metro

Метро Осло, пятая линия — Grorudbanen

Скоро весна и лето, впереди новые путешествия по разным странам и городам, в которых, наверное, будет какое-нибудь новое метро. Но сначала нужно разделаться со старыми долгами. На днях я случайно вспомнил о метро Осло, по которому катался больше двух лет назад и потом забыл выложить все фотографии.

Сегодняшняя фотопрогулка будет по 5-й линии, которая называется Grorudbanen. Но предварительно рекомендую ознакомиться с общей информацией о метро Осло и его истории в позапрошлогоднем обзорном посте о метро Осло.

В отличие от всех остальных линий, которые имеют по два радиуса с разных сторон города, соединяющиеся через цетральный тоннель, общий для всех линий, 5-я линия имеет только один восточный радиус, который был построен с 1966 до 1975 года, а с западной стороны эта линия заканчивается на центральном кольце на станции Storo.

Поскольку по историческим причинам старые радиусы расположены на западе города, а на востоке — новые, эта линия в среднем получается самой современной из-за отсутствия западного участка. По этой же причине на ней больше подземных станций: если станции 60-х годов почти все — наземные, то станции 70-х годов почти все — подземные.

Кроме того, 5-я линия необычна относительно других линий метро Осло тем, что поезда по ней ходят не раз в 15 минут, а иногда примерно вдвое чаще (дополнительные маршруты следуют только до центра города до станции Stortinget). Сколько продлится такая конфигурация — пока неизвестно. Например, существуют планы увеличить частоту хождения поездов по этой линии, не увеличивая загруженность центрального тоннеля, путём введения на ней двух маршрутов, следующих на разные радиусы, один из которых будет ходить как обычно, через центральный тоннель, а второй — через недозагруженную северную часть кольца (заезжая туда через пока ещё непостроенный перегон). Впрочем, это пока только планы, а пока предлагаю посмотреть фотографии того, что существует на сегодняшний день.

[ | ]
1. Vestli [Вэ́стли] (дата открытия — 21.12.1975). Конечная станция 5-й линии в восточной части города Осло, около 13 километров от центра города по прямой (реально путь получается несколько больше, 15 километров от Stortinget). За станцией расположены оборотные тупики (редкость для метро Осло), в которых производится сцеп/расцеп составов в зависимости от загруженности линии и отстой дополнительных поездов вне часа пик.

Vestli [Вэ́стли] (дата открытия — 21.12.1975). Конечная станция 5-й линии в восточной части города Осло, около 13 километров от центра города по прямой (реально путь получается несколько больше, 15 километров от Stortinget). За станцией расположены оборотные тупики (редкость для метро Осло), в которых производится сцеп/расцеп составов в зависимости от загруженности линии и отстой дополнительных поездов вне часа пик. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
2. Vestli, выход со станции.

Vestli, выход со станции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
3. Stovner [Сту́внер] (дата открытия — 18.08.1974). Станция неописуемой красоты: украшена изображениями цветочков, бабочек и человеческих лиц, одна из самых красочных станций метро Осло. Подготовьте своё тело и мозг! Prepare your body and mind! :-)

Stovner [Сту́внер] (дата открытия — 18.08.1974). Станция неописуемой красоты: украшена изображениями цветочков, бабочек и человеческих лиц, одна из самых красочных станций метро Осло. Подготовьте своё тело и мозг! Prepare your body and mind! :-) © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
4. Stovner — подземная станция, расположенная на въезде в тоннель. Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится под землёй (или под горой), а сразу за станцией пути выходят на поверхность.

Stovner — подземная станция, расположенная на въезде в тоннель. Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится под землёй (или под горой), а сразу за станцией пути выходят на поверхность. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
5. Rommen [Ру́мман] (дата открытия — 13.03.1974). Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель. Здесь тоннель ныряет под холм Румсос.

Rommen [Ру́мман] (дата открытия — 13.03.1974). Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель. Здесь тоннель ныряет под холм Румсос. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
6. Загадочное путевое развитие на станции Rommen. Непонятно откуда примыкающая ветка. На Гуглокарте, например, она вообще уже разобрана.

Загадочное путевое развитие на станции Rommen. Непонятно откуда примыкающая ветка. На Гуглокарте, например, она вообще уже разобрана. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
7. Romsås [Румсос] (дата открытия — 13.03.1974). Станция находится в тоннеле между станциями Grorud и Rommen. Низ — натуральная гранитная скала, верх — никак не обработанный монолитный железобетон.

Romsås [Румсос] (дата открытия — 13.03.1974). Станция находится в тоннеле между станциями Grorud и Rommen. Низ — натуральная гранитная скала, верх — никак не обработанный монолитный железобетон. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
8. Конструкции станции Romsås крупным планом. Кстати, создатели станции Håkon Mjelva, Elliot Strømme и F. Selmer за её создание были награждены наградой "Concrete board for outstanding construction".

Конструкции станции Romsås крупным планом. Кстати, создатели станции Håkon Mjelva, Elliot Strømme и F. Selmer за её создание были награждены наградой "Concrete board for outstanding construction". © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
9. Romsås, выход со станции.

Romsås, выход со станции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
10. Grorud [Грорюд] (дата открытия — 16.10.1966). Станция была конечной до открытия подземного участка (станции Grorud и Romsås) в 1974 году. А в 2008–2009 годы станция была реконструирована (как и многие другие станции 5-й линии): отремонтированы платформы, построены навесы от дождя, установлено новое освещение в едином стиле, построены новые удобные пандусы.

Grorud [Грорюд] (дата открытия — 16.10.1966). Станция была конечной до открытия подземного участка (станции Grorud и Romsås) в 1974 году. А в 2008–2009 годы станция была реконструирована (как и многие другие станции 5-й линии): отремонтированы платформы, построены навесы от дождя, установлено новое освещение в едином стиле, построены новые удобные пандусы. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
11. Ammerud [Аммерюд] (дата открытия — 16.10.1966, вместе с основной частью Grorudbanen). Станция расположена в стороне от жилого района, до которого можно добраться на автобусе.

Ammerud [Аммерюд] (дата открытия — 16.10.1966, вместе с основной частью Grorudbanen). Станция расположена в стороне от жилого района, до которого можно добраться на автобусе. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
12. Kalbakken [Колба́ккен] (дата открытия — 16.10.1966). Типовая наземная станция. Находится в центре жилого района.

Kalbakken [Колба́ккен] (дата открытия — 16.10.1966). Типовая наземная станция. Находится в центре жилого района. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
13. Rødtvet [Рёдтвэт] (дата открытия — 16.10.1966). Типовая наземная станция. Когда я фотографировал эту линию в 2009 году, несколько станций подряд находились на небольшой реконструкции.

Rødtvet [Рёдтвэт] (дата открытия — 16.10.1966). Типовая наземная станция. Когда я фотографировал эту линию в 2009 году, несколько станций подряд находились на небольшой реконструкции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
14. Veitvet [Вайтвэт] (дата открытия — 16.10.1966). Станция с довольно красочным художественным оформлением по сравнению с большинством наземных станций метро Осло.

Veitvet [Вайтвэт] (дата открытия — 16.10.1966). Станция с довольно красочным художественным оформлением по сравнению с большинством наземных станций метро Осло. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
15. Станция Veitvet находится в центре большого жилого района.

Станция Veitvet находится в центре большого жилого района. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
16. Linderud [Линдерюд] (дата открытия — 16.10.1966). Не знаю, что ещё написать об этой станции.

Linderud [Линдерюд] (дата открытия — 16.10.1966). Не знаю, что ещё написать об этой станции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
17. Vollebekk [Воллэбек] (дата открытия — 16.10.1966). Не знаю, что ещё написать об этой станции.

Vollebekk [Воллэбек] (дата открытия — 16.10.1966). Не знаю, что ещё написать об этой станции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
18. Risløkka [Ризлёкка] (дата открытия — 16.10.1966). После реконструкции платформа станции обзавелась парковкой для велосипедов.

Risløkka [Ризлёкка] (дата открытия — 16.10.1966). После реконструкции платформа станции обзавелась парковкой для велосипедов. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
19. Risløkka, вход на станцию.

Risløkka, вход на станцию. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
20. Økern [Öкерн] (дата открытия — 16.10.1966). Станция расположена в деловом районе. Здесь же проходит автомобильная магистраль — 3-е кольцо, станция является пересадочным узлом на множество автобусных маршрутов.

Økern [Öкерн] (дата открытия — 16.10.1966). Станция расположена в деловом районе. Здесь же проходит автомобильная магистраль — 3-е кольцо, станция является пересадочным узлом на множество автобусных маршрутов. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
21. На станциях метро Осло часто ведутся работы по реконструкции прямо во время работы, без закрытия движения. Например, на этом снимке на станции Økern возводится автомобильный или пешеходный мост из монолитного железобетона над платформой и путями станции.

На станциях метро Осло часто ведутся работы по реконструкции прямо во время работы, без закрытия движения. Например, на этом снимке на станции Økern возводится автомобильный или пешеходный мост из монолитного железобетона над платформой и путями станции. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
22. Hasle (16.10.1966). Это первая наземная станция после ответления линии Grorudbanen от центрального кольца.

Hasle (16.10.1966). Это первая наземная станция после ответления линии Grorudbanen от центрального кольца. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
23. Karl Berners Plass. Была открыта в 1923 году как станция трамвая, реконструирована в станцию метро 16.10.1966. Сначала была только станцией Grorudbanen (нынешней 5-й линии), а после замыкания центрального тоннеля в кольцо здесь также ходит поезд 6-й (кольцевой/петлевой) линии.

Karl Berners Plass. Была открыта в 1923 году как станция трамвая, реконструирована в станцию метро 16.10.1966. Сначала была только станцией Grorudbanen (нынешней 5-й линии), а после замыкания центрального тоннеля в кольцо здесь также ходит поезд 6-й (кольцевой/петлевой) линии. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
24. Tøyen [Тö́йен] (22.05.1966). Станция на три пути. Поезда линии маршрутов 1/2/3/4 прибывают в бо́льший зал, а поезда 5-й линии (с кольца) прибывают в дополнительный малый зал, фрагмент которого — на этой фотографии.

Tøyen [Тö́йен] (22.05.1966). Станция на три пути. Поезда линии маршрутов 1/2/3/4 прибывают в бо́льший зал, а поезда 5-й линии (с кольца) прибывают в дополнительный малый зал, фрагмент которого — на этой фотографии. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
25. Grønland [Грёнланд] (22.05.1966).

Grønland [Грёнланд] (22.05.1966). © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
26. Jernbanetorget — "железнодорожная площадь" (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом.

Jernbanetorget — "железнодорожная площадь" (22.05.1966). Станция находится под центральным железнодорожным вокзалом. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
27. Stortinget (06.05.1987) (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). Четырёхпутная станция, для некоторых сокращённых маршрутов 5-й линии является конечной. Поезда, для которых станция является конечной, прибывают на боковые пути, один из которых изображён на этой фотографии. А ранее, до объединения метро в единую систему в 1995 году, эта станция была конечной для всех восточных радиусов.

Stortinget (06.05.1987) (до реконструкции здесь была станция Sentrum с 1977 до 1983 года). Четырёхпутная станция, для некоторых сокращённых маршрутов 5-й линии является конечной. Поезда, для которых станция является конечной, прибывают на боковые пути, один из которых изображён на этой фотографии. А ранее, до объединения метро в единую систему в 1995 году, эта станция была конечной для всех восточных радиусов. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
28. Nationaltheatret (28.07.1928) — первая подземная станция метро в Скандинавии. Станция находится рядом с Национальным театром Норвегии — крупнейшим в стране.

Nationaltheatret (28.07.1928) — первая подземная станция метро в Скандинавии. Станция находится рядом с Национальным театром Норвегии — крупнейшим в стране. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
29. Majorstuen — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Здесь от кольца ответвляются маршруты некоторых западных линий (1, 2, 6), а мы поедем дальше по 5-й линии на кольцо.

Majorstuen — самая старая из центральных станций, открытая 31.05.1898. Это наземная станция, больше похожая не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Здесь от кольца ответвляются маршруты некоторых западных линий (1, 2, 6), а мы поедем дальше по 5-й линии на кольцо. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
30. Blindern (историческое название — Blindernveien) (1934) — станция кольца, исходно построенная для линии Sognsvann. Сейчас через неё проходят поезда 3, 4 и 5-й линий. В отличие от восточных станций 5-й линии, эта станция ещё не подвергалась реконструкции и осовремениванию.

Blindern (историческое название — Blindernveien) (1934) — станция кольца, исходно построенная для линии Sognsvann. Сейчас через неё проходят поезда 3, 4 и 5-й линий. В отличие от восточных станций 5-й линии, эта станция ещё не подвергалась реконструкции и осовремениванию. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
31. Forskningsparken. Станция построена на действующем участке к 1999 году, заменив станцию Vestgrensa, находившуюся неподалёку. Станция была построена для обеспечения удобной пересадки на трамвай.

Forskningsparken. Станция построена на действующем участке к 1999 году, заменив станцию Vestgrensa, находившуюся неподалёку. Станция была построена для обеспечения удобной пересадки на трамвай. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
32. Ullevål Stadion (10.10.1934). На этой станции от кольца ответвляется линия 3 (Sognsvann), а мы движемся дальше по кольцу вместе с линиями 4 и 5.

Ullevål Stadion (10.10.1934). На этой станции от кольца ответвляется линия 3 (Sognsvann), а мы движемся дальше по кольцу вместе с линиями 4 и 5. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
33. Nydalen — самая новая станция центрального кольца, открытая 20.08.2003.

Nydalen — самая новая станция центрального кольца, открытая 20.08.2003. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
34. Выход в город со станции Nydalen совмещён с аттракционом "Тоннель света", насыщенные цвета подсветки которого меняются по несколько раз в минуту.

Выход в город со станции Nydalen совмещён с аттракционом "Тоннель света", насыщенные цвета подсветки которого меняются по несколько раз в минуту. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | ]
35. Storo (22.08.2003) — наземная станция на северо-востоке центрального кольца.

Storo (22.08.2003) — наземная станция на северо-востоке центрального кольца. © Игорь Ванин, 2009–2012

[ | →]
36. Когда-нибудь поезда 5-й линии будут приходить на станцию Storo и с другой стороны, а пока она является конечной. Спасибо за внимание!

Когда-нибудь поезда 5-й линии будут приходить на станцию Storo и с другой стороны, а пока она является конечной. Спасибо за внимание! © Игорь Ванин, 2009–2012

Другие фотопрогулки по метро Осло:

Предыдущая: Первая линия — Holmenkollbanen, поднимающаяся в горы почти на 500 метров

Следующая: Петлеобразная линия 4/6 — Lambertseterbanen — Kolsåsbanen

Предыдущая серия фотопутешествий по Норвегии и Осло: Современная норвежская архитектура: опера Осло и виды города с её крыши

Следующая серия: Прогулка вокруг городской ратуши и по её окрестностям