metro

Станция Площадь Мужества Санкт-Петербургского метрополитена

Односводчатые станции — самые трудные для фотосъёмки. На колонных и пилонных станциях можно успеть пофотографировать пустой центральный зал, пока пассажиры ждут на платформах, и сфотографировать пустые платформы сразу после отправления поезда, когда вышедшие пассажиры идут по центральному залу, а на односводчатых станциях постоянно кто-нибудь пытается попасть в кадр даже в ранне-утренние и поздне-вечерние часы на почти пустой станции. Но, всё-таки, когда-то нужно уделить время станциям этого типа, поэтому на днях ночером я взял новый фотоаппарат и отснял несколько станций недалеко от моего дома.

Итак, станция «Площадь Мужества» 1-й, Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена. Это была одна из первых двух станций односводчатого типа в Ленинграде (вторая из двух первых односводчатых станций - Политехническая). Станция была открыта 31 декабря 1975 года в составе участка ЛеснаяАкадемическая. Проект был признан удачным и в последующие 16 лет в Ленинградском метрополитене появилось более десяти станций аналогичной конструкции.

Станция Площадь Мужества расположена в северной части Санкт-Петербурга на Политехнической улице к северу от Площади Мужества, от которой она получила своё название.

В связи с открытием станции к 30-летию победы в Великой Отечественной войне и её близкому расположению к площади Мужества и Пискарёвскому мемориальному кладбищу, тематика оформления станции посвящена героизму ленинградцев в годы войны. Светильники станции, расположенные над путями на массивных консолях, стилизованы под чаши Вечного огня. Северный торец станции украшает пятиконечная звезда, а в южном торце над проходом к эскалаторам размещена надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ». Путевые стены облицованы серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Архитекторы станции — Л. Л. Шретер, Е. М. Рапопорт, А. Я. Свирский, Л. И. Шимаковский, П. И. Юшканцев.

При строительстве тоннеля между Лесной и Площадью Мужества строители наткнулись на плывун — смесь воды и песка, заполнявшую древнее подземное русло Невы. Плывун был заморожен и тоннели были пройдены, но через 20 лет (в 1995 году) замороженный грунт оттаял и тоннели были затоплены чтобы предотвратить прорыв плывуна в тоннель и проседание грунта на поверхности земли. В течение почти девяти лет велись работы по проектированию и строительству новых тоннелей. В течение этого времени до 2004 года станция Площадь Мужества была конечной на северном отрезанном участке Кировско-Выборгской линии.

[ | ]
1. Станция Площадь Мужества, продольный вид от глухого торца в сторону выхода (с севера на юг).

Станция Площадь Мужества, продольный вид от глухого торца в сторону выхода (с севера на юг). © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
2. Поперечный вид станции Площадь Мужества.

Поперечный вид станции Площадь Мужества. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
3. Станцию освещают несколько групп по три массивных светильника, расположенные на крупных балках-консолях над путями.

Станцию освещают несколько групп по три массивных светильника, расположенные на крупных балках-консолях над путями. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
4. Светильники станции Площадь Мужества стилизованы под чаши Вечного огня.

Светильники станции Площадь Мужества стилизованы под чаши Вечного огня. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
5. Северный торец станции Площадь Мужества. В торцевых группах количество светильников — не 3, а 6.

Северный торец станции Площадь Мужества. В торцевых группах количество светильников — не 3, а 6. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
6. Северная стена станции отделана алюминиевыми полосами, поверх которых размещена пятиконечная звезда из нержавеющей стали, подсвеченная изнутри. Редкий случай, когда оранжевая подсветка удачно вписывается в интерьер.

Северная стена станции отделана алюминиевыми полосами, поверх которых размещена пятиконечная звезда из нержавеющей стали, подсвеченная изнутри. Редкий случай, когда оранжевая подсветка удачно вписывается в интерьер. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
7. Диагональный вид станции Площадь Мужества.

Диагональный вид станции Площадь Мужества. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
8. Односводчатые станции всегда были удобны и хороши своим простором. Однако в последние годы этот простор был загромождён множеством объектов, расставленных по оси платформы: помимо попавших в кадр газетного киоска, рекламного щита и информационного стенда, станцию сейчас ещё загромождают оставшиеся за спиной фотографа указательный столб типа «Троицкий мост», ешё один рекламный щит и информационный стенд, а также несколько стоек с наружными блоками кондиционеров, охлаждающих оборудование в служебных помещениях.

Односводчатые станции всегда были удобны и хороши своим простором. Однако в последние годы этот простор был загромождён множеством объектов, расставленных по оси платформы: помимо попавших в кадр газетного киоска, рекламного щита и информационного стенда, станцию сейчас ещё загромождают оставшиеся за спиной фотографа указательный столб типа «Троицкий мост», ешё один рекламный щит и информационный стенд, а также несколько стоек с наружными блоками кондиционеров, охлаждающих оборудование в служебных помещениях. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
9. Название станции и схема линии на путевой стене. Металлические буквы с названием станции были установлены на станции с момента её открытия, они органично вписываются в общий стиль оформления и размещены аккуратно симметрично между группами светильников. А схема линии, повешенная в 2010-е годы, была размещена как попало, никакой симметрии и связи с другими элементами оформления станции. Выглядит криво и косо.

Название станции и схема линии на путевой стене. Металлические буквы с названием станции были установлены на станции с момента её открытия, они органично вписываются в общий стиль оформления и размещены аккуратно симметрично между группами светильников. А схема линии, повешенная в 2010-е годы, была размещена как попало, никакой симметрии и связи с другими элементами оформления станции. Выглядит криво и косо. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
10. Схема линии на стене Площади Мужества крупным планом.

Схема линии на стене Площади Мужества крупным планом. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
11. В 2010 году был выполнен ремонт облицовки путевых стен. На этой исторической фотографии 2004 года видно, что раньше облицовка стены не была плоской, а состояла из периодически чередующихся ступенчатых выпуклостей и впадин. В результате ремонта этот элемент оформления станции был утрачен.

В 2010 году был выполнен ремонт облицовки путевых стен. На этой исторической фотографии 2004 года видно, что раньше облицовка стены не была плоской, а состояла из периодически чередующихся ступенчатых выпуклостей и впадин. В результате ремонта этот элемент оформления станции был утрачен. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
12. Южный торец станции Площадь Мужества, выход в город.

Южный торец станции Площадь Мужества, выход в город. © Игорь Ванин, 2014

[ | ]
13. Южный торец станции Площадь Мужества крупным планом. Раньше эта стена была облицована гранитом, но во время ремонта в 2005 году гранит был заменён на крашеный гипсокартон, а надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ» исчезла на продолжительное время, но впоследствии была возвращена на место.

Южный торец станции Площадь Мужества крупным планом. Раньше эта стена была облицована гранитом, но во время ремонта в 2005 году гранит был заменён на крашеный гипсокартон, а надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ» исчезла на продолжительное время, но впоследствии была возвращена на место. © Игорь Ванин, 2014

[ | →]
14. Для оживления картинки — станция Площадь Мужества с поездом. Спасибо за внимание!

Для оживления картинки — станция Площадь Мужества с поездом. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2014

Другие фотопрогулки по станциям Петербургского метрополитена:

Предыдущая: Станция Улица Дыбенко

Следующая: Станция Политехническая

Игорь, спасибо за репортаж! давненько я не читал у тебя про станции чёто.
а можно тебя попросить из 2004 года фотку с гранитом в сторону выхода?

и да, светильники у торцов станции группами по 6. и чередование выпуклостей на путевых стенах -- не знал, позор мне)
Миша, всегда пожалуйста! :-)
Я пару недель назад Улицу Дыбенко показывал, а до этого да, был большой перерыв.

Фотографии стены у прохода к эскалатором с гранитом в нормальном виде нет :-(. Я раньше почему-то почти не фотографировал выходы. Нашёл только общий ракурс, как на фото 7 (видно, что был гранит, но без деталей), но там на переднем плане мешает стойка с кондиционером, установленная после открытия размыва, и всякие прочие посторонние объекты в кадре. Если надо, из дома зашлю ночером.

А про чередование выпуклостей на метрофоруме очень много шума было, когда ремонт закончили.
Я ещё в конце 2009 — начале 2010 планировал перефотографировать эти станции, но большинство не успел, сломал ногу, а когда вылечился, Политехническая и Площадь Мужества уже были в долгом ремонте. Особенно жалею, что не успел тогда переснять Политехническую до дестроя.
Я думал, ты несколько кадров стреляешь, а потом делаешь из них один чистый. Со штативом да на мануале — просто кистью поработать :) Ну или panotools, которые при сборке панорамы убирают с неё людей.
Обычно я фотографирую без штатива. На качестве это сказывается не положительным образом, но, что более важно, в режиме пассажира без штатива я намного маневреннее, на станциях с большим пассажиропотоком это важно. Часто так бывает, что в том месте, куда я прицеливаюсь, внезапно возникает толпа, и я мгновенно поворачиваюсь и оказываюсь готов к съёмке в другом направлении (откуда толпа вдруг внезапно исчезла:), а со штативом пришлось бы вертеться не торопясь, без должного эффекта, потому что картина меняется ежесекундно.
Во-вторых, без штатива я намного менее заметен. Я очень не люблю, когда до меня необоснованно докапываются СКМщики, миллиционеры и прочий сброд, до которых до сих пор не дошло изменение в правилах пятилетней давности. Эти ненужные разговоры с ними тратят моё бесценное время, а после полуночи до закрытия метро каждая минута - на вес золота.
Со штативом я обычно пару раз в год, когда хочется сделать панораму. Там без штатива никак.
Можно попробовать с рук настрелять кадров c неперекрывающимися людьми, потом взять что-нибудь типа Kolor Autopano и прогнать через него на автомате. Панорамы на небольшой телесный угол так тоже отлично получаются даже без штатива.