2011eye

Поперечный взгляд на метро

Разбирая старые фотографии метро до 2009 годоа, хочется отправить в помойку чуть менее, чем почти всё. И если когда-то раньше основной причиной удалений и пересъёмки был технический брак (ошибки автофокуса, неверная экспозиция, непоправимые завалы перспективы) и посторонние объекты в кадре (толпы людей, например), то теперь основной причиной стал плохой выбор ракурса.

Если искать интересные ракурсы прямо на месте, обычно так получается, что половина интересных ракурсов пропускается. Или, наоборот, получается огромное количество фотографий с невнятными ракурсами, с которыми непонятно что делать при разборе отснятых материалов. Возникает куча вопросов: как озаглавить фотографию, в каком порядке расположить её относительно других снимков для интересного и последовательного рассказа и показа одной станции, и вообще, что хотел сказать этим снимком автор.

Поэтому постепенно у меня в голове выработался список, что и как нужно фотографировать на каждой станции: типовые точки съёмки и направления, какие объекты обязательно должны попасть в кадр, а что желательно исключить, применять ли широкий угол в каждой точке съёмки или нет, и многое другое (я об этом уже немножко рассказывал несколько лет назад).

На большинстве объектов количество основных типовых ракурсов и точек съёмки можно пересчитать по пальцам (изредка приходится задействовать ноги:), но когда я этой весной начал систематизировать и вносить информацию в базу данных, внезапно оказалось, что типовых ракурсов у меня аж больше сотни.

Для пущей интриги перечислять их ни в каком виде не буду. Хочу лишь сказать, что мой любимый ракурс — поперечный. Как так получилось — не знаю, просто нравится :-). Началось всё, наверное, вот с этой фотографии 7 лет назад, совсем не метро. Кстати, другие фотографы, любящие метро, почему-то обычно пренебрегают таким ракурсом. Так что, это в некотором роде моя “визитная карточка”.

[ | ]
1. Лучше всего под поперечным взглядом выглядят колонные станции глубокого заложения. Как современные типовые…

Лучше всего под поперечным взглядом выглядят колонные станции глубокого заложения. Как современные типовые… © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
2. … так и исторические.

… так и исторические. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
3. …

© Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
4. Нестандартные проекты колонных тоже хороши.

Нестандартные проекты колонных тоже хороши. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
5. Колонные станции мелкого заложения менее интересны из-за скучного потолка, зато поперечный ракурс показывает отделку путевой стены во всей красе.

Колонные станции мелкого заложения менее интересны из-за скучного потолка, зато поперечный ракурс показывает отделку путевой стены во всей красе. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
6. …

© Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
7. А у станций 50-х годов и потолок нескучен.

А у станций 50-х годов и потолок нескучен. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
8. Пилонные станции сталинской эпохи шикарны, как ни посмотри, а если посмотреть поперечно, то шикарны особенно!

Пилонные станции сталинской эпохи шикарны, как ни посмотри, а если посмотреть поперечно, то шикарны особенно! © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
9. И не только в Москве, но и в Ленинграде-Петербурге.

И не только в Москве, но и в Ленинграде-Петербурге. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
10. …

© Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
11. Современные пилонные тоже интересны.

Современные пилонные тоже интересны. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
12. А если это спец-проект, в котором пилонная станция переделана в четырежды-колонную, то на поперечной картинке это можно лучше всего рассмотреть.

А если это спец-проект, в котором пилонная станция переделана в четырежды-колонную, то на поперечной картинке это можно лучше всего рассмотреть. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
13. И даже односводчатые в таком ракурсе выглядят очень необычно. Особенно если с потолка что-нибудь свисает.

И даже односводчатые в таком ракурсе выглядят очень необычно. Особенно если с потолка что-нибудь свисает. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
14. Или, наоборот, если в потолке есть выемки-кессоны.

Или, наоборот, если в потолке есть выемки-кессоны. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
15. …

© Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
16. Пожалуй, скучнее всего — однопролётные станции. Но положение спасает столб посреди кадра, выступая в роли оси симметрии.

Пожалуй, скучнее всего — однопролётные станции. Но положение спасает столб посреди кадра, выступая в роли оси симметрии. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
17. На “горизонтальных лифтах” в поперечном ракурсе — ровно 4 двери. Но не в любом месте можно встать, чтобы получилось ровно и красиво, ведь расстояния между дверьми — разные.

На “горизонтальных лифтах” в поперечном ракурсе — ровно 4 двери. Но не в любом месте можно встать, чтобы получилось ровно и красиво, ведь расстояния между дверьми — разные. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
18. Станции с боковыми платформами и путями посередине тоже выглядят поперечно.

Станции с боковыми платформами и путями посередине тоже выглядят поперечно. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
19. … даже если они наземные.

… даже если они наземные. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
20. … и даже если они не в России.

… и даже если они не в России. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
21. Да, по зарубежным городам у меня материалов не сильно меньше, чем по российским.

Да, по зарубежным городам у меня материалов не сильно меньше, чем по российским. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | →]
22. Но, к сожалению, некоторые зарубежные метрополитены в моей фотоколлекции в поперечном виде почти не представлены. По той самой причине, которая была озвучена в начале этого эссе. Значит, придётся переснимать?..

Но, к сожалению, некоторые зарубежные метрополитены в моей фотоколлекции в поперечном виде почти не представлены. По той самой причине, которая была озвучена в начале этого эссе. Значит, придётся переснимать?.. © Игорь Ванин, 2009–2015
  • Музыка: Spring Heel Jack - Cross
Метки: ,

Для таких фото нужен широкоугольный объектив, а если учесть, что не все фотографы, любящие метро, его используют, то нет и самой возможности получить такие снимки :)

Да, суперширик желателен, но совершенно необязателен. Это же не репортаж, колонны ниуда не убегут :)
При прочих равных склеенное из нескольких вертикальных кадров изрбражение будет качественнее, во всяком случае по краям.
Склеивать несколько кадров ради получения широкоугольной картинки — это какая-то особая форма садомазохизма, я считаю. Если в небольших количествах, ради эксперимента — это ещё ничего. А когда съёмка поставлена на поток, все допольнительные этапы обработки хотелось бы совсем исключить.
У меня отснято 15 метрополитенов, почти полсотни линий, количество станций приближается к тысяче, на каждой станции по несколько снимков, на некоторых — десятки, общее количество снимков в каталоге уже перевалило за 60 тысяч. И если б всё это нужно было клеить из кусочков, я бы уже давно сошёл с ума (ну или просто бросил бы это дело).
А я с противоположной стороны рассуждаю. Отталкиваясь от области интересов (метро) и творческих желаний (какие ракурсы хочется получить), целенаправленно выбрал этот объектив. А если сначала купить что попало, не задумываясь об остальном, и подстраивать интересы и творчество под эти ограничения, тогда ни большого удовольствия не будет, ни годного результата.
А что есть гуд? Как надо? С интересом приму всяческие советы.
Хоть это и мой основной рабочий объектив для метро, которым можно снять многое, недоступное другой оптике, об апгрейде и новых творческих приёмах я регулярно задумываюсь.