metro

Глубокие односводчатые станции Петербургского метрополитена и не только

Односводчатые станции глубокого заложения — мой самый любимый и самый нелюбимый тип станций метро.

Любимый — с точки зрения пассажира: грандиозный просторный зал станции с высоченным сводом, широкая платформа, хорошая видимость во все стороны, нет узких проходов как на пилонных станциях (и, соответственно, толкучки и замедления пассажиропотоков в ключевых местах). Особенно непередаваемы словами ощущения и впечатления от односводчатой станции, когда поздним вечером после выхода пассажиров остаёшься в таком громадном объёме совсем один (ну или почти один, когда в другой части платформы скучающе бродит дежурная по станции или полиционер).

Нелюбимый — с точки зрения фотографа. Односводчатые станции — самые трудные для фотосъёмки. На колонных и пилонных станциях можно успеть пофотографировать пустой центральный зал, пока пассажиры ждут прибытия поезда на платформах, и сфотографировать пустые платформы сразу после отправления поезда, когда вышедшие пассажиры идут к выходу по центральному залу. А на односводчатых станциях постоянно кто-нибудь пытается влезть в кадр и испортить композицию даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы на почти пустой станции.

Но, наконец, чудовищная работа по фотосьёмке и стиранию многочисленных людей в фотошопах :) закончена и теперь можно показать подборку фотографий всех станций этого типа в одном посте.

Первыми двумя станциями односводчатого типа в Ленинграде были Площадь Мужества и Политехническая. Обе станции были открыты 31 декабря 1975 года в составе участка Лесная — Академическая 1-й, Кировско-Выборгской линии, в этом году у них получается 40-летний юбилей. Экспериментальный проект был признан удачным и в последующие 24 года в Ленинградском-Петербургском метрополитене появилось полтора десятка станций такой конструкции на всех четырёх (теперь уже — пяти) линиях. Приглашаю посмотреть их всех в хронологическом порядке. И в заключение — две бонусные фотографии станций похожей конструкции в других городах.

К сожалению, в 2000-е годы строительство односводчатых станций глубокого заложения в Петербурге было прекращено, новые станции такого типа не проектируются, а уже спроектированные перед началом строительства были аврально перепроектированы в пилонные. Увидим ли мы в этой жизни новые односводчатые станции глубокого заложения — неизвестно.

[ | ]
1. Площадь Мужества. 1975.

Площадь Мужества. 1975. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
2. Политехническая. 1975.

Политехническая. 1975. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
3. Обухово. 1981.

Обухово. 1981. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
4. Чёрная речка. 1982.

Чёрная речка. 1982. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
5. Пионерская. 1982.

Пионерская. 1982. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
6. Удельная. 1982.

Удельная. 1982. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
7. Новочеркасская. 1985.

Новочеркасская. 1985. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
8. Ладожская. 1985.

Ладожская. 1985. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
9. Проспект Большевиков. 1985.

Проспект Большевиков. 1985. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
10. Озерки. 1988.

Озерки. 1988. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
11. Лиговский проспект. 1991.

Лиговский проспект. 1991. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
12. Садовая. 1991.

Садовая. 1991. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
13. Спортивная. 1997. Венец развития односводчатых станций — двухъярусная станция на 4 пути.

Спортивная. 1997. Венец развития односводчатых станций — двухъярусная станция на 4 пути. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
14. Чкаловская. 1997.

Чкаловская. 1997. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
15. Старая Деревня. 1999.

Старая Деревня. 1999. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | ]
16. Тимирязевская (Московский метрополитен). 1991.

Тимирязевская (Московский метрополитен). 1991. © Игорь Ванин, 2009–2015

[ | →]
17. Динамо (Екатеринбургский метрополитен). 1994.

Динамо (Екатеринбургский метрополитен). 1994. © Игорь Ванин, 2009–2015

PS. Только, пожалуйста, не надо говорить, что получилось однообразно и один типовой ракурс — это как-то мало :-). Разумеется, все эти станции были отсняты во всех возможных ракурсах, и на сайте «Прогулки по метро» будут опубликованы они все. Да и в ЖЖ, наверное, со временем сделаю посты про разные станции во всех подробностях. Но запихивать более сотни фотографий этих станций в один обзорный пост точно не буду.

PPS. Никаких затираний и подрисовываний в фотошопах, честно-честно.

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Маяковская

Следующая: Фрунзенско-Приморская линия Петербургского метрополитена вдоль и поперёк

  • Музыка: Electric Universe - One Love

Ты не показал ещё две станции данного типа - Геологическую и Чкаловскую в Екатеринбурге. Конструктивно это именно самые настоящие глубокие односводчастые станции, это потом уже их разделили на ярусы, оставив только один из них пассажирам.
И конструкция станций тоже разная. Если в Петербурге и Москве данные станции опираются на обратный свод, то в Екатеринбурге - нет. Так что не всё так просто :-)

Я в первую очередь хотел передать ощущение большого объёма и простора. Екатеринбургская Геологическая в этом плане совсем не впечатляет, кажется тесной и угрюмой. Чкаловская поинтереснее, но *визуально* (не конструктивно) она совсем не односводчатая и не такая просторная.
А про особенности Динамо, да, помню. Обсуждали у тебя в комментах три года назад.
Ну почему же “ламерство”? Нормальный, хороший вопрос интересующегося метролюбителя.
Сам я пока не очень готов показать, очередь не дошла (но обязательно дойдёт!), а пока их можно посмотреть в старом посте Квитня: http://kviten.livejournal.com/17231.html.

Edited at 2015-10-13 11:50 (UTC)
Благодарю за ссылку, Игорь! Однако визуально я не совсем понял, по каким особенностям Чкаловская является односводчатой? Там что, колонны просто для красоты стоят?

ЗЫ. Конструкция геологической весьма оригинальна.
Качественная подборка! Да, глубокие односводы - чисто питерская тема. Спасибо, что поделились с нами Тимирязевкой :)

Edited at 2015-10-06 07:52 (UTC)
Кстати, интересно, почему именно Тимирязевская. В том месте грунт подходящий?
Меня просто смущает, что судя по репортажам Руссоса со строительства параллельного участка ЛДЛ, в этом районе грунты совершенно не похожие на стабильную глину, абсолютно непредсказуемые, всё течёт.
Если служебные и прочие объекты учитывать, тогда можно посчитать ещё и перемонтажную камеру для щита, который чинил размыв, к югу от Площади Мужества. Говорят, что она по конструкции точно такая же, как и односводчатые станции, хоть и вчетверо короче, да и с перегородкой уже.
Мм! Точно, есть такая :)
Там не просто перегородка, а всякие бездуховные служебные помещения. В итоге она уже почти не бросается в глаза даже.

Ну а что делать, с нынешними тенденциями односводы, считай, в красной книге.

А какая в итоге действующая гипотеза отказа от односводов? Просрали всю механизацию, с которой их можно строить быстро и дёшево? Или они таки начали расходиться? Давно по этой теме ничего не читал.