2012blackglasses

Прогулки по метро — 15-летний юбилей

Вчера моему сайту «Прогулки по метро» исполнилось ровно 15 лет!

Оглядываясь назад, я сам немножко шокирован тем, во что вылился мой детский интерес к метро, на который позже наложилась любовь к фотографии, к чему потом добавилось увлечение путешествиями. За прошедшие годы была проделана огромная работа, посещено много городов в разных странах, потрачена уйма времени на аккуратную съёмку и затем на тщательную подготовку материалов к публикации, израсходована куча денег как на поездки, так и на технику. Но это ещё совсем не конец: на сегодняшний день у меня отснято намного больше, чем пока опубликовано, а впереди ожидаются и новые путешествия.

Ко дню рождения проекта я подготовил небольшой апдейт. На этот раз — не фотографический, а в информационной части сайта. Также были проведены некоторые технические оптимизации. Здесь напишу немножко подробнее, чем в новости на самом сайте. Вдруг кому любопытно.

  • Дополнены описания и сведения по станциям Московского метрополитена, расположенным на Таганско-Краснопресненской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинско-Димтровской и Каховской линиям, которые не были своевременно подготовлены к предыдущему московскому обновлению в прошлом ноябре. Также было исправлено множество ошибок и неточностей в московском и петербургском разделах, за что большое спасибо внимательным посетителям сайта.

    Примерно по трети московских станций я тогда не успел заполнить место расположения и происхождения названия, сейчас доделал незавершённое. Попутно добавил описание архитектуры для всех вышеперечисленных (примерно в таком же объёме, как по остальным российским метрополитенам), но пока ещё не для всех остальных неназванных линий. Остальное оставлю для следующего апдейта.

  • Открыт раздел с алфавитным указателем всех станций всех городов, имеющихся на «Прогулках по метро». Алфавитный указатель удобно использовать для поиска станции по названию, когда вам неизвестна линия, на которой находится станция, или даже город. Также добавлена карта сайта, где оглавление упорядочено по разделам.

    Алфавитный указатель предложил добавить когда-то давно кто-то из моих старых метрошных знакомых, но тогда на сайте было ещё довольно мало городов, и это было не очень актуально. Сейчас, когда объём базы данных значительно вырос, старое предложение вспомнилось и оказалось очень уместным.

  • Опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся «Прогулок по метро», которые я получал в течение многих лет работы над проектом (в первую очередь — в обсуждениях здесь, в ЖЖ, но также и в других местах). Если есть какие-нибудь ещё вопросы, можно задать их в комментариях к этому посту.

  • Главная страница сайта разгружена от избыточной информации, часть которой выделена в отдельный раздел «О проекте». Основная идея: на главной странице должно быть только небольшой вступительный текст и большое иллюстрированное оглавление, а всё остальное несущественное может быть убрано куда-нибудь поглубже.

  • Движок сайта переработан для ускорения загрузки страниц и лучшего кэширования, что особенно ощутимо при долгом последовательном просмотре. Изменения коснулись как серверной стороны, так и клиентской.

    Во-первых, некоторые браузеры не желали кэшировать изображения, несмотря на то, что сервер умеет отвечать Last-Modified и обрабатывать If-Modified-Since. Пришлось добавить и некоторые другие параметры, влияющие на кэширование клиентом, хоть Гугл в своих советах вебмастерам и говорит, что использовать одновременно и то, и другое, и третье одновременно — это избыточно и ненужно.

    Во-вторых, как оказалось, у некоторых веб-браузеров есть полезная фича — предзагрузка следующей страницы, пока пользователь просматривает предыдущую. Но из-за того, что страницы «Прогулок по метро» не статические, а генерируются на лету по информации из базы данных, браузеры их не кэшировали, в результате чего после предзагрузки при переходе на следующую страницу скачивали её ещё раз. Не вдаваясь в технические детали, движок веб-сайта был переработан таким образом, что теперь все страницы притворяются как бы статическими со всеми вытекающими последствиями, в т.ч. с возможностью кэширования и предзагрузки.

    В третьих... про внутренние оптимизации на сервере рассказывать лень, да и вряд ли кому-нибудь интересно.

  • В качестве побочного эффекта от проведённых оптимизаций образовалась интересная особенность: если долго вглядываться в оглавление разделов по городам на главной странице или список линий на странице города, то можно загрузить новые картинки силой мысли :-). На самом деле я просто переносил случайную ротацию картинок в оглавлениях с серверной стороны на клиентскую, и случайно получился вот такой результат.

    Попутно добавлены новые картинки в оглавление разделов по городам для разнообразия.

Со всеми вопросами, замечаниями, предложениями по улучшению и дальнейшему развитию добро пожаловать в комментарии!

С юбилеем! Помню с удовольствием гулял по сайту с самого начала. А вот вопрос, в последнем обновлении не заметил старых снимков станций, которые были переделаны с плитки на сайдинг и тд? Может добавить их для сравнения было/стало стоит или я проглядел просто?
Спасибо за отзыв!
Старые фотографии сохранены все. Причём, работают старые прямые ссылки на их странички, если вдруг у кого они сохранились (судя по логам, просмотры есть ежедневно). Я их просто временно не включил на основные страницы станций.
Дело в том, что на старом сайте было около двух тысяч фотографий, причём, ни для одной из них в БД не указаны точки съёмки, ракурсы, даты и прочее (сюрприз: старый сайт работал вообще без базы данных!). Из-за отсутствия этой информации мне не сделать, чтобы они автоматически вставлялись в нужные места страницы (я ж не вручную каждую страницу верстаю — количество станций огромно, поэтому расстановка изображений и базовые тексты генерируются почти автоматически).
Во-вторых, не хочется перегружать новые страницы большим количеством некачественных фотографий. Как известно, ложка Г портит бочку М. Поэтому пока временно старая информация доступна вот так весьма условно.
Мне нужно просто выбрать несколько дней/недель и спокойно прописать коды для старых фотографий и попутно отобрать и пометить те, которые хорошо показывают изменившийся облик станций за прошедшие годы (с этим уже хорошо помог kviten в прошлом году) и где качество не совсем ужасное, и тогда они снова будут доступны на основных страницах.
Вопрос только в свободном времени, которое я могу на это выделить (на ближайшие полтора месяца уже совсем другие планы) и в приоритетах по сравнению с другими отложенными работами (более вероятно, что мне сначала захочется опубликовать Стокгольм, который уже семь лет ждёт).

Edited at 2016-09-27 15:16 (UTC)
Тарас, спасибо за отзыв! Да-а-а, насыщать и улучшать ещё есть куда. У меня такое ощущение, что файлик со списком запланированных и нереализованных дел совсем не уменьшается и только растёт.