metro

Метро Вены, краткий обзор

К 1976 году в Австрийской столице — городе Вене — решили построить метро. И построили. За чуть более чем 30 лет получилась система из 5 линий и примерно 100 станций.

В 2012 году я решил сфотографировать всё венское метро. И сфотографировал. За 4 дня, проведённых в Вене, получилось успеть сфотографировать все 100 станций на 5 линиях, а также довольно разнообразно погулять по городу — по историческим и более современным местам.

Считается, что в Вене одна из самых лучших транспортных систем в Европе. 1.6-миллионный город, кроме достаточно обширного метро, ещё обслуживает городская электричка, несколько довольно протяжённых трамвайных линий и большое количество автобусных маршрутов. Но данный пост посвящён только метро Вены, как главному моему интересу. Попробую уложить все его особенности в одну “плёнку” — 36 фотографий.

Метро в Вене строилось не “с нуля”. Частично в метро были преобразованы некоторые другие транспортные системы: пригородная/городская электричка, LRT и даже участок простого подземного трамвая в центре города. В настоящее время метро Вены состоит из 5 линий, каждая из которых выглядит по-своему. Линии 1 и 3 изначально строились как классическое “тяжёлое” метро: в центре они построены глубоким заложением, на окраинах — мелким заложением или на эстакаде. Линия 2 в центре города была преобразована из тоннеля подземного трамвая (в результате из-за кривых малого радиуса на ней есть ограничение по пропускной способности), а на окраине это самая новая линия метро, проходящая по эстакаде. Линия 4 — самая историческая линия метро Вены, она основана на участках городской железной дороги, которая была открыта ещё в 1898–1901 годах по отгороженному участку русла реки Вены, а затем вдоль Донауканала; большинство станций этой линии — наземные. Линия 6 частично построена по эстакаде бывшей городской железной дороги, а частично — по эстакаде бывшего скоростного трамвая; в отличие от других линий, станции шестой линии не были полностью реконструированы, поэтому на этой линии все станции — с низкими платформами, и используется другой подвижной состав — низкопольные вагоны с верхним токосъёмом. Ну а линию 5 пока ещё не построили; существуют различные проекты этой линии, которая должна появиться в ближайшее десятилетие: скорее всего, линия 2 будет разделена на две независимые линии, каждая из которых будет продлена в обе стороны.

Венское метро построено как чисто утилитарная транспортная система, без архитектурных излишеств. Большинство станций построено по типовым проектам, отличаются они в основном цветовой гаммой (у каждой линии свой цвет) и конструктивными и историческими особенностями (разумеется, наземные станции отличаются от подземных, а станции линий бывшей железной дороги, построенной в XIX веке, отличаются от станций скоростного трамвая 1970-х и от станций классического метро). Кстати, «новое информационное пространство», внедрённое в последние годы в метрополитене Санкт-Петербурга, основная идея которого — сделать все станции похожими и единообразными для упрощения навигации, было позаимствовано из метро Вены, включая дизайн станционных схем линий и большинства указателей. Но, тем не менее, если подробно осмотреть каждую станцию метро Вены, тогда там находится много разнообразных интересных артефактов и особенностей.

Итак, в путь! Перед поездкой рекомендую ознакомиться со схемой линий метро Вены на сайте Роберта Швандля Urbanrail.Net.

[ | ]
1. Начнём с центральных станций 1-й и 3-й линий, строившихся как классическое метро глубокого заложения. На фото — станция Stephansplatz [Штефансплац] 1-й линии, например. Большинство этих станций выглядят как классические пилонные станции. У некоторых есть центральный зал, у некоторых — нет или почти нет. Отделка над платформой — белый или бежевый композитный материал со вставками цвета линии (на первой — красный, на третьей — оранжевый). А над путями отделки вовсе нет, видны голые тюбинги.

Начнём с центральных станций 1-й и 3-й линий, строившихся как классическое метро глубокого заложения. На фото — станция Stephansplatz [Штефансплац] 1-й линии, например. Большинство этих станций выглядят как классические пилонные станции. У некоторых есть центральный зал, у некоторых — нет или почти нет. Отделка над платформой — белый или бежевый композитный материал со вставками цвета линии (на первой — красный, на третьей — оранжевый). А над путями отделки вовсе нет, видны голые тюбинги. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
2. Однако в Венском метро есть и менее классические глубокие станции. Например, станции, где пути разных направлений одной линии разнесены не только по горизонтали, но и по вертикали. На фото — станция Stubentor [Штубентор] третьей линии, например. Это не единственный пример такой станции, таких станций в Вене немало. Между уровнями на разных станциях можно перемещаться по-разному: где-то — на лифте (наиболее типичный вариант), где-то — по лестнице, где-то — по эскалаторам.

Однако в Венском метро есть и менее классические глубокие станции. Например, станции, где пути разных направлений одной линии разнесены не только по горизонтали, но и по вертикали. На фото — станция Stubentor [Штубентор] третьей линии, например. Это не единственный пример такой станции, таких станций в Вене немало. Между уровнями на разных станциях можно перемещаться по-разному: где-то — на лифте (наиболее типичный вариант), где-то — по лестнице, где-то — по эскалаторам. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
3. Удаляясь от центра города, 1-я и 3-я линии метро Вены выходят на мелкое заложение. Мелкие станции там бывают колонные или однопролётные. На фото — пример “колонной” станции Großfeldsiedlung [Гроссфельдзидлунг] (Поселение на больших полях) первой линии. Возможно, “колонны” несут здесь чисто декоративную роль, но встречаются также и станции с более толстыми несущими колоннами.

Удаляясь от центра города, 1-я и 3-я линии метро Вены выходят на мелкое заложение. Мелкие станции там бывают колонные или однопролётные. На фото — пример “колонной” станции Großfeldsiedlung [Гроссфельдзидлунг] (Поселение на больших полях) первой линии. Возможно, “колонны” несут здесь чисто декоративную роль, но встречаются также и станции с более толстыми несущими колоннами. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
4. Однопролётная станция мелкого заложения Kardinal-Nagl-Platz [Кардинал-Нагль-Плац] на третьей линии.

Однопролётная станция мелкого заложения Kardinal-Nagl-Platz [Кардинал-Нагль-Плац] на третьей линии. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
5. Большинство подземных станций метро Вены — с островной платформой, но нередко встречаются станции и с боковыми платформами. По какой причине выбирался тот или иной проект — не знаю, но точно могу сказать, что в венском метро нет тяготения к только островным или только к боковым платформам, как в метрополитенах многих других городов. На фото — станция Vorgartenstraße [Форгартенштрассе] (Палисадная улица) первой линии, например.

Большинство подземных станций метро Вены — с островной платформой, но нередко встречаются станции и с боковыми платформами. По какой причине выбирался тот или иной проект — не знаю, но точно могу сказать, что в венском метро нет тяготения к только островным или только к боковым платформам, как в метрополитенах многих других городов. На фото — станция Vorgartenstraße [Форгартенштрассе] (Палисадная улица) первой линии, например. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
6. 3-я линия венского метро почти полностью подземная, а вот северо-восточная часть первой линии выходит на поверхность. Пример наземной станции — Aderklaaer Straße [Адерклаер Штрассе] — крытая наземная станция с островной платформой. Также наземные (эстакадные) станции бывают не только крытые, но и без крыши, и не только с островной платформой, но и с боковыми.

3-я линия венского метро почти полностью подземная, а вот северо-восточная часть первой линии выходит на поверхность. Пример наземной станции — Aderklaaer Straße [Адерклаер Штрассе] — крытая наземная станция с островной платформой. Также наземные (эстакадные) станции бывают не только крытые, но и без крыши, и не только с островной платформой, но и с боковыми. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
7. Через Вену протекает большая река Дунай с несколькими руслами, метро пересекает её несколько раз по мостам. На фото — вид на мост после станции Donaumarina [Донаумарина] (Дунайская марина) на 2-й линии.

Через Вену протекает большая река Дунай с несколькими руслами, метро пересекает её несколько раз по мостам. На фото — вид на мост после станции Donaumarina [Донаумарина] (Дунайская марина) на 2-й линии. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
8. Одна из станций — Donauinsel [Донауинзель] (Дунайский остров) на 1-й линии находится прямо на мосту. По верхнему ярусу движутся автомобили, посередине нижнего яруса проходит метро, а по бокам — пешеходно-велосипедная дорожка.

Одна из станций — Donauinsel [Донауинзель] (Дунайский остров) на 1-й линии находится прямо на мосту. По верхнему ярусу движутся автомобили, посередине нижнего яруса проходит метро, а по бокам — пешеходно-велосипедная дорожка. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
9. Несмотря на уникальность станции на мосту, внутри станция Donauinsel выглядит обыденно для венского метро — всё та же однотипная универсальная отделка.

Несмотря на уникальность станции на мосту, внутри станция Donauinsel выглядит обыденно для венского метро — всё та же однотипная универсальная отделка. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
10. Типичная полоса с многократно повторяющимся названием станции и табличка со схемой линии на путевой стене станции Леопольдово. Такие указатели и схемы размещены на стенах почти всех станций метро Вены (кроме тех, где сохранён исторический облик 100-летней давности), а также не только Вены, но и Санкт-Петербурга. (Это в Питере позаимствовали дизайн из Вены, а не наоборот.)

Типичная полоса с многократно повторяющимся названием станции и табличка со схемой линии на путевой стене станции Леопольдово. Такие указатели и схемы размещены на стенах почти всех станций метро Вены (кроме тех, где сохранён исторический облик 100-летней давности), а также не только Вены, но и Санкт-Петербурга. (Это в Питере позаимствовали дизайн из Вены, а не наоборот.) © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
11. На 1, 2, 3 и 4 линиях метро Вены используется подвижной состав двух типов. На фото — станция 1-й линии Kaisermühlen [Кайзермюллен] (Императорская мельница), поезд из вагонов старой серии (U/U1/U2), работающих в венском метро с 1970-х годов. Кстати, это пример эстакадной станции без крыши и с боковыми платформами (на одной из предыдущих фотографий было наоборот по обоим пунктам).

На 1, 2, 3 и 4 линиях метро Вены используется подвижной состав двух типов. На фото — станция 1-й линии Kaisermühlen [Кайзермюллен] (Императорская мельница), поезд из вагонов старой серии (U/U1/U2), работающих в венском метро с 1970-х годов. Кстати, это пример эстакадной станции без крыши и с боковыми платформами (на одной из предыдущих фотографий было наоборот по обоим пунктам). © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
12. Салон вагонов венского метро старого типа. Интересная особенность этих вагонов — для открытия дверей на станции нужно дёрнуть за ручку, причём, половинки дверей открываются независимо друг от друга. А закрываются двери автоматически.

Салон вагонов венского метро старого типа. Интересная особенность этих вагонов — для открытия дверей на станции нужно дёрнуть за ручку, причём, половинки дверей открываются независимо друг от друга. А закрываются двери автоматически. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
13. Вагоны венского метро новой серии — типа V (на фото — на станции Alte Donau). Они являются представителями серии Siemens Modular Metro, их ближайшие “родственники” (из той же серии Siemens Modular Metro) — новые поезда MX3000 в метро Осло, которые я уже показывал.

Вагоны венского метро новой серии — типа V (на фото — на станции Alte Donau). Они являются представителями серии Siemens Modular Metro, их ближайшие “родственники” (из той же серии Siemens Modular Metro) — новые поезда MX3000 в метро Осло, которые я уже показывал. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
14. Интерьер вагонов типа V венского метро. Здесь для открытия дверей на станциях уже не нужно дёргать ручку, двери открываются нажатием на кнопку.

Интерьер вагонов типа V венского метро. Здесь для открытия дверей на станциях уже не нужно дёргать ручку, двери открываются нажатием на кнопку. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
15. На первый взгляд кажется, что все станции 1-й и 3-й линий венского метро выглядят очень похоже. Но на самом деле в оформлении многих из них используются индивидуальные украшения. Например, на станции Rochusgasse [Рохусгассе] (3-я линия) путевые стены украшены античными каменными элементами, вероятно, найденными на раскопках в этом месте. (К сожалению, не знаю подробностей об их происхождении.)

На первый взгляд кажется, что все станции 1-й и 3-й линий венского метро выглядят очень похоже. Но на самом деле в оформлении многих из них используются индивидуальные украшения. Например, на станции Rochusgasse [Рохусгассе] (3-я линия) путевые стены украшены античными каменными элементами, вероятно, найденными на раскопках в этом месте. (К сожалению, не знаю подробностей об их происхождении.) © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
16. На станции Schweglerstraße [Швеглерштрассе] на 3-й линии в подземном вестибюле установлена современная художественная инсталляция об эволюции транспорта (здесь видны элементы паровоза, легковой автомобиль, небольшой самолёт и космическая ракета). Разнообразные непохожие украшения встречаются и на ряде других станций. Потом посвящу этой теме отдельный пост.

На станции Schweglerstraße [Швеглерштрассе] на 3-й линии в подземном вестибюле установлена современная художественная инсталляция об эволюции транспорта (здесь видны элементы паровоза, легковой автомобиль, небольшой самолёт и космическая ракета). Разнообразные непохожие украшения встречаются и на ряде других станций. Потом посвящу этой теме отдельный пост. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
17. Вторая линия венского метро — самая новая. Оформление новых станций ещё более минималистично, чем на классических станциях метро 1-й и 3-й линий: стены многих станций — никак не отделанный серый железобетон, “украшенный” только фиолетовой полосой с названием станции (фиолетовый — это цвет второй линии). На фото — станция Messe-Prater (однопролётная станция мелкого заложения). Дизайн этой станции немного отличается от других: в потолке расположены световые окна, через которые на станцию попадает уличный свет.

Вторая линия венского метро — самая новая. Оформление новых станций ещё более минималистично, чем на классических станциях метро 1-й и 3-й линий: стены многих станций — никак не отделанный серый железобетон, “украшенный” только фиолетовой полосой с названием станции (фиолетовый — это цвет второй линии). На фото — станция Messe-Prater (однопролётная станция мелкого заложения). Дизайн этой станции немного отличается от других: в потолке расположены световые окна, через которые на станцию попадает уличный свет. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
18. Ещё одна станция 2-й линии — Donaustadtbrücke [Донауштадтбрюке] (Дунайский городской мост). Это пример крытой эстакадной станции с боковыми платформами.

Ещё одна станция 2-й линии — Donaustadtbrücke [Донауштадтбрюке] (Дунайский городской мост). Это пример крытой эстакадной станции с боковыми платформами. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
19. Donauspital [Донаушпиталь] (Дунайская больница) — тоже эстакадная станция 2-й линии, но с островной платформой.

Donauspital [Донаушпиталь] (Дунайская больница) — тоже эстакадная станция 2-й линии, но с островной платформой. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
20. А вот центральная часть 2-й линии была преобразована из тоннеля подземного трамвая, платформы остановок которого были удлиннены. В результате здесь много кривых малого радиуса, из-за чего на линии есть ограничение по скорости и пропускной способности. На фото пример такой станции — Museumsquartier [Музеумсквартир] (Музейный квартал). Обратите внимание, что в результате реконструкции платформы таких станций расположены со смещением.

А вот центральная часть 2-й линии была преобразована из тоннеля подземного трамвая, платформы остановок которого были удлиннены. В результате здесь много кривых малого радиуса, из-за чего на линии есть ограничение по скорости и пропускной способности. На фото пример такой станции — Museumsquartier [Музеумсквартир] (Музейный квартал). Обратите внимание, что в результате реконструкции платформы таких станций расположены со смещением. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
21. Четвёртая линия — самая историческая линия метро Вены: она основана на участках городской железной дороги, открытой ещё в 1898–1901 годах по отгороженному участку русла реки Вены. На фото — русло Вены рядом со станцией Stadtpark [Штадтпарк] (Городской парк). Линия метро находится за стенкой слева, а также позади этой стены видно здание вестибюля станции.

Четвёртая линия — самая историческая линия метро Вены: она основана на участках городской железной дороги, открытой ещё в 1898–1901 годах по отгороженному участку русла реки Вены. На фото — русло Вены рядом со станцией Stadtpark [Штадтпарк] (Городской парк). Линия метро находится за стенкой слева, а также позади этой стены видно здание вестибюля станции. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
22. Станция Schönbrunn [Шёнбрунн] 4-й линии венского метро, вид с переходного мостика. Русло реки Вены находится за стенкой слева.

Станция Schönbrunn [Шёнбрунн] 4-й линии венского метро, вид с переходного мостика. Русло реки Вены находится за стенкой слева. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
23. Станция Schönbrunn (наземная, с боковыми платформами) сохранила исторический облик станций конца XIX – начала XX века. На самом деле в те годы это был тоже типовой проект, точно так же выглядели многие другие старые станции (и до сегодняшних дней сохранилось ещё несколько примеров).

Станция Schönbrunn (наземная, с боковыми платформами) сохранила исторический облик станций конца XIX – начала XX века. На самом деле в те годы это был тоже типовой проект, точно так же выглядели многие другие старые станции (и до сегодняшних дней сохранилось ещё несколько примеров). © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
24. При реконструкции старой железной дороги в линию метро станции были удлиннены. На этой фотографии видна новая часть платформ, пристроенная к старой станции.

При реконструкции старой железной дороги в линию метро станции были удлиннены. На этой фотографии видна новая часть платформ, пристроенная к старой станции. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
25. Но многие станции 4-й линии при реконструкции были приведены к типовому современному виду. Например, на фото — станция Ober St. Veit [Обер Сент-Файт], наземная, открытая, с боковыми платформами. Точно так же выглядит большинство станций 4-й линии венского метро.

Но многие станции 4-й линии при реконструкции были приведены к типовому современному виду. Например, на фото — станция Ober St. Veit [Обер Сент-Файт], наземная, открытая, с боковыми платформами. Точно так же выглядит большинство станций 4-й линии венского метро. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
26. На 4-й линии метро Вены используется такой же подвижной состав, как и на первых трёх линиях. На фото — новые поезда типа V на станции Ober St. Veit.

На 4-й линии метро Вены используется такой же подвижной состав, как и на первых трёх линиях. На фото — новые поезда типа V на станции Ober St. Veit. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
27. Станция Hütteldorf [Хюттэльдорф] 4-й линии — одна из уникальных станций венского метро, не очень похожая на другие станции. Старинная наземная (или даже немножко надземная) крытая станция “в клеточку”. Её вестибюль совмещён с железнодорожной станцией.

Станция Hütteldorf [Хюттэльдорф] 4-й линии — одна из уникальных станций венского метро, не очень похожая на другие станции. Старинная наземная (или даже немножко надземная) крытая станция “в клеточку”. Её вестибюль совмещён с железнодорожной станцией. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
28. Шестая линия метро Вены — самая непохожая на другие, она частично построена по эстакаде бывшей старинной городской железной дороги, и многие станции здесь сохранили свой исторический облик. На фото, например, станция Josefstädter Straße [Йозефштэдтер Штрассе].

Шестая линия метро Вены — самая непохожая на другие, она частично построена по эстакаде бывшей старинной городской железной дороги, и многие станции здесь сохранили свой исторический облик. На фото, например, станция Josefstädter Straße [Йозефштэдтер Штрассе]. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
29. Ещё одна старинная станция на 6-й линии — Währinger Straße — Volksoper [Вэрингер Штрассе — Фольксопер] (Народная опера), поперечный вид вестибюля на платформе.

Ещё одна старинная станция на 6-й линии — Währinger Straße — Volksoper [Вэрингер Штрассе — Фольксопер] (Народная опера), поперечный вид вестибюля на платформе. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
30. Вообще в Вене довольно бережно относятся к историческому наследию. Но на одной станции мне встретился пример ужоснах-реконструкции. Это станция Burggasse — Stadthalle [Бурггассе — Штадтхалле]. Получилось какое-то дикое и несуразное смешение стилей 100-летней станции и современной надстройки.

Вообще в Вене довольно бережно относятся к историческому наследию. Но на одной станции мне встретился пример ужоснах-реконструкции. Это станция Burggasse — Stadthalle [Бурггассе — Штадтхалле]. Получилось какое-то дикое и несуразное смешение стилей 100-летней станции и современной надстройки. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
31. На юге Вены 6-я линия проходит по эстакаде бывшего скоростного трамвая, построенной в 1970-е годы и реконструированной в линию метро в 1995. Здесь все станции — наземные (эстакадные), с боковыми платформами. На фото — станция Tscherttegasse [Черттегассе], например.

На юге Вены 6-я линия проходит по эстакаде бывшего скоростного трамвая, построенной в 1970-е годы и реконструированной в линию метро в 1995. Здесь все станции — наземные (эстакадные), с боковыми платформами. На фото — станция Tscherttegasse [Черттегассе], например. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
32. Примерно половина каждой станции 6-й линии венского метро имеет крышу-козырёк над платформами, а дальняя часть платформы обычно находится под открытым небом. На фото — дальняя часть платформы станции Perfektastraße [Перфекташтрассе], например.

Примерно половина каждой станции 6-й линии венского метро имеет крышу-козырёк над платформами, а дальняя часть платформы обычно находится под открытым небом. На фото — дальняя часть платформы станции Perfektastraße [Перфекташтрассе], например. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
33. При продлении 6-я линия метро Вены получила несколько новых станций, выглядящих почти так же, как обычные станции на других линиях венского метро. На фото, например, подземная однопролётная станция Jägerstraße [Йэгерштрассе].

При продлении 6-я линия метро Вены получила несколько новых станций, выглядящих почти так же, как обычные станции на других линиях венского метро. На фото, например, подземная однопролётная станция Jägerstraße [Йэгерштрассе]. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
34. В отличие от других линий, станции шестой линии метро Вены не были полностью реконструированы, поэтому на этой линии все станции — с низкими платформами, и используется другой подвижной состав — низкопольные вагоны с верхним токосъёмом (модели T/T1). На фото — поезд 6-й линии венского метро на станции Tscherttegasse.

В отличие от других линий, станции шестой линии метро Вены не были полностью реконструированы, поэтому на этой линии все станции — с низкими платформами, и используется другой подвижной состав — низкопольные вагоны с верхним токосъёмом (модели T/T1). На фото — поезд 6-й линии венского метро на станции Tscherttegasse. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | ]
35. Салон вагонов модели T/T1 на 6-й линии метро Вены.

Салон вагонов модели T/T1 на 6-й линии метро Вены. © Игорь Ванин, 2012–2013

[ | →]
36. Но, тем не менее, линия 6 в Вене считается полноценной линией метро, а с линией 4 у неё есть даже кросс-платформенная пересадка на станции Längenfeldgasse [Лэнгефельдгассе]. Здесь пути 4-й линии проходят посередине, а 6-й — по краям.

Но, тем не менее, линия 6 в Вене считается полноценной линией метро, а с линией 4 у неё есть даже кросс-платформенная пересадка на станции Längenfeldgasse [Лэнгефельдгассе]. Здесь пути 4-й линии проходят посередине, а 6-й — по краям. © Игорь Ванин, 2012–2013

PS. Уместить в одном посте все особенности и интересности метро Вены просто невозможно. Поэтому помимо этого обзорного поста в будущем будут подготовлены более подробные: пять фотопробежек по каждой линии венского метро в формате 1 или 2 фотографии каждой станции, отдельная серия будет посвящена арт-объектам в метро Вены и ещё одна серия о вагонах венского метро. Продолжение следует!

Это первая серия фотопрогулок по метро Вены.

Следующая серия: Линия 1 (красная)

Предыдущая серия фотопутешествий по австрийским городам: Вена, прогулка вокруг исторического центра города по Рингштрассе

Следующая серия: Линц, третий город Австрии

Не понял идею про наше будущее. 6-я линия переделана в метро частично из линии скоростного трамвая, частично — из городской электрички. У нас пока нет ни того, ни другого, поэтому нам в такое метро переделывать нечего, исходники отстутствуют.
У нас, конечно, переделывать не из чего, но строить нужно именно такое, как линия 6. Назовут ли это "метро", либо "скоростной трамвай" - не суть. Дешево, быстро - и в то же время по потребительским свойствам это почти как "классическое" метро.
Метро любите? я тоже. Но в СПб метро можно ждать полжизни.
Заходите, почитайте:
[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] </a>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Метро любите? я тоже. Но в СПб метро можно ждать полжизни.
Заходите, почитайте: <a href="http://spb-lrt.livejournal.com/tag/скоростной трамвай"</a>


Edited at 2013-05-25 05:12 (UTC)
Понастальгировал, спасибо.

Игорь, а ты не встречал на шестой линии метро обычные трамвайные сцепки? Когда я жил в Вене, часть поездов метро этой линии было составлено из 3-4х сцепок обычных трамваев.

И ещё что-то не заметил у тебя упоминания, что поезда бывают длинными (в обычное время) и короткими (ночью и рано утром).

Забавно, что стоп-кран (который имеется на каждой платформе) по немецки называется Zug not stop.
«обычные трамвайные сцепки»
Видел их только на фото в Википедии. Нашёл на более специфических сайтах, когда гуглил про венское метро, что они уже не используются с 2008 года, сейчас там только T/T1.

Коротких поездов не встречал совсем, хотя в один из дней начал съёмку очень-очень рано, а в последний день закончил позже полуночи, незадолго до закрытия.
Расцепку составов в течение суток я видел только в Стокгольме и Осло. Может быть, в Вене уже отменили эту особенность?
Ну и ещё хотел бы отметить, что расстояния между станциями метро в Вене очень короткие. На одной из линий в центре города с одной станции видна платформа следующей, расстояние между ними метров 300. Так что если кому надо ехать далеко, через весь город, подчас бывает быстрее на автобусе или электричке.

Ну это скорее исключение, чем правило. Всего в Венском метро примерно 100 станций, длина линий — 75 километров. Значит, среднее расстояние — 700–800 метров. И если есть короткие перегоны, менее полукилометра, значит, есть и длинные — больше километра.
«я б сказал на такое - жениться вам надо барин»
Одно другому не мешает. :-)

«всеобъемлюще»
На самом деле объёмно, но не всеобъемлюще. Перед подготовкой выборки фотографий я составил список особенностей венского метро, которые хотелось бы осветить в обзоре хотя бы одной фотографией, и получился список из примерно 50 пунктов. Потом долго думал, что выкинуть, а что объединить по две особенности на одну фотографию.
Поэтому в будущем подготовлю более подробные посты отдельно по линиям.
Жил бы в Австрии - ни за что не стал бы метрополитеном интересоваться.
На Hütteldorf отдалённо смахивает Площадь Габдуллы Тукая, что в Казани.

Edited at 2013-04-05 19:28 (UTC)
Не стал бы интересоваться из-за отсутствия архитектурного разнообразия или из-за чего-то ещё?
Например, с техническим оснащением там как раз всё хорошо, намного прогрессивнее, чем у нас. Хороший повод для интереса.

Посмотрел фотографии Габдуллы Тукая. Мне кажется, они совсем непохожи. Г.Т. — подземная, новенькая, отделанная блестящим гранитом. А Hütteldorf — историческая, наземная, встроенная в здание, с окошками, а основная фишка отделки — старинная керамическая плитка в клеточку, от которой аж рябит в глазах. :-)
Игорь, спасибо за экскурсию. Функционально, без излишеств. Впечатлила № 4 - время 21:20, а пассажиров раз-два и обчелся. В Москве и после 23 ч вовсю толчея.
Во-первых, европейские 21:20 — это как российские 22:20, потому что у них нет "декретного" временно́го сдвига. А во-вторых, я просто ждал и ловил момент без людей. Вполне возможно, что за 10 секунд до снимка и через 10 секунд после в поле зрения было намного больше народа. :-)
А вообще в Австрии встают и ложатся рано. Меня неприятно удивило, что после 20 часов интервал между поездами внезапно увеличился с 4 до 8 минут. А у меня тогда ещё несколько десятков станций было не отснято, а на следующий день с утра уже отъезд.
Увеличение интервала между поездами, по всей видимости, следствие снижения пассажиропотока, что фотография и запечатлела. С наблюдением, что в Австрии - полагаю, оно актуально для большей части Западной Европы - "ложатся рано" согласен.