metro

Метрополитен Новосибирска (посвящается 30-летнему юбилею)

Череда российских праздников и юбилеев продолжается. Поздравляю всех интересующихся с очередным из них: сегодня, 7 января 2016 года, наступил 30-летний юбилей Новосибирского метрополитена.

В Новосибирске я совершенно незапланированно побывал прошедшим летом (мне просто посоветовали куда-нибудь съездить на пару дней, погулять-развеяться), и нескольких месяцев после этого с лихвой хватило, чтобы успеть подготовить новосибирский раздел на «Прогулках по метро», который был успешно завершён к сегодняшней знаменательной дате.

В фотогалерее «Прогулок по метро» представлены фотографии всех новосибирские станции во всех ракурсах и с небольшими описаниями (кто хочет зависнуть надолго — вам туда), а в этом посте будет небольшой обзор всего Новосибирского метрополитена (кто экономит время — вам сюда), просто хаотично выбранные фотографии, за которые взгляд зацепился, с моими личными впечатлениями. На этот раз — без какой-то чёткой системы, как в предыдущих постах, где были все только продольные виды или только поперечные.

Краткая историческая справка о метро Новосибирска. Новосибирский метрополитен — самый восточный метрополитен России, четвёртый по дате открытия (после Москвы, Ленинграда и Горького). Строительство было начато в 1977 году, первые станции были открыты 7 января 1986 года. Метро в Новосибирске планировалось по типовой советской схеме — несколько линий, пересекающихся в центральной части города, идущие на окраины в промышленные зоны и районы массовой жилой застройки. Как и в других городах, эти планы не были осуществлены, но Новосибирску повезло намного больше, чем другим “малым” советским городам: во-первых, строительство было начато в центральной части города, а не на окраинах, во-вторых, почти одновременно было начато строительство двух линий (и вторая линия была открыта с небольшой задержкой после первой), и в третьих, метро с первого дня связало два берега реки Оби, транспортная связь между которыми без метро была затруднена.

В результате в настоящее время Новосибирский метрополитен лидирует по пассажиропотоку среди всех “малых” российских метрополитенов (уступая лишь Московскому и Петербургскому) и, в отличие от метрополитенов других “малых” городов, не пустует: пассажиров здесь немало даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы.

Все станции метро Новосибирска — неглубокого заложения. 11 из 13 станций — колонные или односводчатые, построенные по типовым проектам, на их фоне выделяются только две станции. Показываю их не в хронологическом порядке, как прошлый раз, а в географическом: с севера на юг и с запада на восток.

[ | ]
1. Заельцовская (1992-04-02). Северная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Линию было бы полезно продлить ещё дальше, но поскольку это не было осуществлено, здесь всегда очень людно (это одна из двух самых загруженных станций) и поездато (всегда стоит поезд по одному из двух путей — на посадке или на высадке, или сразу на обоих), поэтому сфотографировать станцию с пустыми платформами не получилось.

Заельцовская (1992-04-02). Северная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Линию было бы полезно продлить ещё дальше, но поскольку это не было осуществлено, здесь всегда очень людно (это одна из двух самых загруженных станций) и поездато (всегда стоит поезд по одному из двух путей — на посадке или на высадке, или сразу на обоих), поэтому сфотографировать станцию с пустыми платформами не получилось. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
2. Гагаринская (1992-04-02). Типовая колонная станция мелкого заложения, но при этом с наиболее интересным оформлением среди станций этой линии (оформление было дополнено в 2011 году, к 50-летию первого полёта человека в космос).

Гагаринская (1992-04-02). Типовая колонная станция мелкого заложения, но при этом с наиболее интересным оформлением среди станций этой линии (оформление было дополнено в 2011 году, к 50-летию первого полёта человека в космос). © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
3. Звёзды на путевой стене Гагаринской.

Звёзды на путевой стене Гагаринской. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
4. Путевая стена Гагаринской снабжена четырьмя иллюминаторами, из которых на пассажиров смотрят разные изображения Гагарина.

Путевая стена Гагаринской снабжена четырьмя иллюминаторами, из которых на пассажиров смотрят разные изображения Гагарина. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
5. Крансый проспект (1986-01-07). Тут всё просто и понятно: проспект — Красный, поэтому и станция отделана камнем красных оттенков.

Крансый проспект (1986-01-07). Тут всё просто и понятно: проспект — Красный, поэтому и станция отделана камнем красных оттенков. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
6. Необычное для малых метрополитенов сооружение на станции Красный проспект — переход на другую линию. К ней мы вернёмся позже.

Необычное для малых метрополитенов сооружение на станции Красный проспект — переход на другую линию. К ней мы вернёмся позже. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
7. Площадь Ленина (1986-01-07) — в самом центре Новосибирска. Примечательно, что её проектировал ленинградский архитектор Гецкин, который спроектировал несколько станций и много вестибюлей ленинградского метрополитена. Впрочем, несмотря на центральный статус, шедевра не получилось, какая-то копипаста работы 8-летней давности (тыц, тыц).

Площадь Ленина (1986-01-07) — в самом центре Новосибирска. Примечательно, что её проектировал ленинградский архитектор Гецкин, который спроектировал несколько станций и много вестибюлей ленинградского метрополитена. Впрочем, несмотря на центральный статус, шедевра не получилось, какая-то копипаста работы 8-летней давности (тыц, тыц). © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
8. Октябрьская (1986-01-07). Станция, названная не по «где», и даже не по «когда» (как всевозможные Пионерские), а просто в память об октябрьской революции 1917 года.

Октябрьская (1986-01-07). Станция, названная не по «где», и даже не по «когда» (как всевозможные Пионерские), а просто в память об октябрьской революции 1917 года. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
9. Говорят, оформление колонн должно напоминать факелы революции. Факелы, ###ть! Революции, ###ть! У авторов этой идеи, должно быть, очень богатая фантазия.

Говорят, оформление колонн должно напоминать факелы революции. Факелы, ###ть! Революции, ###ть! У авторов этой идеи, должно быть, очень богатая фантазия. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
10. Речной вокзал (1986-01-07) — самая необычная по конструкции станция Ленинской линии: наземная, с боковыми платформами. Причём, один из выходов расположен выше уровня станции, а другой — ниже из-за сложного рельефа местности на берегу реки Оби.

Речной вокзал (1986-01-07) — самая необычная по конструкции станция Ленинской линии: наземная, с боковыми платформами. Причём, один из выходов расположен выше уровня станции, а другой — ниже из-за сложного рельефа местности на берегу реки Оби. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
11. Станция Речной вокзал украшена десятью витражами с изображениями сибирских городов, располагающихся по берегам Оби. Конечно же, это Новосибирск.

Станция Речной вокзал украшена десятью витражами с изображениями сибирских городов, располагающихся по берегам Оби. Конечно же, это Новосибирск. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
12. Студенческая (1986-01-07) — станция в белых тонах, это символ света науки и стремления к знаниям. Ничем другим не выделяется (как мне кажется, и белым цветом тоже не выделяется, а наоборот, создаёт ощущение унылой безликости).

Студенческая (1986-01-07) — станция в белых тонах, это символ света науки и стремления к знаниям. Ничем другим не выделяется (как мне кажется, и белым цветом тоже не выделяется, а наоборот, создаёт ощущение унылой безликости). © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
13. Пожалуй, этот ракурс (который я в своих черновиках обозначаю буквой «X») — мой любимый в этой серии.

Пожалуй, этот ракурс (который я в своих черновиках обозначаю буквой «X») — мой любимый в этой серии. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
14. Площадь Маркса (1991-07-26) — югоз-западная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Станция с наибольшим пассажиропотоком. Впрочем, после полуночи это — не проблема.

Площадь Маркса (1991-07-26) — югоз-западная конечная станция Ленинской линии. Типовая односводчатая станция мелкого заложения. Станция с наибольшим пассажиропотоком. Впрочем, после полуночи это — не проблема. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
15. Формы облицовки стен шедевральны. Не знаю, что они символизируют, я назвал их просто «ребристыми блоками сложной формы».

Формы облицовки стен шедевральны. Не знаю, что они символизируют, я назвал их просто «ребристыми блоками сложной формы». © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
16. Потолочные светильники оформлены ажурным металлическим обрамлением сложной формы, перекликающейся с формой отделки путевых стен.

Потолочные светильники оформлены ажурным металлическим обрамлением сложной формы, перекликающейся с формой отделки путевых стен. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
17. Теперь можно перейти на Дзержинскую линию (со станции Красный проспект на станцию Сибирскую) по вот такому извилистому переходу (его траектория обусловлена сложившейся застройкой на поверхности).

Теперь можно перейти на Дзержинскую линию (со станции Красный проспект на станцию Сибирскую) по вот такому извилистому переходу (его траектория обусловлена сложившейся застройкой на поверхности). © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
18. Площадь Гарина-Михайловского (не путайте: не Гагарина!) — западная конечная станция Дзержинской линии.

Площадь Гарина-Михайловского (не путайте: не Гагарина!) — западная конечная станция Дзержинской линии. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
19. На станции очень темно, освещение боковых залов не предусмотрено, некоторые снимки пришлось делать со светочувствительностью 6400 ISO.

На станции очень темно, освещение боковых залов не предусмотрено, некоторые снимки пришлось делать со светочувствительностью 6400 ISO. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
20. Площадь Гарина-Михайловского — привокзальная станция, и для приехавших в Новосибирск над входом имеется краткое руководство, какие объекты города стоит посмотреть.

Площадь Гарина-Михайловского — привокзальная станция, и для приехавших в Новосибирск над входом имеется краткое руководство, какие объекты города стоит посмотреть. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
21. Сибирская (1987-12-31) — самая глубокая станция метро Новосибирска, она находится под станцией Красный проспект. По этой причине центральный пролёт перекрытия отличается от типового проекта: он заменён на монолитный свод.

Сибирская (1987-12-31) — самая глубокая станция метро Новосибирска, она находится под станцией Красный проспект. По этой причине центральный пролёт перекрытия отличается от типового проекта: он заменён на монолитный свод. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
22. Сибирская — самая богато оформленная станция: путевые стены украшены восемью панно, посвящёнными природе и истории Сибири.

Сибирская — самая богато оформленная станция: путевые стены украшены восемью панно, посвящёнными природе и истории Сибири. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
23. Кстати, с 1987 до 2000 года на Дзержинской линии было только две станции, между которыми ходил поезд по одному пути.

Кстати, с 1987 до 2000 года на Дзержинской линии было только две станции, между которыми ходил поезд по одному пути. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
24. Маршала Покрышкина (2000-12-28). Александр Иванович Покрышкин, трижды герой Советского Союза, является для Новосибирска примерно тем же, кем Ленин являлся для СССР. Его имя встречается в городе повсюду. Например, одноимённая улица находится в абсолютно противоположной части Новосибирска.

Маршала Покрышкина (2000-12-28). Александр Иванович Покрышкин, трижды герой Советского Союза, является для Новосибирска примерно тем же, кем Ленин являлся для СССР. Его имя встречается в городе повсюду. Например, одноимённая улица находится в абсолютно противоположной части Новосибирска. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
25. Под потолком станции установлена модель самолёта, на котором летал Покрышкин.

Под потолком станции установлена модель самолёта, на котором летал Покрышкин. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
26. В подземном переходе у входа на станцию размещена экспозиция, рассказывающая о жизни маршала.

В подземном переходе у входа на станцию размещена экспозиция, рассказывающая о жизни маршала. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
27. Берёзовая роща (2005-06-25). Изначально планировалось, что станция будет оформлена в тёмно-зелёных тонах (роща же!) с белыми полосами (берёзки же!); для отделки стен планировался мрамор изумрудного цвета, а для потолков — нержавеющая сталь.

Берёзовая роща (2005-06-25). Изначально планировалось, что станция будет оформлена в тёмно-зелёных тонах (роща же!) с белыми полосами (берёзки же!); для отделки стен планировался мрамор изумрудного цвета, а для потолков — нержавеющая сталь. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
28. Но при строительстве немножко сэкономили на отделочных материалов и вместо рощи получился какой-то керамогранитный хай-тек.

Но при строительстве немножко сэкономили на отделочных материалов и вместо рощи получился какой-то керамогранитный хай-тек. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
29. Зато павильоны входов в подземный вестибюль Берёзовой рощи приятны своим единообразием.

Зато павильоны входов в подземный вестибюль Берёзовой рощи приятны своим единообразием. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
30. Золотая нива (2010-10-07) — единственная станция метро Новосибирска с одним рядом колонн. Довольно тесно: как ни встать, колонны не влезают в кадр полностью, ни вдоль, ни поперёк.

Золотая нива (2010-10-07) — единственная станция метро Новосибирска с одним рядом колонн. Довольно тесно: как ни встать, колонны не влезают в кадр полностью, ни вдоль, ни поперёк. © Игорь Ванин, 2015

[ | ]
31. Любопытно происхождение названия «Золотая нива»: “народное” название местности возникло от названия автобусной остановки, унаследованного от названия советского продовольственного магазина, находившегося неподалёку, давно не существующего (говорят, он был закрыт во времена распада СССР в 1991 году).

Любопытно происхождение названия «Золотая нива»: “народное” название местности возникло от названия автобусной остановки, унаследованного от названия советского продовольственного магазина, находившегося неподалёку, давно не существующего (говорят, он был закрыт во времена распада СССР в 1991 году). © Игорь Ванин, 2015

[ | →]
32. Современные отделочные материалы и их расцветка поражают воображение даже по сравнению с белой Студенческой. На этом всё. Спасибо за внимание!

Современные отделочные материалы и их расцветка поражают воображение даже по сравнению с белой Студенческой. На этом всё. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2015
1. Заельцовскую без поездов застал, гораздо сложнее было Красный проспект без пассажиров поймать

7. Площадь Ленина мне напомнила другое Ленино (которое Царицыно) своими флорентийскими мозаиками

9. Сравни факелы с Автозаводской в Нижнем (в Нижнем судя по всему они погасли)

17. Переходить гораздо проще через совмещённый вестибюль (в Минске, кстати, аналогичная ситуация с переходами)

19. Освещение есть на том пути, где осуществляется посадка пассажиров. Один путь не используется для движения поездов, соответственно, и не освещается.
Красный проспект — это дааа. Полчаса там прождал, но так и не дождался момента. Народ отовсюду шёл: и со входа, и с перехода, и с поездов с обеих сторон. Забил и поехал фотографировать более сложные односводчатые.
Про Заельцовскую — видимо, нужно знать особенности графика. В те часы, когда я там был, почему-то был очень долгий оборот, и поезда стояли по обоим путям по несколько минут. Предполагаю, для выравнивания интервала при снятии поездов в депо. А вот на Площади Маркса примерно в то же время (незадолго до закрытия) повезло: оборот был довольно быстрым и бОльшую часть времени станция была пустой.
Факелы на Автозаводской не погасли, там их ещё не подожгли! :-) (Но если в первую очередь смотреть на цветовую гамму, а не на форму, тогда сходства как бы и нет.)
Про переход — согласен. Но я опробовал все пути.
Октябрьская названа как раз не по "когда", а именно по "где", поскольку находится в Октябрьском районе и является пересадкой на многие маршруты наземного транспорта, которые именно в Октябрьский район едут. Причём, если Речной вокзал и Золотая Нива находятся на самом краю района, то Октябрьская прям в глубине :)

Сибирская находится не под Красным проспектом, а сбоку от него, если быть точнее.

Ну про ПГМ уже сказали выше :)
Когда станция названа по имени большого района, на территории которого есть, могут быть или будут в будущем другие станции, в том числе и других линий, я считаю, что это крайне неудачное название, и про него можно сказать, что оно не привязано к местности. Это как если назвать станцию, например «Новосибирская», аргументируя тем, что она находится в Новосибирске :-). Привязка к местности — это наименование по некоторому локальному объекту.

Про Сибирскую — да-да-да. Хотел написать про то, что она глубже, а поторопившись, написал «под».

Про ПГМ не понял. У кого? %)
Ну Заельцовская тоже названа по району :) И в Дзержинском, Первомайском, Кировском районах также должна была по задумке проектировщиков располагаться одноимённая станция :)
Красный проспект тоже длинная улица, но станция Красный проспект названа именно по ней.
Васильевский остров, кстати, в Питере тоже не так уж и мал, но станция по нему названа :)

А ПГМ - это Площадь Гарина-Михайловского, и зал с действующим путём освещается:
19. На станции очень темно, освещение боковых залов не предусмотрено, некоторые снимки пришлось делать со светочувствительностью 6400 ISO.

На Золотой Ниве эскалатор же с другой стороны, где основной выход, и про него ничего не сказано.

На сайте также не сказано про миниатюрное подобие витражей в подземном переходе Берёзовой рощи.
Спасибо за замечания.
Я на всех станциях выходил через один выход, а возвращался через другой. Куда при этом потерял фотографию выхода с эскалатором на Золотой ниве, даже не знаю. На днях поищу.
А вот витражи в подземном переходе Берёзовой рощи я как-то умудрился пропустить, даже не помню их визуально. Придётся возвращаться переснимать? :-)
Опечатка в описании к Сибирской в заголовке к фото - написано "... В центре зала — переход на станцию Крансый проспект Ленинской линии..."
Ну тут опечатка уже не страшна ) Кстати, Новосибирску повезло, что стали строиться сразу две линии, но возникает вопрос, а почему же у Дзержинской линии запроектировали такое путевое развитие, ограничивающее парность и интервалы движения, да и ССВ с линии на линию как-то неудобно пристыковали? Ведь могли бы сделать тот же перекрёстный съезд перед Г-М, а не одиночный пошёрстный...
Я считаю, что суть проблемы не в том, как запроектировали, а в том, как всё это строили после окончания СССР. Например, временная схема движения по Дзержинской линии в течение многих лет после открытия должна была быть краткосрочно временной, всю линию нужно было достроить ещё в 1990-е (при том, что работы начались ещё в первой половине 1980-х), а не дотягивать до 2-го десятилетия 2000-х. И сейчас отсутствие второго тоннеля между Берёзовой рощей и Золотой нивой ограничивает возможности линии намного больше, чем путевое развитие у Площади Г.-М.
Сразу за Площадью Гарина-Михайловского идёт территория вокзала. Камеры съездов при мелком заложении строят, как правило, открытым способом. И перекапывать всю землю под многочисленными вокзальными путями очень проблемно, поэтому сделали один съезд перед ПГМ. Он сильно не сдерживает интервалы движения. Сдерживает их съезд перед Золотой Нивой, который находится чётко на середине полторакилометрового перегона БР-ЗН. Из-за этого интервал на линии возможен не менее 5,5 минут. Этот съезд был построен исключительно. В том месте находится долина уничтоженной реки Каменка, поэтому в любом случае строить пришлось бы открытым споосбом. Ну и для удобства туда же и съезд присобачили. Далековато до станции, но зато сэкономили :)
Подразумевается, что при нынешней длине линии с таким интервалом справляются с пассажиропотоком. А при продлении будут построены полноценные съезды.
И да, на случай необходимости слишком уж большого сокращения интервалов в часы пик предусмотрен съезд за станцией Сибирская (в сторону ПГМ). Таким образом, если линию когда-нибудь через -дцать лет продлят на восток, то будет возможен просто зонный оборот по Сибирской и маленькие интервалы (один поезд до Сибирской, один до ПГМ)

Edited at 2016-01-08 20:32 (UTC)
Про ЗН я прекрасно знаю, очень хорошо помню, как "строили" тот злосчастный перегон и с какими нарушениями. Проще было сразу от камеры съездов между БР и ЗН проложить остаток тоннелей, причём, сразу двух, непосредственно до ЗН, но нет, зачем-то решили в открытом котловане (!) собирать кольца из чугунных тюбингов и заливать всё это дело бетоном. Ну вот не проще ли было монолитом сделать сразу оба пути от камеры съездов? И всё-таки почему не сделали перекрёстник перед Г-М?
Эта игра очень классно сделана с технической точки зрения, но вот визуально и сюжетно как-то не очень. Не, само по себе ещё туда-сюда, но если поставить рядом с Duke Nukem 3D или Half-Life, то она превращается в техническую демку движка :)