metro

Московское метро, Калужско-Рижская линия

Сижу в гостинице в Стокгольме, готовлюсь к вылету в Петербург. Здесь я сфотографировал всё стокгольмское метро - один из самых красивых метрополитенов мира среди всех, где мне приходилось бывать. Но новые фотографии метро ещё долго будут ждать своей очереди на обработку и подготовку, а пока хочу посвятить этот пост тоже метрошной тематике, но более обыденной для России.

Две предыдущие серии моего фотомарафона по линиям московскому метро были посвящены самой шикарной линии - Кольцевой и одной из самых молодых линий - Люблинской. А в этой серии внимание уделено большей простоте и обыденности - Калужско-Рижской (6-й) линии московского метро, основная часть которой строилась в 60-е..80-е годы XX века.

Дата открытия первого участка линии - 1958 год. В настоящее время Калужско-Рижская линия насчитывает 24 станции, длина её составляет 37.6 километров. По длине эта линия занимает 3-е место в Московском метро - после Серпуховско-Тимирязевской и Арбатско-Покровской, а ещё несколько лет назад она считалась самой длинной. Линию обслуживают восьмивагонные составы из вагонов типа 81-717.5М/714.5М и немного более старых 81-717/714.

История Калужско-Рижской линии интересна тем, что её строительство велось на двух независимых радиусах - Калужском и Рижском, которые были объединены в одну линию позже - только в последний день 1971 года. Линия полностью проходит под землей. Участки "Медведково" - "Ботанический Сад" и "Ленинский Проспект" - "Новоясеневская" - мелкого заложения, участок "ВДНХ" - "Шаболовская" - глубокого заложения.

[ | ]
1. Медведково. Конечная станция Калужско-Рижской линии. Открыта в 1978 году в составе участка "ВДНХ" - "Медведково". Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения, построена по типовому проекту с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров.


[ | ]
2. Бабушкинская. 1978 год. Тип станции - односводчатая мелкого заложения, типовой проект.


[ | ]
3. Свиблово. 1978 год. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект, два ряда по 26 колонн с шагом 6 метров.


[ | ]
4. Ботанический сад. 1978 год. Тип станции - колонная трехпролетная мелкого заложения, тот же самый типовой проект.


[ | ]
5. ВДНХ. Открыта в 1958 году в составе первого участка линии и до 1978 года была конечной. Тип станции - трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. В 1958-1959 годах станция называлась ВСХВ (Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка).


[ | ]
6. Алексеевская. 1958 год. Трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект, с уменьшенным сечением пилонов. Прежние названия: Мир (до 1966), Щербаковская (до 1990).


[ | ]
7. Рижская. 1958 год. Трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. Станция находится рядом с Рижским вокзалом железной дороги.


[ | ]
8. Проспект Мира. 1958 год (конечная до 1971 года). Переход на станцию Проспект Мира Кольцевой линии. Тип станции - трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект, с уменьшенным сечением пилонов.


[ | ]
9. Сухаревская. 1972 год. Тип станции - трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. До 1990 года станция носила непривлекательное имя "Колхозная".


[ | ]
10. Тургеневская. 1972 год. Тип - трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. Переход на станции "Чистые пруды" Сокольнической линии и "Сретенский бульвар" Люблинской линии.


[ | ]
11. Китай-город. 1970 год. Комплекс из двух колонных трёхсводчатых станций глубокого заложения с кроссплатформенной пересадкой между Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиями. В западный зал станции (названный по форме колонн "гармошка") прибывают поезда обеих линий в южном направлении: по КРЛ - в сторону "Третьяковской", по ТКЛ - в сторону "Таганской".


[ | ]
12. Восточный зал станции Китай-город (названный по форме колонн "кристалл"). Сюда прибывают поезда обеих линий, следующие в северном направлении: по КРЛ - в сторону "Тургеневской", по ТКЛ - в сторону "Кузнецкого моста". До 1990 года станция называлась "Площадь Ногина".


[ | ]
13. Третьяковская, южный зал. 1970 год. Пилонная, типовой проект, оформлена в прямых линиях. До 1983 года станция носила имя "Новокузнецкая" (ныне принадлежащее только станции Замоскворецкой линии). До 1985 года этот зал принадлежал только Калужско-Рижской линии, а сейчас здесь следуют поезда КРЛ (в сторону станции "Медведково") и Калиниской линии (в сторону станции "Новогиреево").


[ | ]
14. Третьяковская, северный зал. 1986 год. Пилонная, оформлена в полукруглых линиях. Из этого зала отправляются поезда КРЛ в сторону "Октябрьской", а для Калининской линиии это конечная станция.


[ | ]
15. Октябрьская. 1962 год. Тип станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Вместе со временной наземной "Калужской" (1964), была конечной станцией Калужского радиуса до 1971 года (до объединения его с Рижским радиусом). Переход на одноимённую станцию Кольцевой линии.


[ | ]
16. Шаболовская. Открыта в 1980 году на действующем участке между станциями "Октябрьская" и "Ленинский проспект". Тип - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Станция открыта позже соседних, поэтому стиль отделки станции отличается от традиционного оформления, свойственного станциям 60-70-х годов.


[ | ]
17. Ленинский проспект. 1962 год. Тип станции - типовая "сороконожка" - колонная трехпролетная мелкого заложения с двумя рядами по 40 колонн с шагом 4 метра.


[ | ]
18. Академическая. 1962 год. Типовая "сороконожка". Несколько лет назад на станции прошёл ремонт с заменой кафельной плитки "туалетного вида" на более современные материалы (впрочем, на облик станции это повлияло не сильно, только немного поаккуратнее стало).


[ | ]
19. Профсоюзная. 1962 год. Типовая "сороконожка".


[ | ]
20. Новые Черёмушки. 1962 год. Типовая "сороконожка". До 1974 года - конечная станция Калужского радиуса.


[ | ]
21. Калужская. 1974 год. Тип - колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 м.


[ | ]
22. Беляево. 1974 год. Колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн.


[ | ]
23. Коньково. 1987 год. Односводчатая станция мелкого заложения, типовой проект.


[ | ]
24. Тёплый стан. 1987 год. Колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн.


[ | ]
25. Ясенево. 1990 год. Колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров.


[ | ]
26. Новоясеневская. 1990 год. Колонная трехпролетная мелкого заложения, типовой проект с двумя рядами по 26 колонн с шагом 6 метров. До 1 июня 2009 года станция называлась "Битцевский парк", а теперь мы получили каламбур из двух станций подряд с похожими названиями - "Ясенево" и "Новоясеневская".


Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: станция Трубная

Следующая серия: продолжение следует...


PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого (фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, а "автомат" безбожно врёт). Если где-то наврал - подсказывайте, пожалуйста, чтобы я поправил до выкладывания новых фотографий на Metrowalks.

  • Музыка: Masada - My Box
Буду занудой :)

Вагонов 81-717/714 на этой линии раз-два и обчёлся, а вот 81-717.5/714.5 - очень много.

которые были объединены в одну линию позже - только в 1972 году
31 декабря 1971 года с открытием Сухаревской и Тургеневской.

Китай-город и старая Третьяковская были пущены 30 декабря 1970 года. Новая Третьяковская - 1 января 1986 года. Кстати, я бы её отнёс к Калининской линии, ибо она и формально к ней относится, и стилистически больше вписывается в ту линию.

Несколько лет назад на станции прошёл ремонт с заменой кафельной плитки "туалетного вида" на более современные материалы
Насколько я помню, это алюминиевый профиль.

До 1974 года - конечная станция Калужского радиуса.
С 1964 года конечной была наземная Калужская.

И ещё: Ленинский Проспект и Ясенево построены по индивидуальному проекту.
В общем, где проводить границу между "пропатченной сороконожкой" и "спецпроектом" (типа вот это еще сороконожка, а это уже спецпроект) - дело вкуса :)

Конструктивные и нагрузочаные схемы там считались как у "сороконожек"
Откуда взяли про шаг колонн 6,5 метров (Медведково, Свиблово, Ботсад, Калужская)?

6 метров [ровно] там шаг колонн.
Вообще как раз с тех пор типовым элементом проектирования стал элемент "1,5 метра", поэтому все сборные конструкции кратны полутора метрам.

Когда писал комменты, точной информации под рукой не было, поэтому воспользовался официальным источником - mosmetro.ru. Вот, например: Медведково, Свиблово, Калужская.
Влад, спасибо за уточнение! Точно нигде нет 6.5, везде 6? Надо будет Петру написать, чтобы поправил на сайте.
А на 4-метровых сороконожках какой типовой элемент используется: 3 по 1.33 или 2 по 2?
Ну почему же занудой? Всё нормально, я только спасибо скажу за любые уточнения. :-)
С пусками 30-31 декабря всегда была путаница. Бывает, что эта дата фиксировалась только формально (чтобы вписаться в пятилетку или просто к планируемому году), а реально после официальной церемонии станция открывалась для пассажиров только в первых числах января. Я точно не помню, маленький был, но со слов старшего поколения, что-то такое было с пуском Правобережной линии в Ленинграде 30 декабря 1985.
Даты поправлю, спасибо.
Третьяковские разделять по линиям не хочу, ибо каждая из них используется обеими линиями. В Калининскую тоже включу обе. В базе данных Metrowalks я обычно для таких станций завожу одну общую запись, на которую ссылаются несколько линий.
Спор о типовом/нетиповом проекте прочитал, принял к сведению, но ни к чьему мнению до конца не склонился. Всем спасибо. :-)
Так, опять запутался. "Прямоугольная" Третьяковская - она же старшая, с неё же уезжают в сторону Марксистской и Китай-города. Так?
"Закруглённая" Третьяковская - она же младшая, она же конечная для Калининской линии, а для КРЛ - в сторону Октябрьской?
Если первые два утверждения верны, нужно поменять только комменты северный/южный? Или что-то ещё?
> "Прямоугольная" Третьяковская - она же старшая, с неё же уезжают в сторону
> Марксистской и Китай-города. Так?

да.

> "Закруглённая" Третьяковская - она же младшая, она же конечная для
> Калининской линии, а для КРЛ - в сторону Октябрьской?

Ага

Обычно их резличают не "севеная/южная" (народ слабо ориентируется под землей по сторонам света, да и предположить, что у линии, в целом идущей с юга на север, станция будет ориентирована практически строго с запада на восток сложно) и не "прямоугольная/закругленная", а "старая/новая" или "серая/красная" :)