metro

Казанский метрополитен (посвящается 11-летию)

Поздравляю всех любителей метро с очередной праздничной датой: сегодня, 27 августа 2016 года, исполнилось 11 лет с открытия метро в Казани. С сегодняшней даты Казанский метрополитен представлен в фотогалерее «Прогулки по метро». Там представлены фотографии всех казанских станций во всех ракурсах и с небольшими описаниями, а в этом посте будет краткий обзор всего Казанского метрополитена. Для этого поста по каждой станции я отобрал продольный и диагональный виды, фото окрестностей станции и для разнообразия что-нибудь ещё. Все десять станций компактно уложились в одну “плёнку” из 36 кадров, а двум самым красочным станциям были посвящены отдельные фотопрогулки в предыдущих сериях.

Краткая справка о метро Казани. Казанский метрополитен — самый молодой в России и единственный построенный после распада СССР. Метро в Казани планировалось ещё с начала 1980-х годов, но возможность начать строительство появилась только в 1997. Строительство продолжалось восемь лет и 27 августа 2005 года, к тысячелетию города, был открыт первый участок Центральной линии, состоящий из пяти станций. По состоянию на 2016 год казанское метро метро состоит из десяти станций на одной линии — девяти подземных неглубокого заложения и одной наземной. Протяжённость линии — почти 16 километров. Существуют оптимистические планы по расширению Казанского метрополитена: в настоящее время ведётся строительство ещё одной станции на Центральной линии, а также планируется прокладка ещё нескольких линий.

Большинство станций оформлено разнообразно и по-восточному богато: в отделке используется натуральный камень многочисленных цветов, декоративное оформление центральных станций содержит большое количество мозаик и малые архитектурные формы, а некоторые станции ближе к окраинам оформлены в современном стиле «хай-тек», оформление всех станций дополнено декоративной подсветкой элементов оформления. Но, к сожалению, насладиться этим великолепием обычно не представляется возможным: вся декоративная подсветка и до половины основного освещения обычно выключены, на станциях Казанского метрополитена очень темно.

[ | ]
1. Авиастроительная / Авиатөзелеш (2013-05-09) — односводчатая станция мелкого заложения, оформленная в стиле хай-тек: облицовка станции имитирует формы фюзеляжа или салона самолёта. Северная конечная станция Центральной линии.

Авиастроительная / Авиатөзелеш (2013-05-09) — односводчатая станция мелкого заложения, оформленная в стиле хай-тек: облицовка станции имитирует формы фюзеляжа или салона самолёта. Северная конечная станция Центральной линии. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
2. Станция названа по Авиастроительному району Казани, в котором располагаются авиастроительные предприятия и кварталы массового проживания рабочих.

Станция названа по Авиастроительному району Казани, в котором располагаются авиастроительные предприятия и кварталы массового проживания рабочих. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
3. Общий вид окрестностей Авиастроительной, перекрёсток улицы Копылова с Социалистической улицей (на фото — справа).

Общий вид окрестностей Авиастроительной, перекрёсток улицы Копылова с Социалистической улицей (на фото — справа). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
4. Северный вокзал / Төньяк вокзал (2013-05-09) — колонная двухпролётная станция мелкого заложения.

Северный вокзал / Төньяк вокзал (2013-05-09) — колонная двухпролётная станция мелкого заложения. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
5. Несмотря на то, что станция находится рядом с железнодорожным вокзалом «Казань-2» (бывш. «Восстание-пассажирская»), на ней минимальный пассажиропоток среди станций северного участка линии.

Несмотря на то, что станция находится рядом с железнодорожным вокзалом «Казань-2» (бывш. «Восстание-пассажирская»), на ней минимальный пассажиропоток среди станций северного участка линии. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
6. Общий вид окрестностей Северного вокзала (сам вокзал находится левее кадра).

Общий вид окрестностей Северного вокзала (сам вокзал находится левее кадра). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
7. Яшьлек (2013-05-09) — односводчатая станция мелкого заложения. Единственная станция с татарским названием без перевода на русский (на самом деле оно переводится как «Юность»).

Яшьлек (2013-05-09) — односводчатая станция мелкого заложения. Единственная станция с татарским названием без перевода на русский (на самом деле оно переводится как «Юность»). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
8. Изначально станцию планировалось назвать «Декабристов» и оформить в классическом стиле XIX века: на путевых стенах должны были быть установлены декоративные колонны-пилястры, от которых через свод перекидывались бы золотистые резные арки. Но во время строительства проект был упрощён.

Изначально станцию планировалось назвать «Декабристов» и оформить в классическом стиле XIX века: на путевых стенах должны были быть установлены декоративные колонны-пилястры, от которых через свод перекидывались бы золотистые резные арки. Но во время строительства проект был упрощён. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
9. На поверхности вокруг станции Яшьлек довольно тесно. На фото второй (южный) выход, а вокруг основного выхода всё пространство было забито автомобилями, припаркованными на тротуаре, и толпами народа, поэтому тот снимок я исключил из художественных соображений.

На поверхности вокруг станции Яшьлек довольно тесно. На фото второй (южный) выход, а вокруг основного выхода всё пространство было забито автомобилями, припаркованными на тротуаре, и толпами народа, поэтому тот снимок я исключил из художественных соображений. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
10. Козья слобода / Кәҗә бистәсе (2010-12-30) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.

Козья слобода / Кәҗә бистәсе (2010-12-30) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
11. Оформление станции Козья слобода выполнено в стиле хай-тек несмотря на историческое название, полученное по историческому названию местности (по древней легенде, в XVII веке козы спасли Казань от чумы, в честь этого события была названа слобода на этом месте).

Оформление станции Козья слобода выполнено в стиле хай-тек несмотря на историческое название, полученное по историческому названию местности (по древней легенде, в XVII веке козы спасли Казань от чумы, в честь этого события была названа слобода на этом месте). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
12. Козья слобода — первая станция казанского метро на северном берегу реки Казанки. С её открытием пассажиропоток в Казанском метрополитене увеличился более чем в два раза.

Козья слобода — первая станция казанского метро на северном берегу реки Казанки. С её открытием пассажиропоток в Казанском метрополитене увеличился более чем в два раза. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
13. В отличие от соседних станций, на поверхности вокруг станции Козья слобода довольно просторно.

В отличие от соседних станций, на поверхности вокруг станции Козья слобода довольно просторно. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
14. Кремлёвская / Кремль (2005-08-27) — односводчатая станция мелкого заложения. Самая центральная станция Казанского метрополитена, расположенная в историческом центре Казани, поэтому её оформление наиболее роскошно и по-восточному шикарно.

Кремлёвская / Кремль (2005-08-27) — односводчатая станция мелкого заложения. Самая центральная станция Казанского метрополитена, расположенная в историческом центре Казани, поэтому её оформление наиболее роскошно и по-восточному шикарно. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
15. Этой станции была посвящена отдельная большая фотопрогулка, поэтому в этом сборнике ограничусь минимальным количеством фотографий.

Этой станции была посвящена отдельная большая фотопрогулка, поэтому в этом сборнике ограничусь минимальным количеством фотографий. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
16. Общий вид окрестностей Кремлёвской не уместить в один кадр. Куда ни повернись, везде что-то красивое и интересное. На этом снимке на переднем плане — световые окна, освещающие вестибюль станции дневным светом.

Общий вид окрестностей Кремлёвской не уместить в один кадр. Куда ни повернись, везде что-то красивое и интересное. На этом снимке на переднем плане — световые окна, освещающие вестибюль станции дневным светом. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
17. Площадь Габдуллы Тукая / Тукай Мәйданы (2005-08-27) — колонная двухпролётная станция мелкого заложения.

Площадь Габдуллы Тукая / Тукай Мәйданы (2005-08-27) — колонная двухпролётная станция мелкого заложения. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
18. Тукай для Татарстана — как Пушкин для России, его имя и образ тут повсюду.

Тукай для Татарстана — как Пушкин для России, его имя и образ тут повсюду. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
19. Проходя мимо милой кисоньки, нельзя не остановиться :-).

Проходя мимо милой кисоньки, нельзя не остановиться :-). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
20. Собственно, площадь Габдуллы Тукая (вид от Петербургской улицы в сторону улицы Баумана).

Собственно, площадь Габдуллы Тукая (вид от Петербургской улицы в сторону улицы Баумана). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
21. Суконная слобода / Сукно бистәсе (2005-08-27) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.

Суконная слобода / Сукно бистәсе (2005-08-27) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
22. Название станции Суконная слобода происходит от исторического названия местности. Оформление станции выполнено в классическом виде в кремовых тонах.

Название станции Суконная слобода происходит от исторического названия местности. Оформление станции выполнено в классическом виде в кремовых тонах. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
23. На колонных станциях особенно хорош поперечный вид во всю ширь.

На колонных станциях особенно хорош поперечный вид во всю ширь. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
24. Главный вход на станцию Суконная слобода с улицы Эсперанто, которая недавно была переименована в улицу Нурсултана Назарбаева. Рядом со станцией находится многоэтажное здание инженерного корпуса метрополитена и офиса МУП «Метроэлектротранс» (на фото — слева на заднем плане).

Главный вход на станцию Суконная слобода с улицы Эсперанто, которая недавно была переименована в улицу Нурсултана Назарбаева. Рядом со станцией находится многоэтажное здание инженерного корпуса метрополитена и офиса МУП «Метроэлектротранс» (на фото — слева на заднем плане). © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
25. Аметьево / Әмәт (2005-08-27) — эстакадная станция, крытая, с островной платформой. Единственная надземная станция Казанского метрополитена. Дизайн похож на один из первоначальных проектов московской станции «Воробьёвы горы».

Аметьево / Әмәт (2005-08-27) — эстакадная станция, крытая, с островной платформой. Единственная надземная станция Казанского метрополитена. Дизайн похож на один из первоначальных проектов московской станции «Воробьёвы горы». © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
26. Станция Аметьево названа по историческому названию местности, происходящему от имени Амет или Ахмет.

Станция Аметьево названа по историческому названию местности, происходящему от имени Амет или Ахмет. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
27. Станция Аметьево является пересадочной на одноимённую железнодорожную станцию «Посёлок Аметьево», построенную вместе со станцией метро.

Станция Аметьево является пересадочной на одноимённую железнодорожную станцию «Посёлок Аметьево», построенную вместе со станцией метро. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
28. Сверху над станцией метро проходит пешеходный коридор, позволяющий бесплатно, не входя на территорию метрополитена, перейти Аметьевскую магистраль.

Сверху над станцией метро проходит пешеходный коридор, позволяющий бесплатно, не входя на территорию метрополитена, перейти Аметьевскую магистраль. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
29. Наземные вестибюли станции Аметьево построены похожими на футуристические “летающие тарелки”.

Наземные вестибюли станции Аметьево построены похожими на футуристические “летающие тарелки”. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
30. Горки (2005-08-27) — односводчатая станция мелкого заложения. Единственная станция, название которой не переводится на татарский язык.

Горки (2005-08-27) — односводчатая станция мелкого заложения. Единственная станция, название которой не переводится на татарский язык. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
31. Горки — самая тёмная станция Казанского метрополитена и станция с наименьшим пассажиропотоком.

Горки — самая тёмная станция Казанского метрополитена и станция с наименьшим пассажиропотоком. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
32. Станция Горки построена в довольно пустынном районе вместо двух станций, которые по первоначальному проекту должны были располагаться в центре крупных жилых микрорайонов. В результате экономии получили самый низкий пассажиропоток и неудобство для местных жителей, которым приходится ездить с пересадками.

Станция Горки построена в довольно пустынном районе вместо двух станций, которые по первоначальному проекту должны были располагаться в центре крупных жилых микрорайонов. В результате экономии получили самый низкий пассажиропоток и неудобство для местных жителей, которым приходится ездить с пересадками. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
33. Проспект Победы / Җиңү проспекты (2008-12-29) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения. Южная конечная станция Центральной линии.

Проспект Победы / Җиңү проспекты (2008-12-29) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения. Южная конечная станция Центральной линии. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
34. Тема художественного оформления станции — победа советского народа в Великой Отечественной войне — обусловлена расположением станции на проспекте Победы рядом со сквером Славы.

Тема художественного оформления станции — победа советского народа в Великой Отечественной войне — обусловлена расположением станции на проспекте Победы рядом со сквером Славы. © Игорь Ванин, 2016

[ | ]
35. На этой станции самый торжественно оформленный вестибюль. А вот эскалаторы немного не доходят до уровня дверей, после эскалаторов нужно ещё подняться на несколько ступеней.

На этой станции самый торжественно оформленный вестибюль. А вот эскалаторы немного не доходят до уровня дверей, после эскалаторов нужно ещё подняться на несколько ступеней. © Игорь Ванин, 2016

[ | →]
36. Общий вид окрестностей станции Проспект Победы. На этом пока всё. Но ненадолго. Следующая станция — Дубравная, которая уже строится.

Общий вид окрестностей станции Проспект Победы. На этом пока всё. Но ненадолго. Следующая станция — Дубравная, которая уже строится. © Игорь Ванин, 2016

Предыдущая серия фотопрогулок по Казани: Прогулка по центру Казани от Баумана до Петербургской и вокруг

Следующая серия: ... (продолжение следует)

Я немного коряво сформулировал свою мысль, стараясь сократить длинные комментарии. Прошу прощения.
Вообще, слово «горки», конечно же, переводится между русским и татарским. Собственные базовые географические понятия есть в любом языке. По-татарски — таучык, если верить онлайн-словарю. Но не переводят название «Горки» по правилам русского языка, в котором не принято переводить имена собственные.
Что интересно, это не глобальное правило. Например, финны и шведы в двуязычных финских муниципалитетах переводят названия почти всегда, если во втором языке есть соответствующее слово. Показательный пример — метро в Хельсинки. И почти все населённые пункты по южному и западному берегам.