2012blackglasses

Прогулки по метро: большое обновление к 60-летнему юбилею Петербургского метрополитена!

Сегодня будет «пост без фото». Потому что все фотографии сегодня в другом месте.

Сегодня день рождения Петербургского метрополитена — 60-летний юбилей. Поздравление всем петербуржцам и всем любителям метро в связи с этой знаменательной датой!

После десятилетнего затишья сайт «Прогулки по метро» существенно обновлён, точнее говоря, полностью переработан с нуля!

  • Во-первых, все фотоматериалы, имеющиеся на сайте, отсняты заново и представлены в профессиональном качестве. За 14 лет, прошедших с начала работы над проектом, требования к качеству фотографий выросли настолько, что старые снимки не представляют никакой ценности, кроме исторической в некоторых немногочисленных местах, где что-то изменилось. (Все старые материалы не удалены, а помещены в архив и продолжают оставаться доступными по старым прямым ссылкам на них.)
  • Во-вторых, добавлены новые материалы о новых станциях, открытых за последние несколько лет. В первую очередь это несколько десятков новых станций в Москве и несколько новых станций в Петербурге, но и остальные города тоже не остались в стороне.
  • В-третьих, из московского раздела, наконец, убрана позорная фраза о временной недоступности сопроводительной информации. И это правда, ведь базовая информация теперь доступна (но ввиду большого объёма работы — не в таких подробностях, как по Петербургу и малым городам).
  • В-четвёртых, интерфейс веб-страниц был переработан для соответствия нынешним реалиям — возможностям и особенностям современных веб-браузеров, в том числе мобильных.
  • В-пятых, движок сайта полностью переработан и теперь работает с использованием эффективной базы данных, позволяющей не только удобно и структурированно хранить ценную информацию, но и обрабатывать некоторые очень специфические случаи. Например, переезд станций с линию на линию, перекоммутацию линий, появление новых станций в середине линии, а также линии с развилками, петлями и самопересечениями, и многое другое. И всё это с постоянным сохранением старых ссылок на материалы, опубликованные на сайте ранее. Всё, что есть на этом сайте, никогда не потеряется.
  • В-шестых… (а также в-седьмых, в-восьмых и так далее) Оставшиеся восемь главных новостей сайта пока останутся будущим сюрпризом и будут последовательно публиковаться на сайте в течение следующих восьми месяцев, чтобы не перегружать посетителей большим объёмом новой информации в первый день после долгого затишья.

Теперь два момента о невыполненных обещаниях и планах.

  • Два месяца назад я обещал, что будет сразу много новых городов. Увы, возможности были сильно переоценены, и за два месяца оказалось абсолютно нереальным переработать такое количество материала, накопленного за несколько предыдущих лет, даже если безвылазно сидеть за компьютером по несколько дней подряд, и даже если удаётся отпроситься с основной работы в мини-отпуск на несколько дней. Поэтому сегодня на «Прогулках по метро» пока остаётся только четыре города, как и раньше. Но все материалы этим четырём полностью обновлены и подготовлены в лучшем виде. От новых городов я, конечно же, не отказываюсь, но буду готовить материалы по ним в более фоновом режиме. Собственно, последние «восемь главных новостей сайта» — именно об этом.
  • Не успел дописать все текстовые комментарии к станциям Москвы в полном объёме, как по трём другим городам (это к вопросу о третьей новости сайта). Даже если печатаешь со скоростью 350 знаков в минуту и выше, количество объектов в базе такое, что скорость печати не спасает. Потому что нужно не только печатать, но и работать с картами, со своими же фотографиями и с историческими источниками, чтобы написать релевантный текст. Дописывать постепенно буду, но, опять-таки, в более фоновом режиме.

И, в заключение, большая просьба к читателям и зрителям. После наполнения базы данных я просто не успел тщательно просмотреть и прочитать все-все-все свои же собственные страницы. Даже просмотр текста по диагонали и пролистывание фотографий кнопкой PageDown заняли несколько часов чистого времени. А тщательное вычитывание и отсматривание может занять целые дни или даже недели. Поэтому прошу всех первопроходцев, кто пойдёт смотреть новые «Прогулки по метро», сообщать обо всём, что заметите: о косметических ошибках, опечатках, косяках в фотографиях, фактических ошибках в контенте, и обо всём, что кажется подозрительным. Также приветствуются любые замечания и предложения по сайту (например, я знаю, что в навигации там сейчас не всё удобно — просто не успел доделать всякие мелкие приятные фишки из запланированных). Писать можно в комментарии к этому посту (или в личку, у кого есть мои прямые контакты), потому что комментарии и обсуждения прямо на сайте я тоже не успел сделать.

На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание!

Ура!!! Спасибо огромное!!! С открытием!
Будет теперь, где погулять на досуге, не вставая из компьютера, нашей холодной новосибирской зимой :)
Жаль, что Ёбург и Нск не вошли, а так всё отлично.
По поводу замечаний. Очень не хватает внизу страницы навигационной панели на две станции вперёд и назад (как сделано наверху страницы). Когда "прогуляешься" по одной станции, и хочешь перейти на следующую, приходится вверх всю страницу каждый раз крутить. Это конечно не так сложно, но если бы прямо внизу можно было перейти на следующую станцию, было бы ещё лучше :)
Новосибирск должен быть готов к юбилею в этом январе. С порядком остальных городов пока не определился. Екатеринбург, наверное, можно тоже к дате открытия привязать, и там тоже полу-юбилей получается. А европейские, наверное, просто по порядку. У всех скандинавских годовщины открытия будут осенью, слишком долго ждать. :-)

Спасибо за замечание о навигации. Я и сам уже понял, когда страницы стали наполняться реальными фотографиями. На тестовых данных, на которых я обкатывал вёрстку страниц ещё весной, это было не так актуально. А после наполнения базы просто не успел доделать. Сделаю.
У меня ещё и другие задумки о навигации есть (например, с клавиатуры), но это всё попозже будет.
Ещё не хватает малого наклонного хода на Адмиралтейской, для сравнения с большим, так сказать :) Всегда было интересно, насколько он малый.

На Садовой последняя фотка подписана "Эскалаторы перехода на Садовую". Должно быть, "на Спасскую", имелось ввиду :)

Edited at 2015-11-15 06:28 (UTC)
Он совсем коротенький, примерно как пересадочные.
Последний раз читал, что высота подъёма малых эскалаторов на Адмиралтейской — 15.2 м, больших — 68.7 м. Но за достоверность не ручаюсь.

Подпись исправил. Спасибо.
Игорь, большое спасибо за обновлённый сайт. Пока просмотрел только раздел "Петербург". Собственно за что глаз зацепился:

Кировско-Выборгская линия
Первая очередь линии включала 8 станций: Площади Восстания — Автово. Опечатка: "ПлощадЬ Восстания" - "Автово"

Балтийская
Торец станции украшен флорентийским мозаичным панно «1917 год», посвящённым революционерам-балтйцам. Опечатка: балтИйцам
...на большинтве станций первой очереди... Опечатка: большинСтве

Московско-Петроградская линия
Центральные и южные станции проектировалась и строилась в хрущевские времена. Опечатка: проектировалИсь и строилИсь

Парнас
...к северу от городской застройки Санкт-Петербура. Опечатка: Санкт-ПетербурГа
...было очень просторно и не были никаких объектов притяжения пассажиропотоков. Опечатка: не былО

Удельная
...начинающееся на Финлядском вокзале. Опечатка: ФинляНдском
Раньше станция была освещена условно-белым светом, в 2000 году освещение было заменено на оранжевое натриевое. Не согласен. С детства, как минимум года с 93го, помню станцию

оранжевой. Белую не помню совсем, хотя ездил каждую неделю точно

Петроградская
...хрущёвский период борьбы с архитектурними излишествами. Опечатка: архитектурнЫми

Парк Победы
...панелями из гофрированого алюминиМя. Опечатка

Звёздная
Художественное оформлени станции. Опечатка: оформлениЕ

Маяковская
Мозаичный профиль В. В. Маяковского. Это ну никак не профиль)

Площадь Александра Невского-I
Станция находится на восточной окраине цетрального района Санкт-Петербурга. Опечатка: ЦенТрального

Ломоносовская
Ленинградский фарфоровый завод, расположенный в трёх километрах от станции. Не многовато будет?) Померил по карте - вышло 200 метров.

Правобережная линия
Правобережная линия связывает правобережную частьЮ Невского района. Опечатка

Спасская
...имена извесных зодчих и архитекторов Санкт-Петербурга. Опечатка: извесТных

Лиговский проспект
На это станции впервые в истории Петербургского метрополитена... Опечатка: На этоЙ

Площадь Александра Невского-II
...в 2014 году освещение было заменено на оранжевое натриевое... Совершенно точно раньше. Может, в 2004?

Новочеркасская
При изготовлении новой буквы о её облике не подумали, и новая буква получилась совсем в другом стиле и очень выделяется на общем фоне, что всем видно и по сей день. Ошибка.

Несколько лет назад буквы "ч" на путевых стенах были заменены на новые, приведенные к общему стилю.

Чкаловская
... выглядящеми так же, как художественные стрелочки на полу платформы. Опечатка: выглядящИми
...светильники расположены не на баллюстраде эскалаторов.... Опечатка: баЛюстраде

Обводный канал
За несостоявшуюся реализацию исходного проекта которой обидно больше всего в истории Ленинградского-Петербургского метрополитена. Слово "которой" - лишнее. Либо в начале предложения отсутствует слово "станция" :)

Волковская
...аналогичные полосы были размещена... Опечатка: размещенЫ
Павел, огромное спасибо за замечания и за особо тщательную проверку!
Даже не ожидал, что у меня может быть столько опечаток, аж стыдно. :-)
Кстати, некоторым из них — много лет, и никто не делал замечаний раньше. Некоторые из этих описаний я писал для фотообзоров отдельных станций в ЖЖ с 2009 года, а несколько приехало аж со старой версии сайта. 8-)
БОльшую часть исправил. Про обновление Новочеркасской несколько лет назад (кажется, в 2011?), каюсь, совершенно забыл, а байка про неодинаковые буквы плотно засела в голове ещё с детства. Дополню немножко позже (у меня эта неделя плотно занята включая выходные).
А с фарфоровым заводом относительно Ломоносовской я не понял, как там 200 метров получается. На картах он значится на проспекте Елизарова, 36 — 2.6 км от вестибюля Ломоносовской по прямой, больше трёх км по дорогам.
Да нет же, всю жизнь он был между Бабушкина, Обуховской Обороны и Фарфоровской улицей. Потому и улица Фарфоровская.
Проверил по викимапии - на месте.
Официальный адрес - Обуховской Обороны, 151.
С фарфоровыми заводами разобрался. Исторический «Ленинградский фарфоровый завод» действительно нашёлся на проспекте Обуховской Обороны, 151. Он был переименован в «Императорский». А на Елизарова, 36 был некий опытный завод «Фарфор» (более современный, с середины XX века), который сейчас называется «Санкт-Петербургский фарфоровый завод», что и ввело меня в заблуждение.
Итого на страницах Ломоносовской и Новочеркасской всё исправил, но оно пока попало в тестовую БД, на основной сайт переложу немного позже, с остальной частью сентябрьского апдейта.
Ещё раз спасибо!
Спасская
...имена извесных зодчих и архитекторов Санкт-Петербурга. Опечатка: извесТных


Внезапно подумалось, что про Спасскую можно не исправлять. Дабы соблюсти стиль этого панно. :-)
Игорь, спасибо огромное за обновленный сайт! Будут ли в перспективе странички про Казанский метрополитен и Волгоградский метротрам? Можно еще и Минский метрополитен запечатлеть :) Украина, увы, теперь недоступна, хотя в Киевском метро есть что посмотреть...

Замечание по станции метро "Проспект Мира" Кольцевой линии: до 20 июня 1966 года она называлась "Ботанический сад", т.к. проспекта Мира еще не было (была 1-я Мещанская улица).
Спасибо за отзыв!
Казанский метрополитен, несомненно, будет. Но даже приблизительные сроки не могу пока назвать. В Казани я ещё не был, а сначала надо опубликовать то, что было снято раньше.
С Казанью получилось по-дурацки. Собрался туда (не только ради метро, но и город посмотреть хотелось) на первомайские праздники в 2013 году, купил билеты, полез в интернеты почитать о метро, чтобы на месте не пропустить что-нибудь важное... и прочитал новость, что через несколько дней после отъезда откроются новые станции. А билеты оказались несдаваемыми. Пришлось срочно искать возможность телепортироваться прямо из Казани куда-нибудь ещё (получилось в Самару), а прогулки по Казани отложить на пару лет.

Про Проспект мира написал на странице одноимённой станции Калужско-Рижской линии, а кольцевую пропустил. Дополню.
Ещё по "Новочеркасской" - фото с поперечным видом у вас свежее, как раз уже с замененной буквой "ч", на остальных фото 2010 г. буква явно выделяется.

Теперь Москва.

Москва
...представлено много архитектурных стилей различные исторических эпох. Есть и уникальные станции, построенные по эскпериментальным проектам... Опечатки: различныХ, эКСпериментальным

Сокольническая линия
основной участок Сокольнической линии был удлиннён в обоих направлениях. Ведутся работы по удлиннению линии... Орфографическая ошибка: удлиНён, удлиНению

Черкизовская
...эта станция вместе с перегоном до соседней в будет передана большой кольцевой линии... Слово "в" лишнее

Красные Ворота
Прежние названия станции: Красные Ворота (до 1962-05-29) Лермонтовская (до 1962-05-29). Техническая ошибка. Если верить википедии, "Лермонтовская" до 1986-08-25

Парк культуры (Сокольническая линия)
Не указано старое название: "Парк культуры имени Горького"

Юго-Западная
Но в 2014 году это совпадение было нарушено открытием новых станций на продолжении линии. Фактическая ошибка, в 2014 г. было открыто только "Тропарёво", открытие остальных теперь ожидается весной 2016 г.

Замоскворецкая линия
...линия была удлиннена с южной стороны... Орфографическая ошибка: удлиНена

Водный стадион
...Головкинском шоссе у перекрёстка с Кронштадским бульваром. Ошибки: ГолоВИнском, КронштадТским

Автозаводская
Станция украшена несколькими мозаичными панно, показывающего рабочие будни Автозавода... Опечатка: показывающИМИ

Славянский бульвар
Историческкий снимок: вагоны модели «Еж» в Московском метрополитене уже не эксплуатируются. Опечатка: ИсторичесКий. Фактическая ошибка: вагоны Еж эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии

Парк Победы
декоративное оформление пилонов крупным планом. Это не декоративное оформление пилона, а окаменелость: paleometro.ru/metro9.php

Площадь Революции
...у перекрёска Никольской улицы... Опечатка: перекрёсТка

Электрозаводская
рядом со станцией находился Московский электрозавод имени Куйбышева. Он там до сих пор находится

Первомайская
...у перекрёска с Первомайской улицей. Опечатка: перекрёсТка

Кольцевая линия
Цвет Кольцевая линии. Опечатка: КольцевОЙ

Проспект Мира (кольцевая)
Не указано старое название "Ботанический сад", обуславливающее художественное оформление

ВДНХ
станция расположена рядом с Всероссийским выставочным центром — бывшей Выставкой Достижений Народного Хозяйства. В 2014 г. ВВЦ официально возвращено название ВДНХ

Третьяковская
Даты открытия южного и северного зала различны.
Название "Новокузнецкая" носил только южный зал.

Ленинский проспект
...вдоль него есть другие станции метро. Только "Тропарёво" в конце

Академическая
...у перекрёстка с улицей Дмитрия Устинова. Ошибка: с улицей Дмитрия УЛЬЯНОВА

Площадь Ильича
Бюст Владимира Ильича Ленина. Это горельеф

Шоссе Энтузиастов
...на нём расположено несколько станций метро. Только "Авиамоторная" и "Шоссе Энтузиастов"
Медый Всадник. Опечатка: МедНый

Отрадное
...у перекрёстка Декабристов и Хачатуряна. Отсутствует слово "улиц"

Чеховская
Памятник А. П. Чехову. Это памятник Горькому в переходе на бывшую "Горьковскую" :))

Люблино
Георгий Победоносец убивает зелёного змия. Зелёного? :)))

Братиславская
...однопролётная станция... Колонная двухпролётная, нет?

Каховская линия
...эти платы до сих пор нереализованы. Опечатка: плаНы


Солнцевская линия
Цвет Солнецвской линии... Опечатка: СолНЦЕвской
Почти всё исправил и дополнил. Ещё раз большое спасибо и прошу прощения, что вышла задержка.
Но оно пока внесено в тестовую БД, как я написал выше, на основной сайт переложу немного позже, с остальной частью сентябрьского апдейта. Когда можно будет посмотреть — дам знать.

Парк культуры (Сокольническая линия) / Не указано старое название: "Парк культуры имени Горького"

Известна ли точная дата переименования? В разных источниках указаны разные версии.
Википедия говорит, что длинное название использовалось до 1950-х, другая страница — до 1960-х. А у Влада Свириденкова написано, что название сократили перед Олимпиадой в 1980. И без точных дат, даже без месяца.

Историческкий снимок: вагоны модели «Еж» в Московском метрополитене уже не эксплуатируются. Фактическая ошибка: вагоны Еж эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии

Видимо, когда писал эту фразу, думал, что в публикацию пойдёт когда их уже не останется и на ТКЛ. Поторопился :-). Убрал всеобщность.

Это не декоративное оформление пилона, а окаменелость: paleometro.ru/metro9.php

Про окаменелости знаю, когда-то давно я их там выискивал и фотографировал, ещё на старую компактную камеру.
А с "декоративным оформлением" :-) так получилось случайно из-за устройства движка сайта и недописанности индивидуальной фразы. Каждой фотографии присвоена некая категория в зависимости от точки съёмки и ракурса сразу для нескольких целей. Одна из них — это автоматическое описание, если для фотографии не заданы индивидуальные комментарии (а в большинстве случаев они не заданы). Всё, что относится к оформлению пилонов крупным планом (будь то облицовка, лепнина, роспись, etc.) идёт в одну категорию. А о том, что это аммонит, а не наутилус, я написать не успел и/или забыл, вот и вылезла стандартная фраза вместо этого. :-)

Третьяковская / Даты открытия южного и северного зала различны. Название "Новокузнецкая" носил только южный зал.

Тут просто не дописал ещё. Для большинства станций Московского метро заполнена только базовая информация (названия, тип, даты, архитекторы, расположение), а подробности об архитектуре и прочие факты о "сложных" станциях пишутся в свободной форме и пока написаны только для трёх-четырёх линий из десяти. С Китай-городом и Каширской то же самое пока. В конце концов будет расписано примерно как про Технологический институт в Петербурге. Но, в любом случае, спасибо за замечание.

Ленинский проспект / вдоль него есть другие станции метро. Только "Тропарёво" в конце

Ещё ж Октябрьская в начале. И вообще, чтобы название станции по улице/проспекту было неудачным и неудобным для ориентирования, достаточно одного только факта большой длины улицы. Или хотя бы ещё одной другой станции на этой же улице.

Памятник А. П. Чехову. Это памятник Горькому в переходе на бывшую "Горьковскую" :))

Они чем-то похожи, не узнал, богатым будет. :-)
Порядок фотографий, получается, тоже нужно поменять? Он не в том коридоре, где мозаика с профилем Чехова (или это тоже Горький?:), а в том, где домик и автограф Чехова? Несколько лет не был в том переходе.

Братиславская / ...однопролётная станция... Колонная двухпролётная, нет?

Конструктивно — однопролётная. Колонны там только для поддержки декоративного закруглённого свода, и всё это не является частью конструкции станции. Помню, что было детальное обсуждение этого вопроса в журнале у Руссоса, но ссылочку не сохранил.
Почти так же на Чкаловской в Екатеринбурге: вся станция — односводчатая, а колонны поддерживают перегородку, разделяющую её на два яруса.

Люблино / Георгий Победоносец убивает зелёного змия. Зелёного? :)))

Это моя любимая шутка из серии «Тому, кто дочитал до этого места, ставлю бутылку коньяка». Всегда вставляю её, когда приходится к слову. Теперь, коли уж дочитали, можно и убрать. :-)
Но вообще бывает и зелёного. :-)
Про "Парк культуры" не скажу, сам разные даты видел.
По Горькому - да, коридор с мозаикой, где чеховский профиль, ведёт к выходу в город и одному из переходов на "Пушкинскую". Если пойти по коридору, где на мозаике дом и книга, мимо памятника Горькому попадаешь на "Тверскую".

В этом году кстати открылось экскурсионное бюро московского метрополитена, рассказывают много чего интересного, я уже на шести экскурсиях побывал:
http://mosburo.com/category/metro/
На страничке "Лиговского проспекта" по-моему перепутаны местами вид по диагонали и поперечный. Читаю дальше...

ЗЫ. Ошибки в тексте, увы, не запоминаются...)
Касаемо Нижнего - на Московской после открытия Горьковской используются все четыре пути, на средние приезжают поезда, следующие в/на Горьковскую, а крайние, возле путевых по сути продолжают старую схему "беспересадочного" движения. По сути, после продления до Стрелки линии разделят окончательно и каждая будет независима от другой, если не считать съём или выдачу поездов будущей Сормовско-Мещерской линии в депо "Пролетарское" )