metro

Станция Спасская Санкт-Петербургского Метрополитена перед открытием

В декабре 2008 года в Петербургском метрополитене открылась новая 5-я линия, состоящая из двух станций - Звенигородской и Волковской. Для окончательного формирования 5-й линии должна была быть открыта станция Спасская, которая должна стать конечной станцией 4-й линии, после чего участок от Садовой до Комендантского проспекта должен отойти к 5-й линии.

Открытие Спасской было задержано более чем на 2 месяца, по официальной версии - чтобы пассажиры не запутались в пересадках в новогодние праздники, а фактически - из-за неготовности пересадочных эскалаторов новой модели.

5 марта 2009 года в Управлении метрополитена состоялась пресс-конференция, на которой начальник ГУП "Петербургский метрополитен" В.А.Гарюгин и главный конструктор эскалаторов ЭТХ В.К.Христич объявили, что приёмка эскалаторов завершена и станция Спасская откроется утром 7 марта 2009 года.

Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж со Спасской за два дня до открытия.

Спасская - пилонная станция, располагающаяся на глубине примерно 60 метров. Это единственная станция пилонного типа на 4-й линии. Центральный зал соединён с боковыми платформами семью проёмами.

Подземный зал выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, В. Н. Морозовой, В. Г. Хозацкого. Пилоны станции облицованы тёмно-жёлтым китайским гранитом. Сначала планировалось украсить станцию мозаичными панно с изображением утраченных церквей Петербурга, однако по инициативе городского руководства панно были заменены на более нейтральные.

[ | ]
1. Пресс-конференция, на которой было сообщено об открытии Спасской.


[ | ]
2. Начальник ГУП "Петербургский метрополитен" В.А.Гарюгин говорит о предстоящем открытии.


[ | ]
3. Главный конструктор эскалаторов ЭТХ В.К.Христич рассказывает о своём детище.


Теперь переходим, собственно, к Спасской.

[ | ]
4. Центральный зал станции Спасская.


[ | ]
5. Центральный зал...


[ | ]
6. Центральный зал, вид поперек - пилоны.


[ | ]
7. Центральный зал, вид поперек - нераскрытые проёмы.


[ | ]
8. Аванзал у будущего выхода в город.


[ | ]
9. Мозаичное панно "Зодчеству Петербурга". Сейчас здесь просто перечислены имена известных русских архитекторов, а раньше здесь располагалось панно с изображением разрушенных церквей.


[ | ]
10. Лестница к будущему выходу в город.


[ | ]
11. Выход в город пока ещё не построен, открытие намечено не ранее 2011 года.


[ | ]
12. Вид на панно "Зодчеству Петербурга" от будущего выхода в город.


[ | ]
13. Скамейки в центральном зале станции.


[ | ]
14. Скамейки и указатели.


[ | ]
15. Проём между пилонами.


[ | ]
16. Платформа 1-го пути, сюда будут прибывать поезда с Достоевской. Над платформой видны конструкции будущего выхода в город (ближе) и перехода на Садовую (дальше).


[ | ]
17. Посадки по 1-му пути нет. Следующая станция - Театральная - будет построена ещё не скоро.


[ | ]
18. Название станции на путевой стене.


[ | ]
19. Проём между пилонами.


[ | ]
20. Платформа 2-го пути, здесь будет посадка.


[ | ]
21. Путевой указатель станций 4-й линии в новом составе.


[ | ]
22. Юго-восточный конец центрального зала Спасской плавно, без ступеней, подходит к эскалаторам перехода на Сенную площадь 2-й линии. Эскалаторы ведут наверх, станция Сенная площадь находится на меньшей глубине.


[ | ]
23. Виновники задержки открытия Спасской - эскалаторы ЭТХ.


[ | ]
24. В коридоре разложены запчасти к эскалаторам. Вероятно, наладка ещё не совсем закончена.


[ | ]
25. Эскалаторы. Работают!


[ | ]
26. Между Спасской и Сенной...


[ | ]
27. От Спасской на Сенную площадь ведут два коридора: один - прямой...


[ | ]
28. и параллельно прямому - изогнутый.


[ | ]
29. Ещё одно панно - в новом торце станции Сенная площадь около коридора к Спасской.


[ | ]
30. Указатель в переходе с Сенной площади на Спасскую.


[ | ]
31. Указатель в переходе с Сенной площади на Спасскую с обратной стороны.


Обратно на Спасскую...

[ | ]
32. На Спасской уже установлен "Главный информационный стенд" (почему "главный" - не знаю; никаких других, неглавных, на станции не обнаружено).


[ | ]
33. Ещё одно безымянное панно находится рядом со ступенями перехода на Садовую 5-й линии.


[ | ]
34. Переход со Спасской на Садовую.


[ | ]
35. Вид назад на мозаичное панно из перехода со Спасской на Садовую.


[ | ]
36. Продолжение длинного перехода на Садовую.


[ | ]
37. Ещё 4 эскалатора ЭТХ, вид снизу, со стороны Садовой.


[ | ]
38. Эти ступени ведут на Садовую. А как этот переход выглядит со стороны Садовой - я уже показывал в одном из предыдущих постов.


[ | ]
39. Узкий проход между спуском с Садовой и эскалаторами вверх на Спасскую.


Надеюсь, открытие всего этого комплекса 7 марта действительно состоится.

PS. С вводом в эксплуатацию станции Спасская, движение поездов будет осуществляться по проектной схеме, как было спроектировано ещё в начале 90-х годов. По 4-й линии: от станции Улица Дыбенко до Спасской; по 5-й линии: от станции Волковская через Садовую до Комендантского проспекта.

Наконец-то! Дождались :) Хотел на открытие приехать, но его все переносили, переносили и перенесли аккурат к моему экзамену :(

А в весенние праздники, значит, пассажиры точно не запутаются?

По поводу самой станции: лучше Волковской, но хуже Звенигородской. Какая-то аскетичная. Лучше было бы, на мой взгляд, оставить старое панно с разрушенными церквями, а все фамилии, перечисленные на панно, поместить на пилоны вместе с мозаичным изображением наиболее выдающихся творений. К своему стыду, добрую половину имен прочитал впервые на снимке №9.
Торжественного открытия не будет. Губернатору Спасскую торжественно показали ещё 20 декабря, а журналистам - 5 марта. 7 марта она просто будет открыта с момента открытия метро.
Поэтому приезжать можно в любой день. :-)

Насчёт панно и расположения имён согласен. Старое панно было концептуальным, а новое - просто красивые рисунки без особой идеи.
На окрытии 5-й линии как всё было понятно, объёмную схему узла я хорошо себе представлял. А сейчас запутался: Спасская выше Садовой получается?
Спасская выше Садовой, но глубже Сенной площади.

Между Сенной площадью и Спасской переход относительно удобный: из торца Сенной ступени наверх, потом проход направо над 1 путём, в конце коридора - поворот направо к эскалаторам, спускающимся ровно в торец Спасской. Всё было бы отлично, но в этом коридоре зачем-то было добавлено несколько ступеней вниз (они видны на фото 27 и 28). Не понимаю, зачем это. Сэкономить пол-метра на высоте эскалатора, что ли?

А между Садовой и Спасской переход очень неудобный, странно спроектированный. Сначала с Садовой ступени вниз (примерно 3 метра), небольшие узкие проходы к эскалаторам, эскалаторы - наверх (примерно 17 метров), потом - длинный широкий наклонный коридор, поднимающийся в сторону Спасской (фото 34 и 36: Садовая - впереди, Спасская - сзади), и в конце - ступени вниз на платформу (3-4 метра).
Если бы сделали наоборот: на Садовой - подъём наверх, а в Спасской - спуск в пол, тогда эскалатор получился бы вдвое короче. Но об этом нужно было думать и делать заделы до начала строительства Садовой; когда односводчатая станция построена, через её свод уже не прорезаться.
Не знаю, куда их дели. Говорят, Губернатору не понравилось старое панно во время осмотра станции 20 декабря, поэтому срочно сделали другое.
Вот фотографии проектов старого панно на метрофоруме nwd.ru:
http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?p=92912#p92912
По-хорошему, было бы совсем крышесрывательно, если подобрать выдержку, кратную времени прохождения ступени на полную высоту, тогда была бы сплошная гладкая горка. :-)
Но я снимал впопыхах, особенно не задумываясь об этом (поставил aperture priority, F/11, ISO 100 и экспокоррекцию +1/3 или 2/3, а выдержка - как получится автоматически), за время съёмки этих фотографий ступени проходили примерно 1.5 или 2.5 высоты, поэтому полосы всё-таки остались.
Сюжет уж какой есть - репортажный/метрошный. :-)
А насчёт обработки - никакого фотошопа, только raw-конвертация с минимальными корректировками: ББ чуть-чуть и экспокоррекция/кривые.
Нет, тилт-шифта у меня нет. Использовал в основном EF 16-35/2.8 II (там, где пробегали бегом, не задерживаясь) и Сигму 10-20 (там, где можно было неспеша раскорячиться со штативом).
А чтобы вертикали не разъезжались на широком угле, везде старался выравнивать камеру по пузырьковому уровню на штативе. К сожалению, не везде это получалось, TS был бы полезен (особенно при съёмке панно снизу), но приходится довольствоваться тем, что есть.
Игорь, пожалуйста обновите свой сайт и станцию "Парнас" не забутте,
Уговорите Алексея Неволина "оживить" его сайт: много в питере "мертвых" сайтов!
"Прогулками по метро" обязательно займусь. У меня с ноября до марта были личные обстоятельства, не позволявшие уделить много времени всем моим проектам, но сейчас должно стать полегче.

Алексея Неволина не знаю как оживить (сам хочу его поиметь по одному личному делу), похоже, у него коренным образом изменились интересы, и обновления можно не ждать.
Метро
Игорь, огромное спасибо Вам за ответ, фотограф,Вы, от бога(профи)! Если, Неволина, не оживить, то выпросити у него сайт, тогда у Вас получится самый крутой портал в Питере!
С уважением к Вам, бывший ч/б фотограф.
Апексей.
Разобраться бы, как это сделать...
Я в Википедии пока только исправлял всякие мелкии ошибки в текстах, а как грузить картинки - сходу не нашёл.
И ещё не понял, возможно ли размещение фотографий не под GFDL-лицензией или public domain, а более ограниченной, типа "я, как автор, предоставляю это изображение для публикации на таком-то ресурсе, без права переделегировать право на перепубликацию на других ресурсах".
Я сам, к сожалению, не очень хорошо разбираюсь в лицензиях - надеялся что Вы знаете и работали с Википедией.
Насколько я понимаю, там нет такого пункта. Однако, насколько я понимаю, изображения выложенные в Википедии охраняются так же как и материал Википедии. Т.е. изображение, размещённое там не может быть взято для использования без разрешения фотографа (или на деле хотя бы пользователя, представляющего интересы автора) не нарушая прав ни Википедии и ни прав автора.

Я бы, наверное, если позволите, посоветовал поставить большой полупрозрачный копирайт в центре изображения (ну чтобы он не мешал только) или внизу, и сделать подпись, о том, что размещение его на любых сайтах запрещается. Это было бы, на мой взгляд, куда эффективнее всех лицензий в вики вместе взятых.

PS: Для того, чтобы выложить изображение нужно зарегистрироваться. Оптимальной лицензией для изображений указано сочетание GFDL и CC-BY-SA-3.0.
> по официальной версии - чтобы пассажиры не запутались в
> пересадках в новогодние праздники
Зато пассажиры успешно запутались в мартовские праздники - лично наблюдал ;)
p.s. Спасская на фотографиях напоминает Техноложку, только другого цвета.
В праздники - это, всё-таки, лучше, чем если бы открытие состоялось внезапно в какой-нибудь понедельник с утра.
Сейчас путаются уже меньше, чем в самые первые дни, на Звенигородской перебежек от платформы к платформе, чтобы ехать обратно, уже почти не наблюдается.
Но удивляет немалый поток тех, кто едет с Приморского радиуса на Кировско-Выборгскую линию, на Садовой слышит "Следующая станция - Звенигородская", и бежит на Спасскую, чтобы доехать до Достоевской и перейти на 1-ю линию.

По сравнению с Техноложкой-2 Спасская - просторнее. Центральный зал полноценной длины, что нетипично для большинства пилонных станций. А похожесть, наверное, только в том, что отделку сделали вертикальными стенами, а не прижимаясь к обделке по дуге (как, например, на Волковской), из-за чего пилоны получились массивного вида, а проходы - более узкими.
Заценил Спасскую живьём. Если честно - не понравилась. Ощущение, что она узкая (по сравнению с большинством других станций) и интуитивно ожидается что на колоннах что-то должно быть изображено или должен быть какой-то рельеф, а его нет.
Кроме того напряг дешёвый пластик в переходе и грохочущие и дёргающиеся новые эскалаторы. Еще тут девушка писала про скользкий пол в переходе. Поддерживаю - там реально скользко даже в ботинках. Но это как раз не проблема 0 станет шершавым скоро :)

Вот Звенигородская красивая - полностью согласен.
По сравнению с пилонными станциями первой очереди (Площадь Восстания и соседние) - да, уже. По сравнению с типовыми пилонными станциями - такая же. Небольшое заужение по сравнению, например, с Волковской есть из-за того, что отделку сделали вертикальными стенами, а не прижимаясь к обделке по дуге. Ну и ещё есть оптический обман из-за того, что ЦЗ здесь 160 метров, а на типовых пилонных станциях - втрое короче при том же диаметре.

На всех новых и ремонтируемых станциях метро на пол устанавливается полированный гранит, Спасская в этом вопросе - не исключение. Странно, что об этом заговорили не много лет назад, а только сейчас. Такое ощущение, что это был спланированный вброс слухов для чёрного PR, а народ радостно подхватил.

Основная проблема Спасской - это, всё-таки, не центральный зал, а неудобные переходы с лишними ступенями, наклоном пола и этими странными эскалаторами.
> Странно, что об этом заговорили не много лет назад, а только сейчас.

Если вспомнить, что на остальных станциях, за редким исключением, пол - горизонтальный, то ничего странного.
В час пик там толпы народа, это получился один из самых напряжённых пересадочных узлов, плюс ещё все, кому нужно со Спасской на выход, вынуждены проходить через эти переходы.
А на фото народа нет, потому что это снималось ещё до открытия.
Я несколько иное имею в виду. Многие модели современных эскалаторов, когда на них нет пассажиров, останавливаются. А например, в московском метро эскалаторы совсем не современные и крутят ленту независимо от того, находится на ней кто-то или нет. Вот интересно, как ведут себя эти эскалаторы.
Современность этих эскалаторов - только на словах. Ничего подобного, о чём ты говоришь, тут нет. Я видел эту фичу только в Стокгольмском метро, там она понравилась.

Основная фича эскалаторов новой конструкции в том, что тяговые приводы засунуты под ступени, из-за чего можно уменьшить расстояние между эскалаторами и установить несколько приводов на эскалатор для увеличения его максимальной длины.
В остальном же это получилась жутко громыхающие и вибрирующие, как танк, махины, ползущие, как черепахи (на максимальной скорости во время тестирования они выламывали из себя ступени, поэтому в пассажирскую эскплуатацию их запустили на минимальной скорости - 0.5 м/с).
Подозреваю, что если их ещё и останавливать/запускать по 100 раз в день при наличии/отсутствии пассажиров, они совсем недолго проживут.
Википедия
Разобраться бы, как это сделать...
Я в Википедии пока только исправлял всякие мелкии ошибки в текстах, а как грузить картинки - сходу не нашёл.
И ещё не понял, возможно ли размещение фотографий не под GFDL-лицензией или public domain, а более ограниченной, типа "я, как автор, предоставляю это изображение для публикации на таком-то ресурсе, без права переделегировать право на перепубликацию на других ресурсах".

Фото, Ваше, грузите смело со своим авторским лейблом.
На ВСЕХ новых и ремонтируемых станциях метро на пол устанавливается полированный гранит, Спасская в этом вопросе - не исключени. Почему же об этом заговорили не много лет назад, а только сейчас?
Такое ощущение, что это был спланированный вброс для чёрного PR, а народонаселение радостно подхватило с улюлюканьем.
А что в итоге случилось с этими пресловутыми "эскалаторами ЭТХ" ?
Вон, даже "Главный конструктор В.К.Христич" запечатлен на 3-ей фотке - небось в том его "рассказе о своём детище" было столько пафоса...
Пророчество автора насчет "они совсем недолго проживут" - сбылось.
Проработали всего год с небольшим, и теперь новый переход между станциями закрыт :(
На счёт "главного информационного стенда" - кто-нибудь знает, что это за контора такая, можно ли с ними связаться и купить карту города? Меня интересует карта В.О. - повесил бы у себя на стене.
Наверняка многие уже знают и это не новость, но всё же - светильники в камере перехода на фото 33 и 35 лишились нижнего ряда плафонов по аналогии с Автово в свое время.