metro

Метро Вены, линия 1 (красная)

Первая моя фотопрогулка по метро Вены была кратким обзором всего метро в целом. Венское метро — довольно большое, уместить в одном посте все особенности и интересности метро Вены было просто невозможно. Поэтому теперь переходим к более подробному рассмотрению отдельных линий. Этот пост посвящён первой линии (U1) и построен в формате “фотопробежки” — по 1–2 фотографии каждой станции с отдельными фотографиями некоторых интересных особенностей.

Как я уже писал, метро в Вене строилось не “с нуля”, частично в метро были преобразованы некоторые другие транспортные системы (пригородная/городская электричка, LRT, трамвай). Однако к линии U1 это не относится, она изначально строилась как классическое “тяжёлое” метро. В центре города линия построена глубоким заложением, на окраинах — мелким заложением или на эстакаде. Большинство станций этой линии построено по типовым проектам, отличаются они лишь конструктивными особенностями (боковым/островным расположением платформ, наличием или отсутствием крыши на наземных станциях, и т.п.).

Каждая линия венского метро имеет свой собственный цвет, используемый не только на схемах, но и в отделке станций. Цвет первой линии — красный.

Первая линия метро Вены проходит с северо-восточных окраин города через центр на юг, не доходя до южных окраин. Протяжённость линии — 14.5 км, количество станций — 19. Первый участок линии U1 (от центра к югу) был открыт 25 февраля 1978 года, самые новые на сегодняшний день станции (на северо-востоке) были открыты 2 сентября 2006 года.

Итак, в путь! В фотопробежках по линиям метро я обычно располагаю станции по порядку с севера на юг (для широтных линий — с запада на восток), поэтому здесь хронологический порядок получился перевёрнутым: от самых новых станций к старым.

[ | ]
1. Leopoldau [Леопольдау] — северо-восточная конечная станция линии U1 и самая новая станция линии. Наземная станция в павильоне, с островной платформой. Дата открытия — 2006-09-02.

Leopoldau [Леопольдау] — северо-восточная конечная станция линии U1 и самая новая станция линии. Наземная станция в павильоне, с островной платформой. Дата открытия — 2006-09-02. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
2. Здание станции Леопольдово.

Здание станции Леопольдово. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
3. Схема линии U1 на путевой стене станции Леопольдово. Вот по этой линии мы и поедем справа налево.

Схема линии U1 на путевой стене станции Леопольдово. Вот по этой линии мы и поедем справа налево. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
4. Großfeldsiedlung [Гроссфельдзидлунг] (Поселение на больших полях). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Судя по небольшой толщине, колонны-стенки играют только декоративную роль. Дата открытия станции — 2006-09-02.

Großfeldsiedlung [Гроссфельдзидлунг] (Поселение на больших полях). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Судя по небольшой толщине, колонны-стенки играют только декоративную роль. Дата открытия станции — 2006-09-02. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
5. Aderklaaer Straße [Адерклаер Штрассе]. Наземная крытая станция с островной платформой и стеклянным потолком. Дата открытия — 2006-09-02.

Aderklaaer Straße [Адерклаер Штрассе]. Наземная крытая станция с островной платформой и стеклянным потолком. Дата открытия — 2006-09-02. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
6. Rennbahnweg [Реннбанвег] (Дорога к ипподрому). Эстакадная крытая станция с островной платформой и стеклянным потолком. Дата открытия — 2006-09-02.

Rennbahnweg [Реннбанвег] (Дорога к ипподрому). Эстакадная крытая станция с островной платформой и стеклянным потолком. Дата открытия — 2006-09-02. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
7. Kagraner Platz [Кагранер Плац]. Колонная станция мелкого заложения с довольно широкой островной платформой. Дата открытия — 2006-09-02 (в составе самого нового участка первой линии).

Kagraner Platz [Кагранер Плац]. Колонная станция мелкого заложения с довольно широкой островной платформой. Дата открытия — 2006-09-02 (в составе самого нового участка первой линии). © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
8. Kagran [Кагран]. Эстакадная станция с островной платформой. Дата открытия — 1982-12-03.

Kagran [Кагран]. Эстакадная станция с островной платформой. Дата открытия — 1982-12-03. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
9. “Комната отдыха” посередине платформы станции Kagran. Вероятно, служит для защиты ожидающих пассажиров от ветра, поскольку крыша на этой станции — только над пассажирской частью платформы, а пути находятся под открытым небом и станция продувается ветрами.

“Комната отдыха” посередине платформы станции Kagran. Вероятно, служит для защиты ожидающих пассажиров от ветра, поскольку крыша на этой станции — только над пассажирской частью платформы, а пути находятся под открытым небом и станция продувается ветрами. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
10. Alte Donau [Альте Донау] (Старый Дунай). Эстакадная станция с боковыми платформами. Крыши типа “козырёк” располагаются только над платформами, пути находятся под открытым небом. Дата открытия станции — 1982-09-03

Alte Donau [Альте Донау] (Старый Дунай). Эстакадная станция с боковыми платформами. Крыши типа “козырёк” располагаются только над платформами, пути находятся под открытым небом. Дата открытия станции — 1982-09-03 © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
11. Поезд на станции Alte Donau.

Поезд на станции Alte Donau. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
12. Kaisermühlen [Кайзермюллен] (Императорская мельница). Эстакадная станция с боковыми платформами, такой же конструкции, как и предыдущая. Дата открытия — 1982-09-03

Kaisermühlen [Кайзермюллен] (Императорская мельница). Эстакадная станция с боковыми платформами, такой же конструкции, как и предыдущая. Дата открытия — 1982-09-03 © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
13. Рядом со станцией Kaisermühlen находится квартал небоскрёбов венского международжного делового центра, поэтому у этой станции есть второе название — Vienna International Centre.

Рядом со станцией Kaisermühlen находится квартал небоскрёбов венского международжного делового центра, поэтому у этой станции есть второе название — Vienna International Centre. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
14. Вид станции Kaisermühlen снаружи. Аналогичные эстакадные станции (как предыдущая, например) снаружи выглядят аналогично.

Вид станции Kaisermühlen снаружи. Аналогичные эстакадные станции (как предыдущая, например) снаружи выглядят аналогично. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
15. Donauinsel [Донауинзель] (Дунайский остров). Станция уникальна тем, что находится прямо на мосту через Дунай. По верхнему ярусу моста движутся автомобили, посередине нижнего яруса проходит метро, а по бокам — пешеходно-велосипедная дорожка. Дата открытия станции — 1982-09-03.

Donauinsel [Донауинзель] (Дунайский остров). Станция уникальна тем, что находится прямо на мосту через Дунай. По верхнему ярусу моста движутся автомобили, посередине нижнего яруса проходит метро, а по бокам — пешеходно-велосипедная дорожка. Дата открытия станции — 1982-09-03. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
16. Велосипедная и пешеходная дорожки на мосту рядом со станцией Donauinsel.

Велосипедная и пешеходная дорожки на мосту рядом со станцией Donauinsel. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
17. Общий вид моста, на котором находится станция Donauinsel.

Общий вид моста, на котором находится станция Donauinsel. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
18. Vorgartenstraße [Форгартенштрассе] (Палисадная улица). Однопролётная станция мелкого заложения с боковыми платформами. Дата открытия — 1982-09-03.

Vorgartenstraße [Форгартенштрассе] (Палисадная улица). Однопролётная станция мелкого заложения с боковыми платформами. Дата открытия — 1982-09-03. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
19. Вход на станцию Vorgartenstraße из подземного перехода.

Вход на станцию Vorgartenstraße из подземного перехода. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
20. Praterstern [Пратерштерн]. Двухзальная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1981-02-28. Станция является пересадочной на линию U2.

Praterstern [Пратерштерн]. Двухзальная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1981-02-28. Станция является пересадочной на линию U2. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
21. Второй зал станции Praterstern. Мне почему-то подумалось, что сначала станция была построена как однозальная с островной платформой, а потом второй путь был отделён стенкой и к нему была пристроена вторая платформа с другой стороны. Но никаких документальных подтверждений этой идеи нагуглить не удалось.

Второй зал станции Praterstern. Мне почему-то подумалось, что сначала станция была построена как однозальная с островной платформой, а потом второй путь был отделён стенкой и к нему была пристроена вторая платформа с другой стороны. Но никаких документальных подтверждений этой идеи нагуглить не удалось. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
22. Рядом со станцией Praterstern находится парк развлечений, поэтому стены станции украшены соответствующими рисунками.

Рядом со станцией Praterstern находится парк развлечений, поэтому стены станции украшены соответствующими рисунками. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
23. Nestroyplatz [Нестройплац]. Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1979-11-24.

Nestroyplatz [Нестройплац]. Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1979-11-24. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
24. Schwedenplatz [Шведенплац] (Шведская площадь) — пилонная станция глубокого заложения в центре Вены. Переход на линию U4. Дата открытия станции — 1979-11-24.

Schwedenplatz [Шведенплац] (Шведская площадь) — пилонная станция глубокого заложения в центре Вены. Переход на линию U4. Дата открытия станции — 1979-11-24. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
25. Центральный зал станции Schwedenplatz.

Центральный зал станции Schwedenplatz. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
26. Элементы исторических архитектурных украшений на путевой стене станции Шведенплац. Вероятно, они были найдены во время раскопок при строительстве этой станции.

Элементы исторических архитектурных украшений на путевой стене станции Шведенплац. Вероятно, они были найдены во время раскопок при строительстве этой станции. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
27. Stephansplatz [Штефансплац] (Площадь Стефана). Пилонная станция глубокого заложения в самом центре Вены. Дата открытия станции — 1978-11-18. Переход на линию U3.

Stephansplatz [Штефансплац] (Площадь Стефана). Пилонная станция глубокого заложения в самом центре Вены. Дата открытия станции — 1978-11-18. Переход на линию U3. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
28. Центальный зал и выход станции Stephansplatz. Выход станции расположен в непосредственной близости от главной венской достопримечательности — собора Святого Стефана.

Центальный зал и выход станции Stephansplatz. Выход станции расположен в непосредственной близости от главной венской достопримечательности — собора Святого Стефана. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
29. В венском метро иногда встречаются станции, необычные с конструкционной точки зрения. Например, основная часть станции Stephansplatz — пилонного типа, а в районе эскалаторов имеется участок колонного типа.

В венском метро иногда встречаются станции, необычные с конструкционной точки зрения. Например, основная часть станции Stephansplatz — пилонного типа, а в районе эскалаторов имеется участок колонного типа. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
30. Karlsplatz [Карлсплац] (Площадь Карла). Пилонная станция глубокого заложения. Дата открытия — 1978-02-25 (в составе первой очереди первой линии). Переход на линии U2 и U4.

Karlsplatz [Карлсплац] (Площадь Карла). Пилонная станция глубокого заложения. Дата открытия — 1978-02-25 (в составе первой очереди первой линии). Переход на линии U2 и U4. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
31. Центральный зал и выход станции Karlsplatz. Выход ведёт на одноимённую площадь в южной части центра Вены.

Центральный зал и выход станции Karlsplatz. Выход ведёт на одноимённую площадь в южной части центра Вены. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
32. Taubstummengasse [Таубштумменгассе] (Улица Глухонемых). Однопролётная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1978-02-25.

Taubstummengasse [Таубштумменгассе] (Улица Глухонемых). Однопролётная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1978-02-25. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
33. Südtiroler Platz — Hauptbahnhof [Зюдтиролер Плац — Хауптбанхоф] (Площадь Южного Тироля — Главный вокзал). Пилонная станция глубокого заложения. Дата открытия — 1978-02-25.

Südtiroler Platz — Hauptbahnhof [Зюдтиролер Плац — Хауптбанхоф] (Площадь Южного Тироля — Главный вокзал). Пилонная станция глубокого заложения. Дата открытия — 1978-02-25. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
34. Центральный зал станции Südtiroler Platz. Количество проходов между центральным и боковыми залами на этой станции очень мало. Кажется, только три пары.

Центральный зал станции Südtiroler Platz. Количество проходов между центральным и боковыми залами на этой станции очень мало. Кажется, только три пары. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
35. Keplerplatz [Кеплерплац] (Площадь Кеплера). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1978-02-25.

Keplerplatz [Кеплерплац] (Площадь Кеплера). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Дата открытия — 1978-02-25. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | →]
36. Reumannplatz [Ройманнплац] (Площадь Ройманна). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Южная конечная станция первой линии с даты открытия (1978-02-25) и по сегодняшний день. Существуют планы продления линии U1 далее на юг в ближайшие годы. Значит, мы сюда ещё вернёмся. Спасибо за внимание!

Reumannplatz [Ройманнплац] (Площадь Ройманна). Однопролётно-колонная станция мелкого заложения. Южная конечная станция первой линии с даты открытия (1978-02-25) и по сегодняшний день. Существуют планы продления линии U1 далее на юг в ближайшие годы. Значит, мы сюда ещё вернёмся. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2012–2013

Другие фотопрогулки по метро Вены:

Предыдущая: Метро Вены — краткий обзор

Следующая: Линия 4 (зелёная)

Предыдущая серия фотопутешествий по австрийским городам: Вена, прогулка по Внутреннему городу и окрестностям

Следующая серия: Грац, второй город Австрии

Чота я не очень понимаю. Все станции отделаны идентичными серыми листами с круглыми дырками, причём часть станций построена в 80-е, часть в 2000-е. Получается, что раньше станции выглядели совсем по-другому, а эти варвары их унифицировали, выдрав всё с корнем?
Получается, это НИП в ультра-радикальной форме, когда появлялись не только элементы навигации, а всю станцию перестраивали под общий (достаточно приевшийся) вид.
Насколько я понял, вся эта линия строилась в едином стиле, ничего не выдирали и не переделывали (но исторических фотографий станций первой очереди я не видел).

То, о чём ты пишешь, я покажу в следующей серии о 4-й линии. Это самая историческая линия метро Вены, основанная на участках городской железной дороги, которая была открыта ещё в 1898–1901 годах по отгороженному участку русла реки Вены, а затем вдоль Донауканала. Вот там большинство станций ободрали под корень и привели к современному виду. Но сохранили несколько станций в оригинальном оформлении, что б помнили.
Станции страшные, на редкость. Как по мне, то венское метро - одно из худших в мире, наравне с римским. Даже мадридское лучше. Вы бы лучше сделали виртуальные туры по лиссабонскому, неаполитанскому, немецким метрополитенам.
«Как по мне, то венское метро - одно из худших в мире,»

Вообще, транспортная система Вены считается одной из самых лучших в Европе и мире. Не "по мне", а по объективным характеристикам.

«Вы бы лучше сделали виртуальные туры по лиссабонскому, неаполитанскому, немецким метрополитенам.»

Куда "лучше" ехать и что лучше снимать, я сам буду решать, пока все мои путешествия проходят во время моего личного отпуска за мои собственные деньги.
Если кто-нибудь готов проспонсировать, тогда вернусь к разговору о пересмотре планов. :-)
Я без наезда, просто было бы интересно почитать ваши отчеты о лучших европейских метрополитенах. У вас хороший стиль, во всяком случае, вы детально описываете и фотографируете все, можно сложить свое впечатление.

Что до Вены, то наземный транспорт этого города заслуживает всяческого уважения. Но унылое, безликое, сугубо функциональное метро язык не поворачивается отнести к лучшим в мире. Если каждый день пользоваться этой подземкой - можно схватить расстройство психики от унылости окружающего мира. Я, конечно, понимаю, что мы развращены мрамором и барьельефами, но можно же делать недорого, и при этом стильно, как в Стокгольме.
Я тоже без наезда. Просто это как бы предсвадебное путешествие было в первую очередь, а не поездка по красивым транспортным системам. А метро в Вене (как и в любом другом посещаемом мной городе) просто не мог пропустить, вот и показываю то, что есть. :-)
абсолютна согласна с утверждением,что транспортная системы в Вене, в том числе и метро, одно из самых лучших - проверено на собственном опыте. А что касается красоты станций, так не всегда то, что блестит - золото...........К худшим я отнесла бы московское метро
Какой-то наезд на Венское метро получается. Наверно не самое красивое... спорить глуо, но очень удобное. Напоминает Миланское. Не внешне, а единым стилем и удобством. В Милане - считаю самое лучшее. Тут хвалят Лиссабонское ??? Я катался там не раз и ничего особенного про него не помню. Либо безликое... Либо не замечаешь на фоне очарования на верху... Либо пьяный был. В Германии тоже ни где не впечатлило. Где в Германии хорошее метро? Я катался только в Мюнхене и Берлине. В Мюнхене только помню крыс на путях. Кстати и в Лиссабоне тоже. А Берлин - прикольный. Много исторических станций. Но неудобно и сумбурно.
Вобщем, ставлю Вену на второе место после Милана.