metro

Метро Стокгольма, юго-западная часть Красной линии

Шестая, заключительная серия обзорных фотопрогулок по метро Стокгольма посвящена юго-западной части Красной линии (Röda linjen).

Здесь есть станции трёх типов, которые уже встречались в предыдущих сериях: наземные, подземные “классические” и подземные “пещерные”. Кстати, самая первая станция “пещерного” типа в метро Стокгольма появилась именно на этой линии.

Юго-западная часть Красной линии состоит из двух веток, расходящихся со станции Liljeholmen (это 6-я станция после T-Centralen), обслуживаемых маршрутами T13 и T14. Ветка до станции Norsborg (более западная; маршрут T13) довольно длинная, после развилки на ней ещё 14 станций; ветка до станции Fruängen (T14) намного короче — на ней всего 5 станций после развилки. Первые станции этой части Красной линии были открыты в 1964 году, причём, сразу обе ветки. С тех пор более западная ветка (нынешняя T13) неоднократно удлиннялась, вплоть до 1975 года, а вторая ветка (нынешняя T14) осталась в таком виде, в котором она была на дату открытия.

Центральные станции Красной линии я уже показывал три года назад; эту фотопрогулку начнём с развилочной станции Liljeholmen, на которой мы тогда остановились.

[ | ]
1. Liljeholmen [Ли́лье-хо́льмен]. Развилочная станция маршрутов T13 и T14, станция с четырьмя пути и тремя платформами (на этой фотографии справа налево: боковая платформа, один путь, островная платформа, два пути, островная платформа, ещё один путь). Дата открытия — 1964-04-05. В настоящее время станция встроена в здание. Но ещё не очень давно это была обычная открытая наземная станция.

Liljeholmen [Ли́лье-хо́льмен]. Развилочная станция маршрутов T13 и T14, станция с четырьмя пути и тремя платформами (на этой фотографии справа налево: боковая платформа, один путь, островная платформа, два пути, островная платформа, ещё один путь). Дата открытия — 1964-04-05. В настоящее время станция встроена в здание. Но ещё не очень давно это была обычная открытая наземная станция. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
2. Сначала проедем по короткой ветке до станции Fruängen (маршрут T14). На фото — станция Midsommarkransen [Ми́дсомаркра́нсан], открытая также 1964-04-05 (вместе со всеми последующими станциями этой ветки).

Сначала проедем по короткой ветке до станции Fruängen (маршрут T14). На фото — станция Midsommarkransen [Ми́дсомаркра́нсан], открытая также 1964-04-05 (вместе со всеми последующими станциями этой ветки). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
3. Midsommarkransen — типовая двухзальная “пилонная” станция с общим распределительным залом, в который приводят эскалаторы с поверхности.

Midsommarkransen — типовая двухзальная “пилонная” станция с общим распределительным залом, в который приводят эскалаторы с поверхности. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
4. Барельефные украшения стен станции Midsommarkransen.

Барельефные украшения стен станции Midsommarkransen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
5. Telefonplan [Телефо́н-пла́н] — наземная станция, рядом с которой выходит на поверхность тоннель от предыдущей станции Midsommarkransen.

Telefonplan [Телефо́н-пла́н] — наземная станция, рядом с которой выходит на поверхность тоннель от предыдущей станции Midsommarkransen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
6. Выход со станции Telefonplan.

Выход со станции Telefonplan. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
7. Hägerstensåsen [Хе́гештэнсо́сен] — типовая наземная станция, располагается в кривой.

Hägerstensåsen [Хе́гештэнсо́сен] — типовая наземная станция, располагается в кривой. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
8. Гранитная скала и начало тоннеля рядом со станцией Hägerstensåsen. Интересно, что почти прямо над порталом тоннеля стоит жилой дом. Гранитные скальные грунты позволяют осуществлять такое строительство.

Гранитная скала и начало тоннеля рядом со станцией Hägerstensåsen. Интересно, что почти прямо над порталом тоннеля стоит жилой дом. Гранитные скальные грунты позволяют осуществлять такое строительство. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
9. Västertorp [Вестэрторпь] (Западная ферма) — ещё одна типовая наземная станция, располагается в кривой.

Västertorp [Вестэрторпь] (Западная ферма) — ещё одна типовая наземная станция, располагается в кривой. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
10. Fruängen [Фрюэ́ньан] — конечная станция маршрута T14.

Fruängen [Фрюэ́ньан] — конечная станция маршрута T14. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
11. Тупики за станцией Fruängen. Точнее говоря, прямо на станции. Перекрёстный съезд для оборота поездов находится перед станцией.

Тупики за станцией Fruängen. Точнее говоря, прямо на станции. Перекрёстный съезд для оборота поездов находится перед станцией. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
12. Теперь вернёмся на станцию Liljeholmen и поедем по другой, более длинной ветке, обслуживаемой маршрутом T13. На фото — первая станция после развилки — Aspudden [А́спу́ден]. Дата открытия — 1964-04-05 (вместе с другими многочисленными станциями юго-западной части красной линии).

Теперь вернёмся на станцию Liljeholmen и поедем по другой, более длинной ветке, обслуживаемой маршрутом T13. На фото — первая станция после развилки — Aspudden [А́спу́ден]. Дата открытия — 1964-04-05 (вместе с другими многочисленными станциями юго-западной части красной линии). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
13. Aspudden — типовая двухзальная “пилонная” станция с общим распределительным залом, в который приводят эскалаторы с поверхности. На фото — скульптура пингвина, встречающего пассажиров, спускающихся по эскалатору.

Aspudden — типовая двухзальная “пилонная” станция с общим распределительным залом, в который приводят эскалаторы с поверхности. На фото — скульптура пингвина, встречающего пассажиров, спускающихся по эскалатору. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
14. Örnsberg [Öншба́рь] — типовая наземная станция. Дата открытия — 1964-04-05. До 1965 года она была конечной.

Örnsberg [Öншба́рь] — типовая наземная станция. Дата открытия — 1964-04-05. До 1965 года она была конечной. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
15. Axelsberg [Аксельба́рь] — наземная станция, открытая 1965-05-16. Обратите внимание на художественное исполнение названия станции, выполненное из разных предметов и материалов. На этой фотографии виден конец названия — «BERG»…

Axelsberg [Аксельба́рь] — наземная станция, открытая 1965-05-16. Обратите внимание на художественное исполнение названия станции, выполненное из разных предметов и материалов. На этой фотографии виден конец названия — «BERG»… © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
16. … а на этой видно начало — «AXEL». :-)

… а на этой видно начало — «AXEL». :-) © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
17. Mälarhöjden [Ме́ларё́дан] — типовая подземная двухзальная “пилонная” станция, открытая 1965-05-16.

Mälarhöjden [Ме́ларё́дан] — типовая подземная двухзальная “пилонная” станция, открытая 1965-05-16. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
18. Украшение путевых стен станции Mälarhöjden — абстрактный морской пейзаж.

Украшение путевых стен станции Mälarhöjden — абстрактный морской пейзаж. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
19. Bredäng [Бредэ́нь] — наземная станция на эстакаде. Дата открытия — также 1965-05-16.

Bredäng [Бредэ́нь] — наземная станция на эстакаде. Дата открытия — также 1965-05-16. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
20. Городской пейзаж рядом со станцией Bredäng. На заднем плане — церковь, например.

Городской пейзаж рядом со станцией Bredäng. На заднем плане — церковь, например. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
21. Sätra [Сэ́тра], 1965-05-16 — наземная станеция с тремя путями и двумя платформами. До 1967 года она была конечной, а в настоящее время благодаря третьему пути она может служить конечной для некоторых дополнительных поездов.

Sätra [Сэ́тра], 1965-05-16 — наземная станеция с тремя путями и двумя платформами. До 1967 года она была конечной, а в настоящее время благодаря третьему пути она может служить конечной для некоторых дополнительных поездов. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
22. Выходы станции Sätra. Pixel art. :-)

Выходы станции Sätra. Pixel art. :-) © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
23. Skärholmen [Шэрхольмен] — подземная колонная станция с монолитным плоским потолком. Редкая конструкция для стокгольмского метро. Дата открытия — 1967-03-01.

Skärholmen [Шэрхольмен] — подземная колонная станция с монолитным плоским потолком. Редкая конструкция для стокгольмского метро. Дата открытия — 1967-03-01. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
24. Одна из путевых стен станции Skärholmen украшена изображениями одного и того же места в Нью-Мексико (США) в 23 экземплярах. Соседние изображения отличаются в малейших деталях (от времени суток до наличия/отсутствия некоторых объектов или их фрагментов), а первая и последняя картины различаются до неузнаваемости.

Одна из путевых стен станции Skärholmen украшена изображениями одного и того же места в Нью-Мексико (США) в 23 экземплярах. Соседние изображения отличаются в малейших деталях (от времени суток до наличия/отсутствия некоторых объектов или их фрагментов), а первая и последняя картины различаются до неузнаваемости. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
25. Панорамный вид путевой стены станции Skärholmen.

Панорамный вид путевой стены станции Skärholmen. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
26. Vårberg [Во́рьбарь] — непримечательная наземная станция, открытая 1967-12-02.

Vårberg [Во́рьбарь] — непримечательная наземная станция, открытая 1967-12-02. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
27. Pixel art на выходе со станции Vårberg.

Pixel art на выходе со станции Vårberg. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
28. Vårby gård [Во́рбю горд]. Дата открытия — 1972-10-01.

Vårby gård [Во́рбю горд]. Дата открытия — 1972-10-01. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
29. Masmo [Ма́сму] — первая “пещерная” станция в метро Стокгольма, открытая 1972-10-01. По сравнению с более поздними станциями, она довольно скромная, односводчатая, с узкой платформой.

Masmo [Ма́сму] — первая “пещерная” станция в метро Стокгольма, открытая 1972-10-01. По сравнению с более поздними станциями, она довольно скромная, односводчатая, с узкой платформой. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
30. Декоративное оформление станции Masmo — игральные карты.

Декоративное оформление станции Masmo — игральные карты. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
31. Fittja [Фи́тья] — наземная станция с довольно широкой платформой. Дата открытия — 1972-10-01 (вместе с соседней станцией Masmo).

Fittja [Фи́тья] — наземная станция с довольно широкой платформой. Дата открытия — 1972-10-01 (вместе с соседней станцией Masmo). © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
32. Alby [А́льбю] — “пещерная” станция с двумя залами и тремя путями. Дата открытия — 1975-01-12.

Alby [А́льбю] — “пещерная” станция с двумя залами и тремя путями. Дата открытия — 1975-01-12. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
33. Художественное оформление станции Alby — зелёные стены с красочными цветами и другими абстрактными формами.

Художественное оформление станции Alby — зелёные стены с красочными цветами и другими абстрактными формами. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
34. Hallunda [Халю́нда] — наземная станция, открытая также 1975-01-12.

Hallunda [Халю́нда] — наземная станция, открытая также 1975-01-12. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | ]
35. Портал тоннеля за станцией Hallunda.

Портал тоннеля за станцией Hallunda. © Игорь Ванин, 2009–2013

[ | →]
36. Norsborg [Нушбо́рь] — наземная станция. Дата открытия — 1975-01-12. С тех пор является конечной.

Norsborg [Нушбо́рь] — наземная станция. Дата открытия — 1975-01-12. С тех пор является конечной. © Игорь Ванин, 2009–2013

Дополнительная информация: схема и подробная информация о метро Стокгольма на сайте Роберта Швандля UrbanRail.Net

Другие фотопрогулки по метро Стокгольма:

Предыдущая: Станция Solna Centrum — 3D-панорама

Следующая: Метро Стокгольма, станция Hallonbergen — 3D-панорама

Предыдущая серия фотопутешествий по Швеции: Стокгольм, прогулка по району Södermalm

Следующая серия: Норрчёпинг — северный шведский город, в котором растут кактусы

  • 12 комментариев
Очень интересно и красиво, только названия станций в русском варианте - это весело:)
Спасибо за отзывы!

Я записывал названия на слух по объявления автоинформатора, абсолютно не зная шведский язык. Если где-то ошибся и записал неправильно, уточните, пожалуйста, как правильно, буду очень благодарен.
На слух?! Вы проделали потрясающую работу! По-моему, расслышать что они там говорят, не зная шведского - это почти нереально. Вы почти все услышали совершенно верно. Кроме станции Skärholmen. То, что у вас называется Скэрхольмен. Это произносится "Шэрхольмен". Сочетание s+k дает звук ш.
Мне очень любопытно, почему вас так интересует стокгольмское метро?
Я живу на предпоследней станции Халлунда :)
Меня интересует не только стокгольмское метро, а вообще все метросистемы мира. Почему — не знаю, этот интерес возник ещё в раннем детстве. :-)
А метро Стокгольма мне очень нравится и в эстетическом плане, и как удобная транспортная система.

Спасибо за уточнение произношения Skärholmen. Я в нём сам был не уверен. Исправлю, когда доберусь до домашнего компьютера.
S+K дает звук Ш разве всегда? Я точно помню, что Skarpnäck на зелёной линии автоинформатор произносил как "Скарпнэк".

И Вы зря наговариваете на автоинформатор в стокгольмском метро :-). На мой взгляд (или слух:), он (то есть, она) объявляет все названия очень чётко, намного понятнее, чем во всех других нерусских метрополитенах, где я был. В соседнем осло, например, разобрать названия на слух было намного сложнее, хотя там все вагоны (и сам автоинформатор) довольно новые и современные. А в Копенгагене было вообще ничего не понятно, даже имея под рукой распечатку схемы линий с названиями станций, я даже умудрился проехать нужную станцию по пути из аэропорта в гостиницу :-). И вообще весь датский язык показался на слух менее приятным и менее разборчивым, чем шведский.
Я не могу точно сказать, когда сочетание s+k дают звук ш, а когда нет. По-шведски я говорю, но объяснить другому не могу :) Подозреваю, что в слове Skarpnäck после sk идёт а. А в слове Skärholmen поске sk идёт ä. Видимо, это влияет на произношение.
Skogen (Скуген), но Sköndal (Шёндаль).Тоесть, если после sk стоит гласный с двумя точками наверху, то надо быть начеку :)
Временно отключил комментарии к этой записи из-за нашествия ботов. Если хотите что-нибудь здесь ответить — напишите, пожалуйста, в личку или в верхний пост, тогда открою.
  • 12 комментариев