metro

Метрополитен Екатеринбурга (посвящается 25-летнему юбилею)

Поздравляю всех любителей метро с очередным юбилеем: сегодня, 27 апреля 2016 года, исполнилось 25 лет с открытия Екатеринбургского метрополитена. Удивительна череда таких круглых и полукруглых дат, когда в течение года с мая по апрель юбилей отмечают аж 5 российских метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский и Екатеринбургский. Видимо, это как-то связано с тем, что в СССР планирование капитального строительства велось по пятилеткам.

С сегодняшней знаменательной даты Екатеринбургский метрополитен представлен в моей фотогалерее «Прогулки по метро». Там представлены фотографии всех екатеринбургских станций во всех ракурсах и с небольшими описаниями, а в этом посте будет краткий обзор всего Екатеринбургского метрополитена. Для этого поста по каждой станции были выбраны продольный и поперечный виды и что-нибудь интересное: украшение или памятник или факт.

Краткая справка о метро Екатеринбурга. Екатеринбургский метрополитен — последний метрополитен, открытый в СССР, шестой по дате открытия на территории России, единственный на территории Уральского региона. Строительство метро в Свердловске было начато в 1980 году, первые три станции были открыты для пассажиров 27 апреля 1991 года. Как и в Самаре, Свердловский метрополитен в год открытия не был доведён ни до железнодорожного вокзала, ни до центра города, он состоял лишь из трёх станций (от Проспекта Космонавтов до Машиностроителей), две из которых располагались под промышленной зоной, а третья — в жилом рабочем районе. Однако Екатеринбургскому метрополитену повезло больше, чем Самарскому: уже в следующем году была открыта станция у железнодорожного вокзала, а ещё через два года метро пришло в самый центра города. К 2012 году было завершено строительство первой линии метро, которая пересекает Екатеринбург с севера на юг и состоит из девяти станций. Хронологический порядок строительства почти совпадает с географическим: линия строилась с севера на юг, и только предпоследняя станция была открыта немного позже последней. В географическом порядке мы их и посмотрим.

Декоративное оформление станций метро Екатеринбурга наиболее интересно и разнообразно среди малых метрополитенов России. На это повлияло два факта: во-первых, это единственный из малых метрополитенов России, где есть станции глубокого заложения (5 из 9), что повлияло на разнообразие архитектурных типов станций; во-вторых, богатство отделки связано с возможностью применения местных уральских материалов — большого количества различных видов красочного камня, а также с местными традициями ковки и сталелитейного дела.

[ | ]
1. Проспект Космонавтов (1991-04-27) — типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с довольно красочным оформлением. Потолочные круглые ниши с яркими светильниками изображают дюзы космической ракеты.

Проспект Космонавтов (1991-04-27) — типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с довольно красочным оформлением. Потолочные круглые ниши с яркими светильниками изображают дюзы космической ракеты. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
2. Путевые стены «Проспекта Космонавтов» облицованы чёрным мрамором с белыми прожилками, что символизирует чёрное звёздное небо, и украшены флорентийскими мозаиками из различных сортов уральского мрамора, изображающими различные планеты Солнечной системы.

Путевые стены «Проспекта Космонавтов» облицованы чёрным мрамором с белыми прожилками, что символизирует чёрное звёздное небо, и украшены флорентийскими мозаиками из различных сортов уральского мрамора, изображающими различные планеты Солнечной системы. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
3. Вестибюли станции украшены горельефами, изображающими космонавтов.

Вестибюли станции украшены горельефами, изображающими космонавтов. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
4. Уралмаш (1991-04-27) — односводчатая станция мелкого заложения, названная в честь Уральского завода тяжёлого машиностроения «Уралмаш», начинающегося в квартале рядом со станцией. Кессоны на своде станции напоминают лопасти огромного винта.

Уралмаш (1991-04-27) — односводчатая станция мелкого заложения, названная в честь Уральского завода тяжёлого машиностроения «Уралмаш», начинающегося в квартале рядом со станцией. Кессоны на своде станции напоминают лопасти огромного винта. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
5. Декор путевых стен станции Уралмаш изображает зубцы какого-то механизма.

Декор путевых стен станции Уралмаш изображает зубцы какого-то механизма. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
6. Уралмаш — единственная станция Екатеринбургского метрополитена, один из выходов которой встроен в здание. Тем не менее, оба вестибюля станции — подземные, проход к вестибюлям осуществляется через подземный переход.

Уралмаш — единственная станция Екатеринбургского метрополитена, один из выходов которой встроен в здание. Тем не менее, оба вестибюля станции — подземные, проход к вестибюлям осуществляется через подземный переход. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
7. Машиностроителей (1991-04-27) — типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, названная в честь Машиностроительного завода имени Калинина (название не очень удачно, поскольку улица Машиностроителей проходит у станции Уралмаш).

Машиностроителей (1991-04-27) — типовая колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, названная в честь Машиностроительного завода имени Калинина (название не очень удачно, поскольку улица Машиностроителей проходит у станции Уралмаш). © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
8. Потолок оформлен рабочими Машиностроительного завода в индустриальном стиле светильниками в виде металлических труб с шарообразными плафонами.

Потолок оформлен рабочими Машиностроительного завода в индустриальном стиле светильниками в виде металлических труб с шарообразными плафонами. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
9. Путевые стены станции Машиностроителей украшают шесть литых металлических барельефов посвящённых работе Машиностроительного завода. Это единственная станция, где в оформлении присутствует название РСФСР.

Путевые стены станции Машиностроителей украшают шесть литых металлических барельефов посвящённых работе Машиностроительного завода. Это единственная станция, где в оформлении присутствует название РСФСР. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
10. Уральская (1992-12-22) — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Это привокзальная станция, главные “ворота” Екатеринбургского метрополитена для приезжих.

Уральская (1992-12-22) — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Это привокзальная станция, главные “ворота” Екатеринбургского метрополитена для приезжих. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
11. Станция Уральская освещена декоративными потолочными люстрами и настенными светильниками из кованого металла.

Станция Уральская освещена декоративными потолочными люстрами и настенными светильниками из кованого металла. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
12. Путевые стены Уральской облицованы нижне-тагильским мрамором красно-коричневого цвета, пилоны — бежевым мрамором «Коелга».

Путевые стены Уральской облицованы нижне-тагильским мрамором красно-коричневого цвета, пилоны — бежевым мрамором «Коелга». © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
13. Монумент около входа на Уральскую. На этом месте (рядом с подземным переходом) 28 августа 1980 г началось строительство первого на Урале метрополитена 28.08.2000г.

Монумент около входа на Уральскую. На этом месте (рядом с подземным переходом) 28 августа 1980 г началось строительство первого на Урале метрополитена 28.08.2000г. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
14. Или здесь (в 200 метрах южнее, на улице Героев России) начато 28.08.80 строительство Свердловского метрополитена.

Или здесь (в 200 метрах южнее, на улице Героев России) начато 28.08.80 строительство Свердловского метрополитена. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
15. Динамо (1994-12-22) — односводчатая станция глубокого заложения, очень похожая на ленинградские односводчатые станции, но несколько отличающаяся конструкционно — обратного свода здесь нет.

Динамо (1994-12-22) — односводчатая станция глубокого заложения, очень похожая на ленинградские односводчатые станции, но несколько отличающаяся конструкционно — обратного свода здесь нет. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
16. Динамо — станция с самым низким пассажиропотоком.

Динамо — станция с самым низким пассажиропотоком. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
17. По оси станции Динамо внутри колец из скамеек установлено пять светильников, изображающих олимпийские факелы, а глухом торце — копия скульптуры «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона.

По оси станции Динамо внутри колец из скамеек установлено пять светильников, изображающих олимпийские факелы, а глухом торце — копия скульптуры «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
18. Площадь 1905 года (1994-12-22) — самая центральная станция метро Екатеринбурга, оформленная в торжественном классическом стиле. В будущем она должна стать пересадочной на вторую линию, которая будет пересекать город с запада на восток.

Площадь 1905 года (1994-12-22) — самая центральная станция метро Екатеринбурга, оформленная в торжественном классическом стиле. В будущем она должна стать пересадочной на вторую линию, которая будет пересекать город с запада на восток. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
19. Колонны, облицованные коричневым полированным гранитом, объединены попарно, образуя поталы в форме букв «П».

Колонны, облицованные коричневым полированным гранитом, объединены попарно, образуя поталы в форме букв «П». © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
20. Тип станции «Площадь 1905 года» — колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Тип станции «Площадь 1905 года» — колонная трёхсводчатая глубокого заложения. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
21. Путевые стены «Площади 1905 года» отделаны желтовато-бежевым мрамором и украшены восемью абстрактными флорентийскими мозаиками на тему революционных событий 1905 года, изображения на которых угадываются лишь в общих чертах. Эта похожа на силуэт крейсера Аврора, например.

Путевые стены «Площади 1905 года» отделаны желтовато-бежевым мрамором и украшены восемью абстрактными флорентийскими мозаиками на тему революционных событий 1905 года, изображения на которых угадываются лишь в общих чертах. Эта похожа на силуэт крейсера Аврора, например. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
22. Геологическая (2002-12-30) — односводчатая станция глубокого заложения. Пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем — технические службы. В будущем Геологическая должна стать пересадочной станцией на перспективную третью линию.

Геологическая (2002-12-30) — односводчатая станция глубокого заложения. Пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем — технические службы. В будущем Геологическая должна стать пересадочной станцией на перспективную третью линию. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
23. Тема художественного оформления Геологической — богатство уральских недр. Как и положено недрам подземелий, получилось довольно мрачно и темно.

Тема художественного оформления Геологической — богатство уральских недр. Как и положено недрам подземелий, получилось довольно мрачно и темно. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
24. Путевые стены Геологической облицованы серым мрамором и чёрным лабрадоритам и украшены флорентийскими мозаиками из натурального уральского камня, изображающими разрез земной коры в недрах Уральского хребта.

Путевые стены Геологической облицованы серым мрамором и чёрным лабрадоритам и украшены флорентийскими мозаиками из натурального уральского камня, изображающими разрез земной коры в недрах Уральского хребта. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
25. Чкаловская (2012-07-28). Конструкционно это типовая глубокая односводчатая станция, но пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем — технические службы. Перекрытие между ярусами поддерживает ряд колонн по оси платформы, поэтому с точки зрения несведущего человека эта станция совсем не похожа на односводчатую.

Чкаловская (2012-07-28). Конструкционно это типовая глубокая односводчатая станция, но пространство разделено на два яруса: на нижнем размещена пассажирская платформа, на верхнем — технические службы. Перекрытие между ярусами поддерживает ряд колонн по оси платформы, поэтому с точки зрения несведущего человека эта станция совсем не похожа на односводчатую. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
26. Тема художественного оформления станции — перелёт В. П. Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году.

Тема художественного оформления станции — перелёт В. П. Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
27. Путевые стены украшены портретами участников экспедиции (командир экипажа — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) и репродукциями прессы 1937 года о перелёте над северным полюсом.

Путевые стены украшены портретами участников экспедиции (командир экипажа — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) и репродукциями прессы 1937 года о перелёте над северным полюсом. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
28. На стене в торце станции установлены часы, показывающие время в городах, через которые пролегал маршрут Чкалова через северный полюс: Москва, Архангельск, Ванкувер, Сан-Франциско.

На стене в торце станции установлены часы, показывающие время в городах, через которые пролегал маршрут Чкалова через северный полюс: Москва, Архангельск, Ванкувер, Сан-Франциско. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
29. Ботаническая (2011-11-28) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, последняя станция первой линии Екатеринбургского метрополитена (продление линии далее в южном направлении не планируется).

Ботаническая (2011-11-28) — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, последняя станция первой линии Екатеринбургского метрополитена (продление линии далее в южном направлении не планируется). © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
30. Художественное оформление станции неразрывно связано с её ботаническим названием: станция оформлена изображениями пчелиных сот (видимо, если соты не являются животными, значит, это ботаника).

Художественное оформление станции неразрывно связано с её ботаническим названием: станция оформлена изображениями пчелиных сот (видимо, если соты не являются животными, значит, это ботаника). © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | ]
31. Соты здесь повсюду: и в отделке потолка, и в гравировке на полированных металлических колоннах, и под буквами названия станции, которое несколько раз повторяется на путевых стенах, облицованных бежевой керамогранитной плиткой.

Соты здесь повсюду: и в отделке потолка, и в гравировке на полированных металлических колоннах, и под буквами названия станции, которое несколько раз повторяется на путевых стенах, облицованных бежевой керамогранитной плиткой. © Игорь Ванин, 2015–2016

[ | →]
32. Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2015–2016
Я в прошлом году перед поездкой читал в новостях официальную информацию от городского руководства, что вообще метро строить надо, но у города нет финансовой возможности, а поскольку федерального финансирования не предвидится, то и не будут начинать, чтобы не получился очередной долгострой на десятилетия. Вместо этого, писали, будут развивать трамвай.
Но это было почти год назад, с тех пор я за новостями не очень следил.
15 - Если сравнивать с питерскими односводами, то надо прямо написать, что здесь он - монолитный и без обратного свода (для крепких горных пород), а в Питере - сборный с разжатием обделки в мягонький грунт.
Ну и в дополнение: все три свердловских глубоких односвода в целом одинаковы, а различия связаны с (не)использованием верхней части пространства под сводом в служебно-технических целях.
Спасибо за отзыв.
Я эти ракурсы уже называю не удачными, а типовыми. Когда отснято уже больше полтыщи станций, весь процесс прошился в спинном мозге и почти на всех станциях одни и те же точки и углы съёмки выбираются :-)). Если нет каких-нибудь специфических особенностей, конечно же.