого спектра.
Спортивная: в реальности чуть теплее.
Красные Ворота: слишком теплый цвет.
Комсомольская: потолок и стены на балконах холодные, в жизни более мягкий цвет, преобладание желто-оранжевых тонов.
Красносельская: кажется немного яркой и холодной у потолка, чем на самом деле (могу ошибаться, давно не был на станции, кто там был недавно, пусть поправит).
Согласен. ну хотя бы что-то осталость. Вот сейчас вспомнил: раньше, до ремонта эскалатора к Детскому миру, наверху в турникетном зале над турникетами был замечательный световой фонарь с бронзовыми рамками.. После очередного ремонта стекло и рамки убрали, а ниши заложили и оштукатурили.
Спасибо за замечания, попробовал исправить. Так лучше?
Лубянку со стороны платформ сфотографировал, но там только два пилона остались в старом стиле, основная часть - такая же, как центральный зал. В этой подборке - центральные части станций. Все ракурсы по каждой станции потом выложу на Metrowalks по мере готовности.
Комсомольская - тяжёлый случай, лампы очень разных оттенков. Попробовал уменьшить saturation местами, иначе давишь один цвет - вылезает другой.

Edited at 2010-02-14 00:33 (UTC)
Да. стало намного лучше. Вчера был Охотном Ряду и сравнил с фотографией: изображение все же холодное, в жизни теплее, ближе в Кропоткинской.
Вопросы: 1.Будет ли отдельный пост по переходам в московском метро?
2. Фотографируете ли Вы наземные вестибюли ?
На Охотном Ряду свет не такой красный, а довольно близкий к белоснежному. И ещё у тебя в тексте насчёт той же станции ошибка: стены таки уже мраморные.
Поправил, спасибо. Так лучше?
Кстати, это не там ли оставили часть стены со старой плиткой? Где-то видел такую фотографию, где часть стены - мраморная, а маленький кусочек оставлен с плиткой, но сам не видел и не сфотографировал.
"Выход в город на Комсомольскую и Каланчевскую площади"
Каланчевская - это и есть бывшее название Комсомольской.
И плитка на Проспекте Верднадского все же желтая, а не белая (описание).
Хотел добавить кое-что про Кропоткинскую. Некоторое время назад там поменяли освещение.Станиция стала "белее" и светлее (читать газеты сидящим на лавочках гражданам стало удобнее). Однако раньше приглушенный свет от ламп, размещенных на колоннах, гармонировал с бело-бежевой облицовкой и создавал впечатлние подземных сооружений Древнего Рима и Греции. (Об этих "катакомбах" широко заговорили в Европе в конце 19 века. Основатель Музея изящных искусств И.Цветаев, поклонник всего античного, очень хотел познакомить публику с этими подземными дворцами. Однако это не актик, в Россию его не привезешь, поэтому Цветаев попросил несколько художников "списать" подземные интерьеры вывесил их полотна в музее).

А вспомнить обо всем этом меня заставил Ваш пост о Лиговском проспекте (раньше, когда я бывал в Петербурге, я останавливался там неподалеку). Фотошоп с осветлением натриевых светильником как раз напомнил мне эту метемерфозу с Кропотикнской. Хорошо что в Питере пока до этого не дошли